«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ»
материал на тему

Выступление на зональном методическом объединении, г. Кореновск, 2016 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskie_sposobnosti.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

«ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:    

             

         

       ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ, ПРОБЛЕМЫ»

Сегодня все больше и больше говорят о развитии творческих способностей ребенка.  Существует две научных точки зрения на развитие способностей. В основе одной лежит идея о генетической обусловленности способностей. Исходя из этой точки зрения, ребенку или даны, или не даны способности от предков и ничто не может повлиять на их развитие. Другая точка зрения отражается в идее обусловленности развития способностей социальной средой и воспитанием. Один ребенок попадает в благоприятную среду и его способности получают «шанс» развиться и может перейти в талант. Другие же дети, не имеющие такой счастливой возможности, так и останутся с неразвитыми способностями. Трудно сказать, какая точка зрения верная. Мне кажется, что рациональное зерно есть и в первой, и во второй. Способности обусловлены природными возможностями личности и формируются в различных видах деятельности. Ведь доказано, что  каждый человек талантлив, но для развития способностей важны обучение, воспитание и, конечно же, проявление активности самого ребенка в разных видах деятельности.

Способности не формируются в одночасье, а развиваются по определенным этапам. Можно говорить как минимум о двух этапах.

  • На первом этапе способности имеют подражательный характер. Ребенок, имеющий способности подражает в деятельности. Сама же деятельность носит репродуктивный (подражательный) характер, «пой, как я», «делай, как я». Это необходимо для приобретения основных навыков, таких, как дыхание, артикуляция, дикция и многое другое для дальнейшей работы над постановкой голоса.

На втором этапе ребенок набирает «вес» в решении вопросов. Самостоятельно находит ответы. Это время творческих решений. Подобные действия создают внутренние предпосылки для развития его специальных способностей.        

Известный факт, что многие талантливые люди в детстве не особо отличались. К примеру, великий композитор П.И. Чайковский в детстве не проявлял особых способностей к музыке , а тем более к сочинительству. Однако, во многих детях от рождения заложен творческий потенциал, но выявление, затем воспитание и развитие творчески способных детей-процесс продолжительный. Этим и занимается дополнительное образование. Именно   педагог дополнительного образования может выявить на ранней стадии способности ребенка. Целостную характеристику индивидуальных проявлений одаренности можно составить после разносторонних наблюдений за ребенком в естественных условиях на занятиях в детском объединении. Я всегда говорю родителям, что результат приходит в процессе большого труда педагога и ученика, умножив на терпение и выдержку и зачитываю, понравившуюся мне цитату Н. Дуровой о таланте: «Талант-это божий одуванчик, быстро облетает, его надо развивать и много над ним трудиться».

В каждом воспитаннике вижу личность со своей индивидуальностью, своим характером, внутренним миром, с разными музыкальными задатками. Учет проявившихся способностей ребенка необходим не только для его развития, но и для того, чтобы направить дарование в соответствующее русло, выбрать  правильное направление для дальнейшего развития в вокале- эстрадное, народное или академическое. Всегда прислушиваюсь к голосу и развиваю его в той манере, в которой лучше звучит. Детей с хорошими вокальными задатками видно сразу, поэтому, кроме занятий в вокальном ансамбле, я предлагаю им индивидуальные занятия по программе «Сольное пение», согласно, которой проводится серьёзная работа над постановкой голоса. Каждого талантливого ученика я веду за собой в прекрасный мир музыки и вокального искусства, ориентируя его на выбор профессии. Конечно, если с этим выбором согласны родители. Очень часто многие родители считают занятие вокалом лишь увлечением, но никак будущей профессией.

 К сожалению, в наших учреждениях дополнительного образования существует огромная проблема - выпускникам не выдается документ об окончании, который бы имел юридическую силу для дальнейшего поступления в вузы и музыкальные учреждения. Мы вынуждены отправлять своих  способных  и талантливых учеников  в школы искусств. Однако, далеко не все дети могут заниматься в таких трудных условиях. Нагрузка в таких случаях возрастает в разы. Это сказывается и на успеваемости, и на состоянии физического и психического здоровья учащихся. В итоге, учреждения дополнительного образования часто теряют контингент своих обучающихся. Но есть и положительные стороны в нашем обучении. Многие учащиеся из школы искусств приходят к нам за так называемой практикой. Благодаря нашим многочисленным концертам, конкурсам, фестивалям наши учащиеся приобретают бесценный практический опыт на сцене, оттачивая своё творческое мастерство. За это они всегда благодарят нас. В этом году «Образцовому» вокальному ансамблю «Голоса» исполняется 25 лет. Больше трех тысяч девчонок и мальчишек соприкоснулись с миром музыки и вокала. Но особенно я, как педагог, этого коллектива горжусь тем, что имею таких выпускников, которые из детского увлечения-занятия вокалом, продолжили дальше     обучение и стали профессионалами в своем любимом деле.

Мы гордимся своими учениками: заслуженный артист Кубани, солист Кубанского казачьего хора Максим Еголаев; солистка  концертного ансамбля отдела культуры  Центрального  Дома  Российской  Армии имени М.В. Фрунзе, лауреат международных и всероссийских конкурсов  Оксана Симон ; Затяева  Кристина и Надежда Наговицина - преподаватели вокала и теоретических дисциплин.  Для многих наших выпускников увлечение вокалом не  стало  профессией, а осталось в качестве хобби  и способом дополнительного заработка. На протяжении своей педагогической деятельности в основу своего обучения всегда ставила следующие принципы: серьёзное обращение к делу, бережное отношение к песне, сценическая культура и огромная любовь к творчеству. Слушая своих выпускников, я с замиранием сердца узнаю себя в своих в учениках: манеру исполнения, знакомые жесты и глубокое, проникновенное понимание всего произведения, всё то  главное, чему я их учила когда-то  в детстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела

Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...

Творческий доклад "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках музыкально-теоретических дисциплин в ДШИ"

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,  способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.Василий Алексан...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.

Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Доклад на тему: «Повышение качества образования через развитие творческих способностей обучающихся: актуальный опыт, технологии, перспективы»

Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления – умение анализировать лю...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...