Педагогический опыт на тему "Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс"
опыты и эксперименты на тему

Зоя Викторовна Михалькова

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_i_metodiki_i_ih_vliyanie_ns.docx21.7 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс

Введение

В современных условиях реформирования образования, качественные изменения ценностей и потребностей современного общества требуют адекватных им изменений в школьном образовании. Одним из важных критериев профессиональной готовности педагога к работе в современных условиях является уровень его подготовки к овладению инновационно-педагогическими технологиями обучения.

В России выбран курс на широкую дифференциацию обучения, идея которой отражена в стандартах среднего и общего образования. Широкое распространение получают школы и классы разного типа с углубленным изучением конкретных дисциплин школьного курса. В теоретических исследованиях педагогического процесса усиливается роль творческого профессионального мастерства учителя, прогнозирование обучения на основе новых информационных технологий.

Формирование в стране рынка образовательных услуг требует подготовки со школьной скамьи конкурентоспособной личности. Новые исследования в педагогике и педагогической психологии направлены на личностно-ориентированную организацию учебного процесса. В названных условиях коренных социальных изменений инновационно-педагогические технологии являются частью общей профессиональной подготовки учителя, и требуют повышения его творческого мастерства.

Реализация требований современной жизни поставила перед учителем принципиально новую общепедагогическую задачу - целенаправленно готовить юных граждан не только к труду и познанию, но и к полноценному вступлению в противоречивые социально-экономические отношения в стране в условиях перехода ее к рыночному типу. Подготовка таких конкурентно способных выпускников возможна только в условиях широкого использования инновационных технологий обучения. Эта проблема является одной из актуальных в педагогической науке.

Актуальность данной проблемы обусловлена главной задачей в современной теории обучения - развития личности ученика, которая предполагает поиск новых инновационных подходов в образовании. В настоящее время учителя-исследователи создали огромный потенциал педагогических инноваций: авторские школы, школы нового типа (лицеи, гимназии), а также средства и технологии обучения, что позволяет поднять качество образования на новый уровень.

Теоретические основы инновационных технологий и методик и особенности использования их в образовательном процессе.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.  При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. 
Понятие "инновация" означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу 
инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.  

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Современной школой накоплен богатый педагогический опыт, который должен быть реализован в конкретной педагогической деятельности, но часто остается невостребованным, так как у большинства учителей и руководителей не сформирована потребность в его изучении и применении, отсутствуют навыки и умения в его отборе и анализе. В реальной практике учителя часто не задумываются о необходимости и целесообразности анализа собственного педагогического опыта, опыта своих коллег. 
                          Критерии педагогических инноваций 

Формирование инновационной направленности предполагает использование определенных критериев, позволяющих судить об эффективности того или иного нововведения. Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизны, оптимальности, высокой результативности, возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Основным критерием инновации выступает новизна,имеющая равное отношение, как к оценке научных педагогических исследований, так и передового педагогического опыта. Поэтому для учителя, желающего включиться в инновационный процесс, очень важно определить, в чем состоит сущность предлагаемого нового, каков уровень новизны. Для одного это может быть действительно новое, для другого оно таковым может не являться. В этой связи необходимо подходить к включению учителей в инновационную деятельность с учетом добровольности, особенностей личностных, индивидуально-психологических характеристик. Выделяют несколько уровней новизны: абсолютную, локально-абсолютную, условную, субъективную, отличающуюся степенью известности и областью применения (М.С.Бургин).

Введение оптимальности в систему критериев эффективности педагогических инноваций означает затрату сил и средств учителей и учащихся для достижения результатов. Разные учителя могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда и труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствуют о ее оптимальности.

Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителей. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания.

Практические возможности реализации инновационных технологий и методик на уроках немецкого языка.

Одной из интересных форм работы на уроке стало использование современных компьютерных технологий. Это уроки -  презентации, что существенно облегчает объяснение новой темы, обобщение изученного материала или раздела в форме защиты проекта, выполненного самими учащимися. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, а также собственную успешность. Кроме того, в старших классах возрастает мотивация учебной деятельности, учебные умения и навыки старшеклассников дают учителю возможность использовать в своей деятельности современные педагогические технологии.
           

Возможности использования ИКТ на уроках немецкого языка.

1.      Экономия времени и места. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго, редактировать, подстраивать под каждый класс, в зависимости от уровня обученности.

2.     Использование презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую увлечённость можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку, помочь в подборке материала и иллюстраций.

3.      При разработке уроков  аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.

4.      Урок в форме лекции имеет главной целью не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Школьники под руководством учителя отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для обучения в ВУЗе.

5.  Наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку. Используя Интернет - ресурсы, можно быстро найти нужный страноведческий материал, адаптировать его под уровень обученности  класса, и разговор о культуре и архитектуре страны или города уже не является абстрактным. Кроме того, учебники имеют невзрачные мелкие иллюстрации, в сравнении с ними презентации  выигрывают в яркости, выразительности, создают иллюзию пребывания в стране изучаемого языка. Кроме иллюстративности, презентации содержат более современный, чем в учебнике, информационный материал, так как включают в себя данные последних журналов, книг о стране изучаемого материала.

Не следует забывать, что учитель, учебник и ИКТ - это взаимодополняющие понятия урока. ИКТ вносит в урок оживление, активизирует деятельность детей. Однако, роль учителя и учебника при этом не уменьшается. Нельзя увлекаться компьютерными ресурсами, перенасыщение не принесет пользы. Дети от этого тоже устают и требуют живого человеческого общения.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point,  помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят обучающихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем.

Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet. С нашей точки зрения, потенциал всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом.

Я  считаю  своей  задачей увлечь  учеников  своими  уроками,  заинтересовать  их.  Как  показывает практика, интерес к иностранному языку у учащихся снижается  с годами изучения. На начальном этапе основой мотивации является новизна предмета. На средней и старшей ступени необходим поиск дополнительных форм мотивации. Это осуществляется за счет привлечения дополнительных материалов из журналов “Juma”, “Schrumdirum”, газеты “Deutsch”, использования аудиокассет, видеофильмов, материалов интернета, страноведческих материалов  из различных изданий, красочных и  интересных  презентаций. Проблему  поддержания  интереса  можно решить, применяя активные формы работы, нестандартные уроки.

К таким урокам относятся:  заочные путешествия по Москве, по родному селу  Хлевное, заочная экскурсия на  тему «Народное  творчество  в Липецкой области», викторины, ролевые игры и  многое  другое. Иностранный язык это благодатное поле  деятельности для  учителя. Здесь творческие  задания полезны  и актуальны. Творчество перестает быть  уделом единиц. Каждый  ребенок по  своему талантлив, но  ему  нужно помочь найти  себя, раскрыть  свои способности. Даже слабые  ученики, например 7в  класс, всегда  с  удовольствием выполняют  творческие  задания, т.к. есть  возможность  проявить  свои  индивидуальные  способности. За  такие  работы я  ставлю две оценки;  одну – за  оформление, вторую – за материал  на  немецком  языке. Исходя из  опыта, выделяю два  типа  творческих  работ:  обязательные  и  по  желанию. В 7 классе при  изучении  темы «Моя Родина»  я предлагаю ребятам нарисовать любимое  место в нашем селе и  рассказать  о нем  на  немецком языке. О  Москве  учащиеся  пишут  рефераты и защищают  их. При  изучении  тем в  старших  классах таких,  как «Литература», «Музыка»,  «Живопись», «Кино»  и  многое  другое,  ученики  делают  великолепные презентации  с  использованием  музыки. Например,  «Мой  любимый композитор Гайдн»,  «Моцарт», «Бетховен», очень богатый материал по теме «Музыка». Этот список можно  продолжать долго. Коллекция  быстро  пополняется. Учащиеся среднего этапа  обучения  тоже очень  любят  заниматься творчеством, используя ИКТ. Они составляют кроссворды  на  изученную  лексику,  это и одежда, и внешность  человека, виды спорта и  книги, домашние  животные, школьные предметы  и  многое  другое. Эти  кроссворды  помогают  мне  организовывать индивидуальные  задания,  соблюдать  дифференцированный  подход  в  обучении  немецкому  языку. Ученики  охотно делают  поделки  и  рисунки по  теме «Времена  года». Макеты  часов и  сувениры  к   пасхе.

Компьютер на уроке является средством, позволяющим учащимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Учащийся может наблюдать на экране, что получается после осуществления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.

                                                           Заключение

Сегодня  происходит активный поиск совершенно новых технологий, методик, позволяющих качественно управлять процессом образования, воспитывать всесторонне развитую личность ребёнка. Инновационные процессы в образовании стали сегодня неотъемлемой частью общественного развития как главного требования времени.

Держать руку на пульсе времени – позиция современного педагога. Нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.  Как не потеряться в потоке новых возможностей!?

Компьютер, электронные энциклопедии, видеотехника, интерактивная доска становятся сегодня не роскошью, а средством повышения эффективности урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта по теме "Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс "

Инновационные технологии и методики и их влияние на включённость учащихся в образовательный процесс ...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...

Инновационные технологии и методики и их влияние на включенность учащихся в образовательный процесс.

Формирование в стране рынка образовательных услуг требует подготовки со школьной скамьи конкурентоспособной личности. Новые исследования в педагогике и педагогической психологии направлены на личностн...

Педагогический опыт учителя русского языка и литературы по теме"Развитие творческих способностей учащихся через проектную технологию"

Педагогический опыт учителя русского языка и литературыцель проектного обучения состоит в том, что создать условия ,при которых обучающиеся: -самостоятельно и охотно приобретают недостающие знани...

Методическая разработка мастер -класса «Квест как педагогическая креативная технология для учащихся в образовательном процессе»

Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования учителя иностранного языка за счет применения квест-технологии с целью формирования универсальных учебных действи...

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...