Активизация познавательной деятельности на уроках математики при помощи ИКТ
статья на тему

Кузьмина Татьяна Алексеевна

              В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю  необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuzmina_t.a.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности на уроках математики при помощи ИКТ

Из опыта работы

Кузьминой Т.А.

преподавателя математики ТОГАПОУ «Колледж техники и

технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева»

«Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить»

А. Дистервег.

              В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю  необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.

       Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа обучающихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроке включать каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей – познавательные мотивы. К тому же в современных условиях важное значение приобрела проблема профессиональной подготовки специалистов, способных мыслить и действовать творчески, самостоятельно, нетрадиционно. Немаловажная роль отводится информационным и телекоммуникационным технологиям, так как они позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. В понятие же “новое качество”образования вкладывается, прежде всего, способность самостоятельно учиться и добывать знания.

             В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать обучающемуся возможность продвигаться в адекватно его способностям  темпе.

            Современное информационное общество ставит перед учителем задачу подготовки выпускников, способных: – ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; – самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; – четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; – грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем); – быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций; – самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приёмах активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики, которые используются мною, я хочу рассказать.

Целесообразно шире использовать тестирование по разделам, отдельным темам, отрабатывая технологию проведения. Метод тестирования позволяет объективно определить результаты обучения, выявить проблемы и недостатки обучения, как целого класса, так и каждого ученика в отдельности. Тестирование позволяет:

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся;
  • проверять качество усвоения материала;
  • разнообразить процесс обучения;
  • сэкономить время на опрос;
  • использовать тесты для компьютеризации обучения.

С помощью тестов можно проверить большой объем изученного материала, быстро “диагностировать” овладение учебным материалом большого количества учащихся. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнить часть работы, минуя психологический стресс, получить удовлетворительную оценку и овладеть объемом знаний, достаточным для этого.

Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер исполняет  роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Презентации позволяют разнообразить урок, сделать его более интересным.

Опыт использования ИКТ на уроках математики показал, что наиболее эффективно проходят уроки геометрии, стереометрии, уроки алгебры при изучении функций и графиков, а также занятия,посвящённые материалу, выходящему за рамки учебников. Использование же компьютерного класса и интерактивной доски повышает эффективность уроков во много раз, так как, на мой взгляд, мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому ученик не может быть только пассивным зрителем или слушателем, а активно принимает участие в процессе обучения.

Помимо этого создать на уроке ситуацию успеха, при которой любой ученик (вне зависимости от своих учебных способностей) смог бы проявить себя, свои силы и возможности, показав одноклассникам, что и он владеет определёнными навыками и творческим потенциалом, можно через участие в проектной деятельности.

Чем привлекателен этот метод? Во-первых, тем, что представляет собой развитие идей проблемного обучения и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую, выполняемую учащимися в течение определённого времени) и направлен на умение управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать цели, выбирать партнёров, планировать свои действия, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их. Во-вторых, тем, что способствует воспитанию культуры сотрудничества (субъект-субъектные отношения), а также культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда (субъект-объектных отношений). Именно этим и привлекает меня метод проектов.

       Применяя же ИКТ-технологии, преподаватель не только даёт знания, но еще и показывает их границы, обучает обучающихся  приёмам обработки информации, разным видам деятельности; сталкивает ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса, что нацеливает их на поиски нестандартных решений, на самообразование; благодаря такой работе ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты. А главное – найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он– личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И, следовательно, преподаватель  выполнил своё предназначение: “нести огонь идеального!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позабо...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

 В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование к...

Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...

Статья Активизация познавательной деятельности на уроках математики

Статья "Активизация познавательной деятельности на уроках математики" подготовлена учителями математики Давыдовой М.Г., Тарануха Е.В. с целью выявления и использования самых действенных способов и мет...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуще...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики

В данном материале представлены тезисы выступления по теме «Активизация познавательной деятельности на уроках математики» и презентация....