Методические рекомендации. Обслуживающий труд в коррекционной школе 8 вида
методическая разработка (6 класс) на тему

Галле Алла Геннадиевна

Методические рекомендации по организации трудового   обучения детей с ОВЗ в условиях коррекционной школы. 6 класс. Обслуживающий труд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_6kl._obsl_trud.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

учителю

обслуживающего труда

Методические рекомендации по формированию знаний и умений

по теме "Личная гигиена".

 

Обучение обслуживающему труду целесообразно начать с уроков о личной гигиене. Знания о необходимости ежедневного соблюдения правил личной гигиены в целях сохранения и укрепления своего здоровья закрепляются в процессе тематических занятий.  Знания и умения  будут использоваться в течении всего курса обучения..

Учащийся  четко должен знать, что руки надо мыть до и после еды, после посещения туалета и по мере загрязнения. О том, что надевать чужую обувь и одежду это опасно для кожи, можно заразиться различными болезнями. О гигиене ног и о школьной сменной обуви, которая должна быть по размеру, легкой и хорошо проветриваемой.

Немаловажный урок о предметах личной гигиены, т.к. в этом возрасте дети посещают санатории, лечебные оздоровительные учреждения и остаются без поддержки родителей на длительное время. Задача учителя объяснить ребятам о важности индивидуальных предметов для личной гигиены.  Для этого на уроке они работают с  натуральными предметами и с графическими изображениями этих предметов.  Можно попросить учащегося описать свой предмет, которым он пользуется дома.  Например: выбери из предложенных предметов расческу; покажи расческу на картинке; опиши свою расческу, которой ты причесываешь волосы дома.

В процессе обучения используются упражнения:

  • Показ туалетного и хозяйственного мыла, определение его по упаковке, по запаху, по внешнему виду;
  • Выбор туалетного мыла для мытья рук;
  • Мытье рук, вытирание полотенцем;
  • Выбор крема для рук по рисунку на упаковке;
  • Нанесение крема на руки;
  • Выбор сменной обуви для школы (графические изображения), обсуждение обуви, надетой на самих учащихся.
  • Выбор из предложенных предметов (мыло, крем для рук,  мочалка, расческа, зубная паста, зубная щетка, полотенце, носовой платок, туалетная бумага, чайная ложечка) индивидуальных предметов для личной гигиены.
  • Чистка расчески (старой зубной щеткой, или щеточкой для рук);
  • Промывание мочалки от пены;
  • Намыливание туалетным мылом зубной щетки.

Методические рекомендации по формированию знаний   и умений  

по теме: "Уборка школьного помещения (класс)".

Учащиеся должны иметь представление о чистоте и порядке в классной  комнате, о хорошо освещенном и проветриваемом  помещении, что  важно для здоровья человека.  Варианты проветривания помещения эффективны в сравнении:

  • Проветривание:

- открыть фрамугу и закрыть дверь (можно находиться в помещении – свежий воздух, полезно для здоровья);

- открыть фрамугу и открыть дверь (нельзя находиться в помещении – сквозняк, опасно для здоровья).

Учить детей видеть непорядок,  грязь, и  формировать желание к их устранению, одна из первых задач для учителя.  

Все практические работы организованы на подготовительных упражнениях учащимися. Например, прежде чем протереть пыль с полки, учащиеся заучивают движения, проводя рукой с салфеткой для пыли по столу.  Формирование умений проходит под девизом: "Делай как я".  Важно, чтобы работа выполнялась добросовестно и доводилась до конца. Для этого ребенок должен усвоить, что больше всего пыли собирается по углам. В дальнейшем об этом надо напомнить, формируя умения подметать пол. Последовательность удаления пыли можно изобразить на рисунках (фотографиях), в виде технологической карты.

На  уроке  "Мытье подоконника"  учащиеся  дополняют свои знания  тем, что пыль можно убирать влажным способом. И прежде, чем приступить к выполнению работы отрабатывают приемы полоскания и отжимания тряпочки.

Чтобы технологически  правильно научить подметать пол и собирать мусор в совок, целесообразно  провести лабораторную работу. Например: на столе рассыпать крупу, и кисточкой  (маленькой малярной или для окрашивания волос)  собрать предполагаемый мусор. Обратить внимание на видимый и не видимый мусор. На столе он будет в виде видимого мусора –  крупа и пыль от неё. Технология заключается в том, что движения рукой должны быть от себя: медленными, мягкими, не поднимая высоко над поверхностью. И самое главное – все  последующие движения кисточкой должны захватывать ранее подметенную полоску. Затем, учитель, обязательно  показывает подметание небольшого участка пола. Осанка во время этого вида работы имеет немаловажное значение. Но прежде чем показать, как подметать пол, учащиеся должны определить,  что начинать подметать пол надо от самого дальнего угла комнаты и заканчивать у двери. После показа учителем, пол делится на отдельные участки, где учащиеся овладевают необходимыми приемами подметания пола. По окончании тренировочных упражнений, учащиеся чистят инвентарь и убирают на место. Затем приводят себя в порядок (снимают фартуки, моют руки и наносят на них крем).

Методические рекомендации по формированию знаний   и умений  

по теме: "Сезонные работы на пришкольном участке".

Учащиеся должны иметь представление об особенностях уборки пришкольного участка в зависимости от времени года. Зимние виды работ не включены в учебный процесс, т.к. дети соматически ослаблены. И это может повредить их здоровью.

Хороший результат дают уроки, проведенные на пришкольном участке. Этот блок уроков начинается с экскурсии по школьной территории в осенний период.  Для   определения на местности деревьев, кустарников, газона и клумб.

В процессе обучения используются упражнения:

  • Сравнение дерева и кустарника (у дерева один ствол, а у куста много).
  • Показ газона (это трава, которую человек посадил и ухаживает за ней).
  • Определение клумб (цветы, посаженные человеком для декоративного оформления участка).

 В рабочей тетради для закрепления знаний после экскурсии по школьной территории, учащиеся раскрашивают план – схему участка, которую учитель заранее начертил. Далее на усмотрение учителя, в зависимости от контингента учащихся возможны варианты заданий: подписать, показать, назвать и т.д..

 Название  хозяйственного инвентаря, назначение и порядок хранения его, правила безопасной работы с ним желательно проводить в помещении, где хранится инвентарь.

Спецодежда не менее важная деталь урока. В зависимости от правильного его выбора зависит комфортное состояние человека во время работы.  

Практические работы проходят на участке школы. Главной целью учитель ставит  не научить учащихся мести дорожки, сгребать листву и т.д. а технологически правильно держать инструменты во время работы  и следить за осанкой.

В процессе обучения используются упражнения:

  • Выбор спецодежды.
  • Надевание спецодежды для работы (в зависимости от вида работ  и времени года).
  • Хранение спецодежды.
  • Приемы держания инструментов и приспособлений.
  • Приемы работы  метлой, простыми граблями.
  • Приемы сбора мусора в ведро и в мешки.
  • Очищение инвентаря от грязи.
  • Уборка инвентаря на место.
  • Мытье рук и нанесение на них крема.

Методические  рекомендации по формированию знаний   и умений  

по теме: "Уход за комнатными растениями".

Учащиеся должны иметь представление о комнатных растениях в интерьере и об общих правилах по уходу за ними.

Внимание учащихся обратить на подоконники в классе. Как правило, на них стоят комнатные растения.  Провести беседу, почему люди выращивают комнатные растения. В  чем растут растения. И об условиях, которые необходимы для жизни и роста растений (тепло, свет, вода). А без ухода, цветы погибнут.

На практические занятия учащиеся надевают рабочую одежду – фартуки.

В беседе учитель у учащихся выявляет знания о правилах по уходу за цветами, и приводит к выводу о том,  что растение необходимо поливать и опрыскивать листья. А для этого необходим инвентарь:   лейка, пульверизатор (опрыскиватель).

В процессе обучения используются упражнения:

  • Выбор спецодежды.
  • Надевание спецодежды для работы.
  • Снимание спецодежды для хранения.
  • Приемы держания инвентаря и приспособлений.
  • Приемы работы лейкой.
  • Полив в грунт и в поддон.
  • Подготовка воды для полива.
  • Уборка инвентаря на место.
  • Мытье рук и нанесение на них крема.

В рабочей тетради можно приклеить картинки из журнала с изображением комнатных растений и если возможно, картинки с изображением лейки, пульверизатора. На одной из картинок стрелочками указать и написать (списать с доски, написать по обводке), что изображено на картинке (растение, горшок и поддон).  

Методические рекомендации по формированию знаний   и умений  

по теме: "Уход за одеждой".

Чистка верхней одежды.  

Складывание и размещение одежды на стуле и в шкафу.

Важно у учащихся сформировать представление о значении чистой  и опрятной одежды для  здоровья и комфорта,  о необходимости менять свою одежду в зависимости от функционального назначения. С каждым уроком обслуживающего труда  эта тема расширяет знания и формирует умения о ежедневном уходе за своей одеждой.

В процессе обучения используются упражнения:

  • определение одежды: чистая и грязная    
  • выбор щетки для чистки одежды из предложенных: одежная, зубная, массажная
  • определение загрязнения на одежде (очищается или не очищается одежной щеткой)
  • чистка одежды одежной щеткой сухим способом
  • чистка одежды одежной щеткой влажным способом
  • складывание одежды в стопку (футболка, майка, трусы, носки)
  • размещение одежды на стуле
  • размещение одежды в шкафу:

- на вешалках;

- на полке в стопку.

Для расширения новых знаний и  умений о элементарных способах чистки одежды, целесообразно использовать имеющийся опыт учащихся и полученные знания на уроках Социально – бытовой ориентировки.  

Для формирования понимания необходимости регулярной чистки верхней одежды можно использовать прием сравнения. Предложить детям два предмета одежды, испачканной мелом. Один из них почистить одежной щеткой, и сравнить внешний вид этих двух предметов. Наглядно подвести учащихся к выводу о необходимости чистки одежды. Далее  использовать упражнение в нахождении предметов одежды нуждающейся в чистке. После чего, педагог, показывая процесс читки одежды, объясняет  каждое свое действие. Во время показа, следует обратить внимание детей и на возможность при необходимости смачивания щетки водой, что и демонстрирует.

После этого учащиеся, под контролем учителя, приступают к выполнению трудового процесса на ранее найденными ими предметах одежды, которые нуждаются в чистке.

Прежде чем формировать знания и умения складывать и размещать одежду на стуле и в шкафу, необходимо объяснить учащимся о важности этих работ. Эффективен прием сравнения сложенной одежды и скомканной.

В процессе обучения учитель сам демонстрирует приемы складывания или развешивания, сопровождая его объяснениями. Показ должен быть четким, доступным для понимания, объясняя значение каждого действия (почему так, а не иначе). Демонстрация повторяется несколько раз: первый раз в обычном темпе, второй раз в замедленном, затем вместе с учащимися.

В качестве помощи можно использовать графические изображения отражающие последовательность складывания какого-либо предмета одежды. Графические изображения первоначально могут быть предъявлены из натуральных объектов: например, несколько футболок, каждая из которых находится на определенном этапе складывания, наглядно представляют порядок складывания. Складывая одежду, желательно, чтобы учащийся озвучивал выполняемые им действия, что способствует осознанию и закреплению соответствующих знаний.

В рабочих тетрадях учащиеся могут приклеить картинку из журнала с изображением размещенной одежды в шкафу.    

Ручная стирка мелких вещей.

Ручная стирка мелких вещей (темные носки, носовые платки, фартуки, косынки, кухонные полотенца), учитывая контингент учащихся.

Сам процесс стирки можно разделить на три этапа:

  1. подготовительный: сортировка одежды по цвету; оборудование рабочего места: 2 таза – для грязной и постиранной одежды, мыльница с хозяйственным мылом;
  2. основной: наливается теплая вода, (половина таза); замачивается в воде одежда; намыливается одежда; отстирывается; выполаскивается одежда несколько раз в чистой воде; отжимается;
  3. заключительный: выстиранная одежда вывешивается для просушки.

На подготовительном этапе, педагог должен показать детям наглядно значение сортировки одежды. Например, он стирает в тазу темную вещь. Показывает учащимся воду, задавая вопрос: «Можем ли мы в такой грязной воде стирать светлую одежду?» и показывает носовые платки, кухонные полотенца фартуки, косынки. После показа и объяснения, учащиеся сортируют одежду, подготавливая ее к стирке.

На основном этапе, педагог показывает всю последовательность действий – от наливания теплой воды до отжимания одежды, объясняя значение каждого момента: температуры воды, количества воды в тазу, необходимости намыливания загрязненного места одежды, приложения усилий при отстирывании загрязнений, тщательности выполаскивания и отжимания одежды.  Порядок действий оговариваются и рассматриваются на картинках, фотографиях, изображающие основные этапы данного трудового процесса. Учащиеся должны поупражняться в расположении рисунков в нужной последовательности – в составлении технологического плана.

Затем педагог вновь показывает основной этап процесса стирки, но со слов учащихся, что и как надо делать. Потом учащиеся приступают к стирке отсортированной ими одежды.

Необходимо с самого начала внимательно следить за правильностью выполнения учащимися всех операций, действий, составляющих этот трудовой процесс. Что позволит своевременно оказать помощь, дополнительно показать выполнение определенной операции, а также подсказать или подбодрить учащегося, чтобы действовал увереннее. Не маловажно научить перед замачиванием одежды внимательно рассмотреть приготовленную одежду замечая на ней особо загрязненные места и на тщательное полоскание одежды, меняя при этом воду.

На заключительном этапе стирки показывается способ развешивания одежды: развернуть одежду, вывернуть на изнаночную сторону, встряхнуть, повесить и расправить на напольной сушке или на натянутой веревке. Опять же применяя дидактический прием сравнения уже высушенных двух вещей в расправленном и в жатом виде и вещь с выгоревшим на солнце пятном.

С целью закрепления представлений и знаний учащихся о выполнении процесса стирки, можно использовать:

  1. технологические и операционные карты:
  • рассказ по готовому плану
  • составление плана действий
  • исправление деформированного плана
  1. учебные ситуации с сознательно допущенными педагогом ошибками;
  2. имитирующие игры: «Что я показала?», «Покажи, как мы умеем стирать», «Что я забыла сделать?»;

Методические рекомендации по формированию знаний   и умений  

по теме: «Работа с тканью».

Работа с тканью, это подготовка учащихся к работе по ремонту одежды. Начинать обучать учащихся разным видам ремонта одежды нецелесообразно из-за нарушения восприятия, памяти, мышления, моторики и низкой мотивации.

Педагог заранее готовит декоративное изделие из картона и плотной ткани, которое в дальнейшем дети должны будут сделать. Это может быть приспособление для рукоделия, сувенир для подарка или украшение для интерьера. На этом изделии учащиеся смогут отработать прямой шов, втягивание декоративного шнура и пришивание большой пуговицы с двумя отверстиями.

Учащиеся уже имеют представление о ручной игле, ножницах и наперстке  из уроков в 5-ом классе  «Ручной труд».  Поэтому учитель выявляет знания и степень сформированности знаний и умений об оборудовании и приспособлениях для работы с тканью, предварительно подготовив все необходимые предметы: игольница, швейная игла с большим ушком, ножницы, наперсток, швейные нитки, мулине, пуговицы, английскую булавку. Каждый учащийся находит знакомый предмет, называет, и говорит о его назначении. По мере называния предметов, на доску прикрепляются карточки – слова и карточки с графическим изображением этих предметов. Карточки – слова обязательно прочитываются вместе хором и каждым учеником по отдельности.  Можно предложить дидактическую игру «Угадай слово». Графические изображения оставить на доске, а карточки – слова раздать учащимся, чтобы они прикрепили их под изображением.  

 Затем, каждый учащийся набирает весь набор инструментов и приспособлений себе в коробочку. Это будет постоянная коробочка, которой он будет пользоваться в течение всего обучения.

Важно сформировать у учащихся правила безопасной работы с иглой, ножницами, булавкой и нитками:

  • содержание рабочего места – каждый инструмент должен иметь свое  место;
  • не рабочая игла – в игольнице;
  • иглу, нитки, булавки не брать в рот – это опасно;
  • нитку отрезать ножницами;
  • ножницы передавать кольцами вперед;
  • иглу передавать – тупым концом.

   Все работы, выполняемые с помощью иголки с ниткой, предполагают три этапа:

  1. подготовительный этап: отмеривание нити, отделение нити от катушки ножницами, вдевание нити в иглу, завязывание узелка, закрепление нити на ткани;
  2. основной этап: работа иголки с ниткой на ткани;
  3. заключительный этап: закрепление нити на ткани в  конце работы.

Отмеривание нитки нужной длины имеет важное значение для работы: длинная нить путается, короткая – быстро заканчивается. Это возможно двумя способами: обведя нить через локоток или отмерять нить на длину вытянутой руки. Второй способ для данной категории учащихся, используется чаще. Нитку от катушки отрезают ножницами. Откусывать нитку не следует – это портит зубы. Вдеть нить в иглу поможет нитковдеватель. Чтобы закрепить нить на ткани, необходимо сделать узелок на конце нитки. Если учащийся пытается, но не может сделать узелок, можно сделать вместе с преподавателем.

Отработав подготовительный этап, можно переходить к основному этапу, но не на ткани. Упражнения выполняются на деревянном или картонном пособии. Пособия выполнены из тонкой фанеры или из плотного картона. Для отработки прямого шва и закрепления нити на ткани в конце работы, используются две планки по 20см, на которых просверлены отверстия на равном расстоянии друг от друга. При совмещении планок, отверстия должны совпадать. Для тренировочных упражнений по пришиванию пуговиц с двумя отверстиями деревянное или картонное пособие имитирует две детали: ткань – квадратик и пуговицу – круг с двумя отверстиями на каждой детали. Отверстия двух деталей квадратика и круга должны совпадать. Иголка в виде стержня – одна сторона, с отверстием для «нитки», а с другая сторона – заточенная на конус. «Игла» должна  проходить в отверстия пособий. Эти пособия можно изготовить в столярной или картонажной мастерской.

На спортивных брюках на талии в пояс вставляется декоративный шнур для «подгонки» их к талии. И этот шнур очень часто вытягивается из пояса или рвется. Это доставляет неудобство для хозяина, они не держатся на талии, сваливаются. Поэтому, попав в такую ситуацию, не стоит расстраиваться, это несложный трудовой процесс. После показа и объяснения педагогом как втягивать декоративный шнурок в изделие, учащиеся выполняют трудовой процесс под его контролем. Упражнения по вдеванию шнура они выполняют на прозрачной ткани, чтобы было видно, как продвигается булавка со шнуром.

Методические рекомендации по формированию знаний   и умений  

по теме: «Питание».

Кухонная мебель и оборудование.

Без ориентирования на кухне, ребенок сталкивается с трудностями в словесной инструкции учителя. Поэтому необходимо ознакомить и проинструктировать учащегося о кухонной мебели и оборудовании на ней.

Основные предметы мебели (стол, шкаф, стул, полка) он знает, но это не достаточно. Опираясь на знания учащихся, педагог пополняет словарный запас учащегося. Вводит новые понятия о названии и назначении кухонной мебели и оборудования. Называя предмет, вывешивается его графическое изображение и под ним карточка – слово.

Кухонная мебель:

  • кухонный стол (тумба) –  на нем готовят пищу, в нем хранят кухонную утварь и продукты питания;
  • шкаф – сушка  – в ней сушат посуду;
  • кухонный шкаф – в нем хранят посуду и специи;
  • обеденный стол – за ним едят;
  • табурет – на нем сидят.

Кухонное оборудование:

  • мойка – в ней моют посуду;
  • плита – на ней готовят пищу;
  • холодильник – в нем хранят готовые и замороженные продукты.

 

 Санитарно гигиенические требования при приготовлении пищи очень важный этап. Учащимся открывается целый мир пространства, в котором они теряются, становятся неуверенными. Задача преподавателя – для успешного усвоения учебного материала детьми и полноценного восприятия учеником информации, необходимо формировать положительное отношение к чистому и опрятному и негативное  - к грязному, неухоженному.

В процессе обучения используется следующие упражнения предварительно надев спецодежду:

  1. протирание поверхности фасадов мебели и рабочей поверхности оборудования.
  2. влажная уборка  поверхности кухонного и обеденного столов.
  3. влажная уборка рабочего стола электроплиты.

Формируя представления и знания о посуде и столовых приборах желательно использовать натуральные предметы. Для закрепления можно предложить задания:

  • показ детьми называемых педагогом предметов посуды, столовых приборов.
  • найти в группе одинаковых предметов посуды  или столовых приборов названный педагогом конкретный предмет.
  • расположи изображение возле соответствующих натуральных предметов.
  • положи карточку-слово возле соответствующих натуральных предметов.
  • выбери посуду или столовые приборы из группы разнородных предметов.
  • назови ряд предметов посуды и столовых приборов обобщающим словом (например: кастрюля, чашка, тарелка – посуда;  ложка, вилка, нож – столовые приборы).

Умения убирать стол после еды отрабатываются в процессе повседневных завтраков и обедов в столовой в присутствии преподавателя. Задачей учителя на уроках труда является разъяснение и технологический показ:

  1. крошки должны сметаться в пустую тарелку, а не на пол.  
  2. протирая стол, периодически споласкивать тряпочку.
  3. последнее протирание стола хорошо отжатой тряпочкой.

Важно формировать у учащихся знания о значении мытья посуды. Например посмотреть и обсудить диафильм "Федорино горе", сравнить чистую и грязную посуду, смоделировать реальную ситуацию "К Вам пришли друзья", а посуда плохо помыта.

Весь трудовой процесс по мытью посуды учитель показывает и объясняет значимость каждого момента:

  1. последовательность мытья разных предметов посуды (блюдце, чашка, тарелка), а затем столовые приборы.
  2. температура воды.
  3. применение моющего средства (выбор средства и экономное нанесение его на влажную губку).
  4. мытье посуды с обеих сторон.
  5. тщательное полоскание посуды чистой водой.
  6. размещение ее в настольной сушке.

После показа мытья посуды педагогом, учащиеся, по очереди, под контролем, приступают к выполнению задания. Целесообразно привлечь внимание детей к оценке выполняемых их товарищем действий, что также способствует закреплению.

Для закрепления трудового процесса можно использовать:

  • предметно-операционные карты (планы).
  • учебные ситуации с сознательно допущенными педагогом ошибками.

Научить детей простейшим способам приготовления различных блюд не сложно, если учесть большую заинтересованность учащихся. И начинаем с процесса заваривания чая в пакетиках. Но перед обучением педагог рассказывает о влиянии чая на организм человека, о значении правильного приготовлении его для сохранения свойств, о  видах заварки (рассыпная и в пакетиках).  Научить выбирать чай заданного вида по надписям и рисункам на упаковке. Затем выявляет знания у учащихся о чайной посуде.  

Показывая процесс заваривания чая в пакетиках, и объясняя каждый шаг, обращает внимание на соблюдение правил безопасности при обращении с кипятком (желательно использовать электрический чайник).

Перед приготовлением бутербродов, можно показать иллюстрации готовых бутербродов и попросить определить продукты, из которых они приготовлены. Первоначально учащиеся работают с готовыми компонентами, заранее нарезанными – учатся располагать их на кусочке хлеба, ориентируясь на готовый бутерброд-образец.  Затем, дать понятие о видах бутербродов, и чем они отличаются друг от друга:

  • простой бутерброд – с одним компонентом;
  • сложный бутерброд – с двумя и более компонентами;
  • закрытый  бутерброд – компонент между двумя кусочками хлеба;
  • канапе – маленький бутерброд, который сразу весь кладут в рот.
  • горячий бутерброд – готовится на сковороде.  

Все виды бутербродов, учащиеся, отрабатывают вместе с учителем: "делай как я" - намазывают масло, мягкий сыр, джем и т.д.

Технология обучения приготовлению салатов, для этой категории детей, упрощается до минимума. Продукты, которые используют учащиеся на уроке, уже готовы. Свежие овощи (морковь) почищена, картофель (отварен и почищен).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок сельскохозяйственного труда в коррекционной школе 8 вида

На данном уроке учащиеся знакомятся с видами кормов для животных, с их составом, учатся определять качество сена, соломы. Урок имеет практическую направленность. Полученные теоретические и практически...

Cценарий Праздника Труда в коррекционной школе VIII вида №834

Cценарий Праздника Труда в коррекционной школе VIII вида №834, СЗАО УО, подводящий итоги работы учителей технологии в мастерских: швейной, картонажно-переплетной, столярной, кабинета СБО и обслуживающ...

тестирование по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе 8 вида 6 кл.

тестовые задания по животноводству и растениеводству с ответами...

тестирование по сельскохозяйственному труду в коррекционной школе 8 вида 7 кл.

тестовые задания по животноводству и растениеводству с ответами...

Урок труда в коррекционной школе VIII вида: "Дворник - вечная профессия"

Урок проведён учителем труда в 10 классе коррекционной школы. К конспекту урока прилагаются презентация и иллюстрация поделки....

Календарно- тематическое планирование по сельскохозяйственному труду специальной (коррекционной ) школы - интернат 8 вида 9 класс

Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в домашних приусадебных хозяйствах. Ввиду отсутствия базы, для проведения практических работ по теме...