«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ»
материал на тему
Выступление на зональном методическом объединении, г. Кореновск, 2016 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ»
Сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка. Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться и может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная. Мне кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Ведь доказано, что каждый человек талантлив, но для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности.
Способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.
- На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер, «пой, как я», «делай, как я». Это необходимо для приобретения основных навыков, таких, как дыхание, артикуляция, дикция и многое другое для дальнейшей работы над постановкой голоса.
На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.
Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не проявлял особых способностей к музыке , а тем более к сочинительству. Однако, во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, затем воспитание и развитие творчески способных детей-процесс продолжительный. Этим и занимается дополнительное образование. Именно педагог дополнительного образования может выявить на ранней стадии способности ребенка. Целостную характеристику индивидуальных проявлений одаренности можно составить после разносторонних наблюдений за ребенком в естественных условиях на занятиях в детском объединении. Я всегда говорю родителям, что результат приходит в процессе большого труда педагога и ученика, умножив на терпение и выдержку и зачитываю, понравившуюся мне цитату Н. Дуровой о таланте: «Талант-это божий одуванчик, быстро облетает, его надо развивать и много над ним трудиться».
В каждом воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, внутренним миром, с разными музыкальными задатками. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать правильное направление для дальнейшего развития в вокале- эстрадное, народное или академическое. Всегда прислушиваюсь к голосу и развиваю его в той манере, в которой лучше звучит. Детей с хорошими вокальными задатками видно сразу, поэтому, кроме занятий в вокальном ансамбле, я предлагаю им индивидуальные занятия по программе «Сольное пение», согласно, которой проводится серьёзная работа над постановкой голоса. Каждого талантливого ученика я веду за собой в прекрасный мир музыки и вокального искусства, ориентируя его на выбор профессии. Конечно, если с этим выбором согласны родители. Очень часто многие родители считают занятие вокалом лишь увлечением, но никак будущей профессией.
К сожалению, в наших учреждениях дополнительного образования существует огромная проблема - выпускникам не выдается документ об окончании, который бы имел юридическую силу для дальнейшего поступления в вузы и музыкальные учреждения. Мы вынуждены отправлять своих способных и талантливых учеников в школы искусств. Однако, далеко не все дети могут заниматься в таких трудных условиях. Нагрузка в таких случаях возрастает в разы. Это сказывается и на успеваемости, и на состоянии физического и психического здоровья учащихся. В итоге, учреждения дополнительного образования часто теряют контингент своих обучающихся. Но есть и положительные стороны в нашем обучении. Многие учащиеся из школы искусств приходят к нам за так называемой практикой. Благодаря нашим многочисленным концертам, конкурсам, фестивалям наши учащиеся приобретают бесценный практический опыт на сцене, оттачивая своё творческое мастерство. За это они всегда благодарят нас. В этом году «Образцовому» вокальному ансамблю «Голоса» исполняется 25 лет. Больше трех тысяч девчонок и мальчишек соприкоснулись с миром музыки и вокала. Но особенно я, как педагог, этого коллектива горжусь тем, что имею таких выпускников, которые из детского увлечения-занятия вокалом, продолжили дальше обучение и стали профессионалами в своем любимом деле.
Мы гордимся своими учениками: заслуженный артист Кубани, солист Кубанского казачьего хора Максим Еголаев; солистка концертного ансамбля отдела культуры Центрального Дома Российской Армии имени М.В. Фрунзе, лауреат международных и всероссийских конкурсов Оксана Симон ; Затяева Кристина и Надежда Наговицина - преподаватели вокала и теоретических дисциплин. Для многих наших выпускников увлечение вокалом не стало профессией, а осталось в качестве хобби и способом дополнительного заработка. На протяжении своей педагогической деятельности в основу своего обучения всегда ставила следующие принципы: серьёзное обращение к делу, бережное отношение к песне, сценическая культура и огромная любовь к творчеству. Слушая своих выпускников, я с замиранием сердца узнаю себя в своих в учениках: манеру исполнения, знакомые жесты и глубокое, проникновенное понимание всего произведения, всё то главное, чему я их учила когда-то в детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/24/picture-372561-1387902296.jpg)
Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела
Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/19/picture-691419-1445218299.jpg)
Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-323510-1382979145.jpg)
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.
Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/09/picture-902811-1489066270.jpg)
Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"
Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/24/picture-820168-1474731477.jpg)
Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»
Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/02/picture-502178-1451732405.jpg)
Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»
Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...