РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ
методическая разработка на тему

Черепова  Ольга Николаевна
Цель: сформировать отношение родителей обычных детей к детям с особыми потребностями, какие способы взаимодействия их детей они считают допустимыми. Актуальность: проблемы создания формирования толерантного отношения к особым детям в семье и воспитание детей с ОВЗ в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

Подготовил магистр, 1курс 44.04.01.68

Педагогическое образование Инклюзивное образование

Черепова О.Н.

Цель: сформировать отношение родителей обычных детей к детям с особыми потребностями, какие способы взаимодействия их детей они считают допустимыми.

Задачи:  

  • провести социальный опрос среди родителей учащихся МБОУ «Гимназии им.А.П.Чехова» г.Зверево об их общественном мнении и социальных представлений по отношению к особым детям;
  • проанализировать результаты и представить их в наглядном виде;
  • дать характеристику отношения родителей обычных детей к особым детям.

Актуальность: проблемы создания формирования толерантного отношения к особым детям в семье и воспитание детей с ОВЗ в семье.

Предмет исследования: нетрадиционные формы и методы исследования направленные на формирование основ эмпатийного[1] поведения, как со стороны родителей обычных учащихся, так и со стороны семьи особого ребенка.

Метод исследования: социологический опрос.

Как говорит Л.С. Выготский «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто мене развитый, чем его сверстники, но иначе развитый».

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 76 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» подчеркивается, что в Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям.

В России дети с ОВЗ обучаются согласно правовым законом в общеобразовательных школах, но не все соответствуют предъявляемым требованиям и не могут быть успешными в образовательном процессе.

В семье, где родился больной ребенок, возникает множество проблем. Это зависит от отношения родителей к ребенку. Некоторые стыдятся диагноза, поставленного их ребенку, или слишком опекают детей, не давая им развиваться как личность. Распадаются семьи. И тогда все тяжелое бремя воспитания ложится на плечи матери.

Можно выделить несколько типов поведения родителей по отношению к детям с ОВЗ:

  • Родители адекватно оценивают дефекты своего ребенка и проявляют настоящую любовь к ребенку. Это помогает ребенку развиваться и адаптироваться во внешней среде.
  • Родители отрицают дефект и воспитывают его как здорового и требуют от него успешности. Это приводит к психологическим срывам.
  • Чрезмерная опека и жалость. Ребенок растет психически и социально не развитым.
  • Родители скрывают свою нелюбовь. Ребенок это чувствует и растет с заниженной самооценкой.
  • Ребенок с дефектом чувствует враждебное отношение к нему.

Появление в семье больного всегда изменяет сложившиеся семейные отношения. Родителям трудно принять случившийся факт. Появляется растерянность, чувство вины, неприятие поставленного диагноза. Семья может развиваться и дальше, если смогут совместно преодолеть все трудности. Родители должны реалистично оценить жизненную ситуацию, жить интересами самого ребенка, установить необходимые контакты со специалистами. А главное родители должны правильно выбрать модель воспитания. Должны воспитывать ребенка как личность и правильно оценивать его умственные и психические возможности. Поэтому семья должна взаимодействовать со школой, педагогами. В процессе общения будут происходить обмен информацией, родительским опытом. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут создать большое человеческое счастье».

Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем:

  • Изолированность родителей от родительской общественности.
  • Отсутствие контакта ребенка со сверстниками.
  • Страх опасения того, что отношение ребенка, со сверстниками не сложится.
  • Отсутствие объективной картины учебного процесса в школе.

Родители боятся, что его чадо будут обижать, у него не сложатся отношения со сверстниками. Это может быть причиной депрессивного состояния, т.к. он не знает и не умеет построить дружеские отношения.

Нередко родителям недостает физических и моральных сил. Они нуждаются в психологической помощи, потребностями поделиться с другими сомнениями и трудностями. Они должны иметь друзей. А у детей ОВЗ должны быть друзья вне семьи, чтобы расти уверенным в себе.

Родители детей с ОВЗ могут использовать современные интернет технологии для общения с родительской общественностью и со специалистами школы при организации открытых форумах на сайтах школы и в социальных сетях.

Подлинная родительская любовь, огромное терпение, согласованность могут помочь добиться ребенку желаемых результатов.

Среди родителей чьи дети с особыми потребностями учащихся МБОУ «Гимназия им А.П.Чехова» был проведен социальный опрос.

Люди в ОВЗ выглядят и ведут себя иначе, чем другие граждане, поэтому не вписываются в общество.

Обеспечение жизни людей с ОВЗ требует от общества значительных малооправданных расходов.

Люди с ОВЗ могут работать так же продуктивно, как и люди без ограничения здоровья.

Между обычными людьми и людьми с ОВЗ гораздо больше сходства, чем различий.

По Вашему мнению, как изменилось отношение людьми с ОВЗ в нашем обществе за последние 5-10 лет?

Как Вы считаете, чего, прежде всего, не хватает людям с ОВЗ в нашей стране?

В какой помощи Вы и Ваш ребенок испытывает необходимость в первую очередь?

Каким образом, с Вашей точки зрения, должно быть в обществе организованно обучение детей с ОВЗ?

Как вы относитесь к совместному обучению обычных школьников и детей с ОВЗ в обычной школе?

Родители здоровых сверстников опасаются, прежде всего, снижения качества образования своих детей, а также возможности психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса.

Развитие негативного отношения к детям с ОВЗ – это отсутствие знаний, стереотипов, неверная информация. Общество считает, что эти дети, зависимы от других, беспомощные и это ведет за собой негативное отношение и способствует созданию негативного образа к ним членами общества.

Сложно формировать толерантное отношение к особым детям в семье, если этим качеством не обладают родители. Дети впитывают оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к людям не таким, как все.

Целенаправленную работу необходимо проводить с родителями учащихся  разъяснить им важность воспитания культуры общения. Личный пример взрослых воспитывает у школьников толерантность.

Часто родители не хотят, чтобы в классе  учились дети с ОВЗ, настраивают своих детей на не общение с ними. Родители должны понять, что дети с ОВЗ имеют такие же права, как и здоровые дети.

С учетом современного подхода необходимо изменить отношение родителей и всего общества к ребенку ОВЗ. Задача каждого найти средства, методы, пути для успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ.

Среди родителей учащихся МБОУ «Гимназия им А.П.Чехова» был проведен социальный опрос «Если Вам придется общаться с детьми с особыми потребностями. Какие способы взаимодействия Вы считаете для себя допустимыми?». В анкетировании участвовало 120 опрошенных.

1 способ «Близкая Дружба»

Вывод: родители негативно относятся к дружбе их детей с детьми с нарушением интеллекта и с детьми с задержкой психического развития. Возможно, боятся снижения интеллекта собственных детей и неадекватной реакции со стороны своих друзей.

2 способ «Совместные игры во дворе, на улице»

Вывод: с осторожностью относятся родители не только к детям с нарушением интеллекта, с детьми с психической задержкой, но к детям с нарушением движения. Возможно опасаясь за безопасность жизни своих детей.

3 способ  «Совместное общение после занятий: в кружках, секциях»

Вывод: отношение родителей почти такое же, как и во втором способе.

4 способ «Учеба в одной школе»

Вывод: такие показатели радуют, т.к многие родители здоровых детей, считают, что дети с особыми образовательными потребностями должны учиться в общеобразовательном учреждении, что способствует их адаптации в обществе и способствует повышению уровня развития.

5 способ «Совместная учеба в одном классе»

Вывод: отрицательно относятся родители к идее совместного обучения в одном классе с детьми, у которых задержка в интеллектуальном и психическом развитии. Наверно считают, что это снизит качество знаний и повлияет на познавательный интерес к обучению у здоровых детей.

6 способ «Только случайное общение на улице»

Вывод: родители считают, что с такими нарушениями как интеллектуальной и психической задержкой лучше случайно общаться на улице, а не в школе или общественном месте.

Но примерно третья часть опрошенных, хотят чтоб общение их детей с детьми с ограниченными возможностями оставалось случайным.

7 способ «Буду препятствовать общению»

Вывод: родители понимают, что всех детей надо любить, а детей со специальными потребностями вдвойне. В основном они не препятствуют общению, т.е. относятся толерантно, кроме  детей с такими серьезными заболеваниями как нарушение интеллекта и задержкой психического развития.

Заключение.

Исследование среди опрошенных родителей показало, что большинство убеждены, что дети с ОВЗ должны находиться среди своих сверстников. Они готовы не препятствовать для подготовки таких детей к жизнедеятельности.

Изменить отношение родителей педагог не сможет, но повлиять на характер взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия по отношению к ребенку с нарушением в развитии возможен проведя социальную работу. В основе этой работы должна лежать идея гуманизма. Взаимодействия педагогов и родителей должны строиться на основе взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости друг другу.

Задача, стоящая  перед нашей гимназией трудная, и решить ее можно только совместными усилиями всех участников образовательного процесса с привлечением специалистов.


[1] Эмпатия – способность чувствовать чужие эмоции.