«Метод проектов как эффективное средство обучения детей в объединении дизайна»
статья на тему

Урицкая Наталья Михайловна

Использование метода проектов на занятиях по дизайну. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_dlya_konferentsii.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад педагога дополнительного образования Урицкой Н.М.

«Метод проектов как эффективное средство обучения детей в объединении дизайна»

  1. Урицкая Наталья Михайловна.
  2. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  детско-юношеский центр города Ейска муниципального образования Ейский район.
  3. Педагог дополнительного образования.
  4. Руководитель объединения «Теремок»
  5. Тема доклада: «Метод проектов как эффективное средство обучения детей в объединении дизайна»

Цель: формирование творческой личности ребенка на занятиях декоративно-прикладного творчества с помощью метода проектов.  

Краткие тезисы доклада.

«Дети – цветы жизни». Ну, кто ж не слышал или не читал эту фразу?!. Правда, не все знают, что она принадлежит Максиму Горькому. «Дети- живые цветы земли», - вот в таком виде эти слова впервые явились миру… Хотя. Это не столь уж и важно…Мне так вообще кажется, что дети – это еще даже и не цветы, а, скорее, бутоны. Нераспустившиеся и нежные. Им так тяжело расцвести… Даже когда очень этого хочешь, хочешь больше всего на свете, одного желания недостаточно. Это нельзя сделать без… любви. Она как вода и солнце для зеленой поросли». Чудесные слова, искренние, слова моего наставника и коллеги В. Зверевой. Наверное, это свойственно педагогам, быть чувственными и через себя пропускать все, переживать вместе с детьми, расти вместе с ними, быть в курсе их проблем, быть другом.

Я педагог дополнительного образования детско-юношеского центра Урицкая Н.М. Руководитель объединения дизайна «Теремок».

Программа студии детского дизайна «Теремок» имеет художественную направленность. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий. Дети моделируют украшения и сувениры, декорации к своим спектаклям и утренникам, участвуют в оформлении выставок. В последние годы во всех сферах экономики требуются специалисты, способные творчески мыслить, искать нестандартные пути решения различных проблем, умеющие изобретать и выдвигать новые идеи. Растить творческого человека необходимо начинать с детства. И мы с детьми на занятиях постигаем основы декоративно прикладного искусства (ДПИ), изучаем различные техники рукоделия разных стран, становимся творцами удивительных предметов.

Метод проектов при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

 Цель использования метода проектов-развивать творческую активность учащихся и познавательный интерес к изучаемому предмету, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  

Рассмотрим подробнее использование метода проектов в обучении детей дизайнерской деятельности. Слово «дизайн» итальянского “disegno” – понятие, которым еще в эпоху Ренессанса обозначали проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Понятие “дизайн” сегодня ассоциируется с самыми прогрессивными явлениями и самыми современными техническими достижениями. В этой деятельности ребенок проявляет свою индивидуальность. Я ставлю перед собой цель развивать художественный вкус у детей, сформировать восприимчивость к миру прекрасного, знакомить с различными техниками рукоделия. В наши дни изделия ручной работы пользуются спросом, у многих людей являются каждодневным заработком. Это придает особую актуальность обучению школьников. Формы работ на уроке и индивидуальные и в группах. Методы обучения:

-репродуктивные (работа по образцам)

-индуктивные, поисковые: ребята сами придумывают, каким будет предмет интерьера, для каких целей нужен.

На занятиях присутствует дух соревнования, творчества, ведь учащиеся самостоятельно подбирают материалы, придумывают декор изделию. Получив навыки, они уже могут самостоятельно выполнить более сложные изделия и в этом помогает метод проектов.

Творческий проект-это мини-исследование учащихся, при его составлении используем следующие этапы деятельности :

-Поисковый этап (выбор темы проекта, обсуждение, анализ, рассмотрение условий и требований);

-Конструкторский (организационный) этап (характеристика идеи, поиск оптимальных вариантов, экономический расчет и тп);

-Технологический этап (технология изготовления изделия, подбор материалов, инструментов, оборудования);

-Заключительный этап (проверка полученных результатов, оценка качества выполнения проекта, оформление проекта ,рисунки, расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза. Создание рекламного проспекта изделия, его презентация, защита проекта.

Например, при изучении темы «Знакомство с техникой работы с фоамираном» мы работали над проектом «Подготовить выставку в дюц ко Дню Матери».

  1. Обсуждение проекта (как будет выглядеть, кто примет участие, какие работы будем представлять)
  2. Выбор изделия, поиск вариантов, экономический расчет.
  3. Изучение техники работы с фоамираном.
  4. Оформление выставки.

Метод проектов позволяет учащимся овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке-от идеи до ее реализации в изделии, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности. Проект меняет обязанности ученика и педагога. Ребенок активно участвует в выборе, организации и конструировании содержания обучения и конкретного занятия, а педагог-выступает в роли консультанта и помощника.

             Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность результатов опыта.  

      Преобладание практики над теорией является важнейшим условием, обеспечивающим наибольшую эффективность результатов опыта. Отсутствие практических занятий или их малое количество, приводит к снижению уровня мотивации воспитанников кружка. Использование проектного метода обучения позволяет:

-индивидуализировать обучение,

-актуализировать знания и умения,

-изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы,

-выполнять работу над проектом в собственном ритме,

-организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учащихся в процессе их совместной исследовательской работы.

В процессе работы над проектом у учащихся формируются умения и навыки:

-Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний),

-Поисковые(исследовательские умения, умение самостоятельно генерировать идеи, разрабатыватьспособ действия, привлекая знания из различных областей и тп.

-Навыки оценочной деятельности,

-Умения и навыки работы в сотрудничестве (коллективное планирование,взаимодействие.взаимопомощь, навыки партнерского общения),

-Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс, изделие, навыки анализа собственной деятельности),

-Коммуникативные умения,

-Презентационные умения и навыки.

 Результативность.

Результатом опыта является формирование творческой личности учащихся, которые реализуют свои  задуманные творческие проекты с помощью педагога и представляют их на выставках и конкурсах.

 Преимущества этого опыта.

       Объединение «Теремок» уникально тем, что любой ребенок, одаренный или с проблемами, здесь успешен. Работа педагога дополнительного образования    нацелена на создание среды для обучения,   развития, воспитания ребят.

                Выводы, рекомендации.

        Главным результатом проектной деятельности учащихся является повышенный  интерес к изучаемым темам по прикладному творчеству, развитие творческой компетенции, воспитание потребности постоянно пополнять свои знания ,развитие умений, позволяющих в огромном количестве окружающей информации находить ту необходимую ,которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить  полученнные знания,умения и навыки,а уметь применять их на практике для решения проблем . А в решении проблем растет и развивается личность.

Предлагаю вам мастер-класс как мини-проект: создание цветка из фоамирана.

  1. Изготовление сувенира в данной технике.
  2. Выбираем, например одуванчик, подбираем материал, проводим расчет.
  3. Изучаем технику
  4. Находим пути решения в оформлении сувенира (кашпо с цветами – готовое изделие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОД ПРОЕКТА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Эффективным практическим приложением педагогических технологий зарекомендовал себя метод проекта. Кроме того,  согласно  требованиям к условиям реализации основной образовательной прог...

Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков,творческого мышления и коммуникативных способностей суворовцев

А КТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЦЕССА  В УСЛОВИЯХ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА...

«Метод проектов как эффективный способ развития познавательных навыков учеников начальной школы»

Метод  проектов  является  часто  обсуждаемой  темой.  Метод  проектов  можно  применять  не  только  для  обобщающего  урока, ...

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...

Макетирование и проектирование на уроках технологии, как методы познания и эффективные средства гражданско-патриотического воспитания учащихся.

Одним из инвариантных (обязательных) модулей современной программы по технологии является модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»В рамках этого модуля можно использовать...