Выступление по теме "Духовно -нравственное развитие средствами исследовательской деятельности"
статья на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских умений

как средство духовно – нравственного  воспитания.

Духо́вно-нра́вственное воспита́ние — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей, среди которых честность, осознанность, ответственность, вера в себя.

2 слайд Одним из средств воспитания указанных ценностей, способствующих повышению качества образования,  считаем развитие исследовательских умений обучающихся. Это стало приоритетным направлением работы педагогического коллектива нашей школы.

Работа по развитию исследовательских умений успешна, если она носит системный характер, соблюдаются условия непрерывности решения стратегических задач.

В нашем образовательном учреждении ведётся определённая работа по обновлению содержания образования, форм, методов и приёмов организации образовательного процесса с учётом современных требований.

3 слайд  В образовательном учреждении созданы условия для развития исследовательских умений: кадровые, материально – технические, организационные и другие.

4 слайд  Главной движущей силой качественного образования является учитель. Постоянное профессиональное совершенствование педагогов осуществляется через деятельность методических междисциплинарных групп (представленных на слайде),  созданных  в рамках модели управления введением ФГОС.

5 слайд  Цель работы методической междисциплинарной группы по формированию исследовательских умений обучающихся – формирование умений исследовательской деятельности всех участников образовательных отношений. Члены группы проводят методические семинары, мастер-классы, оказывают консультационную помощь в создании проектов, руководят школьным научным обществом, транслируют опыт своей работы через открытые уроки на уровне школы и района, выступления на районных методических объединениях.

6 слайд Таким образом на основе сложившейся системы 94% учителей владеют  исследовательскими  технологиями,  68% - активно занимаются проектной деятельностью. Всего два года назад эти показатели были 56% и 49% соответственно.

Организация исследовательской деятельности учащихся проходит на разных уровнях образовательного процесса  и в различных организационных формах:

7, 8 слайд  Организовано преподавание специальных курсов в части, формируемой участниками образовательных отношений («Решение проектных задач» в 1-4 классах, «Проектная деятельность» в 5-9 классах и в 10 классе), на которых педагоги активно используют технологии проблемного обучения и проектно -исследовательские технологии

9 слайд   Кроме этого, в школе ведутся курсы внеурочной деятельности («Юный исследователь», «Посвящение в химики», «Мир физики», «Эврика», «Образовательная робототехника» и другие).

10 слайд  Реализуются программы дополнительного образования с применением широкого спектра различных форм групповой и индивидуальной работы по дополнительным образовательным программам.  Результатом является  исследовательская работа.

11 слайд  В прошедшем учебном году в школе создано   ученическое  научное общество  «Империя разума».

12 слайд  Важно и то, что  исследовательский подход активно применяется и при проведении акций и других внеклассных мероприятий.  Результаты представляются в форме творческих работ и  проектов.  Реализуются  социальные проекты  на уровне учреждения и села.

13 слайд  Организована индивидуальная исследовательская деятельность. В школе регулярно проводятся научно-практические конференции.

14  слайд  Осуществляется преемственность между уровнями образования, что является залогом успешного формирования исследовательских умений обучающихся.

Представленная система работы по развитию исследовательских умений обучающихся позволяет достичь следующих результатов:

  1. 15 слайд  Повышается уровень развития познавательного интереса и познавательной активности обучающихся как в начальной, так и в основной  школе.  
  2. 16 слайд За счет этого обеспечиваются стабильные показатели качественной успеваемости.
  3. 17 слайд Выпускники демонстрируют стабильные  результаты в ходе ГИА по обязательным предметам и предметам  по выбору Качественные результаты профильного обучения способствуют успешному профессиональному  определению выпускников:
  4. 18 слайд  С 2003 года в школе проведено 12 научно-практических конференций, на которых представлено 136 работ учащихся. Разнообразны объекты исследований и темы проектов.  Это приводит к результативному участию в конкурсах, научно – практических конференциях различного уровня. Примером может служить Никитченко Наталья, которая прошедшим летом приняла участие в работе летней смены образовательного центра для одарённых детей «Сириус», проходившей  в городе Сочи. с 1. 07 по 25.07 2017 г. Она была единственным представителем Новосибирской области по направлению «Агропромышленные и биотехнологии». В течение июля ребята выполняли проекты по различным направлениям, посещали памятные места г. Сочи, встречались с интересными людьми, в том числе, с президентом РФ.

19 слайд Учащиеся школы – участники и призеры муниципальных научно-практических конференций младших школьников  «Я познаю мир» 20 слайд и конференций старшеклассников, 21 слайд с 2014 года ребята участвуют и занимают призовые места в региональной научно-практической конференции «Эврика»

  1. Повышается конкурентоспособность школы. За последние три года 40 учащихся прибыло из соседних сел, с территории, не закреплённой за школой. Повысился уровень удовлетворённости потребителей качеством образовательных услуг.

Созданная  образовательная  среда способствует развитию школы как инновационного образовательного учреждения и повышению духовно – нравственного уровня обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Статья на тему   ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО  ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ....

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Духовно-нравственное  развитие средствами художественно эстетического воспитания...

Сообщение на РМО. Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности.

В материале рассматриваются основные понятия по указанной теме.затрагивается исторический аспект появления метода проектов. Сопоставляются взгляды различных учёгых на понятие "учебно-познавательн...

Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскую деятельность

Проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества...

Взаимосвязь этнокультурных традиций и духовно-нравственного развития через исследовательскую деятельность.

   Можно сказать, что исследовательская деятельность является значительным средством связи этнокультурных традиций и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.    ...

Краеведческая работа учащихся как средство развития навыков исследовательской деятельности

Краеведческая работа создает оптимальные условия для саморазвития современного подростка. Подростковый  возраст – период, в который у учащихся  появляется потребность в активном, самос...