Методический семинар "Метапредметный подход в преподавании"
методическая разработка на тему

Березюк Ольга Вячеславовна

Методический семинар "Метапредметный подход в преподавании" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_uchitel_goda.docx266.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методический семинар на тему:

«Метапредметный подход в преподавании»

Учитель физики I категории

                                                                                     Березюк Ольга Вячеславовна

МОУ «СОШ д.Юрловка

Саратовского района

Саратовской области»

      Добрый день, уважаемые коллеги. Перед вами тема моего семинара «Метапредметный подход в преподавании». Почему я выбрала эту тему, потому что я ее считаю самой актуальной в нашем современном образовании, так как государству необходимы выпускники с гибким, мобильным и креативным мышлением.

     Школа должна воспитать личность, способную к самообразованию и саморазвитию, умеющую и желающую самосовершенствоваться, научить самому главному умению – умению учиться, что обеспечит успешность нынешнего ученика в будущей жизни.

     В концепции ФГОС прописаны требования к результатам освоения учебных действий, которые по ключевым задачам можно разделить на следующие типы:

Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

     Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося. Это урок, на котором дети учатся общим приёмам, схемам, образцам мыслительной деятельности, которые применяются при работе с материалом любого предмета, происходит включение школьника в разнообразные виды деятельности. Ученик как бы заново открывает важнейшие понятия, продумывает их происхождение, а затем анализирует проделанные действия. Он:

  • сравнивает;
  • доказывает;
  • анализирует;
  • делает обобщения на основе наблюдений;
  • формулирует гипотезы;
  • проверяет гипотезы экспериментально.

     Понятие "метапредметное" содержание образования имеет синонимическую связь и функциональные пересечения с такими понятиями, как "допредметное", "надпредметное", "общепредметное" содержание образования.

     Как сказал французский физик, математик, литератор и философ Блез Паскаль: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

     Поделюсь своим опытом применения метапредметного подхода к преподаванию физики. Он включает в себя, например, интеграцию с другими предметами и смежными науками.

     Отвечая на вопрос «Почему воз не двигается с места?» в басне Крылова «Лебедь, щука и рак» мы обращаемся и к литературе, и к математике – сложение векторов.

     При проведении интегрированного урока «Физика и экология» в цикле «Урок после уроков», что часто у нас происходит, мы подробно рассмотрели тему «Физик в проблеме «Человек и природа»» итогом данного урока было составление синквейна. Конечно же, аналогичное задание можно дать и по многим другим темам, связать физические явления и открытия с историей, техникой, космонавтикой. Такие формы работы развивают креативные способности учащихся, ведут к усвоению универсальных учебных действий.

      Изучая тему «Физические явления» даю домашнее задание сфотографировать явление природы и описать его с точки зрения физических явлений. Это задание развивает навыки поиска информации, её переработки и представления в ином виде.

     В закреплении раздела «Силы в природе» дети выполняли творческие задания в виде рисунков. Здесь наблюдается связь с такими предметами как искусство, ИЗО, МХК.

     Изучая физические законы я считаю, что очень мало времени остается на то, чтобы побольше узнать о самих ученных, на биографию и научные открытия. Пэотому ребятам зачастую даю задание составить кроссворды, включив в них вопросы из биографии и научных открытий ученых. При составлении таких кроссвордов ребята используют разнообразные источники информации (учебники, научные энциклопедии, Интернет). Данные задания развивают как творческие способности, так и познавательные УУД, а именно – умение выражать смысл термина различными средствами (рисунками, символами, знаками). Здесь явно прослеживается связь с такими предметами, как история, информатика, русский язык.

     На мой взгляд, физика – наука уникальная, так как это наука о природе и метапредметный подход в ней просто необходим.  

     На уроках физики есть возможность пройти учащимися всех этапов научного познания (наблюдение → гипотеза → эксперимент → анализ → обобщение результатов) в рамках одного урока. Рассмотрим это на примере урока по теме «Атмосферное давление».

     Вначале урока провожу «физический фокус». Это может быть известный фокус –демонстрирующий наличие атмосферного давления. Учащиеся наблюдают опыт, а затем ищут ответ на вопрос, почему же так произошло, строят гипотезы. На следующем этапе даю экспериментальные задания на карточках, дети сами проводят разные опыты (в группах), анализируют их, и выступают перед одноклассниками, объясняя явление и суть проделанного эксперимента. На данном уроке происходит отработка умения ставить опыты, производить анализ, делать публичное выступление о проделанных экспериментах, вести научный спор, работать в коллективе, а значит, формируются метапредметные компетенции. Такой подход обеспечивает развитие научного мышления и творческих способностей.

     При использовании на уроке морфемного разбора, определения лексического значения, знания географии (строение атмосферы), литературы (составление синквейна), биологии (выполнение домашнего задания подготовить сообщение: «Как мы дышим?»), происходит формирование разносторонних знаний у учащихся.

     Применяя метапредметный подход в обучении физике, я заметила повышение креативности мышления в нестандартных ситуациях и  интереса учащихся к предмету. С ребятами мы подготовили уже несколько проектов, докладов, компьютерных рисунков, стихотворений.

     Я считаю, что метапредметный подход возможен не только при обучении физике, но и любого другого предмета. Каждый педагог знает свой предмет и уже, исходя из своего опыта, может решить, какими средствами он будет развивать УУД на конкретном уроке.

     Метапредметные технологии формируют подход учащихся к любому предмету, как к системе знаний о мире, который выражается в различных образовательных объектах: тела и поля, фигуры и числа, вещества и среды…,      - имеющих отношение к разным учебным предметам: физике, математике, химии, географии…

     В современном мире происходит быстрое устаревание информации, поэтому наша с Вами задача передать учащимся не информацию, а способы работы с ней, научить их мыслить и привить им отношение к учёбе, как к необходимости и жизненной потребности. И метапредметный подход способствует решению этой проблемы.

«Жизнь на уроке должна стать подлинной.

Сделать ее такой  - задача каждого из нас».

Желаю Вам больших творческих успехов!

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"

Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного...

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...

Обновление методических подходов к преподаванию литературы в условиях перехода на ФГОС через интегрированные внеклассные мероприятия

Анализируя школьные программы преподавания предметов гуманитарного цикла, литературы и истории, мы заметили, как много в них материла, который может быть объединён в одном внеклассном мероприятии...

Методическая разработка. Статья на тему: "Личностно-ориентированный подход в преподавании".

Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка и литературы        Современное состояние образования характеризуется тенденцией гуман...

Методическая разработка "Формирование универсальных учебных действий при интегрированном подходе в преподавании географии и биологии"

Методическая разработка раскрывает роль интегрированного подхода в формировании универсальных учебных действий при преподавании биологии и географии...