Игра, как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики
статья по алгебре (6 класс) по теме

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет учителя задуматься о том, как поддержать у обучаемых интерес к изученному материалу, их активности на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроке работал активно и увлеченно каждый.Немаловажную роль здесь отводиться дидактическим играм на уроках математики - методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Игра - творчество, игра - труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Мы  играя проверяем, что умеем и что знаем.        ( Паскаль )

Введение

    Современная методология образования определяет новые пути подготовки учителя к успешной деятельности. Сущность современной подготовки состоит прежде всего в развитии творческих способностей учителя, формировании потребности к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Основная особенность подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика заключается в том, что учитель на своём учебном занятии реально включается в процесс взаимодействия с учениками. Нетрадиционная система подготовки позволяет педагогу проявлять самостоятельность, концептуальность, научность и творчество, т.е. осуществлять деятельностный подход для создания условий развития личности каждого ученика с учетом его внутренних ресурсов и возможностей их эффективной реализации.

    В концепции компетентностно ориентированного образования под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно сорганизовать внешние и внутренние ресурсы для достижения поставленной цели. Ключевые компетенции выражаются в овладении учащимися определенным набором способов деятельности. Я говорю о детях, о детстве как самом радостном периоде жизни, в котором невозможно без восторга открытий и радости побед, без пытливости и любознательности. Мечтаний и фантазий, возможности помериться умом и силой с одноклассниками и друзьями. Возникает потребность в создании своего собственного мира, стремлении к взрослости, что часто приводит к появлению стихийных групповых игр.

    Традиционный урок предполагает получение учеником конкретного набора знаний и умений. Иногда от излишней организованности урока с авторитарным подходом учителя к своей деятельности можно часто увидеть скучающие, усталые лица учеников. Происходит падение познавательности интересов, развивается детский пессимизм, равнодушие.

    Только творчески работающий учитель способен сформировать творчески мыслящего ученика. Вызвать интерес к изучению биологии может игра. Мы прекрасно знаем, что играть любят не только дети, но и взрослые. Главная задача моей работы- показать возможности игровой познавательной деятельности, пути эффективного игрового потенциала, т.е. сделать игру средством общего развития и нравственного совершенствования школьников. На моих уроках почётное место занимает игра. Включая в уроки игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных школьников, привлечь их внимание, казалось б,. к сухому и мало интересному материалу.

    В данной работе я обращаю внимание на особенности игры как средства активации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и делюсь опытом применения игр в своей педагогической практике.

Особенности игровой познавательной деятельности.

Методические рекомендации предлагают общую схему педагогического руководства игровой познавательной деятельностью школьников. Технологические приёмы используются с учетом педагогического опыта и стиля работы педагога.

В игре важно предусмотреть:

1)  возраст;

2)  отношение к учению и игре;

3)  уровень подготовленности детей;

4)  склонности и способности ;

5)  динамику игровых интересов и мотивов;

    Слово «игра» в одних источниках трактуется как непродуктивная человеческая деятельность. В других- развлечение, в третьих- способ усвоения общечеловеческой в рамках определённых правил.

Игра-  сценическое исполнение какой- либо роли, исполнение на музыкальном инструменте.

По  характеру деятельности участников игры подразделяются  на следующие виды:

  1. спортивные;
  2. игры- забавы;
  3. интеллектуальные и деловые;
  4. военные;
  5. игровые праздники;
  6. познавательные.

Познавательные игры являются продуктом и одной из составляющих  общей игровой культуры человечества, они имеют давнюю историю. Трудно сказать, когда появились шарады и ребусы, сопровождающие наше детство, которые в различных комбинациях трансформируются в мир взрослых. Игра- генетически обусловленный вид человеческой деятельности, заложенный в генофонде любой популяции людей. Это дает основание говорить о включении игровой деятельности в учебно- воспитательный процесс на правах с другими элементами. Это подтверждают основоположники педагогической науки В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, С.Т. Шацкий и др.

Игра оказывает позитивное влияние на школьников благодаря своему воспитательному потенциалу. Привлечение игры- одно из самых гуманных проявлений педагога по отношению к детям.

В управлении игрой необходимо найти ту золотую середину, которая поможет школьнику почувствовать себя субъектом игровой деятельности,  свободным от педагогического влияния.

Познавательные игры- это педагогически организованные, не утратившие естественного воспитательного потенциала игры, обеспечивающие одновременное приобретение, усвоение и передачу знаний и способов деятельности в условиях сотрудничества и диалога. В познавательных играх достигается гармония игровой познавательной деятельности и игровой формы. При нарушении этого познавательная игра  может  превратится в дидактическое упражнение или разрушится совсем. В результате игровой деятельности школьник хочет показать свои знания, получить интерес и радость. На начальном этапе- это интерес к игре. Осмысление познавательных игр приходит после их завершения.

Соотношение игровой и познавательной деятельности в процессе обучения.

В дошкольном и начальном школьном образовании игровая деятельность являются преобладающей. Известно, что только тот вид деятельности комфортен,  который основан на добровольности и интереса. Активность учащихся в условиях игрового общения увеличивается в 2,5 раза.

Игра используется для решения комплексных задач усвоения и закрепления нового учебного материала, развития творческих способностей школьников, формирования у них общеучебных умений. Многогранен и воспитательный потенциал игры.

Учителю необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нельзя заставить играть. В игре нет прямого обучения и воспитания.  Успешное решение образовательных задач в познавательных играх обеспечивает эмоциональный комфорт,  который создается в ходе игрового процесса. Необходимо вовлекать в игру школьников.
  2. Сделать игру воспитывающей- значит предусмотреть напряжение интеллектуальных и духовных сил,  самостоятельный познавательный поиск. Если нет  умственного напряжения,  игра утрачивает свою привлекательность Для успешного решения  игровой познавательной деятельности потребуются определенные знания и умения,  которые были приобретены в подготовительный период игры. .Школьник делает свой выбор, заявляя: «Я могу!» Этот мотив, так же как: «Я хочу!», сопровождается ожиданием радости, но радости уже предстоящего напряженного труда, связанного с преодолением определенных трудностей, на которые готов вступивший в игру ученик. Чтобы справится с игровыми действиями,  ученик должен проявить смекалку,  сообразительность, наблюдательность, фантазию, способность к обобщению и систематизации,  ориентироваться в нестандартных ситуациях,  перевоплощаться, составлять удачные комбинации,  выбирать единственно правильный ответ. Подобные действия приближаются к творческим, сопровождаются высоким эмоциональным подъёмом, устойчивостью познавательных интересов, верой в открытия и победу, открытия себя и своих одноклассников. Формируется навыки самостоятельного поиска от простого (репродуктивного) до конструктивного (творческого).
  3.  Учащиеся в игре избавляются от прямых указаний взрослых , но руководствуются правилами, которые регламентируют игру. Мотив «надо» предопределяет успех игры.

Трехступенчатая мотивация игры: «хочу»- «могу»- «надо»- основной механизм воздействия на развивающуюся личность.

Процесс усвоения знаний становится желанным. Присутствуют коллективный поиск. взаимоотношения сотрудничества.

Методические рекомендации технологии познавательных игр я использую на своих уроках, но игра – дело творческое, и иногда некоторые моменты воспроизводятся не совсем так, как предусматриваются методикой проведения игры.

В ходе игровой деятельности ученики не сумеют освоить систему научных знаний. Но игра может снять императивность обучения и сделать процесс усвоения знаний желанным. Познавательные интересы укрепляются на основании игровых интересов в искусственно создаваемых педагогом познавательных играх.

Факторы, обеспечивающие сближение игровых интересов с познавательными:

  1. Чувство свободного выбора.
  2. Удовольствие от демонстрации своих способностей и умений.
  3. Возможность проявить самостоятельность.
  4. Азарт игрового успеха.
  5. Комфортность в игровом сотрудничестве.
  6. Потребность в ролевом перевоплощении.
  7. Желание помериться силами с другими.        

Психологические  особенности  познавательных  игр

1.Коллективные или групповые игры.

В ходе коллективного поиска  между участниками игры складываются сложные взаимоотношения конкуренции, сотрудничества, уважения, конфронтации, зависимости и товарищеской поддержки. Чаще всего эти взаимоотношения регулируются самими участниками игры. Учителю нужно быть внимательным, чтобы не допустить драматического хода игры.

2.Тяга к удовлетворению игровых интересов.

Но иногда это может привести к разочарованию: в случаях, когда познавательная игра оказалась непосильной для играющих; игроков не устраивает их роль в игре; действие игрока не находят одобрения и поддержки; участники игры несимпатичны друг другу; игра сопровождается проигрышем; активность играющих подавляется лидером или организатором игры.

3.Развитие негативных характеристик личности из-за часто повторяющихся отрицательных эмоций в достижении цели.

Это закрепляет у одних подростков безразличие, вялость, безынициативность; у других – упрямство, озлобленность, агрессивность, завистливость .В связи с этим  желательно заранее предусматривать развитие конфликтов между играющими, не позволять им развиваться. Нужно учитывать возрастные особенности подростков (неустойчивость внимания), переключать на более важные события в игре. Избыточная  мотивация приводит к волнениям, а иногда к стрессу. Волнение и тревога могут сопровождаться излишней возбудимостью и неприятными реакциями, отрицательно сказывающимися на физическом и психическом здоровье школьников .Для избежания этого необходимо ослабить мотивацию: напомнить, что это всего лишь игра и не надо излишне волноваться. Неуверенным в себе подросткам из-за страха подвести товарищей учителю следует оказать помощь, вселить уверенность.

По окончании игры провести рефлексию; переосмыслить субъективную значимость игры, избежать пессимизма в настроении потерпевших поражение.

4.Эффективным средством подавления эмоционального напряжения является смех, шутки, ирония, юмор учителя. Налаживаются контакты между игроками, поднимается интерес. Все это способствует благоприятному переживанию неприятностей.

Привлекательность  для  зрителей ( болельщиков)

Зритель получает удовольствие не от самого участия в игре, а от переживаний, связанных с перипетиями и результатами.

Быть зрителем и участником не одно и то же. Но и косвенное участие в игре – небесполезное дело. Зрители заочно предлагают свои версии решений, соглашаются или отвергают ход поиска, негодуют и радуются. Эмоциональные переживания у зрителя –болельщика постепенно накапливаются в памяти,  и это дает возможность перехода к роли участника игры .Пассивные начинают включатся в игру  Усвоение знаний и способов деятельности в зрительной среде приобретает форму диалога.

Роль  учителя  и  педагогические  возможности  игры

Эффект познавательной игры зависит от предварительной подготовки учителя. Учитель разрабатывает игру, часто руководит игровой деятельностью учащихся, обучает умению играть .В дальнейшем роль учителя и ученика растворяются: нет легко опознаваемого источника знаний, как и нет четко обозначенного обучающего лица. В результате активных контактов учеников друг с другом и с учителем в игре обучаются все участники игрового процесса, прямо или косвенно задействованные в нем. Развитию этого способствуют коллективные формы деятельности, взаимосвязь уроков и внеклассной работы. Понимание природы детства и сущности ребенка.

Развивающая функция: речь, мышление, сознательный характер, способность к умственному напряжению, потребность в познавательном интересе.

Обучающая функция: познать, обучиться через взаимообщение, взаимодействие. Снимает монополию учителя как источника познания.

Терапевтическая функция: игра -  метод диагностики потенциальных возможностей ученика, раскрывает его, определяет оперативность деятельности учителя (помощь).

Релаксационная функция: расслабление ради напряжения, смена деятельности.

Рассмотрим пример деятельности учителя и учащихся на примере модели деловой игры.

Классификация  познавательных  игр

В различных классификациях познавательных игр присутствует элемент условности.

По педагогическим целям включения в учебно- воспитательный процесс выделяют:

   игры для урока (игры- миниатюры, игры- эпизоды и др.);

   игры для внеклассной работы (игровые праздники).

И те и другие могут быть приемлемы на уроках и во внеклассной работе.

В основу классификации познавательных игр положены естественные классификации игры, которые способны стимулировать саморазвитие школьников:

   Игра- многофункциональное средство обучения и воспитания, которое способно обеспечить целостное развитие личности школьника, воздействуя на его интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферу;

   Игра- свободный вид деятельности,  в которой непременно присутствует какое- то затруднение, что воздействует на зону  ближайшего развития школьника;

   Воспитательная ценность игры в ее игровом парадоксе; процесс игры ребёнок переживает вполне серьёзно и стремится к равноправию, уважению и сотрудничеству;

   Игровая  задача предусматривает поисковую деятельность («найти родственников»).

   Исходя из этого, в классификации познавательных игр используются наиболее существенные признаки:

   Уровень коллективности;

   Сложность познавательного поиска;

   Характер организации (от организации учителем до самоорганизации);

   Продолжительность игры и соотношение подготовительного периода.

Принципы классификации:

   Последовательного усложнения (познавательных задач, игровых правил и действий, содержания игр, характера сотрудничества и диалога играющих);

   Ориентации на зону ближайшего развития;

   Вариативности

   Я придерживаюсь и применяю в своей педагогической деятельности следующую классификацию.

1. Игры- миниатюры (1-3 мин.)

   Репродуктивный поиск аналогов или поиск по аналогии; поиск в заданных пределах и по предложенным алгоритмам. Организатор- учитель. Усвоив правила некоторых игр, ученики могут стать их организаторами. Это индивидуальные игры или игры- диады. Если индивидуальный поиск протекает в присутствии сверстников, он обеспечивает «публичный эффект». Эмпатийная поддержка и одобрение повышают статус играющего. Это положительно сказывается на развитии познавательных интересов и уверенности школьников.

2. Игры-эпизоды.

3. Игры-софизмы.

   Цель: обучение на ошибочной информации элементам анализа.

   Ничего нельзя принимать без сомнения. Учить критически относиться к любой информации. Дети становятся внимательны к учителю. Начинать нужно с одного предложения. Например, «С треском хлопается стручок гороха. Краевые цветки подсолнечника имеют по пять тычинок».

   Применяются софистические рассказы и сказки. Ученики любят и сами их сочинять.

  1. Деловые игры.

В учебном процессе применяются следующие деловые игры: имитационные, ролевые, театрализованные и др., которые моделируют реальную производственную, научную «взрослую» деятельность.

   Игры, связанные с исследовательским и прогностическим поиском, созданием нового (эксперимент). Творчество и моделирование, использование на практике. Это все ролевые игры, так как здесь решение познавательных задач невозможно без привлечения творческих способностей всех играющих. Учащиеся должны найти способ сотрудничества и взаимодействия, который может привести к игровому успеху.

   Г.П. Щедровицкий определяет деловую игру как особое отношение к окружающему миру; субъективную деятельность участников; социально заданный вид деятельности, который исключает пассивную позицию участников игры; особое усвоение учебного материала, в котором знания и умения естественно воспринимаются участниками игры; приём организации, в котором отрабатываются определённые формы социального поведения. Игра с трудом и учением- один из основных видов деятельности человека, важное средство самостоятельного обучения школьников.

Этапы деловой игры: подготовка, проведение, подведение итогов.

Заключение

Использование познавательных игр для активизации учебной деятельности школьников оживляет процесс обучения, углубляет процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу. Задача учителя- наполнить игру дидактическим смыслом .Стратегическая цель игры- направленность на творчество, проявление инициативы, самостоятельность в решении познавательных задач, налаживание сотрудничества с одноклассниками – играющими партнерами; распределение ролей, согласование действий, установление деловых контактов, умение разрешать конфликты, быть терпимыми и доброжелательными.

Игра учит, развивает и воспитывает. Игра не только забава, а серьезное занятие, требующее мобилизации интеллектуальных и духовных возможностей личности;  атрибут детской жизни и педагогический метод, свободный или управляемый вид деятельности, продуктивное занятие.

Естественно, игра не может быть основным и единственным средством развития школьников. По мере взросления доза игры уменьшается. Но лишать старших школьников игры нельзя! Так  играйте!

Литература

  1. А.Гин  Приемы педагогической техники: пособие для учителя.- М. :ВИТА, 2002.

2.Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. Головоломки и задачи для любознательных): Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. -144 с.: ил.

3. 365 логических игр и задач. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2005. – 288с. – (Умникам и умницам).

4. Игнатьев Е.И. В Царстве смекалки / Под редакцией М.К. Потапова. -  4 изд. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1984, 192с.

5. И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов. Математический фольклор. Пер. с болг. / И. Ганчев, К. Чимев, Й. Стоянов.- М.: Знание, 1987. – 208 с.

  1. В.Г.Коваленко  Дидактические игры на уроках математики.  М.Посвещение, 1992г.
  2. Игротека  математического кружка  М. Просвещение 1972
  3. Б.А. Кордельский Математическая смекалка.
  4. В.Левшин  В лабиринте чисел.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имитационная игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся 5-6 классов на уроках русского языка

Статья на тему "Игровые технологии". Описывается такой вид деятельности как имитационная игра. Материал будет интересен учителям русского языка и литературы....

Обобщение педагогического опыта. Творческая работа "Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках географии."

Данный материал содержит компьютерную презентацию практических достижений профессиональной деятельности учителя, показывающую, как с помощью применения игровых технологий активизировать познавательную...

Статья "Познавательные игры как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии."

В статье приводится обзор игр как средства повышения активности учащихся на уроках биологии. Отмечается роль игровых приемов в формировании заинтересованности учащихся к изучению материала урока.Рассм...

План-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме: «Игра как средство активизации познавательной деятельности»

Цель современного образования, в соответствии с государственным образовательным стандартом, заключается в воспитании компетентного выпускника, т.е. в создании условий для оптимального развития способн...

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы.

Деловая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках литературы....

Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии

Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии...