Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"
методическая разработка по истории (10, 11 класс) на тему

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по всеобщей истории и истории России.

Серия заданий и методика диагностирования нацелены на формирование этнонационального сознания учащегося и выработку соответствующего ему поведения. Разработка рассчитана на учителей, воспитателей и родителей, так как использование системы заданий по этнонациональной толерантности, составленных в соответствии со школьными программами по истории и обществознанию, и последовательная работа с ними позволит оснастить учителей и родителей учащихся средствами диагностики отношения школьников к этнонациональным проблемам:

- определения затруднений в указанной области воспитания;

- коррекции формирующихся у учащихся адекватных образов других народов;

- выработки установок национально-толерантного сознания и поведения у старшеклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Отделение общего образования

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

слушателей курсов

«Совершенствование профессиональной компетентности учителя истории и обществознания в условиях реализации ФГОС

и профессионального стандарта педагога»

Формирование этнонациональной толерантности

как личностного результата учащихся

на уроках истории и обществознания

Автор проекта:

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна,

к.п.н., учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №18 с татарским языком обучения»

Приволжского района г. Казани

Научный руководитель:

_______________________________

Куратор: Заббарова Лилия Марсовна, к.и.н., доцент

Проект допущен к защите:

«__»____________ 2016 г.

Казань, 2016

Оглавление

Введение…………………………………………………………….3

Актуальность проекта…………………………………………….4

Цель и задачи проекта…………………………………………….6

Целевая группа проекта…………………………………………..6

        Проектное решение (основные идеи проекта,

        отражающие его новизну)………………………………………...6

Сроки реализации проекта……………………………………….15

        Ресурсное обеспечение проекта…………………………………..15

Ожидаемые результаты реализации проекта…………………..15

Основные критерии и показатели эффективности

реализации проекта………………………………………………..18

        Заключение………………………………………………………….19

        Литература…………………………………………………………..20

Введение

В проектной работе дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по всеобщей истории и истории России.

Серия заданий и методика диагностирования нацелены на формирование этнонационального сознания учащегося и выработку соответствующего ему поведения. В проектной работе приводятся основные документы по воспитанию толерантности, принятые во всем цивилизованном мире: Декларация «Тысячелетие» (Мillenium) Организации Объединенных Наций» от 8 сентября 2000 г. (1), Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. (2), «Рекомендации Комитета Министров государствам-членам Совета Европы по вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке» (3), документ ЮНЕСКО «Терпимость: преддверие мира. Учебно-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии» 1994 г. (4).

Проектная работа рассчитана на учителей, воспитателей и родителей, так как использование системы заданий по этнонациональной толерантности, составленных в соответствии со школьными программами по истории и обществознанию, и последовательная работа с ними позволит оснастить учителей и родителей учащихся средствами диагностики отношения школьников к этнонациональным проблемам:

- определения затруднений в указанной области воспитания;

- коррекции формирующихся у учащихся адекватных образов других народов;

- выработки установок национально-толерантного сознания и поведения у старшеклассников.

  1. Актуальность проекта

Часто говорят: история ничему не учит. Но это одно из тех утверждений, которые очень и очень относительные. Да, история ничему не научила Гитлера. Но человеческое сообщество, взятое в целом, не может игнорировать уроки истории. Кто думал и слышал о правах человека в 18 веке? Незначительное меньшинство. Но это не помешало появиться во Франции в 1789 году «Декларации прав человека и гражданина». А в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает «Всеобщую декларацию прав человека». И день ее принятия 10 декабря – отмечается во всем мире как День прав человека. Так в течение двух столетий идея прав человека укоренилась в общественном сознании. Так был усвоен один из уроков истории – необходимость отстаивания и соблюдения прав личности, борьбы против государственного произвола. А без усвоения этого урока не родилось бы в ряде стран и правозащитное движение.

В 2000 году ООН приняла Декларацию «Тысячелетие», в первом разделе которой перечисляются следующие фундаментальные ценности: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе (1). Воспитанию одной из них – терпимости, или толерантности, посвящена данная проектная работа, в которой главный акцент сделан на отношение к тесно связанным между собой общественным проявлениям этнической, расовой, конфессиональной принадлежности.

Предлагаемая система заданий направлена на осмысление изучаемого в средней школе исторического материала под углом формирования этнонациональной толератности, на выработку осознанной личностной позиции. В одной и той же школе сегодня учатся представители разных национальностей, религий и культур. И в этом новом мире трудно будет выжить тем, кто не научится видеть в людях других языков и обычаев, непохожих обликом и поведением, собратьев по очень сложному человеческому общежитию. Так О.В. Волобуев, доктор исторических наук, профессор, в предисловии к методическому пособию Дударева М.И., Демьянюка И.Ю., Полторака Д.И. «Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности» отмечает: «Тысячелетний опыт взаимоотношения народов, одновременно кровавый и богатый торговым и культурным обменом, получил отражение в пособии, предназначенном для творческой самостоятельной работы в рамках как общего учебного курса истории и обществознания, так и элективных курсов, в той или иной степени совпадающих с тематикой этого крайне необходимого современной школе пособия» (8, с. 5).

В последние годы появился ряд публикаций: Л.Н. Алексашиной «Школьные курсы всеобщей истории. уроки толерантности» (6), Л. Гатаговой «Уроки толерантности или вражды?» (7), А.Т. Кинкулькина «О толерантности в курсе обществоведения» (9), Г.В. Клоковой «Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории» (10), раскрывающие необходимость и возможность выстраивать в преподавании истории и обществознания систему ознакомления учащихся с проявлениями толерантности, обогащающими целевые установки образовательных программ ориентирами на гуманизм, многообразие и диалог культур.

Однако обогащение программ и учебников идеями и материалами об этнонациональной толерантности еще не гарантирует результатов воспитания. школа нуждается в педагогически обработанном материале, который актуализирует взаимоотношения людей в поликультурном мире, побуждает ученика к формированию собственной системы ценностей.  

  1. Цель и задачи проекта

2.1 Цель проекта

        Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания.

2.2 Задачи проекта:

1. Изучить проблему этнонациональной толерантности в преподавании истории и обществознания.

2. Использовать систему заданий на осмысление исторического и обществоведческого материала с целью формирования этнонациональной толератности учащихся как личностного результата.

3. На основе реализации системы заданий по этнонациональной толератности через различные формы работы на уроках истории и обществознания: дискуссии, дебаты, тестирование, проектную и исследовательскую работу, подготовку к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам провести диагностическое изучение личностного результата учащегося в плане развития его этнонационального сознания и его осознанной личностной позиции к этнонациональным проблемам общества.

3 Целевая группа проекта:

Обучающиеся 10 -11 классов.

  1. Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)

Толерантность происходит от латинского tolerantia, что означало в первоначальном смысле «терпение». Однако, как термин оно неизмеримо богаче, и значение его в настоящее время возрастает. Этнонациональная толерантность – это проявление терпимости в отношениях между нациями, расположенность к другим национальностям, умение мириться с проявлениями национальных черт характера, привычками, обычаями. При воспитании этого качества необходимо учитывать, что сегодня понятие конфликта в истории расширилось. В программах и учебниках речь идет не только о политических, идеологических, социальных, военных конфронтациях, но и об этнических их проявлениях, требует серьезного анализа истоков, мотиваций способов разрешения, нарушающих формулу «этнос-этнос».

На китайском языке слово «толерантность» означает: позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском оно определяется как прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение … расположенность к другим.

Несмотря на все смысловые нюансы, эти определения на различных языках имеют достаточно много общего для того, чтобы общее понятие «терпимость» служило совместной основой для практической деятельности. В частности, общепринято: терпимость необходима не только для гражданского общества, но также для выживания самого человечества, о чем говорится в документах ЮНЕСКО.

В рекомендациях Совета Европы среди целей преподавания наряду с другими положениями указывается на необходимость рассматривать изучение истории как решающий фактор в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами, когда новая волна национализма поднимается во многих странах Европы и мира, сотни тысяч людей покидают родные места. Совет Европы призывает учителей истории преодолеть:

- односторонность при освещении истории (аспект доминирования истории государства при недостаточном внимании к истории многих народов);

- преобладание внимания к истории войн и конфронтаций;

- представление исторических событий с позиции только одной из участвующих в них сторон, отражение господствующей в данный момент точки зрения;

- слабость координации материала по истории России и всемирной истории (3).

Преодоление данных недостатков в преподавании истории зависит не только от внесения исправлений в учебники и программы. Многое могут сделать учителя в процессе сообщения нового материала, в ответах на вопросы учащихся, организации их самостоятельной работы.

Учителю подчас трудно объяснить учащимся, как зарождается национализм, политический экстремизм, ксенофобия, терроризм.

Для многонациональной России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости, миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеют особое значение. Это отмечается в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятой Правительством Российской Федерации (5).

Формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы

с заданиями по этнонациональной толерантности

Специфика заданий: содержание заданий является дополнительным материалом в помощь учителям и учащимся при изучении ключевых тем школьного курса истории и обществознания.

Данные задания предназначены для выявления:

  1. пробелов в знаниях  и представлениях учащихся старших классов относительно проблем этнонациональной истории. Предполагается, что существует связь между уровнем и характером знаний и представлений учащихся и их отношением к проблемам и степени развития у них толерантной установки сознания в отношении других народов;
  2. отношения учащихся к различным вопросам истории, которые связаны с этнонациональными проблемами. Отношения к историческому прошлому различных народов проецируются на создаваемые в сознании подрастающего поколения их современные социально-психологические образы.

Таким образом, задания дают представление о том, насколько знания, получаемые учащимися в школе, способствуют формированию адекватных образов других народов и толерантных установок сознания.

На основе результатов выполнения заданий учитель может оценить степень развития в его классе отношений национальной толерантности и соответственно скорректировать учебный процесс, уделив особое внимание определенным темам, особым образом расставив смысловые акценты при изучении нового материала и пр.

Задания призваны выявить, насколько учащиеся ориентируются в историко-национальной проблематике, какие ее аспекты вызывают у них наибольшие затруднения. Поэтому информация, заложенная в заданиях, носит заведомо избыточный характер, охватывая широкий круг национально-исторических проблем.

   Таблица 1

Группы заданий по этнонациональной толерантности

Задания

Название группы заданий

Сущность заданий

Задания по всеобщей истории

Группа 1. Многонациональный мир: что мы знаем и думаем о нем

Призваны диагностировать уровень толерантного отношения учащихся к различным народам и их взгляды на современный мир. Они посвящены общим проблемам межнациональных отношений

Группа 2. Народы в мировом историческом процессе

Основаны на фактах, которые учащиеся могут знать или не знать. Выявляют отношение отношение учащихся к оценке событий прошлого и форме подачи материала, связанного с национальной проблематикой.

Группа 3. От древности к современности

Выходят за рамки школьной программы, предполагая углубленный интерес учащихся к мировой истории

Задания по истории России

Группа 1. Этнонациональная многоликость России

Призваны диагностировать уровень толерантного отношения учащихся к различным народам и их взгляды на современный мир. Они посвящены общим проблемам межнациональных отношений

Группа 2. Исторические знания и стереотипы в оценке различных народов

От учащихся требуется выбрать наиболее толерантную оценку событий прошлого.

Группа 3. Хорошо ли мы знаем прошлое России и населяющих их народов

Основаны на фактах, которые учащиеся могут знать или не знать. Выходят за рамки школьной программы, предполагая углубленный интерес учащихся к истории народов России

Варианты использования данных заданий:

- для определения уровня этнонациональной толерантности учащихся;

- в специализированных классах гимназий и лицеев, где учащиеся хорошо знакомы с пройденным материалом, в качестве одной из основ плюралистического подхода к преподаванию курса истории и обществознания;

- отдельные задания послужат основой для творческой работы, например, как материалы для дискуссий, проблемы для обсуждения в группах и т.п. при изучении соответствующих тем курса, при проведении повторения и закрепления;

- содержащиеся в материалах заданий проблемы можно положить в основу индивидуальных исследовательских работ учащихся, рефератов и пр.

- на уроке как логические связи между его различными структурными элементами или для концентрации внимания учащихся на рассматриваемых явлениях;

- для организации внеклассной работы: их можно включить в олимпиады, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой и справочным материалом.

Примерная форма работы с заданиями по этнонациональной толерантности

Игра-реконструкция (ролевая игра) по теме: «Общественное движение в России при Николае I. Славянофилы и западники”

(История России, 10 класс)

Можно использовать задание по 3 группам по оценке деятельности Петра I, которая являлась предметом полемики между западниками и славянофилами. Группы после вступительного слова учителя получают разные тексты о Петре I. Задачи работы в группах записываются на доске:

  1. Выделить основные оценки, содержащиеся в тексте.
  2. Определить, для какого направления общественного движения того времени характерен данный текст.
  3. Результаты работы записать в тетради.
  4. Подготовить выступление от имени представителя одного из двух направлений общественного движения.

Вопросы для сравнения

Эмоциональные акценты

Текст 1

Текст 2

Текст 3

Почему Петр решил проводить реформы?

Остро переживал отставание России, чтобы предотвратить порабощение

Глубоко ненавидел исконно русские традиции

Очевидна необходимость обновления, неизбежно заимствование

Что надо делать?

Усвоить европейский опыт в военном деле, производстве, государственном управлении, быту и культуре

Разрушить основы старой Руси и навязать ей все новое, европейское

Все старомосковское, по мнению Петра, - дикость, необходимо заимствование европейского

Какова цена реформ?

Напряжение всех сил и многие жертвы

Разрыв с корнями, раскол русской культуры и русской нации

Слишком крутые способы

Что в итоге?

России сбросила оболочку дикости и отсталости, стала великой державой

Пропасть непонимания между дворянством и народом

Преобразования носили поверхностный характер, не затронули основ российского общества

         Затем важно предложить учащимся «выйти из роли» и оценить тот материал, который они получили. В этих целях даются вопросы для обсуждения:

        Что общее в этих точках зрения?

        В чем отличие?

        Какая точка зрения представляется вам наиболее обоснованной?

Пример задания Группы 1 по всеобщей истории «Многонациональный мир: что мы знаем и думаем о нем»

Отметьте высказывания, которые считаете верными

Европа и мир

А) Народы Европы всегда были самыми развитыми и опережали народы других стран.

Б) Почти все «наследие» европейской культуры было когда-то заимствовано из культур более древних народов или народов других континентов. Сами же европейцы не создали ничего оригинального, а лишь ловко развивали присвоенные ими чужие идеи, выдавая это за свои «открытия».

В) Народы Европы – наследники великой античной цивилизации – несли народам других частей света культуру и благосостояние, основы правопорядка и демократии.

Д) Европейцы (особенно в последние века II тысячелетия н.э.) несли народам всего мира лишь войны, угнетение и ограбление.

Е) Культура современного мира создавалась совместными усилиями не только европейцев, но и народов всех частей света (хотя эта совместная деятельность была в основном неосознанной, а периоды сотрудничества перемежались с конфликтами и взаимным неприятием).

Пример задания Группы 2 по всеобщей истории «Народы в мировом историческом процессе»

 Выберите правильный вариант ответа.

  1. Так как находки самых ранних ископаемых останков человека сделаны на этом континенте, можно утверждать, что древнейшие люди появились на территории

А) Европы

Б) Азии

В) Африки

Г) Америки

Пример задания Группы 1 по истории России «Этнонациональная многоликость России»

Отметьте высказывания, которые считаете верными.

Становление многонациональной России

А) Часть народов России вошла в состав России добровольно, другие же были включены в нее помимо их воли.

Б) Все народы, живущие сейчас в России, были в прошлом завоеваны русскими.

В) Все народы, живущие на территории России, оказались в одном государстве с русскими путем мирного присоединения.

Г) Присоединение к России было всегда выгодным для других народов и способствовало их дальнейшему развитию.

Д) В ряде случаев присоединение к России благотворно сказывалось на судьбе присоединенных народов, но подчас вызывало протест и стремление к независимости.

Пример задания Группы 2 по истории России «Исторические знания и стереотипы в оценке различных народов»

В каждой теме три или четыре текста, в которых описывается одно из важных событий нашей истории. Отметьте тот из них, в котором, на ваш взгляд, факты прошлого изложены верно. Свой выбор поясните.

Пример задания Группы 3 по истории России «Хорошо ли мы знаем прошлое России и населяющих их народов»

Выберите правильный вариант ответа.

  1. Первое государство на территории современной России, где утвердился в качестве государственной религии ислам, -

А) Башкирия;

Б) Тмутараканское княжество;

В) Хазарский каганат;

Г) Волжская Булгария.

5. Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. - май 2018г.

  1. Ресурсное обеспечение проекта

 

Наименование

Количество

Примечание

Комплект заданий по этнонациональной толерантности по основным разделам всеобщей истории и истории России

2 комплекта

имеются

Хрестоматии, энциклопедии, философский, политологический, социологический и др. словари,

материалы СМИ

имеются

Проектор, ноутбук

1

имеются

7. Ожидаемые результаты реализации проекта

1. Решение проблемы формирования этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволит обогатить содержание преподаваемого материала, использовать различные формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы.

2. Использование системы заданий по этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволят сформировать личностную компетентность учащегося в вопросах отношения к этнонациональным, этнополитическим, этноконфессиональным аспектам окружающего его мира.

3. Диагностическое изучение личностного результата учащегося на основе реализации системы заданий по этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволяет выявить основные уровни развития этнонациональной толерантности как ключевой компетентности личности учащегося:

Таблица 2

Уровни развития этнонациональной толерантности учащегося

Уровень

Характеристика знаний и умений учащегося

Задача учителя

1 уровень

Учащийся не может правильно ответить на вопросы на осведомленность, а в заданиях на отношение выбор явно носит случайный характер (разнобой толерантных и интолерантных выборов). Такой учащийся просто не владеет материалом и не привык задумываться над проблемными вопросами

Учителю следует заняться повышением его культурного уровня

2 уровень

Учащийся не блещет правильными ответами в заданиях на осведомленность, но у него преобладают толерантные оценки. В таком случае толерантность – уже сложившаяся интенция его сознания.

Но неплохо бы сочетать терпимость к иному со знанием об ином. Учитель должен помочь такому учащемуся восполнить пробелы в знаниях

3 уровень

Учащийся показывает хорошее знание и чаще выбирает толерантные оценки.

Оптимальный результат для учителя и учащегося

4 уровень

Уровень знаний высок, но преобладают интолерантные оценки. Он может интересоваться национальным вопросом в силу сложившихся у него националистических убеждений, агрессивного отношения к иным нациям и пр.

Учителю нужно обратить особое внимание на такого ученика. От учителя потребуется немало такта и усилий в работе с ним.

5 уровень

Уровень знаний низок, но интолерантные оценки преобладают. Возможно, это следствие простого невежества или формирующегося национального нигилизма

Учителю есть над чем поработать

6 уровень

Знания средние или высокие, а интолерантные оценки сводятся к одной или двум темам.

Учителю следует выяснить, являются ли эти оценки следствием случайности или сложившегося взгляда.

В последнем случае для начала целесообразно узнать, что именно повлияло на формирование такой точки зрения

8. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта

1

2

3

Критерий эффективности

Единица измерения

Измеритель

Результаты выполнения заданий как показатель сформированности этнонациональной толерантности

учащихся через различные формы работы: дискуссии, дебаты,  тестирование, проектную и исследовательскую работу, подготовку к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам

Сочетание характера ответов, проверяющих компетентность учащихся в вопросах этнической истории с ответами на вопросы, признанные выявить отношение к тому или иному историческому факту, событию, явлению

Задания по этнонациональной толерантности по основным разделам всеобщей истории и истории России

Заключение

В условиях, когда проблемы этнонациональной истории недостаточно раскрываются в учебниках, а подчас и неверно, работа учителя истории и обществознания по формированию этнонациональной толерантности учащихся положительно влияет на формирование интереса к этим проблемам, углубит знания учащихся в данной области. обсуждение с учащимися результатов работы позволит выявить те формы деятельности, которые в социальной практике обеспечат возможность демонстрировать свои толерантные установки.

Приобщение учащихся в процессе обучения к важнейшим сторонам этнонационального развития нашей страны способствует  распознаванию расовых предрассудков, помогает критически осмыслить проблемы развития многонациональных государств. Знания в этой области помогают воспитанию в духе терпимости, в формировании этнонационального сознания.

  

Литература

Источники:

  1. Декларация «Тысячелетие» (Мillenium) Организации Объединенных Наций» (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.).
  2. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).
  3. Рекомендации Комитета Министров государствам-членам Совета Европы по вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке.
  4.  «Терпимость: преддверие мира. Учебно-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии» 1994 г. (документ ЮНЕСКО).
  5. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятая Правительством Российской Федерации (2001 - 2005 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629).

Литература

  1.  Алексашина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории. Уроки толерантности. / Л.Н. Алексашина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №10. – С. 24-29.
  2. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? / Л. Гатагова // «История» – Приложение к газете «Первое сентября» от 07.01.2004.
  3. Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. / М.И. Дударев и др. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Педагогическая мастерская).
  4. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществоведения. / А.Т. Кинкулькин //  Преподавание истории и обществознания в школе. –2002. – №8. – С. 21-27.
  5.  Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. / Г.В. Клокова // Преподавание истории и обществознания в школе. –2004. – №1. – С. 18-25.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Институт психологии и образования Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Отделение общего образования ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания Автор проекта: Фазылзянова Ильмира Ильдусовна , к.п.н ., учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №18 с татарским языком обучения» Приволжского района г. Казани

Слайд 2

Источники по проблеме формирования этнонациональной толерантности Декларация «Тысячелетие» (М illenium ) Организации Объединенных Наций» (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.). Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.). Рекомендации Комитета Министров государствам-членам Совета Европы по вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке. «Терпимость: преддверие мира. Учебно-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии» 1994 г. (документ ЮНЕСКО). Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятая Правительством Российской Федерации (2001 - 2005 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629).

Слайд 3

Цель и задачи проекта 2.1 Цель проекта Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания 2.2 Задачи проекта: 1. Изучить проблему этнонациональной толерантности в преподавании истории и обществознания. 2. Использовать систему заданий на осмысление исторического и обществоведческого материала с целью формирования этнонациональной толератности учащихся как личностного результата. 3. На основе реализации системы заданий по этнонациональной толератности через различные формы работы на уроках истории и обществознания: дискуссии , дебаты, тестирование, проектную и исследовательскую работу, подготовку к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам провести диагностическое изучение личностного результата учащегося в плане развития его этнонационального сознания и его осознанной личностной позиции к этнонациональным проблемам общества. 2. 3 Целевая группа проекта: Обучающиеся 10 -11 классов

Слайд 4

Формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы с заданиями по этнонациональной толерантности Специфика заданий: содержание заданий является дополнительным материалом в помощь учителям и учащимся при изучении ключевых тем школьного курса истории и обществознания. Данные задания предназначены для выявления: пробелов в знаниях и представлениях учащихся старших классов относительно проблем этнонациональной истории. Предполагается, что существует связь между уровнем и характером знаний и представлений учащихся и их отношением к проблемам и степени развития у них толерантной установки сознания в отношении других народов; отношения учащихся к различным вопросам истории, которые связаны с этнонациональными проблемами. Отношения к историческому прошлому различных народов проецируются на создаваемые в сознании подрастающего поколения их современные социально-психологические образы.

Слайд 5

Группы заданий по этнонациональной толерантности по всеобщей истории Название группы заданий Сущность заданий Группа 1. Многонациональный мир: что мы знаем и думаем о нем Призваны диагностировать уровень толерантного отношения учащихся к различным народам и их взгляды на современный мир. Они посвящены общим проблемам межнациональных отношений Группа 2. Народы в мировом историческом процессе Основаны на фактах, которые учащиеся могут знать или не знать. Выявляют отношение отношение учащихся к оценке событий прошлого и форме подачи материала, связанного с национальной проблематикой. Группа 3. От древности к современности Выходят за рамки школьной программы, предполагая углубленный интерес учащихся к мировой истории

Слайд 6

Группы заданий по этнонациональной толерантности по истории России Название группы заданий Сущность заданий Группа 1. Этнонациональная многоликость России Призваны диагностировать уровень толерантного отношения учащихся к различным народам и их взгляды на современный мир. Они посвящены общим проблемам межнациональных отношений Группа 2. Исторические знания и стереотипы в оценке различных народов От учащихся требуется выбрать наиболее толерантную оценку событий прошлого. Группа 3. Хорошо ли мы знаем прошлое России и населяющих их народов Основаны на фактах, которые учащиеся могут знать или не знать. Выходят за рамки школьной программы, предполагая углубленный интерес учащихся к истории народов России

Слайд 7

Варианты использования данных заданий: для определения уровня этнонациональной толерантности учащихся; в специализированных классах гимназий и лицеев, где учащиеся хорошо знакомы с пройденным материалом, в качестве одной из основ плюралистического подхода к преподаванию курса истории и обществознания; отдельные задания послужат основой для творческой работы, например, как материалы для дискуссий, проблемы для обсуждения в группах и т.п. при изучении соответствующих тем курса, при проведении повторения и закрепления; содержащиеся в материалах заданий проблемы можно положить в основу индивидуальных исследовательских работ учащихся, рефератов и пр. на уроке как логические связи между его различными структурными элементами или для концентрации внимания учащихся на рассматриваемых явлениях; для организации внеклассной работы: их можно включить в олимпиады, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой и справочным материалом.

Слайд 8

Игра-реконструкция (ролевая игра) по теме: «Общественное движение в России при Николае I . Славянофилы и западники” ( История России, 10 класс) Можно использовать задание по 3 группам по оценке деятельности Петра I , которая являлась предметом полемики между западниками и славянофилами. Группы после вступительного слова учителя получают разные тексты о Петре I . Задачи работы в группах записываются на доске: Выделить основные оценки, содержащиеся в тексте. Определить, для какого направления общественного движения того времени характерен данный текст. Результаты работы записать в тетради. Подготовить выступление от имени представителя одного из двух направлений общественного движения.

Слайд 9

Вопросы для сравнения Эмоциональные акценты Текст 1 Текст 2 Текст 3 Почему Петр решил проводить реформы? Остро переживал отставание России, чтобы предотвратить порабощение Глубоко ненавидел исконно русские традиции Очевидна необходимость обновления, неизбежно заимствование Что надо делать? Усвоить европейский опыт в военном деле, производстве, государственном управлении, быту и культуре Разрушить основы старой Руси и навязать ей все новое, европейское Все старомосковское, по мнению Петра, - дикость, необходимо заимствование европейского Какова цена реформ? Напряжение всех сил и многие жертвы Разрыв с корнями, раскол русской культуры и русской нации Слишком крутые способы Что в итоге? России сбросила оболочку дикости и отсталости, стала великой державой Пропасть непонимания между дворянством и народом Преобразования носили поверхностный характер, не затронули основ российского общества

Слайд 10

Пример задания Группы 1 по всеобщей истории «Многонациональный мир: что мы знаем и думаем о нем » Отметьте высказывания, которые считаете верными Европа и мир А) Народы Европы всегда были самыми развитыми и опережали народы других стран. Б) Почти все «наследие» европейской культуры было когда-то заимствовано из культур более древних народов или народов других континентов. Сами же европейцы не создали ничего оригинального, а лишь ловко развивали присвоенные ими чужие идеи, выдавая это за свои «открытия». В) Народы Европы – наследники великой античной цивилизации – несли народам других частей света культуру и благосостояние, основы правопорядка и демократии. Д) Европейцы (особенно в последние века II тысячелетия н.э.) несли народам всего мира лишь войны, угнетение и ограбление. Е) Культура современного мира создавалась совместными усилиями не только европейцев, но и народов всех частей света (хотя эта совместная деятельность была в основном неосознанной, а периоды сотрудничества перемежались с конфликтами и взаимным неприятием).

Слайд 11

Пример задания Группы 2 по всеобщей истории «Народы в мировом историческом процессе» Выберите правильный вариант ответа. Так как находки самых ранних ископаемых останков человека сделаны на этом континенте, можно утверждать, что древнейшие люди появились на территории А) Европы Б) Азии В) Африки Г) Америки

Слайд 12

Пример задания Группы 1 по истории России « Этнонациональная многоликость России» Отметьте высказывания, которые считаете верными . Становление многонациональной России А) Часть народов России вошла в состав России добровольно, другие же были включены в нее помимо их воли. Б) Все народы, живущие сейчас в России, были в прошлом завоеваны русскими. В) Все народы, живущие на территории России, оказались в одном государстве с русскими путем мирного присоединения. Г) Присоединение к России было всегда выгодным для других народов и способствовало их дальнейшему развитию. Д) В ряде случаев присоединение к России благотворно сказывалось на судьбе присоединенных народов, но подчас вызывало протест и стремление к независимости.

Слайд 13

Пример задания Группы 2 по истории России « Исторические знания и стереотипы в оценке различных народов» В каждой теме три или четыре текста, в которых описывается одно из важных событий нашей истории. Отметьте тот из них, в котором, на ваш взгляд, факты прошлого изложены верно. Свой выбор поясните.

Слайд 14

Пример задания Группы 3 по истории России « Хорошо ли мы знаем прошлое России и населяющих их народов» Выберите правильный вариант ответа . Первое государство на территории современной России, где утвердился в качестве государственной религии ислам, - А) Башкирия; Б) Тмутараканское княжество; В) Хазарский каганат; Г) Волжская Булгария

Слайд 15

Сроки реализации проекта: сентябрь 2016г. - май 2018г . Ресурсное обеспечение проекта Наименование Количество Примечание Комплект заданий по этнонациональной толерантности по основным разделам всеобщей истории и истории России 2 комплекта имеются Хрестоматии, энциклопедии, философский, политологический, социологический и др. словари, материалы СМИ имеются Проектор, ноутбук 1 имеются

Слайд 16

Ожидаемые результаты реализации проекта 1. Решение проблемы формирования этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволит обогатить содержание преподаваемого материала, использовать различные формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы. 2. Использование системы заданий по этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволят сформировать личностную компетентность учащегося в вопросах отношения к этнонациональным , этнополитическим, этноконфессиональным аспектам окружающего его мира. 3. Диагностическое изучение личностного результата учащегося на основе реализации системы заданий по этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволяет выявить основные уровни развития этнонациональной толерантности как ключевой компетентности личности учащегося:

Слайд 17

Уровни развития этнонациональной толерантности учащегося Уровень Характеристика знаний и умений учащегося Задача учителя 1 уровень Учащийся не может правильно ответить на вопросы на осведомленность, а в заданиях на отношение выбор явно носит случайный характер (разнобой толерантных и интолерантных выборов). Такой учащийся просто не владеет материалом и не привык задумываться над проблемными вопросами Учителю следует заняться повышением его культурного уровня 2 уровень Учащийся не блещет правильными ответами в заданиях на осведомленность, но у него преобладают толерантные оценки. В таком случае толерантность – уже сложившаяся интенция его сознания. Но неплохо бы сочетать терпимость к иному со знанием об ином. Учитель должен помочь такому учащемуся восполнить пробелы в знаниях 3 уровень Учащийся показывает хорошее знание и чаще выбирает толерантные оценки. Оптимальный результат для учителя и учащегося

Слайд 18

Уровни развития этнонациональной толерантности учащегося Уровень Характеристика знаний и умений учащегося Задача учителя 4 уровень Уровень знаний высок, но преобладают интолерантные оценки. Он может интересоваться национальным вопросом в силу сложившихся у него националистических убеждений, агрессивного отношения к иным нациям и пр. Учителю нужно обратить особое внимание на такого ученика. От учителя потребуется немало такта и усилий в работе с ним. 5 уровень Уровень знаний низок, но интолерантные оценки преобладают. Возможно, это следствие простого невежества или формирующегося национального нигилизма Учителю есть над чем поработать 6 уровень Знания средние или высокие, а интолерантные оценки сводятся к одной или двум темам. Учителю следует выяснить, являются ли эти оценки следствием случайности или сложившегося взгляда. В последнем случае для начала целесообразно узнать, что именно повлияло на формирование такой точки зрения

Слайд 19

Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта Критерий эффективности Единица измерения Измеритель Результаты выполнения заданий как показатель сформированности этнонациональной толерантности учащихся через различные формы работы: дискуссии, дебаты, тестирование, проектную и исследовательскую работу, подготовку к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам Сочетание характера ответов, проверяющих компетентность учащихся в вопросах этнической истории с ответами на вопросы, признанные выявить отношение к тому или иному историческому факту, событию, явлению Задания по этнонациональной толерантности по основным разделам всеобщей истории и истории России

Слайд 20

Литература Алексашина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории. Уроки толерантности. / Л.Н. Алексашина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №10. – С . 24-29. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? / Л. Гатагова // «История» – Приложение к газете «Первое сентября» от 07.01.2004. Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. / М.И. Дударев и др. – М.: Вентана -Граф, 2007. – 192 с. – (Педагогическая мастерская). Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществоведения. / А.Т. Кинкулькин // Преподавание истории и обществознания в школе. –2002. – №8. – С. 21-27.



Предварительный просмотр:

Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна, учитель истории и обществознания «Гимназии №18» г.Казани

В 2000 году ООН приняла Декларацию «Тысячелетие», в первом разделе которой перечисляются следующие фундаментальные ценности: свобода, равенство, солидарность, терпимость, уважение к природе (1). Воспитанию одной из них – терпимости, или толерантности, посвящена данная статья, в которой главный акцент сделан на отношение к тесно связанным между собой общественным проявлениям этнической, расовой, конфессиональной принадлежности.

Предлагаемая в статье методика направлена на осмысление изучаемого в средней школе исторического материала под углом формирования этнонациональной толератности, на выработку осознанной личностной позиции учащегося. В одной и той же школе сегодня учатся представители разных национальностей, религий и культур. И в этом новом мире трудно будет выжить тем, кто не научится видеть в людях других языков и обычаев, непохожих обликом и поведением, собратьев по очень сложному человеческому общежитию. Так О.В. Волобуев, доктор исторических наук, профессор, в предисловии к методическому пособию М.И.Дударева, И.Ю.Демьянюка, Д.И.Полторака «Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности» отмечает: «Тысячелетний опыт взаимоотношения народов, одновременно кровавый и богатый торговым и культурным обменом, получил отражение в пособии, предназначенном для творческой самостоятельной работы в рамках как общего учебного курса истории и обществознания, так и элективных курсов, в той или иной степени совпадающих с тематикой этого крайне необходимого современной школе пособия» (8, с. 5).

В последние годы появился ряд публикаций: Л.Н.Алексашиной «Школьные курсы всеобщей истории. уроки толерантности» (6), Л.Гатаговой «Уроки толерантности или вражды?» (7), А.Т.Кинкулькина «О толерантности в курсе обществоведения» (9), Г.В.Клоковой «Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории» (10), раскрывающие необходимость и возможность выстраивать в преподавании истории и обществознания систему ознакомления учащихся с проявлениями толерантности, обогащающими целевые установки образовательных программ ориентирами на гуманизм, многообразие и диалог культур.

Однако обогащение программ и учебников идеями и материалами об этнонациональной толерантности еще не гарантирует результатов воспитания. школа нуждается в педагогически обработанном материале, который актуализирует взаимоотношения людей в поликультурном мире, побуждает ученика к формированию собственной системы ценностей.

Толерантность происходит от латинского tolerantia, что означало в первоначальном смысле «терпение». Однако, как термин оно неизмеримо богаче, и значение его в настоящее время возрастает. Этнонациональная толерантность – это проявление терпимости в отношениях между нациями, расположенность к другим национальностям, умение мириться с проявлениями национальных черт характера, привычками, обычаями. При воспитании этого качества необходимо учитывать, что сегодня понятие конфликта в истории расширилось. В программах и учебниках речь идет не только о политических, идеологических, социальных, военных конфронтациях, но и об этнических их проявлениях, требует серьезного анализа истоков, мотиваций способов разрешения, нарушающих формулу «этнос-этнос».

На китайском языке слово «толерантность» означает: позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. В арабском оно определяется как прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение … расположенность к другим.

Несмотря на все смысловые нюансы, эти определения на различных языках имеют достаточно много общего для того, чтобы общее понятие «терпимость» служило совместной основой для практической деятельности. В частности, общепринято: терпимость необходима не только для гражданского общества, но также для выживания самого человечества, о чем говорится в документах ЮНЕСКО.

В рекомендациях Совета Европы среди целей преподавания наряду с другими положениями указывается на необходимость рассматривать изучение истории как решающий фактор в примирении, признании, понимании и взаимном доверии между народами, когда новая волна национализма поднимается во многих странах Европы и мира, сотни тысяч людей покидают родные места. Совет Европы призывает учителей истории преодолеть:

- односторонность при освещении истории (аспект доминирования истории государства при недостаточном внимании к истории многих народов);

- преобладание внимания к истории войн и конфронтаций;

- представление исторических событий с позиции только одной из участвующих в них сторон, отражение господствующей в данный момент точки зрения;

- слабость координации материала по истории России и всемирной истории (3).

Преодоление данных недостатков в преподавании истории зависит не только от внесения исправлений в учебники и программы. Многое могут сделать учителя в процессе сообщения нового материала, в ответах на вопросы учащихся, организации их самостоятельной работы.

Учителю подчас трудно объяснить учащимся, как зарождается национализм, политический экстремизм, ксенофобия, терроризм.

Для многонациональной России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости, миролюбия, профилактика различных видов экстремизма имеют особое значение. Это отмечается в Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятой Правительством Российской Федерации (5).

Содержание предлагаемых заданий является дополнительным материалом в помощь учителям и учащимся при изучении ключевых тем школьного курса истории и обществознания.

Данные задания предназначены для выявления:

  1. пробелов в знаниях  и представлениях учащихся старших классов относительно проблем этнонациональной истории. Предполагается, что существует связь между уровнем и характером знаний и представлений учащихся и их отношением к проблемам и степени развития у них толерантной установки сознания в отношении других народов;
  2. отношения учащихся к различным вопросам истории, которые связаны с этнонациональными проблемами. Отношения к историческому прошлому различных народов проецируются на создаваемые в сознании подрастающего поколения их современные социально-психологические образы.

Таким образом, задания дают представление о том, насколько знания, получаемые учащимися в школе, способствуют формированию адекватных образов других народов и толерантных установок сознания.

На основе результатов выполнения заданий учитель может оценить степень развития в его классе отношений национальной толерантности и соответственно скорректировать учебный процесс, уделив особое внимание определенным темам, особым образом расставив смысловые акценты при изучении нового материала и пр.

Задания призваны выявить, насколько учащиеся ориентируются в историко-национальной проблематике, какие ее аспекты вызывают у них наибольшие затруднения. Поэтому информация, заложенная в заданиях, носит заведомо избыточный характер, охватывая широкий круг национально-исторических проблем.

Таблица 1

Группы заданий по этнонациональной толерантности

Задания

Название группы заданий

Сущность заданий

Задания по всеобщей истории

Группа 1. Многонациональный мир: что мы знаем и думаем о нем

Призваны диагностировать уровень толерантного отношения учащихся к различным народам и их взгляды на современный мир. Они посвящены общим проблемам межнациональных отношений

Группа 2. Народы в мировом историческом процессе

Основаны на фактах, которые учащиеся могут знать или не знать. Выявляют отношение отношение учащихся к оценке событий прошлого и форме подачи материала, связанного с национальной проблематикой.

Группа 3. От древности к современности

Выходят за рамки школьной программы, предполагая углубленный интерес учащихся к мировой истории

Задания по истории России

Группа 1. Этнонациональная многоликость России

Призваны диагностировать уровень толерантного отношения учащихся к различным народам и их взгляды на современный мир. Они посвящены общим проблемам межнациональных отношений

Группа 2. Исторические знания и стереотипы в оценке различных народов

От учащихся требуется выбрать наиболее толерантную оценку событий прошлого.

Группа 3. Хорошо ли мы знаем прошлое России и населяющих их народов

Основаны на фактах, которые учащиеся могут знать или не знать. Выходят за рамки школьной программы, предполагая углубленный интерес учащихся к истории народов России

Варианты использования данных заданий:

- для определения уровня этнонациональной толерантности учащихся;

- в специализированных классах гимназий и лицеев, где учащиеся хорошо знакомы с пройденным материалом, в качестве одной из основ плюралистического подхода к преподаванию курса истории и обществознания;

- отдельные задания послужат основой для творческой работы, например, как материалы для дискуссий, проблемы для обсуждения в группах и т.п. при изучении соответствующих тем курса, при проведении повторения и закрепления;

- содержащиеся в материалах заданий проблемы можно положить в основу индивидуальных исследовательских работ учащихся, рефератов;

- на уроке как логические связи между его различными структурными элементами или для концентрации внимания учащихся на рассматриваемых явлениях;

- для организации внеклассной работы: их можно включить в олимпиады, в качестве домашнего задания, поскольку требуют работы с дополнительной литературой и справочным материалом.

Диагностическое изучение личностного результата учащегося на основе реализации системы заданий по этнонациональной толерантности на уроках истории и обществознания позволяет выявить основные уровни развития этнонациональной толерантности как ключевой компетентности личности учащегося:

Таблица 2

Уровни развития этнонациональной толерантности учащегося

Уровень

Характеристика знаний и умений учащегося

Задача учителя

1 уровень

Учащийся не может правильно ответить на вопросы на осведомленность, а в заданиях на отношение выбор явно носит случайный характер (разнобой толерантных и интолерантных выборов). Такой учащийся просто не владеет материалом и не привык задумываться над проблемными вопросами

Учителю следует заняться повышением его культурного уровня

2 уровень

Учащийся не блещет правильными ответами в заданиях на осведомленность, но у него преобладают толерантные оценки. В таком случае толерантность – уже сложившаяся интенция его сознания.

Но неплохо бы сочетать терпимость к иному со знанием об ином. Учитель должен помочь такому учащемуся восполнить пробелы в знаниях

3 уровень

Учащийся показывает хорошее знание и чаще выбирает толерантные оценки.

Оптимальный результат для учителя и учащегося

4 уровень

Уровень знаний высок, но преобладают интолерантные оценки. Он может интересоваться национальным вопросом в силу сложившихся у него националистических убеждений, агрессивного отношения к иным нациям и пр.

Учителю нужно обратить особое внимание на такого ученика. От учителя потребуется немало такта и усилий в работе с ним.

5 уровень

Уровень знаний низок, но интолерантные оценки преобладают. Возможно, это следствие простого невежества или формирующегося национального нигилизма

Учителю есть над чем поработать

6 уровень

Знания средние или высокие, а интолерантные оценки сводятся к одной или двум темам.

Учителю следует выяснить, являются ли эти оценки следствием случайности или сложившегося взгляда.

В последнем случае для начала целесообразно узнать, что именно повлияло на формирование такой точки зрения

В условиях, когда проблемы этнонациональной истории недостаточно раскрываются в учебниках, а подчас и неверно, работа учителя истории и обществознания по формированию этнонациональной толерантности учащихся положительно влияет на формирование интереса к этим проблемам, углубит знания учащихся в данной области. обсуждение с учащимися результатов работы позволит выявить те формы деятельности, которые в социальной практике обеспечат возможность демонстрировать свои толерантные установки.

Приобщение учащихся в процессе обучения к важнейшим сторонам этнонационального развития нашей страны способствует  распознаванию расовых предрассудков, помогает критически осмыслить проблемы развития многонациональных государств. Знания в этой области помогают воспитанию в духе терпимости, в формировании этнонационального сознания.

Источники:

  1. Декларация «Тысячелетие» (Мillenium) Организации Объединенных Наций» (утверждена резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.).
  2. Декларация принципов толерантности (утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.).
  3. Рекомендации Комитета Министров государствам-членам Совета Европы по вопросам преподавания истории в Европе в XXI веке.
  4.  «Терпимость: преддверие мира. Учебно-преподавательское руководство по воспитанию в духе мира, прав человека и демократии» 1994 г. (документ ЮНЕСКО).
  5. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», принятая Правительством Российской Федерации (2001 - 2005 годы)» (утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 2001 г. № 629).

Литература

  1.  Алексашина Л.Н. Школьные курсы всеобщей истории. Уроки толерантности. / Л.Н. Алексашина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №10. – С. 24-29.
  2. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? / Л. Гатагова // «История» – Приложение к газете «Первое сентября» от 07.01.2004.
  3. Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: Методическое пособие. / М.И. Дударев и др. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Педагогическая мастерская).
  4. Кинкулькин А.Т. О толерантности в курсе обществоведения. / А.Т. Кинкулькин //  Преподавание истории и обществознания в школе. –2002. – №8. – С. 21-27.
  5.  Клокова Г.В. Формирование толерантного сознания школьников в процессе обучения истории. / Г.В. Клокова // Преподавание истории и обществознания в школе. –2004. – №1. – С. 18-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированное обучение на уроках истории и обществознания

Данный материал   по проблеме личностно-ориентированного обучения на уроках истории и обществознания. Он позволяет  рассказать о том, как педагог применяет на своих уроках личностно-ори...

Дискуссия,как метод технологии личностно-ориентированного образования на уроках истории и обществознания

Статья о  дискуссии,как методе технологии личностно0ориентированного образования на уроках истории.Дискуссионный метод, как технология личностно-ориентированного обучения, позволяет решать образо...

Личностные результаты учащихся на уроках географии.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.География обладает большими возможн...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...

Статья на тему "Воспитание этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося на уроках истории и обществознания".

Статья для участия в XII Всероссийской научно - практической  конференции: "Поликультурное образование: опыт и перспективы"....

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных  результатов учащихся на уроках математикиМониторинг    предметных   и   метапредметных...

Педагогический проект "Использование материалов научно-исследовательской деятельности педагога и учащихся на уроках истории и обществознание"

 Как сделать так, чтобы и в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и НОУ, его организация...