Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века на уроках искусства (от теории к практике)
статья по теме

Королева Елена Евгеньевна

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Проектная деятельность

в информационной образовательной среде XXI века

на уроках искусства (от теории к практике)

доклад учителя музыки, педагога дополнительного образования МБОУ СОШ № 9 г. Шахты

Королевой Елены Евгеньевны

“Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь”.

Китайская пословица.

        

        В Концепции модернизации российского образования способность обучающихся к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области образования.

        Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией дистанционного обучения, автор исследований по обучению методу проекта, Евгения Семёновна Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.

        Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относят к технологиям ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества.         Современная информационно-образовательная среда должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностное развитие обучающихся, в том числе формирование системы социальных ценностей, ключевых компетенций, составляющих основы образования на протяжении всей жизни. В связи с переходом на новые стандарты системы образования, проблемам деятельностного подхода обучения учащихся стали уделять особое внимание, что привело к возможности построения «индивидуальных траекторий обучения». 

        Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.

        Проектная деятельность на уроке направлена на формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.

        Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя и определяется принципом педагогической поддержки развития ученика в ходе проектной или исследовательской работы – из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности. Творческий, нестандартный подход к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся.

        Роль учителя  заключается в постоянной консультативной помощи детям.  Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к обучающемуся. Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.

        Обучающийся,  в ходе выполнения проектных заданий, оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.

        Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

        Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми  методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

        Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Классификация проектов

          Первая классификация по доминирующей деятельности учащихся. Начнем с самого основного, определяющего содержательную специфику  каждого проекта. Один из видов проекта

          Практико-ориентированный. Он нацелен на социальные интересы самих учащихся проекта или какого-то внешнего заказчика, коим может выступать и учитель, а может и группа учащихся. Продукт заранее определенный, может быть использован в жизни класса или школы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и способность решить  поставленную задачу. Это практико ориентированный проект.

        Информационный проект, следующий вид проекта нацелен на сбор информации о каком-то объекте явлений с целью анализа и может быть созданием  информационной   среды класса, школы, а может быть информационный проект в виде, например мультимедийной библиотеки.

        Творческий проект предполагает максимально свободный, нетрадиционный подход к оформлению результата. Это могут быть альманахи, театрализации, какие-то игры, произведения изобразительного, музыкального, декоративно-прикладного искусства, создание видеофильма, создание сценария, исполнения песни вполне тоже может быть творческим проектом, как выстроить это, может быть музыкальная сказка.

        Исследовательский проект по структуре напоминает подлинное научное исследование. Он включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки, лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие…

        Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта довольно сложна. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли каких-то персонажей выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания, чем завершится сложно предсказать.

                  Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся проектантов реализуются в каждом проекте и в этом смысле любой проект исследовательский точно так же, как и любой творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный.

                   Существует  классификация проектов по комплектности и характеру контактов.   Например, монопроекты. Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания. Хотя могут использовать информацию их других областей знаний и деятельности.

        Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, а консультантом может быть учитель другой дисциплины. Интеграция в данном случае осуществляется на этапе подготовки  продукции и презентации. Ну, например, музыкальное оформление какого-то праздника, мультимедиа или PowerPoint презентация биографии композитора, произведения, музыкальных жанров и т.д. Такие проекты могут производиться с определенными оговорками в рамках классно-урочной деятельности.

        Существуют другие проекты - межпредметные, которые выполняются исключительно во внеурочное время и под  руководством нескольких специалистов  в разных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановке проблемы.  

        Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть внутриклассными , могут быть внутришкольными, региональными , межрегиональными. Последние два типа проектов и даже международные, являются, как правило, являются телекоммуникационными  поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети интернет.

                 Классификация проектов по продолжительности - это третья классификация. Монопроекты могут укладываться в один урок. Краткосрочные проекты, они могут длиться 4-6 уроков. Могут быть недельные проекты, которые будут проходить в рамках недели. А бывают и годичные проекты, которые выполняются как в группах, так и индивидуально и проводятся довольно долгое и длительное время.

Этапы работы над проектом. Мотивация учащихся.

Организуя проектную деятельность учащихся, есть ряд обстоятельств, которые необходимо учитывать при работе. Для работы над проектом автор должен иметь определенный исходный (пусть минимальный) уровень готовности.

        Первым этапом работы над проектом является проблематизация - необходимо оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему. На этом этапе возникает первичный мотив к деятельности, так как наличие проблемы порождает ощущение дисгармонии и вызывает стремление ее преодолеть.

        Второй этап работы - целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в дальнейшем воплотится в проектном продукте.

        Важнейший этап работы над проектом - это планирование, в результате которого ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги. Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятная цель, можно приступить к работе.

        Следующий этап проектного цикла - реализация имеющего плана.

        По завершении работы автор должен сравнить полученный результат со своим замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании работы.

         Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.

        Основные этапы работы над проектом - это проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы.

        Формулируя цель работы, автор проекта создаёт мысленный образ желаемого результата работы - проектного продукта, который является непременным условием работы. В ходе  планирования необходимо определить задачи, которые предстоит решить на отдельных этапах работы и способы, которыми эти задачи будут решаться. Определить порядок и сроки выполнения работы - разработать график. На этапе реализации плана может возникнуть необходимость внести определённые изменения в задачи отдельных этапов и в способы работы, а иногда может измениться представление автора о конечном результате (проектном продукте). Завершается проект обычно презентаций найденного автором способа решения исходной проблемы, созданного им проектного продукта и самопрезентацией компетентности автора проекта.

         Презентация - это витрина проекта. Все должно быть подчинено одной цели - наилучшим образом показать результаты работы и компетентность ее автора, которую он приобрел в процессе этой работы. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себе, не теряя при этом чувства меры, - важнейший социальный навык.

        Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через самореализацию в предметной деятельности. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка.

        Современному педагогу важно помнить, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей.         Выполняя различные проекты, обучающиеся научатся работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобретут навыки работы с книгами и другими источниками информации. Повысится  мотивация обучающихся к изучаемому предмету. Дети начнут проявлять инициативу, творчески мыслить, начнут осваивать новые способы деятельности в социокультурной среде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде

Будушие и современные условия мониторинга учебной деятельности...

Мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде

Мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде...

Проектная деятельность школьников в информационной образовательной среде XXI века в соответствии с требованиями ФГОС

Проектная  деятельность школьников в информационной образовательной  среде XXI века в соответствии  с требованиями ФГОС.Специфика выполнения исследовательской  и проектной де...

"Своя игра" как проектная деятельность учащихся (6 класс. История Средних веков. Итоговый урок)

В качестве итогового урока для 6 классов по курсу "История Сревних веков" проводится "Своя игра".Цель урока:актуализация, контроль знаний по пройденному курсу,воспитание ответствен...

Проектное обучение в информационной образовательной среде 21 века

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения – «Все из жизни, все для жизни». Поэтому проектный метод предполагал изначально использование окружающей жизни как лаборатории...