Личностные результаты учащихся на уроках географии.
материал по теме

 

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Яминская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Бирюкова

Алексеевского муниципального района Волгоградской области

403250, Волгоградская обл., Алексеевский район,

Х.Яминский, пер. Центральный , д. 16

Тел.: 8(84446) 3-54-19 ;  e-meil :  yamscschool@yandex.ru

Рябова Надежда Владимировна, зам директора по УР, учитель географии МБОУ Яминской СОШ.

 тел: 8-927-529-40-49,

 рабочий: 8(84446)3-54-19.

 «Формирование  личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся в процессе обучения географии»

Двадцать лет я работаю учителем географии в МБОУ Яминской СОШ. Поэтому формирование личностных результатов школьников я осуществляю на своих уроках, уроках географии.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения любознательности. Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование четких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участников образовательного процесса. Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями. В этой связи, главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  И, конечно, чрезвычайно широкое значение имеет  практическое применение географических знаний. Каждый школьник в повседневной жизни сталкивается с прогнозом погоды, анализом карты в походе, различным составом почв на огороде у себя дома и т.д. Чтобы эффективно решать эти практико-ориентированные задачи, у ребят должны быть сформированы не только географические знания, но и желание постоянно их пополнять, добывать самостоятельно. Цель географии как классической учебной дисциплины, состоит так же  в формировании научной картины мира. Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационно-технических наук. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса.

Широкий спектр методов и приемов, их сочетание, учитывающее содержание учебного материала, уровень подготовленности класса, наличие необходимых средств обучения, эмоционально-психологическую атмосферу конкретного класса способствует развитию познавательного интереса у обучающихся, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников.

Достичь этого возможно с помощью:

  • использования разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создания атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • использования в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
  • оценки деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
  • создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Развитию познавательной мыслительной активности  на уроках географии способствует  рациональная  организация самостоятельной работы.

На уроках я применяю различные виды самостоятельной работы:

- задания, направленные на формулировку темы и задач урока;

- работа с учебником;

- работа с картой;

- тестовые задания.

- работа в парах,

- групповая работа.

Урок строю  так, чтобы включить каждого  ученика в процесс активной мыслительной деятельности, а так же на способности применять и сохранять поставленную  цель в течение всего урока.

Изучая тему «Климат Волгоградской  области» предлагаю ученикам презентацию на слайдах  которых изображена природа области в разные времена года и ставлю перед детьми вопрос «в каком районе нашей области лето самое засушливое время года?».  Затем  дети, работая с текстом учебника должны охарактеризовать климат Волгоградской области. В ходе этого обучающиеся самостоятельно изучили данный материал, который был проверен с помощью применения ИКТ.

  Для формирования познавательного интереса я использую разнообразные приемы, наполняя их географическим содержанием. Например:  

-- Прием «Причина-следствие»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Описание приема: учитель предлагает  найти соответствие между словами, записанными в два столбца (одно из них указывает причину, другое - следствие) и объяснить установленную связь (фронтально, в парах, группах и т.д.)

Пример.

волны

землетрясения

океанические течения

Луна

цунами

ветер

приливы и отливы

постоянные ветра

--  Прием «Разминка».

Цель: актуализация знаний, развитие  быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии. Всё проходит виде  игры .У меня в руках маленький мячик, и я бросая его ученику задаю вопрос, ответив учение передают мячик однокласснику , при этом тоже задаёт вопрос по теме прошлого урока. И так от ученика к ученику. Последний ученик может вернут мячик мне и тоже задать вопрос.

Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов.

Например, тема «Африка» включает вопросы:

1.Назоваите крайние точки материка

2. Назовите горы на востоке юго-востоке материка.

3. Какая река дважды пересекает экватор.

4. Почему материк самый жаркий  и т.д.

--  Прием “ рассказ”

Цель: формирование умений к использованию знаний в новой ситуации; развитие орфографической грамотности; активизация познавательных процессов.

Пример: учащиеся получают задания:

  • описать один день, проведённый в  влажном экваториальном лесу , в обществе первобытных людей, «Я- фермер» ит. д.;

-- Прием «Логическая цепочка»

Цель: развитие у учащихся умения выявлять и объяснять причинно-следственные связи, вытраивать иерархическую цепочку понятий, событий и т.д.

Описание приема:  из ряда предложенных понятий или утверждений составить иерархическую цепочку, объяснить соподчиненность элементов цепочки.

Пример. расположите предложения в логической последовательности.

  • На восточном побережье Австралии выпадает много осадков
  • Влагу приносит ветер пассат с Тихого океана
  • На восточном побережье Австралии расположен Большой Водораздельный хребет
  • На восточном побережье располагаются переменно-влажные леса.

Большое внимание на уроках уделяю поиску, сбору и выделению информации из различных информационных источников. Например выполняя практическую работу в 11 классе выполняя практическую работу «Экологические проблемы Тихого океана» в теме «Загрязнение экологической среды»  я  показываю  презентацию о Тихом океане, где чётко прослеживаются проблемы. Ребята собирают и выделяют информацию для дальнейшего поиска материала о океане .Для этого они  находят источники информации, используя карты, ресурсы интернет.

             Развивая способность обучающихся  логические думать , сравнивать , анализировать,  обобщать, я даю различные задания.  В результате анализа методической литературы и личного опыта у меня сложился поэтапный подход к решению данной задачи.

1 этап:

Необходимо разобрать значения слов “причина” и “следствие” и на конкретном содержании урока привести примеры. Например: в 6 классе при изучении темы “Горные породы” мы с учащимися выясняем, что если магма медленно остывает на большой глубине в земной коре (причина), то образуются крупнокристаллические магматические горные породы (следствие). А если магма изливается на поверхность и остывает быстро (причина), то образуются мелкокристаллические магматические горные породы (следствие).

2 этап:

Планирую самостоятельные работы для отработки приёма нахождения причин и следствий в содержании изучаемой темы. Содержание школьной географии позволяет осуществлять данный вид деятельности на многих уроках. Важно научить учащихся графически изображать причинно-следственные связи:

Причина —> следствие

Данный вид деятельности можно осуществлять при организации работы с текстом учебника, рисунками учебника, при прослушивании рассказа учителя.

Задание может звучать таким образом: проанализируйте текст (рисунок, рассказ учителя), найдите в нём объяснение причин процессов (явлений), выделите причины и следствия. Этот вид работ целесообразно проводить на этапе закрепления материала.

3 этап:

На этом этапе планирую самостоятельные работы с заданиями на построение логических цепочек из готовых звеньев. Как исходные данные даются названия явлений или процессов и из них при помощи стрелок нужно построить логическую цепочку.

 Например:

Угол падения солнечных лучей —> распределение солнечного тепла по поверхности Земли —> атмосферное давление —> количество осадков

Подобные задания можно с успехом планировать на этапе закрепления знаний. При построении логических цепочек учащиеся прослеживают не только единичные причинно-следственные связи, но и общие взаимосвязи в природе, учатся логически рассуждать.

4 этап:

Самостоятельные работы с заданиями на построение логических цепочек с первым и последним звеном. Ученику формулируется начало цепочки и последнее звено и предлагается с помощью логичного рассуждения достроить недостающие звенья цепочки.

Например:

Наступила ночь —>…………………………………………….—> Бриз дует с берега на море.

Подобные задания повышенной сложности, их целесообразно предлагать сильным ученикам с последующим обсуждением в классе. Это позволяет осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к обучению.

Работы могут быть чрезвычайно разнообразны  и в отношении источников.

--Самостоятельная работа с учебником обеспечивает умственное развитие учащихся, т.е. делает процесс обучения развивающим. Ученик уже не является пассивным объектом обучения, а становится активным субъектом образовательного процесса. Учебные рисунки, схемы, графики становятся источником новых знаний об изучаемых явлениях и объектах

--Работа с картой способствует развитию воображения, пространственных представлений, логического мышления. Карта – есть второй язык географии, и притом язык гораздо более наглядный и более доступный восприятию учащихся, нежели текст.

--Задания тестового характера .

1. тесты на нахождение соответствия, они размещены виде двух колонок или столбиков. Ученики с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями.

2. тесты- альтернативы, когда даётся один правильный, а другой неправильный ответ. Должны выбрать верный ответ.

3. тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов.

4. тесты по контурным картам.

Все виды заданий имеют свои преимущества и недостатки. Традиционные задания способствуют развитию речи, формированию представлений. Тесты дают экономию времени, с их помощью можно закрепить существенные признаки многих понятий, ученикам эта форма очень нравиться , потому что она позволяет им не заниматься трудоёмкой письменной работой. У них есть возможность больше думать, сравнивать. Да и учитель облегчает свой труд при проверки домашнего задания. Но нельзя при этом забывать и про традиционные задания.  При составлении заданий надо их постепенно усложнять по линии всех навыков – и картографического, и статического, и навыка географического мышления. Нельзя топтаться на одном месте и тем более возвращаться вспять, но и нельзя делать слишком больших рывков вперёд. Поэтому необходима хорошо разработанная система упражнений и заданий.

Форма выполнения задания может быть как устной, так и письменной. Важно разнообразить вид работы, а используемые методические приёмы зависят от уровня класса, от состояния оборудования, от навыков и способностей  учащихся, характера темы.

 В течение урока управляю самостоятельной работой учащихся, помогаю овладеть отдельными её приёмами, оказываю помощь в случае возникновения трудностей.     В своей практике также использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский (по характеру познавательной деятельности); словесный, наглядный, практический . Особое внимание уделяю тем методам, которые стимулируют активную познавательную деятельность.

Умение обучающихся сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий – важное и направление метапредметных результатов.

На уроках географии создаю обстановку доверия, обеспечиваю сотрудничество среди обучающихся. Они с удовольствием работают над предложенными мною видами деятельности: создают презентации, проекты, пишут  научно-исследовательские работы. Для активизации решения проблем использую творческие, практические, проблемные задания, рефлексию и самооценку.

Осуществляю рефлексию следующими способами:

  1. Закончите предложение:

Самым интересным для меня было…

Мне не понравилось…

Я научился…

Я был бы рад…

Учащиеся сознательно выбирают любое предложение

.

Результаты мониторинга качества знаний по географии за последние 3 года показывают, что качество знаний, умений и навыков, полученных на уроках географии,  в среднем составляет 83%.

Педагогическая деятельность в данной системе работы позволяет сформировать устойчивый познавательный интерес школьников, способствует осознанному и прочному усвоению знаний, обозначенных в стандарте образовательного минимума, даёт возможность применить эти знания в новой ситуации и реальной жизни, а сам процесс обучения и воспитания проводить в комфортной обстановке. Таким образом, все вышеизложенное позволяет развивать и поддерживать познавательный интерес учащихся к обучению, делать учебный процесс интересным, прогрессивным, современным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии». (сообщение)

Сообщение по теме «Достижение личностных и метапредметных результатов в обучении путем использования личностно-ориентированного обучения на уроках географии» раскрывает приемы достижения пла...

Проект и презентация по проблеме "Формирование этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на уроках истории и обществознания"

В разработке дан конкретный практический материал, способствующий решению остросовременной проблемы формирования этнонациональной толерантности как личностного результата учащихся на основе заданий по...

Методический семинар "Краеведение как одно из средств развития личностных качеств учащихся на уроках географии и во внеурочное время"

Данная презентация содержит описание педагогического опыта работы участника муниципального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года России", описание инновационной методики и технологии, ...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг    предметных   и   метапредметных    результатов учащихся в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условия...

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся на уроках математики

Мониторинг предметных, метапредметных и личностных  результатов учащихся на уроках математикиМониторинг    предметных   и   метапредметных...

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ

Современное общее образование из множества сложных и взаимосвязанных компонентов. Это большаая система наук, учебных дисциплин, урочных и внеурочных форм работы....