Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда.
статья на тему

Доклад на конференции "Городские педагогические чтения "Смысловое чтение - ключ успешного обучения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление: «Социокультурные и педагогические условия приобщения к чтению».

Тема: «Приобщение к чтению как одно из условий социализации обучающихся в целях последующего сознательного включения в общественное разделение труда».

Автор – Можаев Антон Викторович,

к.и.н., преподаватель права, правовых дисциплин

Государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения

«Колледж малого бизнеса № 48» (ГБПОУ КМБ № 48)

Достаточно много людей культивируют положительный образ пятницы как последнего рабочего дня недели. Это объясняется многими причинами, одна из которых – отсутствие позитивного отношения к своей работе. Для такого подхода видится два основных фактора – невозможность устроиться по специальности по окончании колледжа/вуза или непонимание смысла выполняемой работы, следствием чего является отсутствие мотивации.

Оба этих фактора возникают вследствие ряда условий, одним из которых является нехватка информации о специальности в целом и сущности выполняемой работы. Получение такой информации возможно многими путями (книга, ТВ, Интернет и пр.), однако в целях возможности самостоятельной работы с ней лучше, чтобы эта информация была предоставлена в печатном виде, пусть и в электронной форме. Исполнители аудиокниг выделяют интонацией части книги в силу собственных пристрастий или выполняя указания звукорежиссера, фактически навязывая пользователю видение сюжета. Кроме того, возможны проблемы в области слухового и/или речевого аппарата, что осложняет восприятие информации в аудиоформе соответственно для слушающего.

Одним из социокультурных условий приобщения к чтению следует признать необходимость направления психологического развития обучающегося, помимо овладения комплекса знаний, умений и навыков, на понимание того факта, что выпускник образовательной организации включается в процесс трудовой деятельности в соответствии с полученной профессией/специальностью. С учетом постоянного появления новой информации и совершенствованием имеющихся методов, форм и средств осуществления трудовой деятельности необходимо приобщение обучающегося к чтению как к источнику знаний.

Однако на этом пути автору видятся два препятствия.

Во-первых, хотя в настоящее время система образования строится исходя из требований преемственности уровней образования на каждом из этапов получения образования – от дошкольного образовательного учреждения до послевузовского образования – в общественном сознании существует и транслируется подрастающему поколению стойкой разделение между обучающимся и работающим.

Во-вторых, мероприятия, осуществляемые для приобщения к чтению, по мнению автора, имеют в первую очередь развлекательную направленность, несмотря на имеющийся познавательный характер.

На сайте «Страна Читалия. РФ» размещена статья «Новые формы массовых мероприятий в детской библиотеке». Общеизвестно, что именно библиотека является основным центром мероприятий, посвященных приобщению к чтению. Все перечисленные в статье мероприятия, при всех их положительных характеристиках, имеют в своей основе книгу как источник духовных удовольствий, переживаний, ощущений – но не как окно в мир профессий, не как источник стремления быть полезным членом общества, трудясь на благо последнего. Единственное мероприятие из списка – «Библиотечный журфикс» - обеспечивает встречу интересных людей с детьми, но не имеет в своей основе книги и не носит, судя по описанию, профориентационный характер.

Статья «Профориентация в библиотеке: идеи, практика, проекты» рассказывает об опыте Кемеровской областной библиотеки для детей и юношества в сфере профориентационной работы. Из статьи видно разнообразие мероприятий, проводимых библиотекой, широта охвата ими различных слоев населения, глубина подходов. Однако, по мнению автора, остро не хватает мероприятий, которые могли бы в своем исполнении показать прямую связь чтения и карьерного роста, чтения и положительных эмоций от применения полученных знаний в рабочем процессе, чтения и полезного совета. почерпнутого из книги.

Возможных причин этого, по мнению автора, две. Первая состоит в том, что даже лояльные к чтению обучающиеся видят в книге источник отвлечения от повседневности, и надо признать, что современные авторы с упорством, достойным лучшего применения, выполняют эту свою задачу. В этом и состоит вторая причина – отсутствие того, что в советский период истории России называли «производственным романом», в т.ч. и книги такого рода, написанные для детей и подростков. Добротно написанная книга, содержащая не только описание личных взаимоотношений героев, но и выверенный с консультантами производственный материал (такая, как, например, «Журбины» Всеволода Анисимовича Кочеткова, «Малышок» Иосифа Исааковича Ликстанова о детях, работавших на заводе во время Великой Отечественной войны, или известные романы Артура Хейли «Аэропорт» или «Отель») могла бы принести огромную пользу подрастающему поколению, дополнить результаты приобщения к чтению выполнением профориентационной социокультурной функции, и взамен слогана «Пятница, приди!» сделать популярной фразу, ставшей заголовком научно-фантастического производственного романа бр. Стругацких – «Понедельник начинается в субботу».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Внеклассная работа учителя - одно из условий социализации учащихся.

В статье анализируется деятельность Отделения Дополнительного Образования детей. Представлен опыт работы с детьми группы риска. Важную роль в социализации учащихся играет учитель. Внеклассная работа к...

Методические особенности урока, обеспечивающие условия социализации обучающихся

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе соц...

Проект «Деловое письмо как одно из средств социализации обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями»

Проект, направленный на социализацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитан на 7,8,9 классы коррекционной школы....

Методы и приёмы организации ситуации успеха как одного из направлений социализации обучающихся в рамках реализации ФГОС.

Многие наши современники высказывают мысль о  том,  что  ученик  тогда  тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении,  когда  им  движут здоровые мо...

Формирование коммуникативной компетенции как одно из условий социализации личности

Педагогичесий проект, в котором рассматривается важность речевого развития для социализации личности....

Доклад на педсовет "Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации обучающихся"

В настоящее время воспитание детей и молодёжи рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на феде...