Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося.
учебно-методический материал на тему

Качанова Наталья Кузьминична

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося. Работа в группах. Выступление на педсовете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология самообразования учителя

  •                                              .
  • Самодиагностика учителя:                                                                                                        - когнитивный уровень ( «Я знаю, что я ничего не знаю»);

      - коммуникативный уровень (самооценка; стиль преподавания);

      - эмоциональный уровень (психоэмоциональное состояние).

  • Анализ состояния по проблеме:

      - результативность обучения;

      - результативность собственной деятельности;

      - затруднения педагога;

      - потребности педагога.

  •                                                             :

         а)определение цели и формулирование задач деятельности;

         б)определение форм и методов работы по самообразованию;

         в)выработка критериев для определения успешности самообразования;

         г)прогнозирование результатов.

  • Корректировка плана.
  • Итоговая диагностика.
  •                                                                     .
  • Определение более сложных задач на будущее.

Технология управления самообразованием ученика

  • Побуждение к самообразованию 
  • Диагностика (самодиагностика) актуального уровня развития учащихся с выходом на результат осознание собственных гностических способностей;  

анализ способностей и выявление имеющихся проблем;

диагностика ЗУН учащихся;

анализ учебных проблем, затруднений; определение зон ближайшего развития).

  • Движение к самообразованию через промежуточные и близкие конкретные цели:

          -                                                    :

            а) на ближайшую перспективу – на неделю, на несколько дней;

            б) на среднюю перспективу – на летние каникулы;

            в) на дальнюю перспективу – на год, на несколько лет;

          - обучение способам обучения;

          - создание условий для  проявления навыков самообразования;

          - оказание своевременной помощи;

          - оценка, похвала, поощрение.

  • Определение показателей, по которым необходимо определить успешность выполнения деятельности:

     -                                                                      ;

     - определение направлений самообразования на будущее;

     - составление плана самообразования на будущее ( цели, задачи и т.д.).

Технология самовоспитания учителя

  • Самодиагностика ( ревизия личностных качеств, профессиональных  затруднений );
  •                                                        :

    - учебной деятельности;

    - методической работы;

    - воспитательной деятельности.

  • Анализ состояния по проблеме: 

   - потребностей;

    - способностей;

    - ценностных ориентаций;

    - условий существования.

  • Осознание необходимости самовоспитания.
  •                                                  .
  • Определение основных направлений в самовоспитании:

     - этикет;

     - культура общения;

     - самореабилитация;

     - самопрезентация и т.д.

  •                                                                            (знакомство с программами самовоспитания великих, знаменитых личностей).
  • Создание программы по самовоспитанию.
  • Разработка критериев качественных изменений в процессе самовоспитания.
  • Выбор форм и методов самосовершенствования ( соревнование, самообязательство, самоприказ, самовнушение и др.).
  • Стимулирование ( опора на положительные эмоции; радость творчества; состояние вдохновения).
  • Деятельность учителя по выполнению программ:

      - проведение, взаимопосещение уроков;

      - проведение воспитательных мероприятий;

      - курсы повышения квалификации;

      - участие в школьных, городских мероприятиях.

  • Подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования  фиксировать свои результаты, так как потребность в самореализации – ведущая потребность человека.

Технология управления самовоспитанием ученика

  • Диагностика самовоспитания учащихся. Исследования личности (психологические; анализ социума; анализ условий семьи; анализ потребностей; анализ ценностей и ценностных ориентаций).
  • Анализ уровня воспитанности и выявление проблем.
  •                                                      (от исправления своих поступков и поведения в начальной школе, самовоспитания воли, характера в среднем звене к ответственности и принципиальности в старших классах).
  • Составление плана самовоспитания:

    - познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение);

     - эмоционально-волевые качества (аутотренинг, выработка полезных  

        привычек);

     - коммуникативные умения (общение «учитель-ученик», групповая работа,

       тренинги, упражнения, наблюдения).

  • Прогнозирование результатов самовоспитания учащихся.
  • Выбор форм и методов самосовершенствования (соревнование, самообязательство,самоприказ, самовнушение и др.).
  •                                                                   :

         - соответствие результата поставленной цели;

         - удовлетворение потребностей.

  • Стимулирование (опора на положительные эмоции, радость творчества, состояние вдохновения; стимулы, вызывающие успокоение, снятие напряжения, тревоги, страха).Создание условий, способствующих воспитанию тех или иных качеств ( в семье, в школе ).
  •                                                       :

        - найти наставника ( родители, сверстники, друзья, учителя, психолог );

        - моральная поддержка ( члены семьи и добрые знакомые, клубы по

          интересам и др.);

        - соревнование ( сравнение себя с самим собой );

        - самообязательства ( посильные и выполнимые на уровне оптимальной

          трудности);

        - самоприказ ( не должно быть насилия);

        - использование «стимулов-орудий» (записная книжка, записки самому

          себе, дневники и др.);

        - соблюдение принципов последовательности;

        - опора на положительные эмоции;

  • Промежуточная диагностика.
  • Корректировка изменений.
  • Анализ эффективности результатов работы и прогноз на будущее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося. Работа в группах

Слайд 2

Технология - субъективно освоенная и профес - сионально отрефлексированная воспроизводимая система последова - тельных действий педагога, направ - ленная на достижение общих педаго - гических целей и определяющая порядок и алгоритм применения конкретных методов воспитания.

Слайд 3

Группа №1. План самообразования учителя Группа №2. План самообразования ученика Группа №3. План самовоспитания учителя Группа №4. План самовоспитания ученика

Слайд 4

Технология управления самообразованием учителя Побуждение к самодиагностике. Самодиагностика учителя : - когнитивный уровень ( «Я знаю, что я ничего не знаю»); - коммуникативный уровень (самооценка; стиль преподавания); - эмоциональный уровень ( психоэмоциональное состояние). Анализ состояния по проблеме : - результативность обучения; - результативность собственной деятельности; - затруднения педагога; - потребности педагога. Разработка программы самообразования: а)определение цели и формулирование задач деятельности; б)определение форм и методов работы по самообразованию; в)выработка критериев для определения успешности самообразования; г)прогнозирование результатов. Корректировка плана. Итоговая диагностика. Закрепление достигнутых результатов. Определение более сложных задач на будущее.

Слайд 5

Технология управления самообразованием ученика Побуждение к самообразованию Диагностика (самодиагностика) актуального уровня развития учащихся с выходом на результат осознание собственных гностических способностей; анализ способностей и выявление имеющихся проблем; диагностика ЗУН учащихся; анализ учебных проблем, затруднений; определение зон ближайшего развития). Движение к самообразованию через промежуточные и близкие конкретные цели: - составление плана самообразования : а) на ближайшую перспективу – на неделю, на несколько дней; б) на среднюю перспективу – на летние каникулы; в) на дальнюю перспективу – на год, на несколько лет; - обучение способам обучения; - создание условий для проявления навыков самообразования; - оказание своевременной помощи; - оценка, похвала, поощрение.

Слайд 6

Определение показателей , по которым необходимо определить успешность выполнения деятельности: - анализ результатов самообразовательной деятельности; - определение направлений самообразования на будущее; - составление плана самообразования на будущее (цели , задачи и т.д.).

Слайд 7

Технология управления самовоспитанием учителя Самодиагностика ( ревизия личностных качеств, профессиональных затруднений ); Самоанализ деятельности учителя: - учебной деятельности; - методической работы; - воспитательной деятельности. Анализ состояния по проблеме: - потребностей; - способностей; - ценностных ориентаций; - условий существования. Осознание необходимости самовоспитания. Определение целей и задач. Определение основных направлений в самовоспитании: - этикет; - культура общения; - самореабилитация ; - самопрезентация и т.д.

Слайд 8

Изучение литературы по проблеме Создание программы по самовоспитанию. Разработка критериев качественных изменений в процессе самовоспитания. Выбор форм и методов самосовершенствования (соревнование , самообязательство, самоприказ , самовнушение и др.). Стимулирование ( опора на положительные эмоции; радость творчества; состояние вдохновения). Деятельность учителя по выполнению программ: - проведение, взаимопосещение уроков; - проведение воспитательных мероприятий; - курсы повышения квалификации; - участие в школьных, городских мероприятиях. Подведение итогов самовоспитания и самосовершенствования фиксировать свои результаты, так как потребность в самореализации – ведущая потребность человека.

Слайд 9

Технология управления самовоспитанием ученика Диагностика самовоспитания учащихся . Исследования личности (психологические; анализ социума; анализ условий семьи; анализ потребностей; анализ ценностей и ценностных ориентаций). Анализ уровня воспитанности и выявление проблем. Постановка целей самовоспитания (от исправления своих поступков и поведения в начальной школе, самовоспитания воли, характера в среднем звене к ответственности и принципиальности в старших классах). Составление плана самовоспитания: - познавательные процессы (внимание, мышление, память, воображение); - эмоционально-волевые качества (аутотренинг, выработка полезных привычек); - коммуникативные умения (общение «учитель-ученик», групповая работа, тренинги, упражнения, наблюдения). Прогнозирование результатов самовоспитания учащихся. Выбор форм и методов самосовершенствования (соревнование, самообязательство,самоприказ , самовнушение и др.).

Слайд 10

Выработка критериев успеха и неудачи: - соответствие результата поставленной цели; - удовлетворение потребностей. Стимулирование (опора на положительные эмоции, радость творчества, состояние вдохновения; стимулы, вызывающие успокоение, снятие напряжения, тревоги, страха).Создание условий, способствующих воспитанию тех или иных качеств ( в семье, в школе ). Реализация плана самовоспитания: - найти наставника ( родители, сверстники, друзья, учителя, психолог ); - моральная поддержка ( члены семьи и добрые знакомые, клубы по интересам и др.); - соревнование ( сравнение себя с самим собой ); - самообязательства ( посильные и выполнимые на уровне оптимальной трудности); - самоприказ ( не должно быть насилия); - использование «стимулов-орудий» (записная книжка, записки самому себе, дневники и др.); - соблюдение принципов последовательности; - опора на положительные эмоции; Промежуточная диагностика. Корректировка изменений. Анализ эффективности результатов работы и прогноз на будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога

Статья дает пояснение, зачем учителю заниматься самообразованием и самовоспитанием....

Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...

"Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"

Доклад по теме "Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"...

Технология управления самовоспитанием ученика.

Технология управления самовоспитанием ученика. Тезисы....

Самообразование и профессиональное самовоспитание педагога

Самообразование и профессиональное самовоспитание педагогаПедагогическое самообразование и профессиональное самовоспитаниезанимает важное место в системе непрерывного образования педагогов....

Технологии управления образовательным процессом. Классификация технологий.

Статья представляет собой краткий обзор технологий управления и их классификацию. Была представлена к августовской педагогической конференции, которая была посвящена управлению образовательным процесс...

Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.

Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога....