Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов
методическая разработка (9 класс) по теме

Гуковская Вера Александровна

Школа после уроков - это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

               Выготский Л.С. отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как средство достижения планируемых результатов.

                  Школа после уроков - это мир творчества и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, своего внутреннего потенциала. Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать детей занятиями после уроков, чтобы школа стала для них вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

               Выготский Л.С. отмечал: «Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим».

               Заинтересованность современной школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность кроме образовательных призвана решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

             Время, отводимое на внеурочную деятельность, согласно новому стандарту, составляет до 1350 часов за 4 учебных года и также включает в себя вне школьную занятость ребенка в других учреждениях (дополнительного образования детей, культуры, спорта и др.). Согласно рекомендациям недельная нагрузка внеурочными занятиями на ребенка 7-10 лет должна составлять не менее 5 и не более 10 часов. Данное время направлено на реализацию пяти приоритетных направлений развития личности: спортивно-оздоровительного, духовно-нравственного, социального, общеинтеллектуального, общекультурного, которые определяются интересами самого ребенка и запросом родителей.

              Наибольшие затруднения вызывали моменты, связанные с механизмами организации внеурочной деятельности. При этом выбор модели организации внеурочной деятельности диктуется многими факторами: региональными особенностями; социально-культурной ситуацией образовательного учреждения; материально-техническим и информационно- технологическим обеспечением образовательного учреждения; укомплектованностью кадрами и пр.

               Внеурочная деятельность в образовательной организации выполняет решающую роль для обеспечения достижения планируемых личностных и метапредметных итогов освоения обучающимися основной образовательной программы на всех уровнях общего образования образовательных организаций Российской Федерации.

               На сегодняшний день внеурочная деятельность представляет собой особый вид деятельности, который осуществляется по пяти путям развития личности: спортивно- оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное на основе определенной программы.              

      В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.

             Внеурочная работа- это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

              Понятие «внеурочная деятельность» не выступает абсолютно новым в педагогической теории и практике. Еще В.А. Сухомлинский говорил о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками».

             Внеурочная работа нацелена на удовлетворение потребностей детей и молодежи в неформальном общении.

             Имеют место следующие виды внеурочной деятельности: научно - познавательная деятельность, игровая деятельность, проблемно - ценностное общение, досугово - развлекательная деятельность или досуговое общение, художественно - эстетическая деятельность, социальное творчество, спортивно - оздоровительная деятельность, туристско -краеведческая деятельность, духовно - нравственная работа, общественно - полезный труд, проектная деятельность.

              Эти виды внеурочной деятельности осуществляются в различных формах.

  К примеру, научно - познавательная деятельность может быть организована в форме  интеллектуальных клубов, кружков познавательной направленности, факультативов, разных научных сообществ обучающихся, литературных салонов, библиотечных вечеров, познавательных экскурсий, викторин, олимпиад и т.д.

            Формами проблемно - ценностного общения выступают дебаты, этические беседы, проблемно - ценностные дискуссии, тематические диспуты и т.д. Досуговое общение осуществляется в границах культпохода в музей, галерею, театр, концертный зал, на всевозможные выставки и т.д. Главной формой игровой деятельности является игра с ролевым акцентом, социального творчества - форма социальной пробы, коллективного - творческого дела, социально - образовательного проекта и т.д. Занятия в спортивных секциях, беседы о здоровом образе жизни, участие в оздоровительных процедурах, организация походов, экскурсий, использование на уроках игровых моментов, физкультурных минуток, участие в городских и районных соревнованиях выступают формами спортивно - оздоровительной деятельности.              

              Художественно – эстетическая деятельность - это организация экскурсий, проведение тематических классных часов, работа музыкальных и литературных клубов, работа кружков, участие в конкурсах, выставках на уровне школы, района, города, области.  Духовно - нравственная работа с обучающимися осуществляется во время встреч с ветеранами ВОВ и труда, выставок рисунков, оформлении газет о боевой и трудовой славе россиян, встреч с участниками «горячих точек», тематических классных часов.            

            Формами общественно - полезного труда выступают субботники, разведение цветов, трудовые десанты. Проектная деятельность осуществляется в участии в научно - исследовательских конференциях на уровне школы, города, области, разработки проектов к урокам, участие в кружках. Внеурочная деятельность имеет продолжение, к примеру, в период каникул, в организации оздоровления и отдыха детей, в тематических лагерных сменах, в летних лагерях на базе образовательных учреждений.

               В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности:

1. модель дополнительного образования ;

2. модель «школы  полного  дня»;

 3. оптимизационная модель ;

 4. инновационно- образовательная модель.

          Не смотря на различные модели организации внеурочной деятельности педагогические принципы являются сходными в разных моделях. Содержание деятельности учащихся во внеурочное время - это, в первую очередь, единство игровой и познавательной деятельности. Конкретно в игре, которая насыщенна ярким познавательным материалом, ученики развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя в эмоциональном плане.

         Особого внимания требует работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению, с отклонениями в поведении. Включение таких учеников в социально значимую деятельность, дает возможность увеличить их мотивацию и самооценку, укрепить положение в школьном коллективе. Важным аспектом осуществления программ внеурочной деятельности выступает достижение ее результатов.

            Посещая кружки и секции, младшие школьники хорошо адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе, которая проводиться педагогом, более глубоко изучается материал. Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Помимо того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы.

                             

                             Список использованных источников

1. Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования [Текст]: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. 2014. 416 с.

 2. Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности [Текст] / Ю.В. Горохова, И.В. Горохова // Молодой ученый. 2017. №3. С. 540–543

3. Ефимова, Т. Ю. Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы) [Текст] // Молодой ученый. 2015. №13. С. 687–690.

 4. Колесникова, И.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника [Текст] / И. В. Колесникова // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 2. С. 177–185.



Предварительный просмотр:

                                              Работа с одарёнными детьми.

             Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.  

Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок.

Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»?

В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

·   интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

·   креативности;

·   настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

 

Как я достигаю  результатов обучения с одарёнными детьми?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • выявление одаренных детей;  
  • развитие творческих способностей на уроках;
  •  развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
  • развитие способностей в школьном  филологическом объединении «Лингвист»
  • развитие способностей  у учащихся во внеурочной деятельности  «Я- Лингвист»
  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты по русскому языку и литературе.

Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.

Мною разработаны  развивающие задачи, которые предлагаю на уроках учащимся

 с нарастанием уровня сложности.

На всех этапах урока русского языка я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.

Я стараюсь показать учащимся, что знание языка необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи научного содержания, доклады учащихся, практические работы, проектные работы, уроки-беседы, уроки-соревнования и многое др.. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.

Провожу интегрированные уроки: русский язык и литература, русский язык и история, русский язык и иностранный язык, русский язык и информатика с использованием интерактивной доски. Как использовать время, которое есть у одаренного ребенка, в силу того, что они не нуждаются в бесконечных повторениях очевидного?

Невозможно привить интерес к русскому языку   ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и области. Вопрос одарённости детей на всех уровнях поднимается  регулярно: совещания при директоре, заседание МО, заседание методсовета, педсоветы, семинары, круглые столы.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по русскому языку и литературе. Регулярно в нашей школе проводятся неделя русского языка и литературы, на которой учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВН», «ЧТО? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Лингвистический марафон» и др. 

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.

Работу по подготовке к олимпиадам школьного, муниципального, всероссийского, международного  уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем тесты ОГЭ и ЕГЭ, создаем исследовательские работы, проекты.

Учащиеся старших классов участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на разных  уровнях.

Немаловажным считаю и создание условий  для развития всесторонней личности.

Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред  психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании, обязательном питании в школьной столовой во время учебного процесса.

Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Приступаю к самообразованию, говоря о том, что когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошёл, вовек не позабудется. Являясь классным руководителем в 9Б классе, стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб  эмоциональному, личностному развитию. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома, принимали активное участие в школьных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Я много беседую с талантливыми, одарёнными  ребятами. На этих психологических консультациях я обучаю ребенка приемам регулирования своей умственной деятельности, помогаю в определении своих познавательных качеств, в оценке их слабых и сильных сторон, в обнаружении и использовании способов развития работы своего интеллекта, смены  переработки информации, стимулировании или сдерживании интеллектуальных операций, предсказании, планировании, регулирую режим дня.

Разрабатываю индивидуальные учебные планы и индивидуальные образовательные маршруты. Свои успехи и достижения учащиеся собирают в портфолио.

Исходя из опыта работы, понимаю, что детей со скрытой одаренностью значительно больше, чем явной. Поэтому стараюсь выявить одаренных детей, помогаю развить эту одаренность, даю возможность проявить себя, показать свои способности

           Этапы

Формы работы

 1 этап – аналитический:

- раннее выявление  талантливых  и одаренных учащихся школы

 - раскрытие творческого потенциала в разных видах деятельности

 ( различные творческие мастерские: музыкальные, художественные, спортивные )

 наблюдение, изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления, успехи в какой-либо деятельности

2 этап – диагностический

-  диагностика потенциальных возможностей учащихся с использованием инструментария психолога

индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей учащихся

3 этап – этап формирования и развития способностей учащихся:

- создание условий для оптимального развития талантливых  и одаренных учащихся и укрепления их здоровья;

- развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых  и одарённых учащихся;

-обучающие семинары с учителями по вопросам работы с одаренными учащимися;

- приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с талантливыми учащимися.

-различные формы работы с талантливыми и одаренными учащимися (групповые занятия, факультативы, конкурсы и конференции, школьное научное общество, участие в олимпиадах, интеллектуальные марафоны, объединения дополнительного образования, организация исследовательской и проектной деятельности);

- совместная практическая деятельность талантливого учащегося и родителей;

- повышение профессионального мастерства учителя

4 этап – поощрение талантливых учащихся и их родителей:

- освещение успехов на общешкольных линейках, информационных стендах;

- благодарственные письма родителям;

- поощрение родителей  за успехи в воспитании талантливых детей на родительских собраниях

стимулирование дальнейшей  творческой деятельности

5 этап – создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала, учет индивидуальных достижений

-работа по индивидуальным программам;

-портфолио учащегося

 

Я понимаю, что несу ответственность перед ребенком за его счастливое будущее и перед государством за воспитание полноценного, зрелого гражданина, готового самостоятельно принимать решения и нести ответственность за результаты своей деятельности.

 Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями муниципальных,областных, всероссийских олимпиад, международных конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах Ростовской области и за ее пределами.

Организация деятельности сводится не столько к работе с отдельными способными учащимися, сколько к созданию в образовательном учреждении системы условий, в которых проявятся и разовьются компетенции всей группы учащихся.

Основные принципы организации моей работы  в школьном  филологическом объединении «Лингвист».

1. Непрерывность и регулярность проведения занятий в течение всего календарного года.  Одной из  форм работы с одаренными учащимися стали учебно-тренировочные занятия в каникулярное время для учащихся, готовящихся к предметным олимпиадам, ОГЭ и ЕГЭ. Олимпиады различного уровня и другие конкурсные мероприятия по предмету круглогодично мобилизуют учеников и их наставников. Процесс подготовки к ним включает проработку различных информационных источников, подготовку исследовательским проектам, прежде всего, в электронном виде, отрабатывание навыков научной дискуссии, “прорешивание” заданий предыдущих олимпиад, причем, моделируется ситуация дефицита времени, совместно с учениками анализируется их деятельность, планируются этапы дальнейшей групповой и индивидуальной подготовки. Ученикам  рекомендуется участие в интернет-олимпиадах разного уровня.

2. Отбор участников в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций и результативностью на внутришкольных, муниципальных, всероссийских. Ведется постоянный мониторинг знаний, умений и навыков учащихся.

3. Социальное партнерство. Большое значение имеет соревновательность между учениками. Однако со временем они перестают видеть друг в друге конкурентов, осознанно становятся партнёрами. Участвуя в работе школьного филологического объединения «Лингвист», ребята приобретают бесценный опыт командной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи и корпоративной культуры. Они становятся незаменимыми помощниками учителя-предметника, организатора.

4. Преемственность. При комплектовании учебной группы целесообразна разновозрастность учащихся (5 - 11 классы).

         Приоритетными являются самообразование учащихся и конструктивное взаимодействие их друг с другом. В этом случае, для старших открывается возможность проявить себя в роли наставников и консультантов. Для младших же участие в работе объединения - это приобретение разностороннего опыта, и лучшая мотивация к “погружению” в предмет деятельности. Занимающиеся в филологическом объединении  неизбежно становятся отличниками филологического образования в своих классах.

         Таким образом, создается та самая конструктивно-интеллектуальная среда, в которой ребята становятся фактором развития (образования и воспитания друг друга).

5. Сотрудничество с   другими образовательными учреждениями, организациями Приглашение специалистов для проведения занятий (“мастер-классов”, экскурсий, дискуссий и др.) позволяет углубить теоретическую и практическую подготовку учащихся, увидеть пробелы в знаниях и определить их новую образовательную траекторию.

6. Сотрудничество с родителями одаренных учащихся для нас является приоритетом, поскольку именно родители являются социальными заказчиками нашей деятельности. Практика показала, что наиболее устойчивые высокие результаты достигаются при самом активном участии семьи в личностном развитии учащегося, в формировании и развитии мотивации к познавательной деятельности (поездки детей на конкурсы, соревнования в г. Москву, Ростов-на-Дону, Азов, Таганрог и т.д.)

7. Разнообразие форм учебной деятельности, которые позволяют отработать такие учебные цели как понимание, применение, анализ, синтез, обобщение, экспертиза. У одаренных детей отчетливо выражена исследовательская потребность. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания.

          Изложение учебного материала проходит в активной форме, с применением элементов беседы, сравнительного анализа, поисковой деятельности (нахождение причинно-следственных связей), практических работ.Активные и интерактивные формы работы тесно взаимосвязаны с различными источниками информации, перевод информации из одной знаковой системы в другую помогают актуализировать знания и построить понимание темы при подготовке исследовательских проектов.

Разнообразие применяемых нами форм учебной деятельности способствует развитию ключевых компетенций учащихся.

Одной из важнейших форм деятельности является составление и решение олимпиадных заданий, что в свою очередь, обеспечивает эффективность подготовки призёров и победителей предметных олимпиад всех уровней.

8. Использование информационных технологий. Эффективная работа объединения невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, справочная литература, интерактивные задания и олимпиадные вопросы, материалы ЕГЭ, в том числе, и на электронных носителях. В соответствии с требованиями всероссийских олимпиад, нами используются не только школьные, но и вузовские учебники, справочники и др.

9.Профессиональный рост и конкурентоспособность учителя.

       Успешных учеников может подготовить только успешный учитель, который постоянно стремится к повышению своего профессионального уровня. Иначе говоря, важное средство мотивации учеников – личность учителя, его мастерство, профессионализм, человеческие качества, увлеченность своим предметом, понимание интересов учащихся. Мои воспитанники добились больших результатов:

В школе создана особая психологическая атмосфера доброжелательности, что совершенно необходимо для такой тяжелой, но интересной работы как подготовка школьников к участию разного уровня мероприятиях. Работа с одаренными подростками вообще и деятельность школьного филологического объединения «Лингвист» в частности предъявляет ко всем участникам процесса высокие требования, поэтому необходимо постоянно совершенствовать систему работы с талантливыми учащимися, создавая для них особое развивающее пространство.

               

               

                      Список использованной литературы:

1.Бахмутский А.Е. Школьная система мониторинга качества образования. Псков: АНО «Центр социального проектирования «Возрождение» , 2004. – 96 с.

2. Газета «1 сентября».

3. Журнал  «Русский язык в школе», «Литературва в школе».

4. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008. — Т. 9, вып. 1. — С. 53 — 56.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ лицея №3 города Батайска Гуковская Вера Александровна Учимся писать сочинение – рассуждение на ОГЭ.

Слайд 2

Что такое рассуждение ? Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно- следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить.

Слайд 3

Структура сочинения - рассуждения Тезис Аргумент 1 (Пример первый из текста) Аргумент 2 (Пример второй из текста или из жизни) Вывод

Слайд 4

Разберёмся в понятиях: Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения. Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства истинности тезиса. Вывод - подведение итогов рассуждения.

Слайд 5

основная мысль сочинения ТЕЗИС должен быть доказанным должен быть чётко сформулированным почему ?

Слайд 6

доказательства, приводимые в поддержку тезиса Д олжны быть убедительными Подтверждать выдвинутый тезис потому что АРГУМЕНТЫ

Слайд 7

ВЫВОД – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис

Слайд 8

Задание 15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Слайд 9

Орфографическая работа: милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.

Слайд 10

Работа со словарями. Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность. (Философский словарь) Человечность – гуманность, человеческое отношение к окружающим. (Толковый словарь русского языка Ушакова) Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность , гуманитет , доброта, добротолюбие , отзывчивость. Ant . мизантропия, человеконенавистничество . Словарь русских синонимов)

Слайд 11

Структура сочинения 15.3 Вступление – формулирование понятия, предложенного для размышления. 2. Основная часть : а ) формулирование тезиса ; б) приведение аргументов (один – из предложенного текста, другой из жизненного опыта). 3. Заключение (вывод).

Слайд 12

Вступление: На мой взгляд, человечность - это...(или) По моему мнению, человечность - это... (или) Мне кажется, что человечность - это... (или) Я думаю, что человечность - это... (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

Слайд 13

Аргумент 1: Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или) В тексте Б.Васильев поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

Слайд 14

Аргумент 2: Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта ... (или) В жизни мы часто наблюдаем... (или) Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз ...

Слайд 15

Вывод: Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) Таким образом, можно заключить, что... (или) В заключение я хочу сказать, что...

Слайд 16

Фразы – связки: При введении аргументов в сочинение, помимо слов во-первых, во-вторых, можно использовать такие фразы: Присмотримся повнимательнее к словам в тексте… Докажем эту мысль на примерах из текста... Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Начать вывод можно следующими словами и фразами: Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение могу сказать, что ... Мы убеждаемся в том, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...

Слайд 17

Использованные ресурсы: Фон - http://elenaranko.ucoz.ru/ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты под редакцией И.П.Цыбулько , 2015 Образовательный блог «По уши в ОГЭ и ЕГЭ» http://uchimcauchitca.blogspot.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективные курсы по русскому языку в 11 классе Курс практической грамотности для старшеклассников (подготовка к ЕГЭ) Разработала: Гуковская Вера Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ лицея №3 г.Батайска 2015 год

Слайд 2

Актуальность данной программы состоит в помощи старшеклассникам обобщить и систематизировать знания, совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обеспечить психологическую поддержку при подготовке к итоговой аттестации в формате ЕГЭ. Программа нацелена на повышение уровня знаний по разделам курса русского языка. Содержание программы и применяемые на занятиях формы и методы обучения способствуют удовлетворению познавательных интересов, формированию общеучебных умений и навыков. Актуальность

Слайд 3

обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи экзамена в формате ЕГЭ; обеспечить дополнительную подготовку учащихся к единому государственному экзамену по русскому язык; воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь. Цели и задачи

Слайд 4

20.03.18 1.элективный курс, 2.интеллектуальные игры, 3. творческие конкурсы. Формы работы и виды деятельности

Слайд 5

20.03.18

Слайд 6

20.03.18 Тесты онлайн

Слайд 7

20.03.18

Слайд 8

20.03.18

Слайд 9

20.03.18 Мнемо́ника (от греческого τὰ μνημονικά – искусство запоминания), мнемоте́хника – совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации. П е ссимист - п ё с Использование ИКТ

Слайд 10

Пять гектаров апельсинов , Яблок , груш и мандаринов , Баклажанов грядок пять, Помидоров не собрать. Культура речи Родительный падеж множественного числа существительного

Слайд 11

Звонкие согласные БЕ З- , ВО З- , В З- , РА З- , НИ З- З Правописание приставок на -З/-С

Слайд 12

Интернет ресурсы 20.03.18

Слайд 13

20.03.18 Создание коллекции презентаций

Слайд 14

20.03.18 Успеваемость по итогам учебного года в 11 классах год средний балл обученности качество знаний % успеваемости 2013-2014 3,9 5 62,5 100 2014-2015 4,29 69 100 Результативность деятельности

Слайд 15

20.03.18 год % успев. % качеств. средний балл 2013-2014 100 74,4 4,1 2014-2015 100 76,5 4,2 Максимальный балл – 82 балла (Аноприенко Вадим, 2014г.) Результаты ЕГЭ

Слайд 16

20.03.18 (итоговая аттестация по новой форме) год «5» «4» «3» «2» % успев. % качеств. Средний балл 2013-2014 7 29 10 - 100 76,47 4,2 Максимальный балл – 38 (Косарева А., Рубайло Т., Ковальчук А. – 9в класс). Минимальный балл – 25. Результаты экзаменов в 9 классе

Слайд 17

20.03.18 Результаты итоговой аттестации по русскому языку (ЕГЭ) 2013-2014 уч. год - 11- Б класс (25 обучающихся) - преодолели порог - 100% - качество- 74,4 - макс. балл- Аноприенко Вадим 82 - выше среднего- 12 чел. 2014-2015 уч. год – 11-Б класс (28 обучающихся) - преодолели порог- 100% - качество - 76,5 - макс. балл- 87 (Бузинов Павел) - выше среднего- 17 чел.

Слайд 18

20.03.18 Мое педагогического кредо – быть требовательным к себе и обучающимся, не останавливаться на достигнутом и постоянно совершенствоваться и идти в ногу со временем.



Предварительный просмотр:

Сценарий фестиваля военно-патриотической песни «Слава защитникам, Отечества»  для  9-х классов.

                                                                                Автор: Гуковская В.А.

В1: Здравствуйте, уважаемые учителя и учащиеся лицея!

Сегодня  нашу концертную программу мы проводим в рамках фестиваля военно-патриотической песни «Слава защитникам, Отечества» по произведениям Российских кинофильмов, в честь года Кинои посвящаем всем бывшим, настоящим и будущим защитникам отечества.

В2:Россия, ты священная держава,
           Благословляя, веря и любя,
          Мы за тебя – по долгу и по праву,
          И по любви – мы бьемся за тебя.
          За то, чтоб смолк повсюду рев орудий,
          Чтоб хлеб и соль стояли на столе,
          За то, чтоб просто радовались люди
           На снова отвоеванной земле!!!

В1:   «Я не видел войны, я смотрел только фильм

Но я сделаю все непременно,

Чтобы весь этот мир назывался таким,

И не звался потом довоенным…»

В2:Сегодня на фестивале звучат песни из художественных фильмов, снятых в период ВОВ и в мирное время. Наше поколение говорит искреннее спасибо за то, что мы – можем жить.

В1:Я бы с песни начала рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, в стужу сколько раз
Эта песня всех в землянках согревала.

В2:Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится!

В1:  В  страшное и тяжелое для всех время с человеком всегда была песня – песня и в горе, и в радости.

Песня выражает наши чувства, мысли, характер и судьбы…

В2:В годы Великой Отечественной войны именно песня внушала оптимизм нашему народу, укрепляла дух солдат, эмоционально заряжала  их, давала  силу и веру. Солдаты шли в бой и побеждали.

В1: Идея нашего фестиваля проста. Это -праздник фильмов и песен, в которых живет история нашей Родины, судьбы её героев.

В2: Приглашается 8а класс. Песня из кинофильма «В бой идут одни старики» -«Смуглянка» слова Якова   Шведова, музыка  Анатолия Новикова.

В1: Родина – суровая и милая,

       Помнит все жестокие бои.

       Вырастают рощи над могилами,

      Улетают в небо журавли

В2:В исполнении 8б класса прозвучит  песня «Журавли» из кинофильма  «Летят журавли»  слова Расула Гамзатова, музыка ЯнаФренкеля.

В1:Песни – как люди: у каждой есть своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.

В2: Приглашается 8в класс. Песня «Марш артиллеристов» из кинофильма

« Шесть часов вечера после войны» слова Виктора Гусева, музыка Тихона Хренникова.

В1: Вы мужеством мир удивили, звенит не стихая молва,
Собою страну заслонили от самого страшного зла.
Вы с нами, герои планеты, мы чувствуем ваше плечо.
В шинельном строю вы воспеты с карающим, вещим мечом.

В2: В исполнении 8г класса прозвучит  песня «Вечный огонь» из кинофильма  «Офицеры»  слова Евгения Агроновича, музыка РафаилаХозака.

В1:   Только тот, кто прошел тяжелыми дорогами войны может оценить всю ее тяжесть и боль. Но все люди нашей огромной планеты против войны. Все голосуют за мир на земле.

 В2:    Мир – это лучшее слово на свете,
          Взрослые к миру стремятся и дети,
          Птицы, деревья, цветы на планете.
          Мир – это главное слово на свете!!!

В1:   Музыка Игоря Лученка, слова  Михаила Ясеня  “Майский вальс ” для вас исполнит ученица 8Б класса Барабаш Елизавета.

В2: Подходит к своему концу наш фестиваль, посвященный песням и фильмам о войне, посвященный памяти тех, кто отдал свои жизни за наше будущее.И сегодня мы через песенное творчество смогли прочувствовать и понять то, что пережили наши отцы и деды в непростое военное время, и нашему поколению не хотелось пережить это в реальной жизни. Мы за мир на земле!

В1:И сегодня мы рады отметить всех участников нашего фестиваля.

На сцену для награждения приглашается

(Церемония награждения).

В2:Мы хотим, чтоб на нашей планете
    Никогда не печалились дети.
    Чтоб не плакал никто, не болел,
    Только б хор наш ребячий звенел.
В1:Чтоб навек все сердцами сроднились,
     Доброте чтобы все научились.
     Чтоб забыла планета Земля,
     Что такое вражда и война!!!

Вместе ведущие:  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная (курсовая) работа по теме «Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов развития УУД»

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого про...

«Современные образовательные технологии на уроке иностранного языка как средство достижения планируемых результатов.»

В данной статье представлены современные образовательные технологии обучения иностранному языку...

Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС.

Распространение собственного опыта по теме: "Бинарный урок - как средство достижения планируемых результатов учащихся в условиях внедрения ФГОС"....

Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...

Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...