Эссе
статья на тему

Урукова Раиса Валерьевна

Эссе

Формирование интонационной выразительности речи

у детей  со стертой формой дизартрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

Формирование интонационной выразительности речи

у детей  со стертой формой дизартрии

Введение

В результате многих лет работы в речевом детском саду с детьми с ОНР я сделала следующие вывод: сегодня отмечается тенденция роста числа детей с стёртой формой дизартрии. И у детей с такой речевой патологией наряду с дефектами  звукопроизношения и нарушениями лексики и грамматики страдает интонация, просодическая сторона речи.

Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации. Для его достижения понадобится творчество, формирование интонационной и звуковой культуры диалога, грамотного фонетического слуха, изучение детской литературы, умение ребенка различать разные жанры. Речевое развитие дошкольников по ФГОС (6-7 лет) формирует предпосылки для дальнейшего обучения чтению и письму.

Важно своевременно формировать речь дошкольников, заботиться о ее чистоте, предупреждать и исправлять проблемы, считающиеся отклонениями от общепринятых правил и норм русского языка.


Основная часть 

«Хотя письменное искусство очень разнообразно,  грамматически оно совершенно беспомощно,  когда речь идёт об интонации». Бернард Шоу

Работая в МБДОУ «Детский сад №2» города Чебоксары в подготовительной к школе группе с ОНР проведено логопедическое обследование детей. В результате обследования из 15 детей с ОНР, 3 уровня речевого развития 10 детей имеют стертую форму дизартрии. Это обследование позволило выявить следующие нарушения  интонационной выразительности речи:

  • недостаточная модуляция по силе и высоте (голос либо чрезмерно

громкий или чрезмерно тихий);

  • нарушение тембра голоса (глухой, хриплый или резкий);
  • нарушения мелодической организации высказываний (речь

невыразительная, наблюдается трудности оформления

повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний)

  • трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных

значений интонаций

  • трудности в изменении темпа речи, произнося слова сначала в

медленном, затем в среднем (нормальном) и в быстром темпе.

Выполняя коррекционно-логопедическую работу, решала следующие задачи:

1. Развитие интонационных средств выразительности речи: темпа, ритма, тембра, логического ударения, высоты, силы голоса и мимики у детей;

2. Формирование культуры собственной устной речи у детей.

Эти задачи помогают решить игровые упражнения. Игра способствует поддержанию интереса детей к занятиям, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию.

Были подобраны игровые упражнения с творческими заданиями для последовательного развития элементов интонации:

1. Произносить заданное стихотворение то удивленно, то насмешливо.

2. Предложить детям задавать вопросы, например, от лица 3 медведей, так чтобы слушатели могли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чем спрашивают.

3. Читать пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы (например: "Жизнь дана на добрые дела", "Старый друг лучше новых двух", "Не верь началу, верь концу").

4. Читать скороговорки, меняя темп речи при их произношении (например: "Новых друзей наживать, а старых не терять", "Счастье не в воздухе вьется, а руками достается").

5. При помощи мимики и пантомимики изобразить животное или персонаж сказки. Например, участники игры изображают храброго льва, грустного зайца, хитрую лису, злого голодного волка,. Параллельно с этим проводятся упражнения на выражение основных эмоции (радости, интереса, удивления, печали и гнева), направленные на развитие способностей понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё внутреннее состояние.

Развитию эмоционально-образного содержания высказываний способствует ознакомление детей со стёртой формой дизартрии с устным народным творчеством. К.И.Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы воспитать в ребёнке  человечность- эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою.

Поведённая работа позволяет сделать выводы о том, что игровые упражнения помогли детям усвоить разнообразие интонационных средств выразительности речи. Дети научились изменять высоту и силу голоса, выделять ударный слог в слове, главное слово во фразе, передавать эмоциональную окраску голоса, как в драматизациях сказок и стихов, так и в собственной речи. Они легче вступают в диалог, отвечают на вопросы и сами задают их, научились слушать собеседника, завершать разговор.

Игровые упражнения на развитие интонационной выразительности речи способствуют устранению недостатков темпо-ритмической и мелодико-интонационной организации речевого высказывания, и формируют навыки речевой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Заключение

Развитие интонационной выразительности речи помогает детям дошкольного возраста с общим недоразвитием речи не только правильно и красиво говорить, но и развивает интегративное качество «эмоционально-отзывчивый». Дошкольники учатся внимательно, доброжелательно относится друг к другу и взрослым; овладевать в речи словами, обозначающими моральные качества людей, оценивать их поступки; участвовать в подвижных играх с выраженным эмоциональным характером; использовать диалог как средство отражения выразительной интонационной окраски речи. Развитие всех этих качеств, способствует в дальнейшем формированию интереса к учебной деятельности. 

Можно сказать, что последовательная работа по формированию интонационной выразительности речи помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему дефекту, но и сделать его более уверенным, инициативным и эмоциональным. Речь детей становится более выразительной, развивается воображение, образное мышление, что, безусловно, помогает в школе.


Литература

1. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие DOC.

2. Голубева Г. Г. «Коррекция нарушения фонетической стороны речи у дошкольников», 2000. Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000.–64

3. Лазаренко О.И. Л17 Диагностика и коррекция выразительности речи де-тей. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед).

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников СПб.: СОЮЗ, 1999. — 160 с.

5. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи М.: АСТ - 2009. - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...