доклад Професиональный стандарт педагога
статья на тему

Пеляйкина Светлана Валентиновна

доклад Профессиональнфй стандарт педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof_standart.docx31.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Критерии оценки профессиональной компетентности учителя»

Лев Толстой говорил: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

    Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно – исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге, они так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений в Российской школе. Как реализует педагог нововведения. Что он делает в школе, чтобы достичь результатов.

         В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля. Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

          Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" датирован 18 октября 2013_года. 
        Приказ утверждает, что профессиональный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем
_оплаты_труда_с 1_января_2015_года.
        Приказ зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года Однако на Всероссийском съезде  педагогических работников в ноябре 2015г Дмитрий Ливанов сообщил о том, что введение профстандарта «педагог» перенесли на 1 января 2017 года.
Его внедрение вызывает много вопросов и тревог в педагогической среде: Что это – новая модная инициатива? Не станет ли гораздо хуже, чем было? Не станут ли новые, непомерно высокие требования к профессиональным компетенциям педагога в руках чиновников и администраторов дополнительным средством влияния на учителей (воспитателей)? И многие другие вопросы.        

        Переход общеобразовательных организаций к применению нового профстандарта педагога будет постепенным и последовательным, в целом этот процесс может занять не один год. На сегодняшний день, утвержденный профессиональный стандарт педагога применяется на базе отдельно взятых стажировочных площадок, а повсеместное внедрение, скорее всего, состоится не раньше 2018 года. Дискуссии, которые вызвало вступление в силу приказа «Об утверждении профессионального стандарта педагога», все еще не утихли.

        Основная мысль документа давно забытая фраза Константина Дмитриевича Ушинского «В деле обучения и воспитания, во всѐм школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога?

Почему недостаточно тех квалификационных характеристик и действующих должностных инструкций, на основе которых сегодня осуществляется аттестация педагогических работников?

        Должностная инструкция дает наименование должности (например, учитель математики) и перечисляет функции работника, входящие в его обязанности, тем самым обеспечивая ему правовую защиту.

          Квалификационная характеристика перечисляет минимум требований к работнику, без которых его нельзя допускать к соответствующей деятельности.

            Профстандарты вводятся для того, чтобы актуализировать требования к работникам, претендующим на ту или иную должность, и привести профессиональное образование в соответствие с реальной ситуацией на рынке труда. Проще говоря, чтобы понимать, что должен уметь делать тот или иной специалист, а также какова функция и роль в своей сфере.

Цели

  • Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка
  • Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
  • Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
  • Содействовать вовлечению педагогов в решении задач повышения качества образования

Область применения:

  1. При приеме на работу в ОУ на должность «педагог»
  2. При проведении аттестации педагогов ОУ
  3. При проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий

Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: индивидуального подхода в образовании!

  1.  Работа с одаренными учащимися.
  2.  Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  3.  Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  4.  Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  5.  Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Содержание профессионального стандарта педагога: Обучение:

 Педагог должен:

  • Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.  
  • Демонстрировать знание предмета и программы обучения.  
  • Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).  
  • Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
  • Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
  • Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.  
  • Владеть ИКТ-компетенциями.

Воспитательная работа: Педагог должен: 

  • Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
  • Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
  • Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
  • Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
  • Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
  • Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
  • Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
  • Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
  • Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
  • Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
  • Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
  • Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
  • Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
  • Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
  •  Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).  
  • Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
  • Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
  • Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.  

Развитие  (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 

  • Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
  • Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
  • Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
  • Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.  
  • Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
  • Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
  • Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
  • Умение отслеживать динамику развития ребенка.
  • Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
  • Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
  • Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.  
  • Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
  • Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
  •  Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.  
  • Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
  • Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
  • Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
  • Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
  • Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
  • Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Как оценивать соответствие педагога требованиям стандарта.

Оценку соответствия педагога требованиям профстандарта можно осуществить,  например,   посредством внутреннего и внешнего аудита.

Для справки. Аудит(от лат. audit — слушает)  – это  процедура независимой оценки деятельности организации, системы, процесса, проекта или продукта

В ходе аудита персонала устанавливается уровень соответствия сотрудника занимаемой им должности, оцениваются личностные качества, даётся комплексная характеристика работникам.

Внешний аудит - это оценка  с привлечением специалистов аудиторской фирмы  для получения действительно независимой оценки, которую может дать только взгляд «со стороны».

Внутренний аудит – аудит, осуществляемый собственными силами организации, например, ревизионной комиссией, или другой организацией от её имени для оценки соответствия предъявляемым к педагогам профессиональных требований.

Оба вида аудита включают в себя анализ планов и отчётов, посещение проводимых уроков, результатов   обучения, воспитания и развития обучающихся.

Сбор данных для оценивания осуществляется путём «результативного» опроса, выслушивания, наблюдений, анализа документов, записей и документированных данных. В качестве внешнего аудита могут быть использованы также  результаты аттестации педагогов.

Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся.

Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с «потребителями» его деятельности. В качестве таких потребителей  выступают сами обучающиеся и их родители.

 Заключительные положения

  • Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
  • Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
  • Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, - средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.
  • Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. Сегодня это сделать проблематично из-за:

  • недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
  • плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
  • слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.

Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В РАЗВИТИИ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ

В данной презентации представлены формы и приемы организации методической службы школы для повышения профессионального уровня учителя....

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.    При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

ВЛАДЕНИЕ НОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСАМИ – НЕОБХОДИМОЕ ТРЕБОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА Доклад на педагогическом совете

    В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....

Доклад для выступления на педсовете на тему: «Профессиональный стандарт педагога: структура и содержание».

Профессиональный стандарт педагога - это рамочный документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными...

Доклад: "Профессиональный стандарт педагога".

Доклад: "Профессиональный стандарт педагога"....