Система занятий по подготовке к конкурсу проектов "Портрет слова" (в рамках декады русского языка и литературы)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Горбунова Елена Викторовна

 

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».

Метод проекта получил широкое распространение по причине того, что в условиях современного информационного общества необходимо научить школьников приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Представленная система работы является первым, поисковым этапом работы над проектом и призвана помочь школьникам выбрать слово, для которого они должны «создать портрет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_proektov_portret_slova.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_no_5.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение                                                              средняя общеобразовательная школа № 48                                                         Ворошиловского района г. Волгограда

СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ К КОНКУРСУ ПРОЕКТОВ «ПОРТРЕТ СЛОВА»                              (в рамках декады русского языка и литературы)

Разработала:

ГОРБУНОВА Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы                                                                                                                      высшей квалификационной категории

Волгоград, 2011

Пояснительная записка

В МОУ СОШ № 48 в рамках декады русского языка и литературы традиционно уже в течение нескольких лет проводится конкурс проектов для обучающихся 6-7-х классов «Портрет слова».

Метод проекта получил широкое распространение по причине того, что в условиях современного информационного общества необходимо научить школьников приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

Актуальность темы данного конкурса проектов определяется тем, что даже подготовленные, талантливые обучающиеся затрудняются в решении заданий, сформулированных следующим образом: «Создай портрет слова», «О чем может рассказать слово?» и т.п.

Процесс работы над проектом можно разбить на 5 этапов:

  1. Поисковый (определение тематического поля и темы проекта, поиски и анализ проблемы, постановка целей проекта).
  2. Аналитический (анализ имеющейся информации, сбор и изучение информации, составление плана реализации проекта).
  3. Практический (выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль качества работы, внесение изменений по необходимости).
  4. Презентационный (презентация проекта, изучение возможностей использования результатов проекта: выставка, публикация).
  5. Контрольный (анализ результатов, оценка качества выполнения проекта).

Представленная система работы является первым, поисковым этапом работы над проектом и призвана помочь школьникам выбрать слово, для которого они должны «создать портрет».

№ п/п

Тема занятия

Деятельность обучающихся

Результаты занятия

Форма контроля

1.

Проект и этапы работы над ним. Понятие «портрет слова».

Запись лекции учителя. Работа со словарем.

Знать понятие «портрет сло-ва», уметь планировать работу

Составление плана работы над проектом «Портрет слова»

2.

Слово в систе-ме русского языка. Лекси-ческое и грам-матическое значение слова.

Наблюдение над текстом К.Г. Паустовского (Какие части речи понадобились писателю, чтобы создать зарисовку? Какова их роль?). Лингвистический эксперимент (определе-ние частей речи не существующих в языке слов по грамматическим признакам)

Знать, что сло-во имеет лекси-ческое и грам-матическое значение, об-щие граммати-ческие призна-ки частей речи; уметь опреде-лять их

Создание карты страны Морфологии (коллективная работа)

3.

Грамматичес-кий «портрет» имени сущест-вительного.

Работа по карточкам (морфологический разбор существительных).

Знать грамма-тические при-знаки сущ.; уметь состав-лять план грам-матического «портрета» сущ.

Создание «Спра-вочника для туристов» («Всё о существитель-ном») (групповая работа)

4.

«Секреты» ка-тегории числа имен существи-тельных.

Творческий диктант (составление и запись словосочетаний с существительными по картинкам)

Знать особен-ности катего-рии числа сущ.; уметь констру-ировать слово-сочетания и предложения с сущ., имеющи-ми форму толь-ко ед. и только мн. числа

Решение лингвистических задач  

5.

Многоликое и неутомимое имя прилага-тельное.

Лингвистический экспе-римент (группам дали за-дание: подобрать к слову яблоко прилагательные, характеризующие его; после выполнения зада-ния сделать вывод о роли прилагательных в речи)

Знать о роли прилаг. в речи, уметь описы-вать предмет при помощи прилаг.

Творческий дик-тант (в текст вставить подхо-дящие по смыслу прилагательные)

6.

Слова-счетоводы.

Составление диалога. Работа по карточкам (склонение имен числительных). Сопоставительный анализ разных вариантов склонения числительных. Синтаксический разбор предложений с числительными.

Знать особен-ности склоне-ния числит., их синтаксическую роль; уметь употреблять числит. в речи

Сообщение «История возникновения имени числительного как части речи»

7.

Кто вместо имени?

Составление рассказа о местоимении как части речи на основе лингвистической сказки «Фирма «Местоимение».

Знать о роли местоимений в системе имен-ных частей речи; уметь употреблять местоим. в речи

Диктант с грам-матическим зада-нием (исправить ошибки в упот-реблении место-имений)

8-9.

Его величество Глагол.

«Путешествие» по выставке «Глагол как часть речи». Составление плана сообщения на лингвистическую тему (о глаголе). Работа по карточкам.

Знать грамма-тические при-знаки глагола; уметь состав-лять высказы-вание на линг-вистическую тему (о глаголе) по плану

Создание презентаций по темам «Спряжение глагола», «Как изменяется глагол» и т.п. (групповая работа)

10.

Наречие.

Конкурс загадок (отгадать загадки, найти в загадках наречия, определить их значение)

Знать разряды наречий по значению; уметь констру-ировать пред-ложения с наречиями

Составление кроссворда по теме «Наречие как часть речи»

11.

Надежные помощники (служебные части речи).

Работа по карточкам (найти в предложениях предлоги, указать, какие отношения выражают). Работа над текстом лингвистических сказок (определение роли союзов и частиц).

Знать служебные части речи, их функции

Создание лингвистической сказки о служебных частях речи

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей учащихся. – М.: Дрофа, 2008. – 224 стр.
  2. Лингвистические парадоксы: [для ст. шк. возраста] / В.В. Одинцов; ил. М.М. Салтыкова. – М.: Просвещение, 2008. – 160 стр.
  3. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов / [И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая, М.Н. Верезова и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 416 стр.
  4. Путешествие в слово : [для ст. шк. возраста] / Э. А. Вартаньян; ил. В.В. Хомякова. – М.: Просвещение, 2007. – 176 стр.



Предварительный просмотр:

Раздел: Система занятий по подготовке к конкурсу проектов «Портрет слова» (в рамках декады русского языка и литературы).

Тема: Многоликое и неутомимое имя прилагательное.

Цели: 

образовательная

повторить сведения об имени прилагательном как части речи; рассмотреть многообразие выбора при создании «портрета слова» имени прилагательного

развивающая

отработать умение обобщать полученные знания и переносить их в новую ситуацию

воспитательная

закрепить навыки внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  1. Беседа

- Вспомните, что такое имя прилагательное.

- Перечислите грамматические признаки прилагательного.

- Чтобы определить роль прилагательных в речи, выполним задание.

  1. Конструирование текста

Школьники делятся на 2 группы (по 3-5 человек). Каждая группа получает тексты одного рассказа с разными концами. Задание: вставить имена прилагательные.

Для 1 группы:

Однажды меня на улице остановил незнакомец.

- Здравствуй, - сказал он. – Как жизнь? Как настроение?

- Здравствуйте. Так себе, - неуверенно ответил я.

- Хочешь его изменить?

- Хочу. А как?

Тут незнакомец развернул пакет, который держал в руках. И я увидел (1) … цветок: лепестки у него были (2) …, листья (3) …, а стебель (4) … .

- Понюхай его, - сказал незнакомец.

Я наклонился к цветку и почувствовал (5) …, (6) … запах.

- Если нюхать этот цветок в течение трех минут, - произнес незнакомец, - то настроение твое станет (7) … . Ну, так как? Подарить тебе этот цветок?

- Нет, не хочу! – испуганно пробормотал я и поспешно зашагал прочь.

Для 2 группы:

Однажды меня на улице остановил незнакомец.

- Здравствуй, - сказал он. – Как жизнь? Как настроение?

- Здравствуйте. Так себе, - неуверенно ответил я.

- Хочешь его изменить?

- Хочу. А как?

Тут незнакомец развернул пакет, который держал в руках. И я увидел (1) … цветок: лепестки у него были (2) …, листья (3) …, а стебель (4) … .

- Понюхай его, - сказал незнакомец.

Я наклонился к цветку и почувствовал (5) …, (6) … запах.

- Если нюхать этот цветок в течение трех минут, - произнес незнакомец, - то настроение твое станет (7) … . Ну, так как? Подарить тебе этот цветок?

- Конечно, благодарю вас, - воскликнул я и протянул руку к цветку.

  1. Чтение и обсуждение двух текстов.

Примерные ответы:

1 группа

2 группа

  1. Странный

     1.  Красивый

  1. Грязно-серый

     2.  Голубой

  1. Морщинистый

     3.  Нежный

  1. Колючий

     4.  Гибкий

  1. Неприятный

     5.  Приятный

  1. Резкий

     6.  Тонкий

  1. Скверный

     7.  Прекрасный

Вывод: в первом рассказе прилагательные создают образ цветка-недруга, во втором – цветка-друга.

  1.  Беседа о роли прилагательных в речи.
  1. «Знакомьтесь: имя прилагательное».

1 задание (работа в группах).

Вот два яблока. Одно Петя принес из леса, второе Люба сорвала в дедушкином саду. Они разные и по цвету, и по форме, и по размеру, и по вкусу. Назовите признаки этих двух яблок.

(Петино яблоко: лесное, маленькое, зеленое, жесткое, кислое)

(Любино яблоко: садовое, большое, красное, сочное, сладкое)

Итак, прилагательные помогли описать (охарактеризовать) и сравнить два предмета. С какой частью речи связаны прилагательные? Для чего они необходимы существительным? В чем особенность категорий рода, числа, падежа прилагательных?

2 задание (коллективная работа).

Запишем и произведем синтаксический разбор предложений:

  1. Над нами стояло высокое звездное небо.
  2. День был солнечный.
  3. Поздняя осень холодна и неприветлива.
  4. Гнутенький, горбатенький всё поле обскакал (загадка; серп).

Какова же синтаксическая роль прилагательных?

3 задание.

Назовите разряды прилагательных из словосочетаний смелый поступок, медный кувшин, мамина шаль.

По какому принципу прилагательные распределяются по трем разрядам (качественные, относительные, притяжательные)?

В чем особенность морфемного состава притяжательных прилагательных? Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

4 задание.

Произведите морфемный разбор прилагательных разных разрядов: дальний, зимний, заячий.

Итак, нельзя путать (смешивать) окончание –ий качественных и относительных прилагательных и суффикс –ий притяжательных прилагательных.

5 задание.

Расскажите о степенях сравнения имени прилагательного. Образуйте все возможные формы степеней сравнения прилагательных вкусный, тонкий, глубокий, строгий.

(обращаю внимание обучающихся на чередование согласных при образовании степеней сравнения, на особенности форм простой и составной форм сравнительной степени, на то, что не от всех слов можно образовать все формы степеней сравнения).

Все ли прилагательные образуют степени сравнения? (обучающиеся отвечают, что только качественные прилагательные).

Послушайте лингвистическую сказку:

Вот на днях пришло к сестрам-волшебницам слово слепой: очень ему хотелось хоть в какой-то степени ослабить свое качество. Но даже волшебницы – Степени сравнения – оказались бессильны.

- Как же так? – огорчилось слово слепой. – Я прилагательное качественное, у меня и краткая форма есть (Старик был слеп), и антоним зрячий имеется.

- Всё верно, согласились Степени сравнения. – И наречие можно от Вас образовать (слепо верить во что-то), и отвлеченное существительное (слепота). И тем не менее ВЫ не можете иметь формы степеней сравнения.

- Почему?!

- Из-за Вашего лексического значения. «Слепой» – этот признак не изменяется, так же, как и «нагой», «босой», «немой». Быть более или менее слепым, самым немым или наиболее босым невозможно!

6 задание.

Может ли одно и то же прилагательное в разных словосочетаниях относиться к разным разрядам? Чтобы ответить на этот вопрос, определите значение прилагательных в следующих словосочетаниях:

заячий хвост – заячий тулупчик – заячья душа.

Могут ли качественные прилагательные получать значение относительных? Рассмотрим пример:

глухой старик – глухой согласный

тяжелая сумка – тяжелая промышленность

легкая задача – легкая атлетика

Вывод: если качественное прилагательное становится термином, оно переходит в разряд относительных.

  1. Викторина.
  1. Бывают ли несклоняемые прилагательные (да: беж, бордо, хаки).
  2. Одинаковы ли окончания у прилагательных зимний, олений (нет, в слове зимний окончание –ий, в слове олений окончание нулевое, а –ий – это суффикс).
  3. Образуются ли простые формы сравнительной и превосходной степени от прилагательного соленый? (нет, только составные).
  4. Укажите степень сравнения прилагательного в предложении Я ль на свете всех милее, всех румянее и белее? (превосходная).
  1. Творческий диктант как форма контроля (предлагаю ребятам записать в черновик текст диктанта, дома переписать его в чистовик, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные).

На краю леса

Вышла на край леса лосиха с лосенком и задремала на солнышке. А лосенок учится бегать. Спотыкаются о кочки его ноги.

Ласково пригревает в лесу солнышко. Уже надулись на деревьях почки. Из ветки каплями сочится сок.

Лужи отражают небо и кажутся синими. Пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Запах леса!

Задремала лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый звук. Беззаботно резвится лосенок. Знает он, что не даст его в обиду мать.

При проверке на следующем занятии сравниваем работы учеников и авторский текст:

На краю леса

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.

Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.

Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.

Хорош запах весеннего леса!

Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.

(по И. Соколову-Микитову)

Литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе : Кн. для учителя / Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005. – 193 с.
  2. Иванова Т.Ф. Русская речь в эфире. Комплексный справочник / Т.Ф. Иванова, Т.А. Черкасова. – 6-е изд. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2007. – 345 с.
  3. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл. / [И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.].  – М.: Просвещение, 2007. – 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения Декады русского языка и литературы, посвященной творчеству М.Ю. Лермонтова 2012г.

Данная разработка окажет неоценимую помощь руководителям ШМО при проведении Декады русского языка и литературы в школе....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в рамках декады русского языка и литературы Тема: «Не пером пишут, а умом»

Внеклассное мероприятие по русскому языку  в рамках декады русского языка и литературыТема: «Не   пером пишут, а умом»...

Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы для 5-6 классов "Игра-путешествие в мире слов"

Данное мероприятие представляет из себя командную игру. Учащиеся 5-6 классов в сопровождении старшеклассников-наставников перемещаются от станции к станции, отвечая на вопросы из области филологии. Ре...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Методическая разработка "Литературная викторина в рамках декады русского языка и литературы". 6 класс.

Литературная викторина в рамках декады русского языка и литературы. 6 класс. 2017\2018 учебный год1.Презентация2.Почетные грамоты участникам3.Сертификаты победителям....

План внеурочного мероприятия в рамках недели русского языка и литературы “О серьѐзных пустяках, о словах-озорниках”

Материал подготовлен для учеников 5 класса в рамках недели русского языка и литературы в ГБОУ СОШ №420.Внеурочное мероприятие проводится в формате интерактивной игры, во время которой ученики работают...