Формирование ключевых компетенций в воспитательном процессе
статья на тему

Королева Елена Евгеньевна

Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций в воспитательном процессе

Доклад учителя музыки, педагога дополнительного образования

 Королевой Е.Е.

                   Концепция современного образования признаёт уникальную сущность каждого ученика и индивидуальность его образовательного поля, побуждает учителя искать реальные пути, обеспечивающие успешность учащихся в овладении ключевыми компетенциями.  

                Понятия обучение и воспитание неразрывно связаны, и еще со времен Я.А. Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще на педагогических советах обращаются к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопрос, связанный с воспитанием школьников.
                
 За последнее время процесс воспитания претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества школа вынуждена противопоставлять истинные ценности - ложным, гуманистические идеи - варварским, доброе - жестокому. 
        
         Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе.
        
В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность, личность ученика и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).
        
 Термин «личность» (персон) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже роль артиста. Само происхождение понятия уже вкладывает в него особое содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общечеловеческих отношений. Какой личностью станет ребенок, зависит от общества его культуры, системы воспитания и обучения.
Личность определяется тем,

  • что она знает;
  • что она ценит;
  • что и как она созидает;
  • с кем и как она общается;
  • каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.


     Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными компетенциями (именно они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности):

  • познавательная компетенция
  • морально-нравстенная компетенция
  • творческая компетенция
  • коммуникативная компетенция
  • эстетическая компетенция

                 Морально-нравственная компетенция  – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.
                
Находясь, порой ближе всех к ребенку, нуждающемуся во внимании и участии взрослых, классный руководитель существенно влияет на отношение его воспитанника к Миру, к Человеку, к Себе. Формирование системы реальных отношений к этим главным ценностям жизни составляет суть нравственного воспитания, которое составляет значимую часть деятельности классного  руководителя. Проводить уроки нравственности, можно используя личностно-ориентированные технологии и нетрадиционные формы.

                В нашей школе, дети с удовольствием участвуют в подготовке и проведению  таких мероприятий как: День учителя, День матери, Международный женский день – 8 марта; День освобождения города Шахт от немецко-фашистских захватчиков, День Победы и др. Эти мероприятия являются самыми настоящими уроками нравственности, так как вызывают самые чистые чувства ребят, самое искреннее их желание стать участником праздника или мероприятия.
     Позитивное отношение к ценности Семьи, одной из главных в жизни человека, формируется в каждом контакте школы с родителями. Укрепление этого взаимодействия, желание педагогов стать союзниками семьи и приобрести в лице родителей школьников единомышленников в формировании нравственных качеств ребенка. Это проведение лекториев для родителей, родительские собрания, индивидуальные беседы, посещение семей, проведение общешкольных и классных праздников чтобы родители были в курсе всех событий школьной жизни. Чем чаще они соприкасаются со школой, тем возрастает доверие к школе.

     Таким образом, нравственное воспитание становится для школы поводом для размышления о целях и путях образования, а также средством для объединения всего коллектива в устремлении к развитию школы.

                Творческая компетенция – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении. 
        
Задача школы – дать учащимся знания, развить их умения, организовать разнообразную деятельность, в том числе познавательную, сформировать у них творческое отношение к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек – существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью. Класс – это особая команда, в которой есть сильное ядро, включающее инициативных детей. Они обладают авторитетом, поэтому вокруг них создается «творческая зона», в которую попадают другие ученики. Класс принимает активное участие в различных мероприятиях: с ним легко организовать и общественные, и общешкольные творческие дела. Одним из таких творческих дел является подготовка к празднику.
                
 Праздники бывают разными: традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими. Праздник – это состояние души, единица счастья. Но ведь это состояние не возникает из ничего, оно всегда связано с нашей или чьей-то творческой деятельностью. Детский праздник в школе дает детям возможность проявить свои творческие способности, а учителю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном направлении. В рассуждении о празднике ключевым является слово «радость». Состояние «ожидания успеха, радости»- явление уникальное, важное условие успешности праздника. Дети любят праздники за то, что они вызывают яркие эмоциональные переживания. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем. Вовлекая детей в подготовку праздника, мы учим их серьезно относиться к событиям общественной и коллективной жизни. А, кроме того, это помогает избежать огорчения и разочарования, если что-то не получится или пойдет не так, как было задумано.
                
Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. На празднике каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и нужность. Что же дают нам эти радостные моменты нашей жизни? Для детей - это развитие интереса к познанию, формирование социально-активной личности, реализация потребностей, талантов, интересов, скрытых возможностей, развитие творчества учащихся, самоутверждение. Для учителя такие мероприятия позволяют лучше узнать своих учеников, расширять сферу неформального общения с детьми и их родителями.

        Таким образом, творческая компетенция  учащихся реализуется в деятельности и общении.
                
Коммуникативная компетенция  – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Система правил «Десять заповедей успешного воспитания»:

  • умей выслушать – ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди         его.
  • не кричи. Не подавляй голосом – ибо твои авторитетные слова,         сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
  • будь справедлива – ибо обиды больно ранят детскую душу.
  • найди, за что похвалить – ибо доброе слово и кошке приятно.
  • умей видеть положительные качества ученика – ибо хорошего в детях         больше, чем плохого.
  • зарази собственным примером – ибо кто-то должен быть паровозом.
  • защищай своего ученика даже перед педагогами – ибо в негативных         моментах есть свои причины.
  • не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии         расписывается только слабак.
  • поощряй инициативу учеников – ибо сделать все само невозможно.
  • употребляй во время общения много ласковых слов – ибо педагог –         мать от завтрака и до обеда.

Таким образом, коммуникативная компетенция  выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.


                Эстетическая компетенция - определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусств. Реализуется через посещение кружков по интересам в системе дополнительного образования, занятия в школе искусств, посещение музеев, театров. Проведение классных часов по эстетическому развитию. Участие учащихся в различных школьных, городских, региональных и всероссийских конкурсах. Все это развивает в ребенке эстетичность, чувство к прекрасному.

                   Свое выступление  о воспитании личности хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской августовской конференции учителей по теме: «Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии» Секция географии

  Развитие современного общества затрагивает многие сферы его деятельности, включая географическое образование как один из важнейших инструментов формирования общей культуры. Приведу приме...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ».

Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложе...

Формирование ключевых компетенции студентов в процессе обучения математики

Главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженност...

Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.

Формирование ключевых компетенций, т.е.  способность применять знания в реальной жизненной ситуации является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Как при разработк...

"Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии"

Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ....

"Формирование ключевых компетенций школьников в процессе преподавания курса географии"

Формирование ключевых компетенций на уроках географии – готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ....