«Патриотическое воспитание на уроках истории, как фактор повышения качества образования»
статья на тему
Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.
Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения.Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаксиликова Н.Н. «Патриотическое воспитание на уроках истории, как фактор повышения качества образования»
Жаксиликова Наталья Николаевна
учитель истории
ГБОУ ООШ пос. Ильичевский, Самарской области
Текст аннотации: Построение в России гражданского общества и демократического государства, способного обеспечить гражданам широкий круг свобод, осложняется столкновением ценностей, претендующих на ведущее место в обществе.
Не вызывает сомнения, что проблема воспитания граждан сегодня особенно актуальна. В среде молодежи широкое распространение получили такие явления, как нигилизм, агрессивность, цинизм, широко распространились антипатриотические настроения. Остро стоит проблема патриотического воспитания молодого поколения, становления личности, обладающей качествами гражданина-патриота.
Текст тезисов: Любовь к родному языку, национальной культуре своего народа, знание истории своей родины – одни из главных компонентов воспитания чувства патриотизма. В настоящее время для современного российского общества становятся наиболее актуальными задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:
- Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;
- Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;
- Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.
В ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», гражданско-патриотические качества, в котором играют определяющую роль:
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством.
Таким образом, гражданско-патриотическое образование и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Я считаю, что воспитание патриотизма особенно важно сейчас, когда у молодежи потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине.
На уроках наблюдается такая проблема, когда при изучении истории у некоторых учеников складывается стереотип: история - это только исторические даты, события и деятели. Эта проблема находит свое решение в том, что в основе патриотического воспитания на уроках применяется системный и комплексный подходы.
Итак, важными факторами патриотического воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным государственным деятелям, применение активных форм и методов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.
В каждом классе есть основные исторические темы в направлении патриотического воспитания учащихся: в 7 классе «Освобождение Москвы от польской интервенции» (Смута), в 8 классе «Отечественная война 1812 года», в 9 классе «Первая мировая война», «Великая Отечественная война» и др.
Большую воспитательную работу несут на себе уроки по теме «Смутное время» по истории Отечества в 7 классе (Первое и второе ополчение, освобождение Москвы от польской интервенции). Воспитанию любви к Родине способствуют образы Минина, Пожарского, Ляпунова. Ребята, интересующиеся историей, с увлечением работают над рефератами, участвуют в чтениях («Святой мученик Михаил Никитич Романов», «Жизнь князя Дмитрия Пожарского как пример служения Отечеству»).
Изучая тему Отечественной войны 1812 г. на уроке в 8 классе мы обращаем внимание учащихся на то, что война изначально носила освободительный, а самое главное народный характер. Обязательно на уроке вспоминаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» (прослеживается связь с уроками литературы). После изучения темы, учащимися была написана работа «Самарский край в судьбе России. 1812 год» и успешно защищена на окружной конференции и областных чтениях.
Изучение темы Великой Отечественной войны в 9 классе начинается с грамзаписи голоса Левитана о нападении фашистских захватчиков на СССР и приказ о мобилизации. Ученики выбирают темы защиты рефератов: «Блокада Ленинграда», «Тыл в годы Великой Отечественной войны», «Мои земляки – участники Великой Отечественной войны», «Куйбышев в годы войны», «Дети фронту», «Мои земляки – Герои Советского Союза» и др. Выбор тем всегда осознан. По теме «Блокада Ленинграда» использую грамзапись «Седьмая симфония» Шостаковича. В прошлом учебном году по данной теме перед учащимися 9 класса выступила шестиклассница с работой «Память сердца. Детям блокадного Ленинграда посвящается…» (призер окружной конференции, диплом 1 степени на международных Славянских чтениях). Такие уроки оказывают большое эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории.
В своей работе по патриотическому воспитанию обязательно использую краеведческий материал: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от наших предков. Обязательно используем на уроке «Книгу Памяти», знакомлю с книгой учащихся, рассказываю, как ею пользоваться. На протяжении нескольких лет мы с ребятами занимаемся составлением своей Книги Памяти. Успешно подготовили и защитили проект «Книга Памяти. Живи и помни…» на окружной конференции, представили материал на областном конкурсе социальных проектов, Головкинских и Славянских чтениях.
Если школьники изучают историю не только по учебникам, а по рассказам родных, старожилов, участников тех или иных событий, изучают историю родного края, посещают музеи, то можно быть уверенным в том, что такие знания надолго останутся в памяти ученика и дадут свой положительный результат.
Ускорение темпа современной жизни, информационные технологии требуют усиления внимания к развивающей системе обучения и воспитания. В этих условиях остро встает вопрос об усвоении знаний, получаемых в школе, об улучшении их качества. Но освоить программу по истории, имея два часа в неделю, очень сложно. Ведь важно предусмотреть, чтобы образовательное поле, включающее воспитательный сектор, обеспечивало целостную картину мирового исторического и культурного опыта, на который опирается развитие ученика.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод: если на уроках, во внеклассной и внешкольной работе с учащимися систематически использовать моральный фактор интеллектуального, духовно-нравственного, патриотического воспитания, то может быть достигнуто значительное повышение качества образования, которое выражается в традиционных показателях успеваемости школьника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буторина Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова – СПб.: КАРО, 2004. – 224 с.
2. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
3.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание/Авт.-сост. Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко. – М.:ВАКО, 2009.- 224 с.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. N 413 г. Приложение. ФГОС среднего (полного) общего образования
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская.- М.: Просвещение, 2010.- 159 с.
6. ФЗ «Об образовании» редакции 12.11.12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ИНФОРМАЦИ-ОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
Cтремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ в школе. Современные средства информационных и ко...
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ
Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...
Статья "Организация урока как фактор повышения качества образования"
Статья рассматривает факторы повышения качества образования...
Использование ИК-технологий на уроках естествознания как фактор повышения качества образования
Методическая разработкаПоказать возможности использования информационных технологий на уроках естествознания для повышения качества знаний учащихся....
Статья "Дифференциация обучения на уроках истории и обществознания как один из факторов повышения качества образования"
Образование должно соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта. Это значит, что оно должно ориентироваться на среднего ученика. В то же время принцип гуманизации образовани...

Применение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) на уроках истории как способ повышения качества образования обучающихся
В рамках «Реализации проекта «Цифровая школа» в педагогической деятельности на уроках истории максимально эффективно используются цифровые образовательные платформы, онлайн-мат...

Роль патриотического воспитания на уроках истории в системе среднего профессионального образования
Статья раскрывает роль уроков истории в патриотическом воститании студентов в системе среднего профессионального образования. Рассматриваются специфитеские подходы:связь с будущей професси...
