«Проверка результатов обучения на уроках истории и обществознания»
опыты и эксперименты на тему

Самойлова Ольга Николаевна
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока. Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_znaniy.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

«Проверка результатов обучения на уроках истории и обществознания»

Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех.

Проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения. Она может проводиться на всех этапах урока.

Главная цель - выявить уровень усвоения знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой.

Виды проверки знаний и умений учащихся бывают : текущий, периодический и тематический, итоговый контроль.

Текущий контроль предполагает систематическую проверку усвоения знаний, умений на каждом уроке, оценку результатов обучения на уроке.

Периодический контроль осуществляется после изучения тем, разделов курса.

Итоговый контроль включает аттестацию учеников за весь период изучения кого-либо курса истории или обществознания. В своей работе мы используем все виды контроля.

Для систематической и тематической проверки знаний, т е текущего контроля на уроках истории и обществознания  применяются разные типы и формы: устные, письменные, практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные.

  1. К устным формам мы относим

-пересказ материала учебника;

- описательный рассказ с опорой на наглядный образ.

- рассказ от имени очевидца событий.

- изложение фактического материала по составленному учителем плану

В старших классах данное задание усложняется, т.к одним из ключевых заданий ГИА по обществознанию и истории  , является составление плана по определенной теме. Чтобы мы смогли проконтролировать умения учеников справляться с данным заданием, им предлагается по материалам параграфа составить сложный развернутый план ответа, который можно использовать при устном ответе у доски. Фактически ученик получает 2 оценки, за сформированность предметных и метапредметных действий.

- при устном ответе используются задания на сравнение и сопоставление (например, сравнить архитектурные сооружения разных эпох или сравнить художественные стили).

II. Рассмотрим письменные формы.

1Индивидуальные письменные задания.

2.Сейчас большее значение для проверки результатов обучения приобрели тесты - набор стандартизированных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Объективность теста означает независимость проверки и оценки знаний от учителя.

Мы применяем тесты как для текущего контроля, начиная с 5 класса  так и для тематического  и для итогового.

3.Написание творческих сочинений.

4. Написание эссе по истории и обществознанию в 10-11 классах

5. Работа с историческими источниками особенно важна в современных условиях – гос итоговой аттестации.

6. Составление таблиц (сравнительных, информационных, хронологических)

7. Проверка выполнения заданий в рабочих тетрадях.

8. Составление схем

9. Составление опорных конспектов

10. Особое место занимает работа с контурными картами.

Для контроля знаний на уроках истории и обществознания мы также применяем  индивидуальные(дифференцированные задания для слабых и сильных учеников). Например: карточки с письменными заданиями для слабых учеников; для сильных сообщения с использованием дополнительной литературы и решение проблемных задач

Нами  также используются нетрадиционные формы контроля:

1.Составление и отгадывание кроссвордов. Чаще всего кроссворды используются в качестве инструмента проверки знаний, приобретенных в ходе изучения пройденного учебного материала. С помощью такого метода можно установить уровень словарного запаса ученика. Такой вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников интереса к учению. Можно использовать как индивидуальные, так и групповые формы Особенно эффективно с методической точки зрения составление тематических кроссвордов: оно требует хорошего знания темы, умение четко формулировать определения понятий.

Анализ составленных учащимися кроссвордов проводится по таким критериям: а) количество вопросов, б) их качество.

2.Еще больший интерес вызывают у детей коллективные способы проверки знаний, виде различных электронных игр. «Своя игра», «Путешествия», «Угадай событие»

При итоговом контроле наряду с тестами используем такую формы: составление презентаций и их защита, и  устные зачеты:

Такая форма выявляет зрелость оценочных суждений и выводов школьников . Итоговая промежуточная аттестация проводится только в устной форме.

Зачеты тоже дифференцированы. При проведении зачетов предусматривается время для доработки помощи учителя во время зачета для слабых учащихся. Необходим и повышенный уровень знаний для учащихся с высоким уровнем знаний.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, отвечать эталонным представлениям, соответствовать уровню усвоения знаний и умений школьников. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"

В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по...

Из опыта работы: «Развитие метапредметных результатов обучающихся на уроках истории и обществознания"

Цель  данной работы: научить детей работать самостоятельно, способствуя развитию метапредметных  результатов....

Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"

Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории...

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...