Сообщение по теме: «Подходы в определении ключевых компетентностей»
методическая разработка на тему

Жакина Юлия Сергеевна

В настоящее время в рамках компетентностного подхода ученые по-разному определяют ключевые компетентности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podhody_v_opredelenii_klyuchevyh_kompetentnostey.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

(МБУ ДО ДМШ Г. ЕЛЬНИ)

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

   Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49    

____________________________________________________________________________                                                                              

Сообщение по теме: «Подходы в определении ключевых компетентностей»

Гришанова Юлия Сергеевна

Преподаватель хора и хоровых дисциплин

г.Ельня

В настоящее время в рамках компетентностного подхода ученые по-разному определяют ключевые компетентности. Н.Ф. Ефремова, придерживаясь  синергетического подхода, определяет данное понятие как:  «Обобщенные и глубокие сформированные качества личности; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях». К этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности.

По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, ключевые компетентности являются следствием самоорганизации и обобщения деятельностного и личностного опыта. Ключевые компетентности – это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно-ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. Дж.Равен под ключевыми компетентностями понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия.

По мнению А.Г. Бермуса: «Ключевые компетентности представляют собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что ключевые компетентности – это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные.

Рассматривая проблему реализации компетентностного подхода в образовании И.С. Фрумин определяет структуру компетентностей в виде:

- ключевых компетентностей;

- обобщенных предметных умений;

- прикладных предметных умений;

- жизненных навыков.

При этом  под ключевыми компетентностями автор понимает главные, базовые, надпредметные которые переносимы и применимы в разных видах деятельности. К ним, по мнению И.С. Фрумина, могут быть отнесены: сформированность умений понимания текстов, обработки информации разного рода, способность осуществлять деятельность в группе.

К обобщенным умениям предметного характера относятся, например, умения решать классы задач, оценивать произведения искусства, понимать иноязычную речь, интерпретировать таблицы и диаграммы.

Усиление прикладного, практического характера образования может быть обеспечено, с одной стороны, реализацией деятельностного характера содержания образования, овладением различными способами деятельности, а не знанием о них. С другой стороны, прикладной характер содержания образования  предполагает адекватность его современным направлениям развития науки, экономики, общественной жизни.

Компетентность в области формирования жизненных навыков предполагает подготовку человека к чрезвычайным ситуациям, подготовку грамотных потребителей, избирателей, пользователей компьютерной техники.

Освоение жизненных навыков трудно вписать в учебные предметы, они требуют особых организационных форм, выхода из ограничений классно-урочной системы.

А.Н. Тубельский расширяет понятие ключевых компетенций, указывая их содержание как универсальных умений.

Ценность приведенного выше содержательного смысла компетенций как универсальных умений состоит в том, что позволяет выстраивать требования к содержанию образования и технологии, обеспечивающим овладение учащимися соответствующей компетентностью.

Совокупность ключевых компетенций, выявленных в результате обсуждений на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Образование в Европе», выглядит следующим образом:

- Изучать: уметь извлекать пользу, осуществлять взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, вырабатывать собственные приемы учения, уметь решать проблемы, самостоятельно заниматься своим образованием.

- Искать: запрашивать различные базы данных, опрашивать окружение, консультироваться у эксперта, получать информацию, уметь работать с документами и классифицировать их.

- Думать: устанавливать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относится к тому или иному аспекту развития общества; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать определенную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит работа и обучение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

- Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять контракты.

- Приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, войти в группу и коллектив, доказать солидарность, уметь организовывать свою работу, уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

- Адаптироваться: уметь использовать новые технологии в сфере информации и коммуникации, доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений, проявлять стойкость перед трудностями, находить новые решения.

«Кембриджский экзаменационный синдикат» в качестве ключевых компетенций рассматривает следующие компетенции:

  1. Коммуникация;
  2. Операции с числами;
  3. Информационные технологии;
  4. Работа с людьми;
  5. Разрешение проблем.

В рамках международного проекта «Определение и отбор ключевых компетенций», осуществляемого Организацией экономического сотрудничества и развития и национальными институтами образовательной статистики Швейцарии и США выявлены признаки ключевых компетенций:

- Неалгоритмичность, т.е. возможность решать сложные задачи;

- Полифункциональность, т.е. возможность решать разные задачи из одного поля проблем;

- Универсальность, т.е. перенос на разные социальные поля и разные области деятельности.

Список компетенций, согласно упомянутому проекту «Определение и отбор ключевых компетентностей», включает в себя:

- Автономное рефлексивное действие;

- Интерактивное использование средства;

- Участие в работе неоднородных групп;

- Критическое мышление;

- Решение задач.

Анализируя, приведенные выше  структуры ключевых компетентностей заключаем, что одной из ключевых компетентностей, определяемой всеми исследователями, является готовность и способность человека жить и конструктивно действовать в многообразном мире, т.е. толерантность как особая характеристика личности, особенно важная для профессиональной деятельности педагога.

Таким образом, сущностный смысл понятия «Ключевые компетентности» определяется тем, что:

- Ключевая компетенция – это определяющая компетенция, соответствующая наиболее широкому спектру специфики, т.е. наиболее универсальная по своему характеру и степени применимости.

- Ключевая компетенция опирается на определяющее или генерализованное умение и самообразовательную готовность, включает практический контекст, который неограничен, неспецифичен, имеет определенную степень универсальности.

- Ключевые компетенции – это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки.

На основании приведенных определений понятия ключевых компетенций выделяют следующие характерные признаки: многофункциональность, надпредметность и междисциплинарность, многомерность.

Ключевые компетентности многофункциональны, т.к. овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. Ими необходимо овладеть для достижения различных важных целей и решение различных сложных задач в различных ситуациях.

Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в школе, но и на работе, в семье, политической сфере и др.

Ключевые компетентности многомерны, т.е. они включают различные умственные процессы и интеллектуальные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.

Существенно, что все компетентности требуют различных типов действия:

- Действовать автономно и рефлексивно;

- Использовать различные средства интерактивно;

- Входить в социально-гетерогенные  группы и функционировать в них.

В программных документах по модернизации российского образования выделяются следующие компетентности:

- Компетентности в сфере познавательной деятельности, основанные на усвоение знаний из различных источников информации;

- Компетентности в сфере общественной деятельности;

- Компетентности в сфере трудовой деятельности;

- Информационные и коммуникативные компетентности.

Представленные выше компетентности могут быть уточнены и дополнены:

- Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоение способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;

- Компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, избирателя и потребителя);

- Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

- Компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и пр.);

- Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор пути и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Исследователи отмечают, что компетентности имеют сложную ментальную организованность, включение интеллектуальных и эмоциональных качеств человека, целого набора навыков (сотрудничества, понимания, аргументации, планирования и др.)

Предлагаемый подход к определению ключевых компетентностей соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования на освоение ключевых компетентностей (а это практически все развитые страны). Вместе с тем указанный выше подход соответствует и традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевых компетентностей на уроках иностранного языка в условиях персонифицированного подхода»

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование ключевыхкомпетентностей на уроках иностранного языка в условияхперсонифицированного подхода»...

Методологические подходы к формированию ключевых компетентностей в школе.

В статье рассматривается проблема ключевых компетентностей учащихся. Дано понятие ключевых компетенций в их многообразии и рассмотрены методики их форирования. Статья дополнена электронной презентацие...

Анализ научных подходов к определению понятия «компетентность»

Работа представляет некоторые определения и разъяснения понятия "компетентность"...

Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)

Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...

Сообщение по теме: "Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации"

Сообщение по теме: "Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации"...