Семинар "Организация контроля знаний на уроках информатики"
материал на тему

Давыдова Наталья Владимировна

Для учителей информатики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Давыдова Наталья Владимировна «Организация контроля знаний на уроках информатики»

        28.03.2012

Доклад: "Организация контроля знаний обучающихся на уроках информатики"

Учитывать на глаз – значит рисковать, впасть в многочисленные иллюзии глазомера, объективный учёт поддаётся проверке, он понятен как школьнику, так и родителю, инспектору, а не только педагогу.

П.П. Блонский

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными (особенно это относится к информационным технологиям), а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Функции контроля знаний обучающихся

  1. управление процессом усвоения, его коррекции;
  2. воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции обучающихся к деятельности;
  3. обучение и развитие.

Для осуществления правильного, целенаправленного управления процессом обучения необходима обратная связь. Проверка знаний дает учителю информацию о ходе познавательной деятельности обучающихся, о том, как идет усвоение, какие следует внести коррективы. Эту связь часто называют внешней обратной связью. При контроле получает информацию и сам обучающийся. Такую связь называют внутренней.

Контроль знаний - это проверка знаний данного обучающегося, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности.

Максимально учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний обучающегося. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Одной из главных задач в моей работе  является планирование контроля за  качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности обучающихся на уроках и внеурочное время.

Необходимо учитывать, что контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Он должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно “обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике…”.

Виды контроля

  1. текущий,
  2. периодический,
  3. итоговый,
  4. самоконтроль.

Назначение текущего (формирующего) контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных обучающихся.

По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли обучающиеся к усвоению последующего учебного материала.

Необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

(Привести пример теоретического и практического задания в Excel)

Положительная оценка, полученная при устном и письменном ответе дает право обучающемуся, приступить к работе на компьютере. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным обучающимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

Наличие компьютерного класса предоставляет широкие средства и возможности для дифференциации и индивидуализации обучения и контроля результатов.

Формы контроля результатов обучения, используемые мной на уроках, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает формы, используемые учителями по другим предметам. Например, самостоятельная работа, контрольная работа, письменное тестирование.

«Проверка за компьютером» включает в себя практические работы по конкретной теме.

(Привести пример теоретического и практического контроля знаний  в Excel)

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения.

Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если обучающиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения.

Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки обучающийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить обучающихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания.

При проведении практического контроля знаний я  разрабатываю разноуровневые задания,  использую групповую работу обучающихся. Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности.

(Привести пример практического задания  в WORD)

Нетрадиционные формы контроля

Ребусы 

Компьютерное тестирование 

Тестирование в режиме On-Line 

Кроссворды

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения обучающимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если обучающийся:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
  •  изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;
  • правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

 оценка «4» выставляется, если:

  • ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;
  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
  • обучающийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
  • при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Решение задач считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Самостоятельная работа на компьютере считается безупречной, если обучающийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на ЭВМ, и был получен верный ответ или иное требуемое представление решения задачи.

И в заключении хотелось бы сказать, что решение любых проблем, а в образовании в первую очередь, невозможно без постоянного следования правилу: не получится ничего, если нет взаимопонимания, сотрудничества между взрослым и ребенком, взаимного уважения. Воспитание и обучение человека – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от взрослых. И задача учителя главным образом состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контроль знаний на уроках математики

Рассматриваются формы контроля знаний учащихся, целесообразность их применения. Из опыта работы преподавателей СПб СВУ....

Виды контроля знаний на уроках информатики

От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это ком...

Использование информационных ресурсов для контроля знаний на уроках информатики

Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению. Объём информации растет, и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информацио...

Методика разработки тестов для итогового контроля знаний по курсу «Информатика и ИКТ».

Задачи работы заключаются в разработке последовательности создания итогового теста, для оценивания результатов школьного обучения.Ориентация процесса преподавания / обучения / оценивания на приобретен...

Использование ИКТ для организации контроля знаний учащихся по информатике

Использование  икт для организации контроля знаний учащихся по информатике...

Виды и формы контроля знаний на уроках информатики

Одним из основных направлений повышения эффективности учебного процесса по информатики является совершенствование проверки и оценки результатов обучения школьников.Проверочно-оценочная деятельность уч...