Программа этноэкологического воспитания школьников
проект по теме

Программа этноэкологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей этноэкологической культурой и этноэкологическим мышлением.Программа этноэкологического воспитания включает следующие направления:         Экология родного края «Учусь этноэкологическому мышлению» (основы этноэкологии социоприродных систем)      Экология здоровья «Учусь управлять собой» (основы экологии человека). Экология разума «Учусь действовать» (основы социальной экологии и эколого-проектной деятельности). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_etnoek_vosp.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Пробудить в человеке желание всю жизнь перелистывать книгу природы, постоянно удивляясь ее мудрости и неповторимости – это наша с вами задача. Но мало только любоваться природой, нужно приложить все силы, чтоб была она еще краше и богаче, на радость нам и будущим поколениям. Каждый взрослый человек или ребенок обязан чувствовать свою личную ответственность за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро.

     Духовно-нравственное и этноэкологическое развитие в школе обеспечивается программами воспитания школьников. Для каждой ступени: начального, среднего, старшего (полного) общего образования – разработаны особые программы и проекты воспитания и социализации учащихся. Такой программой сегодня, в нашей школе является программа формирования этноэкологической культуры - это комплексный проект непрерывного обучения, воспитания и развития учащихся.

Не все школы сегодня ориентированы на этноэкологический подход к экологическому воспитанию учащихся. Введение системы непрерывного этноэкологического воспитания, его направленность на развитие этноэкологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды, формированию и развитию компетенций межкультурного диалога и толерантного, межэтнического взаимодействия у обучающихся в поликультурном российском обществе.

    В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по этнологическому, поликультурному и экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.

Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, программа этноэкологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей этноэкологической культурой и этноэкологическим мышлением.

Этноэкологический аспект формирования экологической культуры включает в себя:

- обогащение социального опыта учащихся этноэкологическими знаниями, содержащимися в устном поэтическом творчестве, обычаях этноса, в которых показывается бережное отношение человека к природным явлениям, растительному и животному миру

- практическую проверку полученных этноэкологических знаний в непосредственной деятельности в природной среде;

- усвоение и соблюдение норм поведения в природной среде в повседневной жизни;

- использование этноэкологических средств и методов воспитания в едином комплексе.

Усвоение ценностей этнической экологической культуры, формирование этноэколог-ических знаний и представлений детей, соблюдение норм и правил поведения в природе должно быть основано на целостности и системности процесса обучения и воспитания. Данный подход требует единства действий всех институтов: школы, семьи, общественности.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования экологического сознания на этнологической основе.

Цель: воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности на основе этноэкологического мышления.

Задачи: - создать систему экологической работы в школе, основанную на применении экологических знаний во время уроков, проведение внеурочных занятий, проведение исследовательской работы по экологии, написание и защита проектов;

- сформировать у обучающихся - этноэкологическую грамотность и этноэкологическое мышление, этноэкологическое самообразование в течение жизни; опыт индивидуального и совместного проектирования и реализации экологически целесообразного, здорового образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; участие в социально значимых проектах в интересах устойчивого развития территории.

Для реализации целей и задач - необходимо научно-методическое и организационно – управленческое сопровождение, которое обеспечивает и предполагает следующий комплекс мероприятий

  • изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления этноэкологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
  • введение основ экологического образования в программы всех школьных предметов, от биологии до изобразительного искусства (введения этноэкологического компонентов);
  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ этноэкологической направленности;
  • разработать комплекс учебных программ, определяющих экологическое образование учащихся (учебные предметы и междисциплинарные курсы);
  • организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
  • осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
  • разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (этноэкологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

Направления программы:

  • 1.Проектно-исследовательское,
  • 2. Эколого-валеологическое,
  • 3. Эколого-трудовое,
  • 4. Экологическое мировоззрение и культура

Программа этноэкологического воспитания включает следующие модули:

  • Экология родного края «Учусь этноэкологическому мышлению» (основы этноэкологии социоприродных систем)  
  • Экология здоровья «Учусь управлять собой» (основы экологии человека).
  • Экология разума «Учусь действовать» (основы социальной экологии и эколого-проектной деятельности).

Модуль «Экология родного края»

«Учусь этноэкологическому мышлению»

Предшкола и младшие школьники (1-4 класс)

Цель

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

задачи

 Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности

Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья»,

«Птичья столовая», предупредительные таблички.

Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли».

Форма работы с классом

Встречи на природе

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека.

Экологические

проекты

Я познаю мир. Зеленый класс.  Этносимволика.

классные часы и беседы

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные моего края», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля», «Байкал – жемчужина мира»

Деятельность

Библиотека: библиотечные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы».

Детские мероприятия: музыкально-познавательные программы «В мире животных», «Осенняя прогулка», «Весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка» и Экологические акции: уборка территории, сбор батареек, макулатуры. Этноэкологическая тропа

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе родного края»

Экологические акции «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади модо», «Школьный день вместе».

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Подросток (5-8 класс)

цель

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.

задачи

Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья»,

«Птичья столовая», предупредительные таблички.

Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли», «День Байкала». Работа на пришкольном участке. Этносад, этнодизайн цветочных композиций.

Формы работы с классом

Встречи на природе

 Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Исследования. Обследование флоры и фауны местной территории, экологические проблемы. Ознакомление с водными объектами. Мониторинговые наблюдения за природными источниками и их обустройство.

Экологические игры

Знатоки природы. Путешествие в мир Байкала. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. Экоквест.

Экологические

проекты

Экокочелендж. Экокласс. Зеленый флаг. Красная книга Бурятии. Разделяй с нами. Хранители воды. Экодвор. Вторичный бум. Батарейка 03.

Классные часы и беседы

«Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Бурятии», «Деревья – символы», «Памятники животным». Устойчивые символы, образы и сюжеты в народном искусстве. Этнокультурная информация в топонимах. Материальная и духовная культура бурятского народа. Символика в традиционной культуре этносов

Деятельность

Библиотека: библиотечные уроки «Экология края», «Природоохранная деятельность нашей школы». Конкурсы:     рассказов,     рисунков,     фоторабот

«Животные в моей семье»; эрудитов «Растения и животные Красной книги»; «Мир заповедной природы» Турнир        знатоков житейских        премудростей (народ. примет, лекарств. раст. и т.д.)

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади модо», «Школьный день вместе».

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Старшеклассники (9-11 классы)

Цель

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

задачи

Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации.

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья»,

«Птичья столовая», предупредительные таблички.

 «День птиц», «День воды», «День Земли», «День Байкала»

Формы работы с классом

Встречи на природе

Экологический мониторинг. Выращивание на пришкольном участке, школьном этносаде. Этнодизайн цветочных композиций.

Экологические игры

Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников

Экологические

проекты

Экологический паспорт школы. Экологический паспорт кабинета. Паспортизация комнатных растений в школе. Паспортизация деревьев пришкольной территории. Экология нашей реки. Экология города. Разработка экологической тропы 18 квартала.

Классные часы и беседы

Природа в произведениях искусства. Человек есть существо природное и духовное. Этнокультурная информация в топонимах. Экологическая этика в истории и современности

местного населения

Деятельность

Экологические акции: «Очистим планету от мусора»; помощи зоопарку «Добро делать просто!»; по сбору макулатуры «Спаси   лес»; по сохранению природы родного края «Природа  - моя забота»; «Новый год без топора»;  «Чистый берег»; «Украсим садами край родной»; «Летопись добрых дел по сохранению природы»

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

Модуль «Экология здоровья»

«Учусь управлять собой»

Предшкола и младшие школьники (1-4 класс)

цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни.

задачи

Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду.

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников. Дни здоровья.

Организация дежурства в классе и в школе.

Работа по благоустройству школы и ее территории. Экскурсии на природу родного края. Трудовые десанты.

Формы работы с классом

Встречи на природе

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я?». Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». Игры на природе.

Классные часы, беседы

«В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки.

Как с ними бороться?»

Деятельность

Спортивные игры и соревнования. Физкульминутки на переменах.

Валеопаузы на уроках. Спортивные секции

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Походы выходного дня.

Предполагаемый результат

Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Подросток 5-8 кл

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование

потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать

физическую подготовку учащихся. Формировать навыки

рациональной организации умственного и физического труда.

Общешкольные творческие дела

Спартакиада школьников. Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года). Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории. Озеленение школы и территории. Экскурсии на природу родного края.

Формы работы с

классом

выезды на природу

Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей»

Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-

развлекательные игры. Игра «Спортивное ориентирование»

Классные часы, беседы

«Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке» «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд

человека кормит, а лень портит». «Пища как часть культуры народов».

Деятельность

Спортивные секции: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, легкая

атлетика.

Кружки: Юный инспектор дорожного движения, Основы

спортивного туризма.

Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник.

Библиотека: библиотечные уроки и тематические занятия

«Спортивные достижения нашей школы» и др.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».

Походы выходного дня.

Предполагаемый

результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для

будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств,

для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Старшеклассник (9-11 кл)

Цель

Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование

потребности в здоровом образе жизни.

Задачи

Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать

ответственность за сохранение существующих школьных традиций

Общешкольные

творческие дела

Спартакиада школьников. Малые школьные Олимпийские игры (1 раз в 4 года). Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории. Экскурсии на природу родного края.

Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно- развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад.

Классные часы, беседы

«Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками»,

«Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком? «Традиции и обычаи, способствующие сплочению семьи, общества, уважению к

памяти предков. Значение традиций в семьях. Трудовые традиции. Экологические традиции».

Деятельность

Спортивные секции: футбол, баскетбол, волейбол, хоккей, легкая

атлетика. Основы спортивного туризма. Фестиваль спортивной песни. Туристско-спортивный праздник.

Работа с семьей

Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Профилактика наркомании. Памятка родителям»»,

«Домашняя экология». Походы выходного дня.

Предполагаемый

результат

Осознание учащимися значимости физического состояния для

будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств,

для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях.

Модуль  «Экология разума»

«Учусь действовать»

Младший школьник (1-4 класс)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности

школьника

Задачи

Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего

народа, воспитывать гордость за национальную культуру.Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку

осмыслить себя как частичку окружающего мира.

Общешкольные

творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс «Битва хоров». Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с

классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение

спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений,

рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Герб и флаг России», «Я живу в Бурятии», «Правила поведения

в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Слово о родном крае».

Деятельность

Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-

практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».

Помощь в организации и проведении праздников. Поисковая работа в музее истории школы.

Предполагаемый

результат

Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания.

Подросток (5-8 класс)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности

школьника

Задачи

Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать

познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство

национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое

мышление, способности и задатки. Осознавать собственную

значимость в окружающем мире.

Общешкольные

творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс «Битва хоров». Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с

классом

Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение театра и обсуждение

спектаклей. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений,

рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия.

Классные часы, беседы.

«Люблю тебя, мой край родной», «Жизнь замечательных людей»,

«Мои земляки», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», «Традиции и обычаи как часть культуры»

Встречи с интересными людьми

Деятельность

Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-

практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».

Помощь в организации и проведении праздников. Поисковая работа в музее истории школы.

Предполагаемый

результат

Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира.

Старшеклассник (9-11 кл)

Цель

Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности

школьника

Задачи

Формировать потребность в самообразовании в условиях развития

науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать

эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на

«постоянный труд души».

Общешкольные

творческие дела

Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. Смотр-конкурс «Битва хоров». Деятельность органов детского самоуправления.

Формы работы с

классом

«Экологический баланс», комплексные эколого-экономические игры «Голубая планета», «Цивилизация», социально-экологический проект «Шаг за шагом», технология «кейс-study», практикум решения кейсов «Экологический бумеранг», экологические тренинги, арт-технологии, современные интернет-технологии.

Классные часы,

беседы

«Законы человеческого общества как отражение законов природы «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и

искусства», Творческие гостиные

Деятельность

Интеллектуальные игры, предметные олимпиады, научно-

практическая конференция.

Работа с семьей

Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе».

Помощь в организации и проведении праздников. Поисковая работа в музее истории школы.

Предполагаемый

результат

Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. Осознание роли и активности человека в преобразовании окружающего мира. Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной

учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои

знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и

преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины,

верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность

личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни,

уважение человеческого достоинства, способность к состраданию,

доброжелательность

Предполагаемый результат:

воплощение модели выпускника, обладающего экологической культурой и экологической ответственностью с осознанием, себя, как гражданина планеты, России, представителя определенной культуры и мира природы.

Показатели эффективности программы:

- осознание национальной идентичности в поликультурном социуме, а именно идентичность с территорией, с природой России; сформированный ценностно-мотивационный компонент экологической культуры, способствующий развитию гражданских  качеств обучающихся;

 - развитое нравственно-этическое сознание, экологическая компетентность принятия решений в ситуациях, связанных с моральным выбором;

 - сформированность нравственных чувств и нравственного экологически целесообразного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам и поступкам окружающих по отношению к объектам и явлениям природного и социоприродного окружения;

 - сформированность целостного представления о природе, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, понимание универсальной ценности природы;

- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми более старшего или младшего возраста, взрослыми в процессе исследовательской, проектной, мониторинговой, игровой, социально значимой практической деятельности экологического характера;

 - сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; понимание зависимости здоровья от экологического состояния окружающей среды.

- освоение доступных видов социально значимой практической деятельности по изучению, улучшению состояния и охране социоприродной среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития воспитания школьников в системе образования МОУ

Программа «Воспитание» направлена на развитие и совершенствование системы воспитательной работы в школе. Это долгосрочный  управленческий документ, отражающий достижения и проблемы школьного колл...

Программа патриотического воспитания школьников

Программа патриотического воспитания школьников на 2013- 2014 учебный год главной целью ставит воспитаниевосп патриота - гражданина – личности, осознающей свою причастность к происходящим в современно...

Программа экологического воспитания школьников

Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу....

Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

   Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

Доклад на родительском собрании "Этноэкологическое воспитание школьников"

Этноэкологическое воспитание в семье формирует у детей  начальное экологическое образование....

«Этноэкологическое воспитание школьников как условие устойчивого развития региона»

Важнейшей проблемой современности планетарного масштаба стала экологическая проблема. Экология должна рассматриваться не только как наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающ...