Сообщение по теме: "Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации"
статья

Шамонина Анна Викторовна

Сообщение по теме: "Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ki_teoriya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подходы к дифференциации и определению содержания работы с детьми после КИ на разных этапах реабилитации

Конечной целью КИ можно (условно) считать то, что с помощью КИ глухой ребенок будет слышать и понимать устную речь, а также говорить и использовать ее для общения. Однако  КИ заменяет только погибшие рецепторы улитки, которые преобразуют звуковые колебания в электрические импульсы, передаваемые слуховому нерву, а по нему в слуховые центры мозга. Поэтому, чтобы понимать речь, человек должен не только слышать звуки, но и обладать еще 4 «мозговыми» составляющими:

  1. Слуховые центры мозга ребенка должны уметь анализировать речь как звуковые сигналы – должны быть сформированы слуховые процессы анализа речевой информации. То есть мозг ребенка должен уметь обнаруживать, различать и опознавать разные речевые сигналы: фонемы, слоги, слова, фразы. Кроме того, в его памяти должны храниться слуховые образы этих сигналов.
  2. Ребенок должен владеть системой родного языка, т.е. он должен знать и хранить в памяти различную лингвистическую информацию – значение множества слов (семантика, лексика), их звуковой состав (фонология), правила изменения (морфология) и соединение слов в предложении (синтаксис).
  3. У ребенка должны быть сформированы процессы порождения и образования устной речи – он должен порождать и развивать замысел высказывания, преобразовывать иерархическую структуру замысла в линейную последовательность речевых единиц. У ребенка должны быть сформированы двигательные программы дыхательных, голосообразующих и артикуляционных органов, которые обеспечивают генерацию речевых сигналов с соответствующими акустическими характеристиками.
  4. Ребенок должен владеть правилами использования речи для общения (прагматика), а также уметь извлекать информацию из речи собеседника.

Однако составляющие не возникнут внезапно после включения КИ. Это задача реабилитации – длительной, целенаправленной коррекционной работы, которая включает в себя следующие этапы (периоды): адаптационный, первоначальный и основной.

 В адаптационный период должны быть достигнуты параметры настройки речевого процессора, позволяющие воспринимать все звуки речи. Длиться этот этап от двух недель до нескольких месяцев, в зависимости от степени адаптации (легкая, средняя, тяжелая). К факторами, влияющими на протяженность адаптационного периода относят:

  • возраст к моменту проведения КИ;
  • качество настройки речевого процессора;
  • состояние устной речи до КИ;
  • опыт слухового восприятия до КИ;
  • адекватная медико-психолого-педагогическая помощь;
  • наличие речевой среды;
  • активность родителей;
  • индивидуальные особенности ребенка.

В этот период основными задачами являются:

  1. Развитие эмоционального общения с ребенком.
  2. Побуждение ребенка к общению.
  3. Общее развитие ребенка.
  4. Формирование/развитие слухового восприятия.
  5. Формирование/развитие речи.
  6. Формирование произвольной стороны речи.

 В первоначальный период должны быть достигнуты оптимальные и стабильные параметры настройки процессора КИ, а главное – должны быть сформированы процессы анализа звуковых сигналов.

 Целью первоначального периода является реконструкция взаимоотношений глухого ребенка с окружающим миром. Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

  1. Реконструкция (восстановление или преобразование) сенсорной основы коммуникации и самой основы коммуникации.
  2. Вовлечение ближнего окружения ребенка в процесс тесного эмоционального взаимодействия.

Как правило, первоначальный период длиться от нескольких месяцев до нескольких лет и параметрами его окончания можно считать: стабильность настройки речевого процессора; появление четкой реакции на звук; возникновение интереса к звуку и его источнику; сформированность потребности в речевом общении; понимание речи в ситуации и вне ситуации наглядного выбора; появление первых слов, усвоенных ребенком самостоятельно в процессе общения.

В основной период у ребенка накапливаются знания о значении слов и их звучании (пассивный словарь, лексика), правилах их изменения и соединения в предложении (грамматика – морфология и синтаксис), правилах использования речи для общения.

Это самый длительный период слухоречевой реабилитации детей с КИ. Его длительность сопоставима с периодом овладения родным языком у нормальнослышащих детей и составляет 3-7 лет. Он может длиться до 10 лет и характеризуется тем, что у ребенка происходит дальнейшее развитие понимания речи и собственной речи за счет развития системы родного языка.

Для успешной послеоперационной реабилитации пациентов следует разделить на группы:

  • оглохшие дети с речью;
  • дети с ранней медико-психолого-педагогической поддержкой и ранним слухопротезированием;
  • дети, имплантированные в раннем возрасте;
  • дети, имплантированные в возрасте от трех до семи лет;
  • дети, имплантированные в школьном возрасте;
  • дети, со сложной структурой нарушений.

У всех этих групп имеются свои цели, задачи и свое содержание послеоперационной реабилитации. Такое разделение дает возможность адекватно составить образовательный маршрут для каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации с использованием верботональной системы.

Сегодня одним из наиболее перспективных направлений реа­билитации детей с большими по­терями слуха является операция кохлеарной имплантации (КИ). КИ — это не только хирургическая операция, но ...

Особенности работы с детьми после кохлеарной имплантации

 В настоящее  время кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом слухоречевой реабилитации глухих детей. Кохлеарный имплантант обеспечивает восстановление порогов слух...

Работа с детьми после кохлеарной имплантации. Технология различения часто используемых слов и простых фраз.

В статье представлено содержание педагогической работы  с детьми дошкольного возраста после кохлеарной имплантации, раскрыт этап по различению часто используемых слов и простых фраз. Это один из ...

Из опыта работы. Подготовка к итоговой аттестации на разных этапах обучения.

Статья является обощением работы по подготовке к экзаменам в форме ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе,  итоговому сочинению....

Сообщение по теме: «Подходы в определении ключевых компетентностей»

В настоящее время в рамках компетентностного подхода ученые по-разному определяют ключевые компетентности....

«Содержание и методика преподавания темы «Деньги» на разных этапах обучения».

Методическая разработка  осуществлена в рамках участия в проекте "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ" на площадкеСанкт-...

Статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения"

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных во...