Тема по самообразованию
методическая разработка на тему

Зеленова Галина Алексеевна

Мотивация обучения - основное условие успешности обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_samoobrazovaniya.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ Богородской СШ Нестиарская ОШ

Работу выполнила

Учитель математики

Зеленова Г.А.

2013г

СОДЕРЖАНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ.

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

4.ПУТИ И СРЕДСТВА  ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ.

5.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ   МАТЕМАТИКИ.

6.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Введение

    Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки?  Увы, этой мечте не всегда суждено сбыться. В настоящее время нежелание школьников учиться – едва ли не главная проблема школы. Причин возникновения такой ситуации много, и они самые разные. Это:

  • недостатки предыдущего учебно-воспитательного этапа;
  • трудности взаимоотношений со сверстниками и учителями;
  • конфликты в семье;
  • ослабленное здоровье школьника;
  • недостаточное развитие, деформация познавательной потребности и др.

    Потребности выступают источником активности ребенка.  Познавательная потребность в ее элементарной форме появляется у ребенка с момента его рождения.  Познавательная потребность – это потребность в новой информации, новом знании. Она проявляется в самом процессе познания и она ненасыщаема. Почему же у одних детей познавательная потребность возрастает, а у других начинает  тормозиться, превращаясь в псевдопознавательную потребность? Почему мощная потребность в познании, данная человеку от природы деформируется? А виноваты в этом в первую очередь мы родители. Маленький ребенок задает много вопросов, на которые нам родителям, взрослым не хватает времени отвечать. В конечном счете, это приводит к тому, что он теряет интерес к познанию.  Придя в школу, ребенок начинает осознавать, что учение совсем не является радостью, а только унылой обязанностью. Такое представление усиленно внедряется в голову ребенка учителями и родителями. Ребенка заставляют учиться (сделаешь уроки, пойдешь гулять или смотреть телевизор или…). Через какое-то время в ребенке укрепляется мысль о неприятности учения, его познавательная потребность становится  псевдопознавательной.

    Мы живем и работаем в пору радикальных изменений образовательной политики в стране, в момент модернизации учебного процесса. От учителя требуется повышение качества образования. И мы ищем ответы не только на вопросы чему учить?, зачем учить?, как учить?, но и на вопрос как учить результативно? Попытки найти ответы на эти вопросы привели меня к мысли о том, что у учащихся слабо выражена мотивация к учебе и с каждым годом она только падает. Снижение мотивации объясняется перегруженностью учебных программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, и, конечно же, от потребностей учащихся и др.

    Цель моей работы заключалась в поиске путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.

Основные задачи, которые я перед собой поставила:

  • Изучить литературу по предложенной теме;
  • Познакомиться с теоретическими аспектами по теме;
  • Провести диагностику учебной мотивации школьников;
  • Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации;
  • Применить их в своей деятельности;
  • Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.

Все задачи я представила   в виде структурно-логической модели, которая приведет меня к цели.

Теоретические аспекты учебной мотивации.

     На данном этапе я попыталась разобраться в том, что такое мотивация, мотив, какие бывают мотивы и какие виды мотивов мне  как педагогу необходимо формировать и развивать у учащихся.

     «Учебно-воспитательный  процесс  организован  оптимально, если  ученика  не  учат, а  создают  такие  условия, в  которых  он  учится. Организация  таких  условий  связана  с  проблемой  развития  мотивации»[1].

    Мотивация – система побуждений, вызывающих активность ребенка и определяющих ее направленность.

    Мотивация – это совокупность процессов, определяющих движение по направлению к поставленной цели, а также факторов (внешних и внутренних), которые влияют на активность или пассивность поведения.

    Структурные элементы мотивации по своим проявлениям и функциям могут быть разделены на:

  • потребности – источники активности учащегося;
  • мотивы – причины, определяющие выбор направленности поведения;
  • цели, т.е. то, на что направлена активность учащегося;
  • переживания – регуляторы поведения учащегося, окрашивающие собой все структурные элементы мотивации.

    Потребность - это состояние зависимости, нужды от объектов и явлений действительности, необходимых для существования и развития учащегося и выступающее источником его активности. В сфере деятельности потребности подразделяют на:

  • потребности в труде;
  • потребности  познании;
  • потребности  общении.

Если в основу классификации положен объект потребности, то их подразделяют на:

  • материальные;
  •  духовные;
  •  этические;
  •  эстетические.

Существуют и другие классификации потребностей. Отсутствие реализации потребностей может привести ребенка к разнообразным состояниям: стрессу, конфликту и кризису.

    Второй структурный элемент мотивации – мотив. Мотив – это то, что побуждает человека к действию.

    Существует  несколько  вариантов  классификации  мотивов. А К. Маркова[3] подразделяет мотивы на социальные  и  познавательные.

    Социальные мотивы связаны с взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Их подразделяют на:

  • широкие социальные мотивы;
  • узкие социальные (позиционные);
  • мотивы социального сотрудничества.

     К первым относят стремление  получать  знания, чтобы  быть  полезным  Отечеству, желании выполнять свой долг, мотив обязывающего или вынужденного учения.

     Узкие – стремление  занять  определённое  место (позицию)  среди  других  (престиж, социальное  одобрение, заслужить у них авторитет, оказать влияние на других).

    Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремиться осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и одноклассниками, постоянно совершенствовать эти формы.

    Познавательные мотивы связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Их подразделяют на:

  • широкие познавательные  мотивы;
  • узкие (учебно-познавательные) мотивы;
  •  мотивы самообразования.

    К первым относят мотивы, связанные с глубиной и интересами к знаниям (побуждения, связанные  с  содержанием  и  процессом  выполнения учебной  деятельности).

    Учебно-познавательные мотивы ориентируют  на  овладение  новыми  знаниями  (факты, законы  и  т.п.).

    Мотивы самообразования направлены  на  самостоятельное  совершенствование  способов добывания знаний.

    Другой   вариант  классификации  мотивов  характеризует  отношение  к  самой  деятельности. Это

  • Внешние мотивы;
  • Внутренние мотивы.

    Для  формирования  внешней  мотивации  используется  целый  ряд  приёмов   и  средств  обучения, способствующий развитию   интереса к обучению. Формирование  внутренней  мотивации – проблема  более  сложная, но  именно этот процесс  создаёт  основу  для  успешного  продвижения  от  незнания  к  знанию.

    Психологи  выделяют  четыре  вида  внутренней  мотивации:

  • мотив  по  результату;
  • мотив  по  процессу;
  • мотив  на  оценку;
  • мотив  на  избежание  неприятностей.

     «Наиболее  значимы  первые  два  вида. Если  используемые  учителем  технологии  создают  условия  для  личной  заинтересованности  ученика  не  только  в  конечном результате, но  и  в  самом  процессе  его  достижения, и эта деятельность  личностно значима  для  ученика, то  есть  все  основания  утверждать, что  таким  образом  будет  формироваться  внутренняя  мотивация»[5].

    Третий вариант классификации мотивов опирается на направленность мотивации:

  • к достижению успеха;
  •  к избеганию неудач.

    Учащиеся, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некую позитивную цель и активно включаются в ее реализацию. Выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность при этом вызывает у них положительные эмоции. Мотивированные на успех учащиеся в дальнейшем выбирают профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам.

    Учащиеся, мотивированные на недопущение неудач ведут себя иначе. Их цель заключается в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, которую они выполняют, связаны только отрицательные эмоции.

Мотив избегания неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха.

    Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к избеганию неудачи.

    Проанализировав все виды мотивов можно выделить те, к формированию и развитию которых нужно стремиться. Универсальную модель высокой учебной мотивации я представляю такой.

   

А.Н. Леонтьев  выделяет две функции мотивов:

  • побуждения;
  • смыслообразования.

     «Смыслообразующие мотивы придают деятельности учащегося личностный смысл, другие, побудительные мотивы, выполняют роль стимуляторов (положительных или отрицательных)  порой остро эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это мотивы-стимулы. Слияние обеих функций мотива побуждающей и смыслообразующей  придает деятельности учащихся характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена» [2].

     А.К Марковой и др. рассматриваются следующие типы отношения школьника к учению и соответственно характер его мотивации, и состояние учебной деятельности:

  • отрицательное;
  • нейтральное (пассивное) отношение;
  •  положительное (аморфное, нерасчленённое, ситуативное);
  •  положительное (познавательное осознанное);
  • положительное (активное, инициативное, творческое) отношение;
  • положительное (личностное, ответственное, действенное) отношение.

«…Первый уровень мотивации учения, отрицательный, характеризуется отрицательным типом отношения к учению. Наблюдается преобладание мотивов избегания неприятностей, наказания. Преобладают индивидуалистические мотивы. Отсутствует интерес к процессу и содержанию учения. Учащийся объясняет свои неудачи внешними причинами. При самостоятельной постановке целей испытывает затруднения. Отвлекается от поставленной цели, не может её удержать и вернуться к ней после отвлечения. Деятельность прекращается после затруднений и ошибок. У учащегося преобладают отрицательные эмоции избегания, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем.

    Второй уровень мотивации учения, нейтральный, характеризуется нейтральным (пассивным) отношением к учению. У учащегося наблюдаются ещё очень неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам учения. Учащийся не может самостоятельно поставить цель, уходит от трудностей и не возвращается к нерешенным задачам. У него преобладают отрицательные эмоции скуки, неуверенность. Проявляется эмоциональная неустойчивость.

    Третий уровень мотивации учения, положительный аморфный, характеризуется положительным, аморфным, нерасчленённым и ситуативным отношением к учению. Это отношение уже заранее задано и может быть названо предотношением. У учащегося наблюдается интерес к результату учения как широкий познавательный мотив и заинтересованность в отметке учителя. Присутствуют широкие диффузные моциальные мотивы ответственности. Но мотивация ещё носит неустойчивый характер. Умеет ориентироваться на поставленную учителем цель, понимает и осмысляет их. Ориентируется на результаты своей деятельности. У учащегося наблюдаются эмоции удивления, переживания необычности и новизны, развлекательности учебного материала. Он испытывает положительные эмоции от пребывания в школе. У учащегося сформирован положительный настрой к учению, который всё ещё зависит от ситуации.

   Четвёртый уровень мотивации учения, положительный познавательный, характеризуется положительным познавательным, осознанным отношением к учению. У учащегося сформированы учебно-познавательные мотивы как интерес к разным способам добывания знаний, осознанное соотнесение мотивов и целей своих действий. Учащийся понимает связь результата со своими возможностями. Он различает трудность задачи и свои возможности, способности и усилия в постановке реалистических целей. Учащийся уже умеет оценить вероятность успеха при решении задачи, умеет оценить временные и энергетические затраты, необходимые для достижения цели. Умеет объяснить причины своих успехов и неудач, как объективной трудностью задачи, так и недостатком своих усилий в решении данного задания. Отметка учителя анализируется и с позиций затраты своих усилий, учитывается трудность задачи и наличие способностей для её решения на данный момент.

    Пятый уровень мотивации учения, положительный активный, характеризуется положительным активным, инициативным и творческим отношением к учению. У учащегося наблюдаются мотивы совершенствования способов учебно-познавательной деятельности, самостоятельность мотивов, осознанное восприятие своих мотивов и целей. При постановке целей учащийся проявляет самостоятельность, проявляет инициативу. Он умеет гибко ставить цели, которые меняются в зависимости от ситуации. Учащийся осознаёт себя субъектом учебной деятельности и источником активности в учении. У учащегося преобладают положительные эмоции при постановке нестереотипных целей. Наблюдаются эмоции, предваряющие и регулирующие деятельность, конструктивного сомнения, неудовлетворённости.

    Шестой уровень мотивации учения личностный, характеризуется положительным личностным ответственным и действенным отношением к учению. У учащегося преобладают мотивы совершенствования способов сотрудничества в ходе учебно-познавательной деятельности, соподчинение мотивов и их устойчивая иерархия с доминированием. Учащийся легко проходит этап борьбы мотивов. У него преобладают мотивы ответственности на основе осознания причастности к результатам совместной учебной деятельности. Учащийся способен поставить и достигнуть все виды целей, умеет ставить социально значимые цели. Умеет принимать решения, предвидит социальные результаты и последствия достижения своих целей. Проявляет настойчивость и упорство в преодолении затруднений. Стремится к расширению своих возможностей. У учащегося наблюдаются положительные, личностно окрашенные эмоции, устойчивый оптимистический внутренний настрой, положительная эмоция активной позиции в коллективе» [4].

   Третий структурный элемент мотивации – это цель. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Соотношение мотивов и целей деятельности заключается в том, что мотив выступает как причина (побуждение) постановки тех или иных целей. Чтобы поставить перед собой цель, необходимо иметь соответствующий мотив: самоутверждение, самореализация, материальный стимул, интерес к содержанию деятельности и т.п. Цель, как правило, детерминируется несколькими мотивами (полимотивирована). Поскольку цели тесно связаны с мотивами, они, как и мотивы, побуждают учащегося к деятельности. Постановка цели стимулирует его прилагать соответствующее усилие для ее достижения. Чем большее число мотивов детерминирует цель, тем сильнее она побуждает к деятельности. Цель, подкрепленная большим числом мотивов, будет сильнее влиять на деятельность человека. Чем конкретнее цель, тем сильнее она побуждает к выполнению деятельности. Конкретизация цели, разработка промежуточных целей (этапов) и средств их достижения - важный мотивационный фактор.  

    Различают объективную  цель, заданную извне и субъективную, или внутреннюю цель (самостоятельно поставленную учащимся или принятую извне).  Цель, поставленная учащимся самостоятельно, усиливает мотивацию, создает позитивное настроение и удерживается дольше. Цель заданная извне, вызывает меньшую активность учащегося, имеет меньшую побудительную силу.

    Цели, в отличие от мотивов, осознаются, т.е. учащийся понимает, почему он ставит перед собой ту или другую цель, осознает отдаленные результаты, которых стремится достичь. А мотив, как правило, не осознается: обычно мы не осознаем того, что нас побуждает к деятельности. Осознание цели заключается в четком понимании:

  • будущего результата деятельности;
  • перспектив, которые связаны с достижением цели;
  • побочных последствий;
  • возможности или невозможности достижения цели;
  • иерархии целей, т.е. какие из них являются более важными, а какие - второстепенными;
  • отношения целей к способностям (легкие и сложные цели);
  • отношения цели к предыдущему результату;
  • средства достижения цели.

Осознание цели (сложности, наличия средств достижения и учета собственных возможностей) увеличивает вероятность ее достижения, усиливает мотивацию учащегося. Когда учащийся знает, что именно ему поможет добиться цели, когда цель разделяется на относительно несложные подцели, то это усиливает интерес к деятельности, внушает надежду на позитивный результат.

Организационно – диагностическая деятельность.

Методика и материалы.

     На втором этапе я попыталась изучить  уровень мотивации, потому что изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса.    

   Организационно  диагностическая  деятельность  направлена  на изучение  индивидуально – психологических   особенностей учащихся, с  целью   оптимизации  учебно-воспитательного  процесса.

    Исследования проводились среди учащихся 5-9 классов. В нем приняли участие 15 человек. Мной были использованы следующие методики:

  • методика Филлипса (тест тревожности);
  • методика определения уровня учебной мотивации;
  • методика определения уровня внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении математики;
  • методика определения типов (социальные, познавательные) и уровней мотивации учебной деятельности.

Методика Филлипса.

     Тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации. Страх заставляет ученика выполнять действия, но процесс учебной деятельности окрашивается негативными эмоциями. Результат: снижается мотивация в целом.

     Причины страха могут быть разными: страх самовыражения, страх в отношениях с учителями и одноклассниками, страх не соответствовать ожиданиям окружающих и т.д.

    Тревожные ученики с самого начала пропускают много информации т.к. их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Учебный материал кажется им очень сложным и они не верят, что справятся с заданием.

     Оценить характер тревожности можно с помощью методики  Филлипса.

Результаты тестирования:

  • 7 учащихся (44%) из 16 проявляют общую тревожность в школе;
  • у 7 учащихся выражен страх самовыражения (из них 2 выпускника, а такой страх может помешать им в достижении успеха в дальнейшем);
  • 11 человек (69%) испытывают страх при проверке знаний;
  • у 5 учащихся (31%)  низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу;
  • 6 учащихся (37%) испытывают страх в отношениях с учителями.

 

Вывод: чтобы у учащихся не возникало чувство тревожности учителям необходимо:

  • не использовать угрозы;
  • создать позитивную атмосферу и комфорт во время занятий;
  • осторожно использовать соревнование;
  • избегать ситуации, когда учащиеся с высоким уровнем тревожности выступают перед большой группой;
  • давать четкие задания, убедившись, что все указания учителя ясны ученику.

Методика определения уровня учебной мотивации.

     Анализ результатов показал, что первое место занимает мотивация 3 уровня (44%). У учащихся с такой мотивацией в целом положительное отношение к школе, но школа их привлекает своей внеучебной деятельностью. Для таких детей школа – это то место, где можно пообщаться со своими друзьями, узнать от них много нового и интересного. Учебный процесс отходит на второй план, на уроке хочется разговаривать, заниматься своими делами, но только не учиться.

Методика определения уровня внутренней мотивации деятельности учащихся при изучении математики.

    В целях повышения эффективности обучения математики я провела тест на выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответов. Максимальное число баллов – 20. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации. Нормативные границы:

  • 0-5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;
  • 6-14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
  • 15-20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация.

Результаты исследования:

  • преобладает внутренняя мотивация;
  • 3 человека из 10 показали высокий уровень внутренней мотивации;
  • 5 человек показали средний уровень внутренней мотивации;
  • 2 человека показали низкий уровень внутренней мотивации.

Методика определения типа (социальная или познавательная) и уровня мотивации.

    Для успешного осуществления учебной деятельности большую роль играет сформированность и развитость мотивации связанной с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения (познавательные мотивы) и стремлением занять определенное место в отношениях с учителями, другими учащимися, стремление осознавать, анализировать способы своего сотрудничества с другими людьми и др. (социальные мотивы).

    Данная методика направлена на выявление доминирования того или иного типа и уровня мотивации.

Результат:

  • у большинства учащихся (75%) доминирует социальный тип мотивации;
  • степень выраженности данной мотивации: высокая у 6 учащихся, средняя у 5 учащихся, низкая у 1 учащегося;
  • преобладающие мотивы: обязанность учебы и сотрудничество;
  • у 19% учащихся доминирует познавательный тип мотивации;
  • степень выраженности данной мотивации: высокая у 2 учащихся, средняя у 1 учащегося;
  • у одного учащегося  одинаково выражены оба типа мотивации, степень выраженности – средняя.

Выводы: поскольку у учащихся слабо выражен познавательный тип мотивации, учитель должен:

  • провести коррекционную работу, направленную на ликвидацию причин.
  • использовать на уроке методы и приемы, необходимые для формирования и развития познавательной мотивации.

Пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.

     Какие же пути и средства формирования и повышения уровня мотивации я нашла? Как же сформировать и повысить уровень учебной мотивации?

    Формировать мотивацию – это не значит заложить готовые мотивы и цели в головы учащихся, необходимо их поставить в такие условия и ситуации, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самих учащихся.

    А.К.Маркова отмечает «...учебно-познавательные  мотивы  формируются  в  ходе самой  учебной  деятельности, поэтому  важно  как  эта  деятельность  осуществляется» [3].

    Основными  факторами, влияющими  на  формирование  положительной  устойчивой  мотивации  к  учебной   деятельности, являются:

  • содержание  учебного  материала;
  • организация  учебной  деятельности;
  • коллективные  формы  учебной  деятельности;
  • оценка  учебной  деятельности;
  • стиль  педагогической  деятельности  учителя.

     Содержание  обучения  выступает  для  учащихся в первую  очередь  в  виде  той  информации, которую  они  получают. Однако  сама  по  себе информация вне  потребностей  ребёнка,  не  имеет для  него  какого – либо   значения, а,  следовательно,  не  побуждает  к учебной  деятельности. Поэтому,  давая  учебный материал, необходимо  учитывать  потребности,  имеющиеся  у учащихся  данного  возраста.  Учебный  материал  подавать  в  такой  форме, чтобы  вызвать  у  них  эмоциональный   отклик.

Содержательно  и  иллюстративно  бедный  материал   не  обладает  мотивирующей силой,  и  не способствует побуждению интереса  к  учению.

   А.К.Маркова и  соавторы [4]   отмечают, что  изучение  каждого раздела  или  темы  учебной  программы должно состоять  из  трёх основных  этапов:

  • мотивационного;
  • операционно-познавательного;
  • рефлексивно-оценочного.

    На первом этапе учитель   сообщает, почему  и  для  чего  нужно  знать  данный  раздел  программы, какова  основная  учебная  задача  данной  работы.

Этот  этап  состоит  из трёх  учебных действий:

  • создание  учебно-проблемной  ситуации;
  • формулировка  основной  учебной  задачи  как итога  обсуждения  проблемной  ситуации;
  • рассмотрение  вопросов  самоконтроля  и  самооценки  возможностей  по  изучению   данной  темы.

Мотивационный этап урока надо продумать основательно, помня, что от начала урока зависит его конечный результат. Если ученик будет убежден в том, что этот материал значим для него, он им заинтересуется.

     На   втором этом  этапе  учащиеся  усваивают тему, овладевают    учебными действиями  и   операциями  в связи  с  её  содержанием. Учитель не должен забывать  о том что возникшую на первом этапе  мотивацию необходимо усиливать.     

     Третий этап связан  с анализом  проделанного,  сопоставлением  достигнутого  с  поставленной  задачей и  оценкой работы. Подведение итогов  надо  организовать  так, чтобы  учащиеся  испытали  удовлетворение  от  проделанной работы.

    Коллективная (групповая)  форма  учебной  деятельности  создаёт  лучшую   мотивацию, чем  индивидуальная. Групповая  форма  «втягивает» в  активную  работу  даже  пассивных, слабо  мотивированных  учащихся. Своим одноклассникам  такие дети не боятся отвечать, находят поддержку.

    Мотивирующая роль  оценки результатов учебной  деятельности  не  вызывает сомнения.

Важно, чтобы  в  оценке  давался  качественный анализ  учебной  деятельности  учащихся, подчёркивались  положительные  моменты, сдвиги  в освоении   учебного  материала, выявлялись  причины имеющихся   недостатков, а  не  только  констатировать их  наличие. Оценивайте не человека, а деятельность и отношение ребенка к ней!

    На формирование  мотивов   учения  оказывает  влияние   стиль педагогической  деятельности  учителя, различные  стили  формируют  различные  мотивы. Авторитарный  стиль  формирует  внешнюю мотивацию  учения. Мотив  «избегания  неудачи», задерживает  формирование внутренней мотивации. Демократический  стиль  педагога, наоборот, способствует  формированию внутренней   мотивации, а  попустительской (либеральный) стиль  снижает  мотивацию,  и формирует  мотив   «надежды  на   успех».

     Повышение уровня учебной мотивации – это процесс кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у учащихся формируется через проведение уроков-путешествий, игровых уроков, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-экскурсий, уроков-практикумов, внеклассную работу и использование различных приемов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приемов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.

Использование  приемов формирования учебной мотивации на уроках математики.

      Содержание   учебного  предмета  «математика» предоставляет  большие  возможности  для формирования и развития мотивации. В своей практике я использую разнообразные  методические приёмы формирования и повышения уровня мотивации.

    Я большое внимание уделяю такому этапу урока как организация урока. 1-2 минуты необходимы для того чтобы настроить учащихся на урок. Приемы разные: улыбка, комплимент, шутка, взгляд, настраивающий на работу. Иногда на этом этапе я использую стихи.

 «Раз, два, три, четыре, пять,

Урок пора нам начинать.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь».

      Приёмами, способствующими развитию познавательного интереса на этапе восприятия знаний и активизирующие деятельность учащихся, являются:

  • сообщение парадоксального факта.
  • Прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия.
  • Прием значимости, при котором создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его математической, практической значимостью для учащихся.

    На этапе осмысления изучаемого материала использую приемы:

  • постановки  проблемного вопроса, создание проблемной ситуации 
  • Эвристический прием.

     На этапе закрепления изучаемого материала использую приемы:

  • моделирования

  На любом этапе урока использую приемы создания ситуации успеха:

  • авансирование ( …у тебя получится…)
  • высокая оценка делали (… вот эта часть работы у тебя выполнена очень хорошо)
  • преодоление страха и т.д. (…ничего страшного…).

    Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения.

     В своей работе я также использую различные задачи:

  • задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.
  • Задачи связанные с самонаблюдением и др..

    Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А. Сухомлинский.

    В своей работе я использую  игровые моменты на различных этапах урока (приложение 5).

   Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого я использую творческие задания: составление ребусов, кроссвордов.

    Формированию и повышению учебной мотивации мне помогает  использование технологий личностно-ориентированного обучения (ЛОО).

    В рамках ЛОО в своей работе использую технологию модульного обучения, отдельные приемы технологии РКМЧП, информационно-коммуникативные технологии.

    Информационные технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Привлечение компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому я использую компьютер на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

    Модульное обучение даёт каждому ученику включаться в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работать с дифференцированной по содержанию программой. Идет индивидуализация контроля, самоконтроля, консультирования. Важно, что ученик имеет возможность самореализоваться. Данная система обучения способствует продвижению каждого ученика на более высокий уровень обучения.

    Технология «критического мышления» позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлечь в процесс обучения личностное начало ребенка.

    Таким образом, на личностно-ориентированном уроке создается та учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. На таком уроке господствует эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

Заключение.

        В  важности  изучения  учебной мотивации  никого  убеждать  не  надо. Мотивационная сфера – ядро личности.

       Сосновский Б.А.[7] пишет: «Психологически важно, что к любой деятельности человека побуждает не потребность (состояние, отвечающее нужде), не мотив (то реальное, в чем находит себя потребность), а личностный смысл (того и другого и деятельности): зачем это нужно именно мне и именно сейчас. Объективное значение учебы довольно полно и одинаково известно каждому школьнику, но субъективный смысл учебы различен для каждого школьника, учителя…». А наша задача (психолого-педагогическая) заключается в изучении, понимании и посильном воспитании всей системы личностных смыслов учения каждого учащегося.

     Как правило, учебная деятельность ребенка полимотивирована т.е. побуждается не одним мотивом, а целой системой различных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении друг с другом.

    Те методики, которые я использовала в своей работе, показали, что мотивация является важнейшим условием, влияющим на эффективность учебно-воспитательного процесса. Демотивированность основной массы учащихся и базовые показатели их обученности и качества знаний взаимосвязаны.

    Педагогическому коллективу нашей школы в дальнейшем необходимо работать над формированием прежде всего познавательной мотивации учащихся. 

     В  процессе  исследования  я  пришла  к  выводу, что  использованные мною  методики  изучения  состояния мотивации  учащихся  малоприемлемы  для  учителей – предметников  из-за  трудоёмкости, дефицита  времени,  а главное  недостаточной  подготовленности   учителей. Поэтому  подобные  исследования нужно  проводить  совместно  с  психологами  и  другими  специалистами.

    Со своими исследованиями по мотивации я познакомила учителей моей школы, и я надеюсь, что мы сообща будем продолжать формировать и повышать мотивационную сферу учащихся.  

Мотивация

учебная   познавательная

изменяется   формируется      развивается

«Ученье – свет, не ученье – тьма»

Движение к цели.

Мотивация

внутренняя успешная

  подкрепляет  вселяет повышает

вера в свои успехи

мотив достижения.

Мотив

познавательный социальный внутренний

 формирует составляет

ядро личности

результат.

 ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин Е.П. Мотивация  и  мотивы. СПб: Питер, 2000.

2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,1982.

3. Маркова А.К. Формирование  мотивации  учения  в  школьном  возрасте. М.: Просвещение, 1983.

4. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя.  

М.: Просвещение, 1990.

5. Муравьев Е.М., Богоявленская А.Е. Справочник   администрации  школы  по  организации  учебно-воспитательного  процесса. М.: Педагогический  поиск, 2002.

6. Нартова О. Изучение и формирование мотивации учащихся. // Воспитание школьников.  2008, № 4//

7.Сосновский Б.А. Мотив и смысл. М.: Прометей, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список литературы для работы над темой по самообразованию.

Список литературы поможет  для работы над темой по самообразованию....

тема по самообразованию

Для   того, чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащи...

Реализация темы по самообразованию в практике работы:«Использование игровых технологий как основы для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении английскому языку».

В основе творческой деятельности учащихся лежит постоянное стремление к познанию, к более полным и глубоким знаниям. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения ин...

Методическая тема по самообразованию:Использование игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования.

В данной работе рассматриваются методические и психологические вопросы использования игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования....

Тема по самообразованию

План работы над темой по самообразованию...

Тема по самообразованию "Внедрение в учебный процесс систем информационного обеспечения занятий"

Использование информационных коммуникативных технологий на уроках является средством развития познавательной компетентности школьников. В условиях модернизации школьного образования появляются н...

тема по самообразованию

тема по самообразованию...