Интерактивные методы обучения
материал на тему

Астанина Татьяна Николаевна

Список интерактивных методов обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnye_metody._opisaniya.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные методы работы

Шкала-опрос

Цель

Получить представление об оценке слушателями групповых процессов и результатов работы

Количество участников

любое

Продолжительность

5 минут

Оборудование

Шкала оценивания, фломастеры или наклеивающиеся фигурки (кружки, прямоугольники и т.д.)

Описание метода

На плакате перед шкалой оценивания записывается вопрос. Слушатели рисуют или наклеивают фигурки в соответствующем месте на предложенной шкале. Например: «Насколько Вам понравился семинар?». На шкале слева стоят «+++», справа «---». Слушатели располагают свою фигурку на том месте шкалы, которое соответствует их настроению.

Вариант

Вместо шкалы можно использовать круг, разделенный на 4 части. Каждая часть соответствует какому-либо аспекту, предложенного для оценки вопроса, например:

  • Содержание (важность)
  • Метод (соответствие)
  • Группа (атмосфера)
  • Руководитель семинара (стиль поведения)

Снежный ком

Цель

Организация обсуждения темы/вопроса, активное участие всех слушателей в дискуссии

Количество участников

25-30

Продолжительность

25 минут

Оборудование

Бумага, ручка/фломастер

Описание метода

Слушатели получают тему/вопрос для обсуждения. Их задача – кратко (в тезисной форме) записать важнейшие аспекты данной темы/вопроса:

  • Сначала индивидуально каждый записывает 3 важнейших аспекта рассмотрения заданной темы.
  • Затем слушатели объединяются в пары и совместно выбирают из записанных 4 самых важных.
  • Слушатели объединяются в группы по 4 человека и совместно выбирают 6 важнейших аспектов.
  • Последний этап – результаты работы групп обсуждаются в пленуме с целью определения 5 важных аспектов.


Дневник учебных достижений

Цель

Рефлексия собственного учебного процесса

Количество участников

любое

Продолжительность

5-15 минут

Оборудование

Подготовленные бланки («Дневник») с вопросами для самоанализа и рефлексии собственных учебных достижений

Описание метода

В начале семинара слушатели получают Дневник, им объясняется его назначение и принципы заполнения. Обычно Дневник используют для анализа многодневного семинара или серии семинаров. В Дневник на протяжении всего семинара (каждый день, либо после каждого этапа) слушатели записывают свое отношение к происходящему, ожидания, возникшие идеи и т.д. Руководителю семинара следует планировать время для заполнения Дневника в конце каждого дня семинара.

Обучающий ландшафт

Цель

Визуализация теоретической информации

Количество участников

25-30

Продолжительность

Не более 15 минут

Оборудование

Различные предметы, ассоциативно связанные с содержанием сообщаемого теоретического семинара

Описание метода

Слушатели усаживаются полукругом так, чтобы наблюдать за «ландшафтом», создаваемым руководителем семинара в центре аудитории. Руководитель семинара во время доклада выкладывает на полу/столе различные предметы и объясняет, каким образом они ассоциативно связаны с содержанием темы. Предметы должны быть достаточно необычными, чтобы пробуждать интерес слушателей. Для того чтобы вовлечь слушателей в процесс, можно заранее раздать им карточки с основными пунктами доклада и попросить их выкладывать свою карточку, когда речь пойдет о том вопросе, который на ней обозначен. По завершению доклада можно попросить слушателей кратко прокомментировать каждый аспект «ландшафта».


 6 х 6 х  6

Цель

Организация дискуссии по предложенной теме

Количество участников

36 (количество участников в группе должно соответствовать количеству групп )

Продолжительность

36

Оборудование

Описание метода

В шести группах (в каждой по 6 человек) в течение 6 минут слушатели обсуждают проблему, поставленную руководителем семинара (или разные аспекты одной проблемы). Затем руководитель семинара создает шесть новых групп путем перехода одного слушателя в новую группу. В новых дискуссионных группах слушатели обсуждают итоги работы своих «старых» групп.

Вариант

Эту форму можно реализовать в группах по 3, 4, 5, 7 и 8 человек. Но в больших группах необходимо увеличение времени как на дискуссию, так и на отчеты.

Аквариум

Цель

Организация дискуссии по предложенной теме

Количество участников

20-25

Продолжительность

15-20 минут

Оборудование

4 стула

Описание метода

В центре аудитории стоят 4 стула, образуя круг. Слушатели стоят вокруг в свободном порядке. Руководитель семинара объявляет тему дискуссии. На стулья садятся слушатели, которые придерживаются разных точек зрения. Остальные слушатели, имеющие подобную точку зрения и желающие прокомментировать высказанную мысль, становятся позади стула, на котором сидит участник дискуссии, который озвучил это мнение. Слушатель, высказавший свое мнение, может встать со стула в общий круг. Его место может занять другой участник дискуссии.

Карта памяти (Mind-Map)

Цель

Активизация и структурирование знаний по теме

Количество участников

20-25

Продолжительность

10-15 минут

Оборудование

Плакаты, фломастеры

Описание метода

Руководитель семинара представляет тему для обсуждения. Тема записывается в центре плаката. От нее, как ветви, идут основные направления темы. От основных направлений идут второстепенные, которые, в свою очередь, могут иметь свои ответвления. Таким образом, из ассоциаций формируется карта памяти в виде разветвленной сети идей, мыслей, понятий, образов и др.


 Карусель

Цель

Структурированный обмен мнениями по определенной теме

Количество участников

20-25

Продолжительность

15-20 минут

Оборудование

музыка

Описание метода

Из равного количества слушателей образуется два круга – внутренний и внешний. Представители разных кругов стоят лицом друг к другу, образуя пары. Руководитель объявляет тему для обсуждения. Слушатели в парах обсуждают предложенную тему. По истечении 2-3 минут руководитель семинара включает музыку, которая является сигналом к движению по кругу в противоположных направлениях. Когда заканчивается музыка, слушатели образуют новые пары, руководитель семинара объявляет новую тему для обсуждения и т.д.

«Бинго!»

Цель

Введение в тему семинара, знакомство

Количество участников

20-25

Продолжительность

15-20 минут

Оборудование

Листы с вопросами (может быть в форме таблицы), ручки

Описание метода

Каждый слушатель получает лист с вопросами, позволяющими узнать уровень осведомленности участников по теме, например: Кто в группе знает/умеет/может/видел/слышал…? В перечень вопросов могут быть включены вопросы личного характера. Слушатели, свободно передвигаясь по аудитории, задают друг другу вопросы. Задача каждого – найти коллегу, который на один из вопросов может ответить утвердительно. Его имя вносится в таблицу. Один и тот же слушатель не может быть внесен в таблицу дважды. Тот, кто быстрее всех заполнит горизонтальную или вертикальную строку таблицы (или всю таблицу), должен крикнуть «Бинго!». Он становится победителем. После этого руководитель семинара организует краткое обсуждение по вопросам в таблице.

В четырёх углах

Цель

Деление на группы, введение в тему

Количество участников

20-25

Продолжительность

10 минут

Оборудование

4 свободных угла аудитории

Описание метода

Руководитель семинара задает вопросы с четырьмя вариантами ответов. Каждому ответу соответствует один из углов аудитории. В зависимости от ответа на вопрос, каждый слушатель занимает свое место.

Галерея

Цель

Презентация результатов групповой работы

Количество участников

20-25

Продолжительность

15-20 минут

Оборудование

Плакаты, фломастеры

Описание метода

Каждая группа вывешивает плакаты с результатами работы на стены аудитории. Слушатели берут фломастеры и просматривают плакаты в свободном режиме. При этом они могут ставить «+»/«-», если они согласны/не согласны с предложенными на плакатах идеями. Если какая-то информация на плакате им не понятна или вызывает сомнение, слушатели ставят «?». После просмотра плакатов организуется обсуждение  «?»-ов.

Сундучок сокровищ

Цель

Введение в тему, рефлексия семинара

Количество участников

20-25

Продолжительность

20-25 минут

Оборудование

Коробка с различными предметами

Описание метода

Руководитель семинара предлагает слушателям взять из «Сундучка сокровищ» любой предмет, который каким-то образом ассоциируется у них с темой семинара. Слушатель кратко поясняет свою ассоциацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - интерактивный метод обучения.

В статье рассмотрен вопро об интерактивных методах обучения. в частности, освещены проблемы испрользования игровового метода на уроках истории....

Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»

Методическая разработка на тему:«Использование интерактивных методов обучения в учебном процессе (метод модерации)»...

Применение интерактивных методов обучения,

В работе дан анализ актуальности и значимости данной темы для плодотворной педагогической деятельности...

Выступление. "Интерактивные методы обучения"

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и ре...

Интерактивные методы обучения

Текст выступления и презентация при проведении мастер-класса в рамках проблемного семинара, действующего в Клинском районе...

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения.

Интерактивные методы обучения английскому как средство повышения учебной мотивации школьников на среднем этапе обучения....

«Эффективность использования интерактивных методов обучения на уроках русского языка: возможности интерактивной доски» (из опыта работы)

Одной из главных задач на уроке остаётся формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Её решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать традиционные и...