Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
учебно-методический материал (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природоведческих и здоровьесберегающих. Работа показывает уровни сформированности ключевых компетентностей в соответствии с возрастом, а также требования к содержанию тестов для внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся ( таблица 1 с примерами) и единую шкалу оценивания развернутых заданий открытого типа (таблица 2).Методическая разработка создана в помощь педагогам дополнительного образования и учителям во внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc168.5 КБ
Microsoft Office document icon seminar.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» город Курск

   

Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся

(методическая разработка)

                                                              Строганова В. Н.

                                                               учитель технологии

                                                              Леонова Л. Э.

                                                               методистНМЦ

2017 г.

     В свете современных требований к образованию в документах, регламентирующих образовательную политику государства (Закон «Об образовании РФ", Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения) дается установка на подготовку ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмыслению, творчески и продуктивно реализовывать накопленные знания в практике. Применительно к образовательной области «Технология». Понятие «творчество», «творческая деятельность», «художественное творчество» мы понимаем как выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в доступных для учащихся художественных формах в видах предметно- практической деятельности.

    Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий не  теряет своей актуальности прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Причем, в настоящее время востребованы не просто документы об образовании, а их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать.

    Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества личности, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально- активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие, определяющие конкурентоспосбность личности. Одна из приоритетных задач образования – создать условия для формирования конкурентоспобной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать

общественные и личные (профессиональные и непрофессиональные)    проблемы

     Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развивать ключевые, базовые компетентности.

      Поэтому современный преподаватель должен  знать как теоретические инновационные подходы к системе обучения, так и практические технологии, которые можно использовать не только в учебном процессе, но и в обучении на рабочем месте.

    В большинстве зарубежных исследований, появившихся в последние 5-7 лет, понятие «компетенция» толкуется не как набор способностей, знаний и умений, а как способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения, навыки, способности и психологические качества), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т.е. в соответствии с целями и условиями протекания действий.

    Таким образом, КОМПЕТЕНЦИЯ выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

    Когда мы говорим о результатах образования, которые должны быть конкретны и измеримы, концепцию личности имеет смысл разделить на отдельные аспекты, связанные с деятельностью. Это позволяет ввести понятие компетенции как результата образования, выражающегося в овладении обучающимися определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким- либо способом деятельности обучающийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет», набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет ученику оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметов запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально- экономической ситуации.

    Особенность компетентности как результата образования состоит  в том, что она, в сравнении с другими результатами образования:

- является интегрированным результатом;

- позволяет решать целый класс задач (в отличии от элемента функциональной грамотности);

- существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличии от знания);

- переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации  и превращения в навык, а по интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивания компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);

- проявляется осознано (в отличие от навыка).

    Ключевыми компетенции можно назвать такие, которыми, во- первых, должен обладать каждый член общества и которые, во- вторых, можно было Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применяемыми в разных ситуациях

       Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Рассмотрим примеры формулировок компетенций в деятельной форме:

Ценностно- смысловые компетенции предполагают умения:

   -формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности

   -владеть способами самоопределения в ситуациях на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

   -осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно – познавательные компетенции:

   -ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

   -организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

   -задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

   -ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые примеры и

   -оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятных и статических методов познания; описывать результаты, формировать выводы;

   -выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

   -иметь опыт восприятия картины мира.    

Социокультурные компетенции:

   -владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

   -определять свое место и роль в окружающем мире, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

   -иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

   -действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

   -владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции:

   -уметь представлять себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

   -уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

   -владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

   -владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

   -владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

   -иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

   -владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

   -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

   -ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

   -владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;

   -применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Природоведческие и здоровьесберегающие  компетенции; 

   -иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах);

   -знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара;

   -позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

   -знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;

   -владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

   -иметь многообразие деятельностного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

   -уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций, представленное программное содержание образования должно быть комплексным. Это должно учитываться при разработке образовательных стандартов, программ по предмету.

Ситуация кардинального изменения приоритетов образования, появление новой цели образования, формирование ключевых компетентностей - настоятельно требуют создания новой системы оценивания этого результата, то есть способов деятельности, которые должен освоить обучающийся на том или ином этапе обучения. Для формирования и оценки можно выделить три ключевые компетентности обучающихся: учебно- познавательная, информационная и коммуникативная.

Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Это условное деление, главным образом, по способу проведения оценки. Первая связана с итоговым тестированием обучающегося, вторая – с анализом его деятельности и затруднений, возникающих в ходе этой деятельности.

Внешняя ( суммирующая ) и внутренняя ( формирующая ) оценки могут быть использованы для формирования и оценки компетентностей как независимо друг от друга, так и в режиме взаимного дополнения.

Уже созданы и прошли апробацию контрольно – измерительные материалы, позволяющие осуществлять базовую оценку уровня сформированности ключевых компетентностей на основании проектной деятельности ученика в рамках педагогической технологии «метод проектов» (внутренняя оценка). Проверка же тех аспектов компетентностей, которые неэффективно оценивать через проект (например, поиск и первичная систематизация информации, находить разрывы в коммуникации в режиме диалога и т. п.) производится с помощью стандартизированных тестовых вопросов (внешняя оценка) по принципу дополнения базовой оценки.

Сегодня идет работа по созданию контрольно- измерительных материалов, позволяющих измерить все аспекты обозначенных ключевых компетентностей исключительно в режиме внешней оценки. Это особенно важно, если учитывать тот факт, что формирование компетентностей может происходить не только в рамках проектной деятельности, но в рамках традиционных форм обучения, содержание которого, безусловно, будет изменяться под влиянием заданий, выявляющих степень сформированности компетентностей обучающихся.

Очевидно, что такая оценка нужна для подведения итогов того или иного формирования ключевых компетентностей, для осуществления контроля за качеством работы по формированию ключевых компетентностей.

Уровни сформированности ключевых компетентностей соотнесены разработчиками заданий с возрастом обучающихся. Предполагается, что первый уровень осваивается учащимися в начальной школе, второй в 5- 7 классах, третий в 8- 9 классах и четвёртый- в старшей школе. Наличие подуровней позволяет подробнее прописать требования к возможным заданиям внутри каждого уровня, и, соответственно, детальнее проверить степень сформированности компетентностей внутри каждого уровня.

Привязка уровней сформированности компетентностей к возрасту обучающихся произведена не для фиксации жестко заданных целей, а для ориентации педагогов на определённые этапы формирования данных результатов образования. Иными словами, предполагаемое распределение по уровням произведено не на основе психолого- педагогических особенностей обучающихся различного возраста, а из предположений разработчиков об алгоритмах освоения ребенком логических операций. В реальной практике продвижение каждого конкретного ученика может как отставать, так и опережать предполагаемый график конкретного уровня ребёнком определённой возрастной категории. Иными словами ученик второго уровня может демонстрировать третий уровень определённой ключевой компетентности, тогда как ученик третьего уровня оставаться на втором уровне освоений данной или другой компетентности. Это обстоятельство заставляет включать в критериально- ориентированный тест достижений для обучающихся задания предшествующего и последующего уровня соответственно, а также включать в тест для обучающихся третьего уровня задания, проверяющие освоение компетентностей двух предыдущих уровней.

Стандартизация содержания тестовых вопросов производится посредством составления единых требований к содержанию каждого тестового задания (вопроса), включаемого в тест. На разном предметном содержании тестовый вопрос одного уровня будет проверять освоение одних и тех же компетентностей или их составляющих. Стандартизация процедуры и условий проведения тестирования обеспечивается созданием детальных инструкций для всех лиц, обеспечивающих соблюдение процедуры и условий проведения теста и их обучение. Наконец, стандартизация способов обработки и интерпритации результатов происходит посредством выработки модельных ответов и оценочных шкал для каждого задания и обучения экспертов принципам работы с ними.

В нашем случа6е в соответствии со спецификацией внешней оценке подлежат элементы информационной компетентности, проявляющиеся в деятельности ученика по: 1) по извлечению и первичной систематизации искомой информации; 2) по обработке искомой информации, а также элемент коммуникативной компетентности, связанный с предъявлением результата обработки информации. Представленный тест создан для проверки уровня сформированности компетентностей- освоение способов деятельности, которые по определению надпредметны, ведь характер деятельности по первичной обработке информации не меняется в зависимости от того, работает ученик с текстом (информационная технология). Более того, тексты, предъявленные для обработки, не должны содержать программный материал по направлениям деятельности, так как в этом случае ученик обратиться к собственным знаниям, а не к источникам информации и тест не будет проверять то, что должен проверить а, именно, как обучающий освоил деятельность по первичной переработке, систематизации и обработке информации.

Ученику должна быть предоставлена вся необходимая информация для выполнения данного задания. Кроме того, в тесте могут встречаться незнакомые понятия, термины, иностранные слова при условии, что все они будут объяснены в тексте источников. Более того, ученику должна быть предоставлена возможность пользоваться словарём или справочником, словом добывать необходимую информацию в ходе работы с тестовым заданием, а не опираться на ранее полученные знания.

                    Сложность заданий должна складываться:

  1. из сложности источника, который может быть простым, т.е. содержать информацию одного вида - только текст, только картинка или таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка- картина) или вербально - графическую (тест- график/ диаграмма) информацию;
  2. из характера взаимоотношений источников информации, которые регулируются заданием для работы с источником. По характеру взаимоотношений различаются: совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике, подчинение одной информации другой, пересечение, противоречие, противопоставлен одной и другой информации;
  3. из типа информации, которая может быть прямой или косвенной. Прямая извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений (табл. 1).

                                                                                                   Таблица 1

Требования к содержанию тестов для внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся

Уровень/

подуровень

Объект деятельности

(источник информации)

Деятельность по

Извлечению и первичной систематизации искомой информации

Деятельность по обработке искомой информации

       Уровень 1

1

Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы

Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию

Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания

2

Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам)

Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям

Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием

                 уровень 2                    

1

Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам)

Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное - второстепенное)

Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований

2

Два источника, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием

Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания

                                     Уровень 3

1

Два и более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую

Ученик самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания

Ученик представляет информацию в виде связного текста, где возможно, объясняя логику выбора и ранжирования оснований. Объём текста 150 – 180 слов

2

Два и более источника, простых и сложных, содержат простую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация

Ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует её в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия

Ученик представляет информацию в виде связного текста, где возможно, указывая на суть противоречия. Объём текста 150 – 180 слов.

                                                                                   Уровень 4

1

Два более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует в рамках самостоятельно избранной / предписанной сложной структуры

Ученик представляет информацию в виде связного текста,  содержащую выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Объём текста 180 – 200 слов  

1

Два и более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельной/  предписанной сложной структуры

Ученик представляет информацию в виде связного текста, содержащую выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Объём текста 180 – 200 слов

2

Два и более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию

Ученик представляет информацию в виде связного текста, содержащую выводы  сделанные на основе информации, подтвержденной собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации. Объём текста 180 – 200 слов

Пример:

Тема «Что такое стиль? Мода приходит и уходит – стиль остаётся»

Задания первого уровня первого подуровня предполагают извлечение информации из простого источника, касающегося только заданной темы.

Задание 1.1 (уровень1, подуровень 1)

Выпишите основные традиционные стили из ниже перечисленных:

а) авангардный;                                              б) спортивный;

в) фантазийный;                                             г) романтический;

д) диффузный;                                                е) молодежный;

ж) фольклорный;                                            з) классический;

Литература:    Бердник Т. О. «Моделирование и художественное                 оформление одежды». Ростов – на – Дону «Феникс», 2001

Ответ: б), г), ж), з).

Задания первого уровня второго подуровня предполагают извлечение и систематизацию информации из двух источников, простых содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам).

Задание 1.2 (уровень 1, подуровень 2)  

Определить микростили романтического стиля.

Литература:  1) Белоусова Т, «Хороший вкус у вас в кармане»

                            М,. «Астрель – СПб» Санкт – Петербург. 2006

                       2) «Твой стиль. Книга для мужчин и женщин».

                             М,. «Внешсигма». 1999.

Ответ: микростили романтического стиля: «вамп»,  балетный («балерина»),

Задания второго уровня первого подуровня основываются на одном источнике, сложном, содержащем прямую информацию по теме (двум темам). Выполняя задания данного уровня, ученик извлекает информацию по двум или более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное – второстепенное), а затем производит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований.

Задание 2.1 (уровень 2, подуровень 1)

Ознакомьтесь с предложенным источником «Характеристика спортивного стиля»

Стиль

Отличительные признаки

Виды одежды

Цветовое решение

Ткани

Оформление

Дополне-

Ния

спортивный

Литература: Бердник  Т. О., Неклюдова Т. Т. «Дизайн костюма»

                         Ростов- на- Дону «Феникс», 2000

   Задание второго уровня второго подуровня базируется на двух источниках, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум или более) в соответствии с заданием, воспроизводит информацию, обосновывает предложенные им основания.

   Задание 2.2 (уровень 2., подуровень 2.)

   Прочитайте предложенные источники, рассмотрите эскизы костюмов, Охарактеризуйте стили, объяснив причину различий. Занесите свои размышления в таблицу, самостоятельно озаглавив её графы.

№ эскиза

Стиль

Силуэтные группы

Отличительные признаки (особенности)

Литература:   1) Сорины, сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                             М., Ростов- на- Дону «Феникс», 1999

                        2) «Твой стиль» Книга для мужчин и женщин

                              М., «Внешсигма», 1999

   Задание третьего уровня первого подуровня основывается на двух и более источниках, простых и сложных источниках, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую, Для выполнения задания ученик самостоятельно формирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию. Ученик представляет информацию в виде связного текста, объясняя логику выбора и ранжирования оснований (объём высказывания должен составлять 150- 180 слов).

Задание 3.1 (уровень3, подуровень1)

   Используя предложенные источники, составьте развернутый ответ объём 150- 180 слов на тему «Почему ретро – стиль следует выделить как самостоятельный». Составьте таблицу классификации стиля, включая микростили.

№п/п

Классификация (тиль)

Характеристика

Модификация (микростиль)

Характеристика

 

Литература:      1) Белоусова Т, «Хороший вкус у вас в кармане»

                               М., «Астрель- СПб» Санкт- Петербург, 2006

                           2) «Твой стиль. Книга для мужчин и женщин»

                              М., «Внешсигма», 1999

   Задания третьего уровня второго подуровня основывается на двух и более источниках, простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация. Выполняя задание, ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует её в рамках созданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия, представляет информацию в виде связного текста, указывая на суть противоречия.

Задание 3.2 (уровень3 подуровень 2)

   Используя предложенные источники, объясните, почему фантазийный стиль следует рассматривать как самостоятельный, а не как другое название романтического стиля. Составьте классификацию фантазийного стиля по схеме: стиль- отличительные признаки- виды одежды- цветовое решение- ткани- оформление- дополнения.

Литература:      1) Бердник Т. О. «Моделирование и оформление одежды»

                               Ростов- на- Дону, «Феникс». 2001

                           2) Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                               М., Ростов – на- Дону «Феникс», 1999

   Задание четвёртого уровня первого подуровня основывается на двух и более источниках, простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамах самостоятельно избранной структуры. Ученик  представляет в виде связного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации.

Задание4.1 (уровень4, подуровкнь1)

Используя данные источники, выделите зависимость костюма от типа внешности (варианты имиджа)

Тип внешности

Внешние признаки

Варианты имиджа

кожа

глаза

волосы

Цвет в одежде

Цвет помады

украшения

очки

Весна (нежный)

Лето (сияющий)

Осень (переходный)

Зима (контрастный)

Литература:    1) Крискунова И. «Создай свой имидж»

                            Санкт – Петербург. «Ланы». 1997

                         2) «Твой стиль. Книга для мужчин и женщин»   М. «Внешсигма».  

                                             

                         3) Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                            М., Ростов – на – Дону «Феникс» 1999

   Задание четвёртого уровня второго подуровня основывается на двух или более источниках. простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию. Ученик представляет в виде связного  

текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтверждённый собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации.

Задание 4.2 (уровень4, подуровень2)

   Используя предложенные источники, выскажите своё мнение по этому поводу: к какому стилю- фольклорному, этническому или спортивному относится микростиль «сафари».

Опорная информация по темам:

- стилевое решение костюма (сам себе стилист);

- цветовое решение;

- материаловедение;

- силуэтное решение (группы).

Заполните таблицу «Характеристика микростиля «сафари»

Микростиль

Отличительные признаки

Виды одежды

Цветовое решение

Ткани

Оформление

Дополнения

«сафари»

Литература:   1) Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. « Дизайн костюма»

                            Ростов- на- Дону «Феникс». 2000

                        2) Белоусова Т. «Хороший вкус у вас в кармане»

                             М., «Астрель – СПб» Санкт – Петербург. 2006

                        3) Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                            М., Ростов – на – Дону «Феникс». 1999

                        4) Бердник Т. О., «Моделирование и художественное

                            оформление одежды».

                            Ростов  - на – Дону «Феникс». 2001

                       5) Устинова Е. «Как шить красиво». М., «Внешсигма». 2000

                      6) Хэрольд Р. «Костюмы народов мира. Иллюстрированная

                         энциклопедия» М., Изд – во ЭСКМО- ПРЕСС. 2002

список    литературы

  1. Белоусова Т. «Хороший вкус у вас в кармане» М., «Астрель- СП- б»

     Санкт- Петербург, 2006

  1. Бердник Т. О. «Основы художественного проектирования костюма    

и эскизной графики» Ростов- на- Дону «Феникс». 2001

           3)  Бердник Т. О. «Моделирование и художественное оформление

              одежды». Ростов- на- Дону «Феникс». 2001

           4)  Бердник Т. О. «Дизайн» Ростов- на- Дону «Феникс», 2000

          5)  Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды» М., Ростов-      

на - Дону «Феникс», 1999

  1. Крискунова И. «Создай свой имидж» Санкт – Петербург «Лань».

1997

  1. Устинова Е. «Как шить красиво». М., «Внешсигма», 2000
  2. Хэрольд Р. «Костюмы народов мира. Иллюстрированная    

энциклопедия» М., Изд – во ЭСМО – ПРЕСС, 2002

  1. «Как шить крсиво» М., АСТ. Астрель. 2003

Наличие согласованных принципов и критериев оценки результатов теста позволяет говорить о стандартизации третьей составляющей процесса создания максимально объективизированного теста – оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся.

                                                                                                       Таблица 2

Единая шкала оценивания развёрнутых заданий открытого типа

                                                                               

оценка

                                             критерии

Содержание и полнота выполнения тестового задания

Организация теста

Речевое оформление

Орфография и пунктуация

2

задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, её систематизации по заданным/самостоятельно сформированным основаниям и обработке

отсутствует логика в изложении результатов обработки искомой информации, не используются средства передачи логической связи между частями текста, формат текста не соблюдается

ученик не смог использовать свой лексический запас для выполнения задания, грамматические правила не соблюдаются

правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

3

задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, её систематизации по заданным/самостоятельно сформированным основанием и обработке

ученик не всегда логично излагает результаты обработки искомой информации, деление текста на обзацы непоследовательно или вообще отсутствует, имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста, много ошибок в формате текста

ученик использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы русского языка, в работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо отсутствие средств передачи логической связи между отдельными частями текста, много ошибок в формате текста

ученик допустил многочисленные ошибки, орфографические и пунктуальные, некоторые из которых могут привести к непониманию текста

4

ученик  справился с заданием, хотя имеет отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, её систематизации по заданным / самостоятельно сформированным  основаниям и обработке  

ученик в основном логично изложил результаты обработки искомой информации, допустив отдельные неточности при делении текста на обзацы, использовании средств логической связи и выбора формата текста

ученик использовал достаточный объём лексики в целом, эффективно с учетом русского языка, но допустил ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста

Ученик допустил несколько орфографических или пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста

5

Ученик полностью справился с заданием, успешно извлёк информацию, систематизировал искомую информацию по заданным / самостоятельно сформированным основаниям в соответствии с заданием

Ученик исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, разделив текст на обзацы, правильно использовал средства передачи связи между отдельными частями текста, точно выбрал его формат

Ученик продемонстрировал знание соответствующее заданию лексики и успешно использовал её с учётом норм русского языка, допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания

Ученик не допустил почти ни одной орфографической или пунктуационной ошибки, имеющиеся неточности не мешают пониманию текста

                                           Литература

  1. Методист. н – м журнал №2 2007. стр, 13 – 16

                                                №3 2007. стр, 2 – 5

                                                №4 2007. стр, 11 – 16

                                                №5 2007. стр, 11 – 16

Компетентностный  подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

                В заключении хотелось бы сделать вывод:  

 - ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;

- компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.  

                                           

   



Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 3» город Курск

   

Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся

(методическая разработка)

                                                              Строганова В. Н.

                                                               учитель технологии

                                                              Леонова Л. Э.

                                                               методистНМЦ

2017 г.

     В свете современных требований к образованию в документах, регламентирующих образовательную политику государства (Закон «Об образовании РФ", Национальная Образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные Государственные Образовательные Стандарты нового поколения) дается установка на подготовку ученика, обладающего опытом творческой деятельности, способного осмыслению, творчески и продуктивно реализовывать накопленные знания в практике. Применительно к образовательной области «Технология». Понятие «творчество», «творческая деятельность», «художественное творчество» мы понимаем как выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в доступных для учащихся художественных формах в видах предметно- практической деятельности.

    Проблема внедрения в современную систему обучения интенсивных технологий не  теряет своей актуальности прежде всего потому, что практика и работодатели не снижают, а, наоборот, повышают требования к выпускникам учебных заведений. Причем, в настоящее время востребованы не просто документы об образовании, а их подтверждение в виде конкретных компетентностей, включающих практические умения, навыки и готовность их реализовывать.

    Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества личности, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально- активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие, определяющие конкурентоспосбность личности. Одна из приоритетных задач образования – создать условия для формирования конкурентоспобной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать

общественные и личные (профессиональные и непрофессиональные)    проблемы

     Многолетняя практика свидетельствует, что обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развивать ключевые, базовые компетентности.

      Поэтому современный преподаватель должен  знать как теоретические инновационные подходы к системе обучения, так и практические технологии, которые можно использовать не только в учебном процессе, но и в обучении на рабочем месте.

    В большинстве зарубежных исследований, появившихся в последние 5-7 лет, понятие «компетенция» толкуется не как набор способностей, знаний и умений, а как способность или готовность мобилизовать все ресурсы (организованные в систему знания и умения, навыки, способности и психологические качества), необходимые для выполнения задачи на высоком уровне, адекватные конкретной ситуации, т.е. в соответствии с целями и условиями протекания действий.

    Таким образом, КОМПЕТЕНЦИЯ выражается в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

    Когда мы говорим о результатах образования, которые должны быть конкретны и измеримы, концепцию личности имеет смысл разделить на отдельные аспекты, связанные с деятельностью. Это позволяет ввести понятие компетенции как результата образования, выражающегося в овладении обучающимися определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким- либо способом деятельности обучающийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет», набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет ученику оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметов запроса работодателей, который может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в связи с изменением социально- экономической ситуации.

    Особенность компетентности как результата образования состоит  в том, что она, в сравнении с другими результатами образования:

- является интегрированным результатом;

- позволяет решать целый класс задач (в отличии от элемента функциональной грамотности);

- существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличии от знания);

- переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации  и превращения в навык, а по интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивания компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);

- проявляется осознано (в отличие от навыка).

    Ключевыми компетенции можно назвать такие, которыми, во- первых, должен обладать каждый член общества и которые, во- вторых, можно было Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и Ключевые компетенции являются, таким образом, универсальными и применяемыми в разных ситуациях

       Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетенции в деятельностной форме. В этом случае само название компетенции будет определять суть соответствующего метода обучения. Рассмотрим примеры формулировок компетенций в деятельной форме:

Ценностно- смысловые компетенции предполагают умения:

   -формировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности

   -владеть способами самоопределения в ситуациях на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;

   -осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно – познавательные компетенции:

   -ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

   -организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно- познавательной деятельности;

   -задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

   -ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые примеры и

   -оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятных и статических методов познания; описывать результаты, формировать выводы;

   -выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);

   -иметь опыт восприятия картины мира.    

Социокультурные компетенции:

   -владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

   -определять свое место и роль в окружающем мире, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

   -иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

   -действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

   -владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетенции:

   -уметь представлять себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;

   -уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

   -владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

   -владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;

   -владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

   -иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетенции:

   -владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;

   -самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

   -ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое, уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;

   -владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, телефона, мобильного телефона, факса, принтера, модема, копира;

   -применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Природоведческие и здоровьесберегающие  компетенции; 

   -иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоёмах);

   -знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара;

   -позитивно относиться к своему здоровью, владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;

   -знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой медицинской помощи;

   -владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;

   -иметь многообразие деятельностного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;

   -уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.

С точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций, представленное программное содержание образования должно быть комплексным. Это должно учитываться при разработке образовательных стандартов, программ по предмету.

Ситуация кардинального изменения приоритетов образования, появление новой цели образования, формирование ключевых компетентностей - настоятельно требуют создания новой системы оценивания этого результата, то есть способов деятельности, которые должен освоить обучающийся на том или ином этапе обучения. Для формирования и оценки можно выделить три ключевые компетентности обучающихся: учебно- познавательная, информационная и коммуникативная.

Оценка уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся подразделяют на внешнюю и внутреннюю. Это условное деление, главным образом, по способу проведения оценки. Первая связана с итоговым тестированием обучающегося, вторая – с анализом его деятельности и затруднений, возникающих в ходе этой деятельности.

Внешняя ( суммирующая ) и внутренняя ( формирующая ) оценки могут быть использованы для формирования и оценки компетентностей как независимо друг от друга, так и в режиме взаимного дополнения.

Уже созданы и прошли апробацию контрольно – измерительные материалы, позволяющие осуществлять базовую оценку уровня сформированности ключевых компетентностей на основании проектной деятельности ученика в рамках педагогической технологии «метод проектов» (внутренняя оценка). Проверка же тех аспектов компетентностей, которые неэффективно оценивать через проект (например, поиск и первичная систематизация информации, находить разрывы в коммуникации в режиме диалога и т. п.) производится с помощью стандартизированных тестовых вопросов (внешняя оценка) по принципу дополнения базовой оценки.

Сегодня идет работа по созданию контрольно- измерительных материалов, позволяющих измерить все аспекты обозначенных ключевых компетентностей исключительно в режиме внешней оценки. Это особенно важно, если учитывать тот факт, что формирование компетентностей может происходить не только в рамках проектной деятельности, но в рамках традиционных форм обучения, содержание которого, безусловно, будет изменяться под влиянием заданий, выявляющих степень сформированности компетентностей обучающихся.

Очевидно, что такая оценка нужна для подведения итогов того или иного формирования ключевых компетентностей, для осуществления контроля за качеством работы по формированию ключевых компетентностей.

Уровни сформированности ключевых компетентностей соотнесены разработчиками заданий с возрастом обучающихся. Предполагается, что первый уровень осваивается учащимися в начальной школе, второй в 5- 7 классах, третий в 8- 9 классах и четвёртый- в старшей школе. Наличие подуровней позволяет подробнее прописать требования к возможным заданиям внутри каждого уровня, и, соответственно, детальнее проверить степень сформированности компетентностей внутри каждого уровня.

Привязка уровней сформированности компетентностей к возрасту обучающихся произведена не для фиксации жестко заданных целей, а для ориентации педагогов на определённые этапы формирования данных результатов образования. Иными словами, предполагаемое распределение по уровням произведено не на основе психолого- педагогических особенностей обучающихся различного возраста, а из предположений разработчиков об алгоритмах освоения ребенком логических операций. В реальной практике продвижение каждого конкретного ученика может как отставать, так и опережать предполагаемый график конкретного уровня ребёнком определённой возрастной категории. Иными словами ученик второго уровня может демонстрировать третий уровень определённой ключевой компетентности, тогда как ученик третьего уровня оставаться на втором уровне освоений данной или другой компетентности. Это обстоятельство заставляет включать в критериально- ориентированный тест достижений для обучающихся задания предшествующего и последующего уровня соответственно, а также включать в тест для обучающихся третьего уровня задания, проверяющие освоение компетентностей двух предыдущих уровней.

Стандартизация содержания тестовых вопросов производится посредством составления единых требований к содержанию каждого тестового задания (вопроса), включаемого в тест. На разном предметном содержании тестовый вопрос одного уровня будет проверять освоение одних и тех же компетентностей или их составляющих. Стандартизация процедуры и условий проведения тестирования обеспечивается созданием детальных инструкций для всех лиц, обеспечивающих соблюдение процедуры и условий проведения теста и их обучение. Наконец, стандартизация способов обработки и интерпритации результатов происходит посредством выработки модельных ответов и оценочных шкал для каждого задания и обучения экспертов принципам работы с ними.

В нашем случа6е в соответствии со спецификацией внешней оценке подлежат элементы информационной компетентности, проявляющиеся в деятельности ученика по: 1) по извлечению и первичной систематизации искомой информации; 2) по обработке искомой информации, а также элемент коммуникативной компетентности, связанный с предъявлением результата обработки информации. Представленный тест создан для проверки уровня сформированности компетентностей- освоение способов деятельности, которые по определению надпредметны, ведь характер деятельности по первичной обработке информации не меняется в зависимости от того, работает ученик с текстом (информационная технология). Более того, тексты, предъявленные для обработки, не должны содержать программный материал по направлениям деятельности, так как в этом случае ученик обратиться к собственным знаниям, а не к источникам информации и тест не будет проверять то, что должен проверить а, именно, как обучающий освоил деятельность по первичной переработке, систематизации и обработке информации.

Ученику должна быть предоставлена вся необходимая информация для выполнения данного задания. Кроме того, в тесте могут встречаться незнакомые понятия, термины, иностранные слова при условии, что все они будут объяснены в тексте источников. Более того, ученику должна быть предоставлена возможность пользоваться словарём или справочником, словом добывать необходимую информацию в ходе работы с тестовым заданием, а не опираться на ранее полученные знания.

                    Сложность заданий должна складываться:

  1. из сложности источника, который может быть простым, т.е. содержать информацию одного вида - только текст, только картинка или таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка- картина) или вербально - графическую (тест- график/ диаграмма) информацию;
  2. из характера взаимоотношений источников информации, которые регулируются заданием для работы с источником. По характеру взаимоотношений различаются: совпадение информации, содержащейся в одном источнике, с информацией, которая содержится в другом источнике, подчинение одной информации другой, пересечение, противоречие, противопоставлен одной и другой информации;
  3. из типа информации, которая может быть прямой или косвенной. Прямая извлекается из источника без дополнительных рассуждений, а косвенная требует рассуждений (табл. 1).

                                                                                                   Таблица 1

Требования к содержанию тестов для внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся

Уровень/

подуровень

Объект деятельности

(источник информации)

Деятельность по

Извлечению и первичной систематизации искомой информации

Деятельность по обработке искомой информации

       Уровень 1

1

Один источник, простой, содержащий информацию, касающуюся только заданной темы

Ученик извлекает информацию по одному заданному основанию

Ученик излагает информацию, касающуюся вопроса задания

2

Два источника, простых, содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам)

Ученик извлекает и систематизирует информацию по двум заданным основаниям

Ученик воспроизводит информацию в соответствии с заданием

                 уровень 2                    

1

Один источник, сложный, содержащий прямую информацию по теме (двум темам)

Ученик извлекает информацию по двум и более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное - второстепенное)

Ученик воспроизводит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований

2

Два источника, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум и более) в соответствии с заданием

Ученик воспроизводит информацию и обосновывает предложенные им основания

                                     Уровень 3

1

Два и более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую

Ученик самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания

Ученик представляет информацию в виде связного текста, где возможно, объясняя логику выбора и ранжирования оснований. Объём текста 150 – 180 слов

2

Два и более источника, простых и сложных, содержат простую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация

Ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует её в рамках сложной заданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия

Ученик представляет информацию в виде связного текста, где возможно, указывая на суть противоречия. Объём текста 150 – 180 слов.

                                                                                   Уровень 4

1

Два более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует в рамках самостоятельно избранной / предписанной сложной структуры

Ученик представляет информацию в виде связного текста,  содержащую выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Объём текста 180 – 200 слов  

1

Два и более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельной/  предписанной сложной структуры

Ученик представляет информацию в виде связного текста, содержащую выводы на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации. Объём текста 180 – 200 слов

2

Два и более источника, простых и сложных, содержат прямую и косвенную информацию по двум и более темам

Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию

Ученик представляет информацию в виде связного текста, содержащую выводы  сделанные на основе информации, подтвержденной собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации. Объём текста 180 – 200 слов

Пример:

Тема «Что такое стиль? Мода приходит и уходит – стиль остаётся»

Задания первого уровня первого подуровня предполагают извлечение информации из простого источника, касающегося только заданной темы.

Задание 1.1 (уровень1, подуровень 1)

Выпишите основные традиционные стили из ниже перечисленных:

а) авангардный;                                              б) спортивный;

в) фантазийный;                                             г) романтический;

д) диффузный;                                                е) молодежный;

ж) фольклорный;                                            з) классический;

Литература:    Бердник Т. О. «Моделирование и художественное                 оформление одежды». Ростов – на – Дону «Феникс», 2001

Ответ: б), г), ж), з).

Задания первого уровня второго подуровня предполагают извлечение и систематизацию информации из двух источников, простых содержащих прямую избыточную информацию по теме (двум темам).

Задание 1.2 (уровень 1, подуровень 2)  

Определить микростили романтического стиля.

Литература:  1) Белоусова Т, «Хороший вкус у вас в кармане»

                            М,. «Астрель – СПб» Санкт – Петербург. 2006

                       2) «Твой стиль. Книга для мужчин и женщин».

                             М,. «Внешсигма». 1999.

Ответ: микростили романтического стиля: «вамп»,  балетный («балерина»),

Задания второго уровня первого подуровня основываются на одном источнике, сложном, содержащем прямую информацию по теме (двум темам). Выполняя задания данного уровня, ученик извлекает информацию по двум или более заданным основаниям, располагая эти основания по степени важности (главное – второстепенное), а затем производит информацию и предпринимает попытку объяснения порядка следования оснований.

Задание 2.1 (уровень 2, подуровень 1)

Ознакомьтесь с предложенным источником «Характеристика спортивного стиля»

Стиль

Отличительные признаки

Виды одежды

Цветовое решение

Ткани

Оформление

Дополне-

Ния

спортивный

Литература: Бердник  Т. О., Неклюдова Т. Т. «Дизайн костюма»

                         Ростов- на- Дону «Феникс», 2000

   Задание второго уровня второго подуровня базируется на двух источниках, сложных, содержащих прямую информацию по двум темам, при этом одна информация конкретизирует другую. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям (двум или более) в соответствии с заданием, воспроизводит информацию, обосновывает предложенные им основания.

   Задание 2.2 (уровень 2., подуровень 2.)

   Прочитайте предложенные источники, рассмотрите эскизы костюмов, Охарактеризуйте стили, объяснив причину различий. Занесите свои размышления в таблицу, самостоятельно озаглавив её графы.

№ эскиза

Стиль

Силуэтные группы

Отличительные признаки (особенности)

Литература:   1) Сорины, сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                             М., Ростов- на- Дону «Феникс», 1999

                        2) «Твой стиль» Книга для мужчин и женщин

                              М., «Внешсигма», 1999

   Задание третьего уровня первого подуровня основывается на двух и более источниках, простых и сложных источниках, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую, Для выполнения задания ученик самостоятельно формирует основания, исходя из характера полученного задания, ранжирует их и извлекает искомую информацию. Ученик представляет информацию в виде связного текста, объясняя логику выбора и ранжирования оснований (объём высказывания должен составлять 150- 180 слов).

Задание 3.1 (уровень3, подуровень1)

   Используя предложенные источники, составьте развернутый ответ объём 150- 180 слов на тему «Почему ретро – стиль следует выделить как самостоятельный». Составьте таблицу классификации стиля, включая микростили.

№п/п

Классификация (тиль)

Характеристика

Модификация (микростиль)

Характеристика

 

Литература:      1) Белоусова Т, «Хороший вкус у вас в кармане»

                               М., «Астрель- СПб» Санкт- Петербург, 2006

                           2) «Твой стиль. Книга для мужчин и женщин»

                              М., «Внешсигма», 1999

   Задания третьего уровня второго подуровня основывается на двух и более источниках, простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых заключена противоречивая информация. Выполняя задание, ученик извлекает информацию по заданным основаниям, систематизирует её в рамках созданной структуры, указывая на обнаруженные противоречия, представляет информацию в виде связного текста, указывая на суть противоречия.

Задание 3.2 (уровень3 подуровень 2)

   Используя предложенные источники, объясните, почему фантазийный стиль следует рассматривать как самостоятельный, а не как другое название романтического стиля. Составьте классификацию фантазийного стиля по схеме: стиль- отличительные признаки- виды одежды- цветовое решение- ткани- оформление- дополнения.

Литература:      1) Бердник Т. О. «Моделирование и оформление одежды»

                               Ростов- на- Дону, «Феникс». 2001

                           2) Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                               М., Ростов – на- Дону «Феникс», 1999

   Задание четвёртого уровня первого подуровня основывается на двух и более источниках, простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация пересекается с другой. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамах самостоятельно избранной структуры. Ученик  представляет в виде связного текста информацию, содержащую выводы, на основе критического анализа точек зрения или сопоставления собственного опыта и полученной информации.

Задание4.1 (уровень4, подуровкнь1)

Используя данные источники, выделите зависимость костюма от типа внешности (варианты имиджа)

Тип внешности

Внешние признаки

Варианты имиджа

кожа

глаза

волосы

Цвет в одежде

Цвет помады

украшения

очки

Весна (нежный)

Лето (сияющий)

Осень (переходный)

Зима (контрастный)

Литература:    1) Крискунова И. «Создай свой имидж»

                            Санкт – Петербург. «Ланы». 1997

                         2) «Твой стиль. Книга для мужчин и женщин»   М. «Внешсигма».  

                                             

                         3) Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                            М., Ростов – на – Дону «Феникс» 1999

   Задание четвёртого уровня второго подуровня основывается на двух или более источниках. простых и сложных, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой. Ученик извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизирует информацию в рамках самостоятельно избранной/ предписанной сложной структуры, аргументируя собственную позицию. Ученик представляет в виде связного  

текста информацию, содержащую вывод, сделанный на основе информации, подтверждённый собственной аргументацией или данными, полученными в результате обработки информации.

Задание 4.2 (уровень4, подуровень2)

   Используя предложенные источники, выскажите своё мнение по этому поводу: к какому стилю- фольклорному, этническому или спортивному относится микростиль «сафари».

Опорная информация по темам:

- стилевое решение костюма (сам себе стилист);

- цветовое решение;

- материаловедение;

- силуэтное решение (группы).

Заполните таблицу «Характеристика микростиля «сафари»

Микростиль

Отличительные признаки

Виды одежды

Цветовое решение

Ткани

Оформление

Дополнения

«сафари»

Литература:   1) Бердник Т. О., Неклюдова Т. П. « Дизайн костюма»

                            Ростов- на- Дону «Феникс». 2000

                        2) Белоусова Т. «Хороший вкус у вас в кармане»

                             М., «Астрель – СПб» Санкт – Петербург. 2006

                        3) Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды»

                            М., Ростов – на – Дону «Феникс». 1999

                        4) Бердник Т. О., «Моделирование и художественное

                            оформление одежды».

                            Ростов  - на – Дону «Феникс». 2001

                       5) Устинова Е. «Как шить красиво». М., «Внешсигма». 2000

                      6) Хэрольд Р. «Костюмы народов мира. Иллюстрированная

                         энциклопедия» М., Изд – во ЭСКМО- ПРЕСС. 2002

список    литературы

  1. Белоусова Т. «Хороший вкус у вас в кармане» М., «Астрель- СП- б»

     Санкт- Петербург, 2006

  1. Бердник Т. О. «Основы художественного проектирования костюма    

и эскизной графики» Ростов- на- Дону «Феникс». 2001

           3)  Бердник Т. О. «Моделирование и художественное оформление

              одежды». Ростов- на- Дону «Феникс». 2001

           4)  Бердник Т. О. «Дизайн» Ростов- на- Дону «Феникс», 2000

          5)  Сорины. сёстры «Тайны и секреты женской одежды» М., Ростов-      

на - Дону «Феникс», 1999

  1. Крискунова И. «Создай свой имидж» Санкт – Петербург «Лань».

1997

  1. Устинова Е. «Как шить красиво». М., «Внешсигма», 2000
  2. Хэрольд Р. «Костюмы народов мира. Иллюстрированная    

энциклопедия» М., Изд – во ЭСМО – ПРЕСС, 2002

  1. «Как шить крсиво» М., АСТ. Астрель. 2003

Наличие согласованных принципов и критериев оценки результатов теста позволяет говорить о стандартизации третьей составляющей процесса создания максимально объективизированного теста – оценки уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся.

                                                                                                       Таблица 2

Единая шкала оценивания развёрнутых заданий открытого типа

                                                                               

оценка

                                             критерии

Содержание и полнота выполнения тестового задания

Организация теста

Речевое оформление

Орфография и пунктуация

2

задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, её систематизации по заданным/самостоятельно сформированным основаниям и обработке

отсутствует логика в изложении результатов обработки искомой информации, не используются средства передачи логической связи между частями текста, формат текста не соблюдается

ученик не смог использовать свой лексический запас для выполнения задания, грамматические правила не соблюдаются

правила орфографии и пунктуации не соблюдаются

3

задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, её систематизации по заданным/самостоятельно сформированным основанием и обработке

ученик не всегда логично излагает результаты обработки искомой информации, деление текста на обзацы непоследовательно или вообще отсутствует, имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста, много ошибок в формате текста

ученик использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы русского языка, в работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо отсутствие средств передачи логической связи между отдельными частями текста, много ошибок в формате текста

ученик допустил многочисленные ошибки, орфографические и пунктуальные, некоторые из которых могут привести к непониманию текста

4

ученик  справился с заданием, хотя имеет отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, её систематизации по заданным / самостоятельно сформированным  основаниям и обработке  

ученик в основном логично изложил результаты обработки искомой информации, допустив отдельные неточности при делении текста на обзацы, использовании средств логической связи и выбора формата текста

ученик использовал достаточный объём лексики в целом, эффективно с учетом русского языка, но допустил ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста

Ученик допустил несколько орфографических или пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста

5

Ученик полностью справился с заданием, успешно извлёк информацию, систематизировал искомую информацию по заданным / самостоятельно сформированным основаниям в соответствии с заданием

Ученик исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, разделив текст на обзацы, правильно использовал средства передачи связи между отдельными частями текста, точно выбрал его формат

Ученик продемонстрировал знание соответствующее заданию лексики и успешно использовал её с учётом норм русского языка, допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания

Ученик не допустил почти ни одной орфографической или пунктуационной ошибки, имеющиеся неточности не мешают пониманию текста

                                           Литература

  1. Методист. н – м журнал №2 2007. стр, 13 – 16

                                                №3 2007. стр, 2 – 5

                                                №4 2007. стр, 11 – 16

                                                №5 2007. стр, 11 – 16

Компетентностный  подход может стать особенно продуктивным для разработки современных систем технологической подготовки школьников. Суть этого подхода в приоритете внепредметных, личностно значимых знаний и умений над предметными знаниями, а опыт российских реформ показал, что наиболее социально адаптированными оказались люди, обладающие не суммой академических знаний, а совокупностью личностных качеств: инициативности, предприимчивости, творческого подхода к делу, умения принимать самостоятельные решения.

                В заключении хотелось бы сделать вывод:  

 - ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;

- компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.  

                                           

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей

Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Диагностика уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика) Цель: оценка уровн...

Методические материалы "Программа оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с умственной отсталостью" (2019 г.)

Методические материалы  для оценки уровня сформированности познавательных учебных действий обучающихся с  умственной отсталостью...