«Создание условий в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»
статья на тему

Темиржанова Индира Мауталиевна

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для успешной учебной деятельности.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад20.12 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

АВГУСТОВСКАЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 2017 ГОДА

ДОКЛАД

на тему:

«Создание  условий  в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»

Доклад подготовила:

Темиржанова И.М.,

Зам.директора по УВР,

учитель географии

 МКОУ СОШ № 7

Кисловодск, 2017 год

«Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя.

 Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования»

А. Барбюс

   Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для успешной учебной деятельности.

        И я, как молодой заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы, встретилась с этой проблемой.

За год своей работы в этой должности я выделила ряд моментов для создания условий успешной учебной деятельности каждому учителю, которые стараюсь применять в своей работе.

Группу методов стимулирования для каждого учителя я  разделила на большие группы:

  • методы эмоционального стимулирования;
  • методы развития познавательного интереса;
  • методы формирования ответственности и обязательности;
  • методы развития творческих способностей и личных качеств каждого учителя.

Довольно кратко я постараюсь охарактеризовать каждую группу:

Методы эмоционального стимулирования.

Важнейшая задача завуча является обеспечение появления у педагога положительных эмоций по отношению к своей работе, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное возбуждение активизирует все жизненные процессы  и тем самым повышает эффективность достигаемых целей. Основными методами эмоционального стимулирования служат: создание ситуаций успеха в работе; поощрение и порицание; постановка системы перспектив.

Создание ситуаций успеха в работе представляет собой создание цепочки ситуаций, в которых педагог добивается в работе хороших результатов, что ведет к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и легкости процесса обучения. Это очень важно для поддержки молодых специалистов.

Известно, что без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи.

Поощрение и порицание в обучении. Вовремя похвалить работника  в момент успеха и эмоционального подъема, найти слова для корректного порицания,- это настоящее искусство, позволяющее управлять эмоциональным состоянием работника.

Круг поощрений весьма разнообразен. В рабочем процессе это может быть похвала, положительное оценивание какого- то отдельного  качества, поощрение выбранного им направления деятельности или способа выполнения задания.

Методы развития познавательного интереса. Основными методами развития познавательного интереса являются следующие методы: формирование готовности восприятия какой-либо информации: стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий, направленных к выполнению основной задачи

Метод стимулирования занимательным содержанием. Этот метод я применила при выборе тем на педагогических советах. Потому что большое значение в развитии познавательного интереса у работника играет подбор образного, яркого, занимательного  материалаЭтот метод создает в коллективе атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к работе.

Метод создания ситуаций творческого поиска. Сильный познавательный интерес вызывает создание ситуаций включения учителя в творческую деятельность. Творчество является одной из наиболее сильных причин развития познавательного интереса. Однако здесь имеются и свои сложности. Практика показывает, что для учителя задача развития творческих способностей  является наиболее сложной и труднореализуемой.

Методы формирования ответственности и обязательности. Рабочий процесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда педагог  дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов: разъяснения работникам  личностной значимости в рабочем процессе; приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учителя.

В ходе работы перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к работе, но, тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в рабочем процессе.

Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

На сегодняшний день в работе каждого учителя важны психологические.

Наибольший эффект дают такие методы, как:

- творческое задание:

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

  • дискуссия (организация обсуждения материала);
  • создание креативного поля;

Творческое задание представляет собой  задание, содержащее творческий компонент, для решения которого педагогу  необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в работе  не применяемые.

Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод заключается в представлении информации в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у преподавателя  сильную мотивацию.

Дискуссия метод работы, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме.  Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д.Б.Богоявленской для описания проводимых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод выступает ключевым при создании творческой атмосферы в коллективе. Смысл его заключается в том, что преподавателям предоставляется возможность  на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность.

Я считаю, что все выше изложенные условия ведут к положительному отношению к работе, познавательному  интересу и потребности в познавательной деятельности, воспитании чувств ответственности и обязательности. Поэтому  каждый день, приходя  на работу, я стараюсь применять  различные методы стимулирования для каждого своего коллеги. И закончить свое выступление хотелось бы фразой М.Горького «Учитесь у всех, не подражайте никому»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в классе «Как сформировать у ребенка успешную учебную деятельность».

Родительское собрание в классе «Как сформировать у ребенка успешную учебную деятельность». В архиве: сценарий родительского собрания  «Как сформировать у ребенка успешную учебную деятельнос...

Презентация "Мотивация как основа успешной учебной деятельности"

Для работы  с педагогами по психологическому просвещению....

Текущий, промежуточный и итоговый контроль успешности учебной деятельности обучающихся

Целью данной работы является исследование проблемы текущего, промежуточного и итогового контроля успешности учебной деятельности обучающихся.Актуальность исследования обусловлена тем, что проверка и о...

Родительское собрание "Мотивация как главное условие успешной учебной деятельности" для 5-9 классов.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением ...

Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...

«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»

Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...