Приобщение к чтению
статья на тему

Алеева Дания Раисовна

Доклад библиотекаря

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_bibliotekarey.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

     Филиал МБОУ СОШ села Суляевки в селе Старый Вершаут

Доклад на РМО школьных библиотекарей

«Приобщение к чтению: формы и методы работы библиотеки»

Подготовила:

 учитель русского языка и литературы

Алеева Дания Раисовна

2017-2018 учебный год

     Значение книги в жизни человека огромно. Даже в век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что современные дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу теряют интерес к чтению. Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Дети не просто не читают, они даже не проявляют никакого интереса к чтению. В результате процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются: ребята не сразу и не всегда понимают суть заданий, забывая их прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в их возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Так же педагоги выделяют еще ряд основных причин затруднений при чтении современных учащихся: это недостаточный уровень техники чтения, отсутствие аналитических умений, бедный словарный запас, неразвитое воображение. 
     Молодому поколению становится все труднее читать и воспринимать тексты, в частности классические. Это становится одной из актуальных проблем современного образования и является весьма серьезным препятствием в приобщении к чтению школьников. 
     Личность ребенка формируется в процессе чтения, с самого раннего возраста, когда он еще не умеет говорить. А родители ему читают коротенькие стишки или сказки, показывая красочные иллюстрации. Именно в это время в душе ребенка зарождаются те светлые чувства, что остаются на всю жизнь: доброта, сострадание, любовь к близким, к Родине. И поэтому большое значение в формировании приобщения детей и подростков к чтению имеет семья. Семья, как особый социальный институт, вводит ребенка в мир литературной культуры. Систематически читая дома книги детям, родители, сами того не подозревая, прививают с самого раннего детства своему чаду вкус к прекрасному. У таких детей хорошо развито воображение, мышление, речь, память, а ведь это основа для хорошей учебы в школе. И сегодня наша задача развить эти качества в читателях и не дать им зачахнуть. Средствами самой книги, различными формами индивидуальных, групповых, массовых мероприятий мы способны пробудить в ребенке интерес к чтению, раскрыть значимость и уникальную ценность чтения для развития личности ребенка. 
     Одним из основных направлений работы школьной библиотеки является приобщение учащихся к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания, формирование информационной культуры. 
     Для развития интереса и желания ходить в библиотеку стараюсь использовать всевозможные методы и формы библиотечной деятельности: литературные обзоры, обзоры у выставок, беседы, экскурсии, игры, литературно-музыкальные композиции, тематические и литературные вечера, презентации книг. Как правило, они дополняются просмотром презентаций, видеофильмов. Все мероприятия  сопровождаю книжными выставками, краткими обзорами по представленным книгам, а также рекомендательными беседами по прочтению данных книг. 
     Одним из эффективных приемов формирования культуры чтения у учащихся являются библиотечные уроки. Задача школьного библиотекаря -  приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Здесь библиотекари сталкиваются с определёнными трудностями, так как учащиеся не всегда осознают или не понимают содержание прочитанной ими книги, в результате чего интерес к книге не формируется, а значит, нет мотива обращения к книге.

      В практике своей работы в библиотеке, я сначала выясняю, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываю книги различной тематики, коротко знакомя ребенка с их содержанием. Это помогает ему сделать выбор. При возвращении книги читателем я снова провожу с ним беседу.

      Школьники, достигшие 13 – 17 лет, стоят на пороге активной творческой и общественной деятельности. Библиотекарь должен способствовать формированию у них не только устойчивого интереса к книгам, но и к молодёжным газетам и журналам, так как периодическая печать очень многое может дать подросткам. Ребята старших классов в основном приходят за произведениями,  заданными учителями  по программе.  И здесь библиотека сталкивается с такой трудностью как скудный библиотечный фонд художественной литературы.  Часто необходимых произведений не оказывается в наличии. Но в библиотеке нашей школы  имеется фонд справочной литературы, энциклопедии. Имеется Большая энциклопедия в 64 тома.  

      Конечно, школа одна, без участия родителей не может привить любовь к чтению. Как же воспитывать и поддерживать интерес к книге в семье? Для родителей могут проводиться консультации на тему: “Книга в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволит выявить уровень развития читательской самостоятельности учащихся, читаемость семьи. Все это может помочь при планировании работы с родителями в данном направлении. Воспитать любовь к книге и чтению помогают родительские собрания: “Роль чтения в жизни ребенка”, “Правильное чтение - залог успешного обучения учащегося”, собрание - практикум “Как помочь ребенку овладеть связной речью”, праздник “Папа, мама, я - читающая семья”, индивидуальные консультации и информационные уголки для родителей.

       Различного рода мероприятия проводятся совместно с сельской библиотекой.

        В обучении, воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Но книга учит только тогда, когда ребенок умеет с ней работать, умеет читать в истинном смысле этого слова, т.е. понимает прочитанное, от этого во многом зависит и его воспитанность, и умственное развитие. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься, зависит будущее наших детей: какими они вырастут взрослыми читателями и какими людьми.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ лирического произведения как один из способов приобщения к чтению

Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядкеКолридж       Анализ поэтического текста –  очень сложный вопрос, в решении которого испытывают затруднения не только ученик...

Приобщение к чтению.

Эта статья посвящена проблемам приобщения школьников к чтению, где показан краткий анализ и причины , по которым школьники не читают художественную литературу....

Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.

Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения"....

Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»

Опыт работы по теме «Приобщение к чтению и формирование  читательской культуры через урочную, внеурочную деятельность и внеклассную работу»...

Буктрейлер как средство приобщения к чтению

Мастер - класс с практической частью и презентацией...

Приобщение к чтению через сказки англоязычных писателей

Чтение - это не самое любимое занятие современных подростков. Как приобщить детей к чтению, привить интерес к иноязычной культуре? Мой ответ  - через сказки!...