Декада русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Саввина Наталья Михайловна

Материалы к проведению декады русского языка и литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курсовая работа учителей русского языка и литературы МОУ «Сланцевская СОШ №6»

(авторы: Саввина Н. М., Дружинина Т. В., Иванова П. А., Билоус О. Ю., Яковлева И. В. )

Декада русского языка и литературы как технология формирования личностных универсальных учебных действий в условиях ФГОС ООО

Вступление.

   Образование должно быть нацелено на формирование у учащихся  ключевых универсальных учебных действий (УУД), адекватных социально-экономическим условиям. Введение понятия УУД позволяет решить типичную проблему для российских школ, когда ученики хорошо владеют набором знаний, но испытывают трудности в их использовании для решения конкретных задач.

   Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование УУД учащихся по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация. Что же такое «универсальные учебные действия»? В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

   Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него; нравственно-этическая ориентация - действие нравственно–этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей

   Личностные УУД позволяют:
• лучше понимать себя, осознавать свои мотивы жизнедеятельности;
• улучшать представления о себе, чувствовать большую уверенность в своих силах;
• находить равновесие между личными целями и практической деятельностью;

  избавляться от внутренних конфликтов, лучше контролировать эмоции и поведение;
• преодолевать шаблоны и стереотипы мышления;
• видеть больше выбора в различных ситуациях.
   Планируемые результаты формирования личностных УУД:
самоопределение: внутренняя позиция школьника;

смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков.

   Преподавание русского языка и литературы открывает для нас дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся, формировать личностные УУД, развивать их. В своей работе мы используем как традиционные формы обучения и воспитания, так и новые технологии. Декада русского языка и литературы – это традиционная технология, но современные подходы в образовании позволяют взглянуть на нее по-новому, обратив больше внимания на формирование личностных УУД.

   Сегодня в школах есть все необходимые условия для формирования и развития личности. Поэтому в заключение хотелось бы напомнить слова Д.А.Медведева: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире». Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. А школа должна создавать условия для формирования личности, развивать необходимые личностные качества и компетенции, среди которых и ключевая компетенция личностного самосовершенствования.

ART- КАФЕ «ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ» (9 – 11 КЛАССЫ)

 (автор: Саввина Н. М.)

Цель: понять философский смысл ценности жизни человека во времени.

Задачи:

  • актуализировать знания о человеке в разные периоды истории;
  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать уважение к человеку вне времени.

Технологическая карта мероприятия

Этап

мероприятия

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Развитие личностных

универсальных учебных действий учащихся

Вступление

  1. Организация своего пространства (по столикам).
  2. Комментирование афоризмов о времени.

1.    Приветствие.

2.    Приведение афоризмов о времени.

  1. Организация обсуждения афоризмов.

Самостоятельное понимание цели обсуждения темы «Человек и время»

Первая часть кафе.

Первобытная эра. Просмотр сценки-шутки «У скалы»

  1. Участие в сценке.
  2. Просмотр и обсуждение.

Организация обсуждения сценки.

Самостоятельная ориентация во времени: в первобытную эру инстинкт выживания превалировал в жизни человека.

Девятнадцатый век.

Просмотр эпизода из повести

Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

  1. Участие в сценке.

      2.   Просмотр и обсуждение.          

Организация обсуждения эпизода.

Самостоятельная ориентация во времени: красота молодости и

любви – непреходящая ценность в жизни человека.

Девятнадцатый век.

Чтение лирики о любви. А. С. Пушкин «Керн», «Я вас любил», отрывок из романа «Евгений Онегин».

1. Выразительное чтение поэтических текстов и комментирование.

Организация обсуждения: какую роль в жизни человека играет любовь?

Развитие умения давать нравственную оценку поступкам человека, совершенным ради любви.

Двадцатый век.

Семнадцатый год.

Показ  моды и обсуждение самовыражения человека во времени.

Организация обсуждения: какую цель преследует человек, следуя моде времени?

Развитие умения оценивать эстетику человека во времени.

Двадцатый век.

Середина века.

Показ  моды и обсуждение самовыражения человека во времени.

Организация обсуждения: какую цель преследует человек, следуя моде времени?

Развитие умения оценивать эстетику человека во времени.

Двадцатый век.

90-е годы.

Показ  моды и обсуждение самовыражения человека во времени.

Организация обсуждения: какую цель преследует человек, следуя моде времени?

Развитие умения оценивать эстетику человека во времени.

Чаепитие.

Вторая часть кафе.

«Век двадцать первый - мое время».

  1. Выполнение творческих заданий в группах (по столикам).
  2. Выступления от групп.
  3. Участие в обсуждении выступлений.

Организация творческих выступлений.

Развитие умения личностного самоопределения в окружающем мире.

Подведение итогов art-кафе «Человек и время»

Личностные высказывания: что было интересно? Кто из участников был самым ярким? О чем поговорили бы еще?

Создание атмосферы подведения итогов, доверительных высказываний.

Развитие умения находить смысл в событии, давать присходящему личностную нравственную оценку.



Предварительный просмотр:

ДЕКАДА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

14.11.2011 – 23.11.2011

«Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (А. С. Пушкин)

14.11. – торжественная линейка, посвященная открытию декады.

15.11. – 23.11. – конкурс мини-сочинений и рисунков «Мне снится Россия, загадочный край…» (1-7 классы).

16.11. – игра «Что? Где? Когда?» «Что за прелесть эти сказки!» (5 классы), отв. Билоус О. Ю.

17.11. – игра по станциям «Путешествие по родной стране» (6 классы), отв. Дружинина Т. В., Саввина Н. М. Викторина «Занимательный русский язык» (7 классы), отв. Яковлева И. В.

18.11. – Школьные олимпиады по русскому языку и литературе. Отв. Саввина Н. М. (литература), Дружинина Т. В. (русский язык). Начало: 14.15. От класса – 2 человека.

19.11. – «Своя игра» (конкурс эрудитов 8 классов), отв. Иванова П. А.

21.11. – дебаты «Родина – это где я родился…» отв. Саввина Н. М.

22.11. – литературная гостиная «Мой Пушкин» (9 классы), отв. Саввина Н. М.

23.11. – заключительный гала-урок «Я гражданин России!» (10-11 классы), отв. Дружинина Т. В.

Выставки в библиотеке «Война 1812 года» и «Великая страна - Россия»

Начальная школа – конкурсы знатоков русского языка и литературы, мини-олимпиады по русскому языку и литературе.

14.11. – 16.11. – участие в Школе Детского Чтения (городская детская библиотека).

Открытые уроки: Дружинина Т. В. (литература 10 класс), Савина Н. М. (литература 8 класс), Яковлева И. В. (русский язык 5 класс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система занятий по подготовке к конкурсу проектов "Портрет слова" (в рамках декады русского языка и литературы)

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».Метод проекта получи...

План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....

Осень в Усть-Илимске. К декаде русского языка и литературы в школе.

Краткий обзор мероприятий, проведенных в декаду русского языка и литературы в школе на фоне усть-илимской осени....

Декада русского языка и литературы

С 20.01. - 31.01. в нашей школе проходила декада по русскому языку и литературе. Учащиеся любят внеклассные мероприятия и принимают активное участие. У меня были разработаны для декады К ВН "Самый умн...

Анализ декады русского языка и литературы

Анализ проведённой декады руского языка и литературы...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы Тема: «Не пером пишут, а умом»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  в рамках декады русского языка и литературыТема: «Не   пером пишут, а умом»...

План проведения декады русского языка и литературы

Поможет учителям при подготовке и проведении декады русского языка и литературы....