Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.
статья

Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самообразование и самовоспитание как основа деятельности педагога.

Коняхин Петр Иванович

Целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
       Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо,  что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
       Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.  Издавна ученых и педагогов-практиков волновала проблема: какой фактор прежде всего и больше всего влияет на успешность профессиональной подготовки специалиста, а также на успешность его будущей самостоятельной деятельности?  Авторы научных трудов приходили к единому выводу: таким фактором является профессионально-педагогическая направленность личности учителя- воспитателя.

Педагогическую деятельность можно определить как особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в общества.

Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Вот некоторые мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Творческая индивидуальность педагога.
 Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. Уровень  творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.  

• Стремительный рост современной науки,  развитие информационных технологий, огромное разнообразие учебных пособий, методической литературы.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
•  Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим».  Ответственность за свою работу, понятие «профессиональной чести».

• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?  В праве ли он тогда преподавать?
 

Формы самообразования учителя.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

   Виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

  • Чтение  педагогических периодических изданий;
  • Знакомство с новинками методической, педагогической и предметной литературы;
  •    Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
  •   Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
  •   Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
  •  Дискуссии, обмен опытом с коллегами;
  •  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
  •  Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
  •  Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету
  •  Изучение информационно-компьютерных технологий
  •  Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
  •  Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете
  •  Ведение здорового образа жизни, занятия спортом. Хорошее самочувствие – залог успешной работы и хорошего настроения.

Приятно отметить, что в  нашей школе большое внимание уделяется повышению квалификации учителей:  

  • Все учителя  проходят курсы повышения квалификации;
  • Регулярно проходят педсоветы, организована работа М/О;
  • Организовано взаимопосещение уроков;
  • Уделяется внимание повышению компьютерной  грамотности.

Результаты самообразования:

• повышение качества преподавания предмета (учитель чувствует себя увереннее, хорошо ориентируется в море современных учебных пособий, владеет современной методикой, может решать возникающие задачи разными способами);

• разработка  или публикация  методических пособий, статей,  программ, сценариев
• разработка новых форм, методов и приемов обучения
• доклады, выступления на совещаниях, конференциях
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии
• разработка и проведение открытых уроков

• создание комплектов педагогических разработок
• проведение   мастер-классов, обобщение опыта.

Воспитание и самовоспитание

Воспитание неотрывно связано с образованием, поскольку оно создаёт основу для проявления и развития природных задатков и способностей.

 Подводя к пониманию роли воспитания в развитии способностей, отметим необходимость формирования таких способностей как трудолюбие и высокая работоспособность. Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности. 

 Отсюда ясно, что необходимо развитие самого педагога, eго интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершенствованию.  

Учитель, который стремиться к познанию, реализации и преумножению своего профессионального потенциала, уже не сможет «отбывать» урок или функционировать на уроке. Он будет «проживать» каждый урок, создавая необходимый психологический комфорт и ситуацию успеха для учеников и для самого себя, получая при этом колоссальную удовлетворенность.

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Однако, мы не можем переложить свои знания, идеи и чувства из своей головы в чью бы то ни было чужую голову и сердце. Мы можем только пытаться возбуждать их в другом уме соответствующими впечатлениями, вызывать другого на такую собственную деятельность, в результате которой родились бы известные мысли и чувства.   Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога

Статья дает пояснение, зачем учителю заниматься самообразованием и самовоспитанием....

Статья «Повышение мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию учащегося гимназии»

Выступление на педагогическом совете о способах повышения мотивации учащихся к самообразованию и самовоспитанию...

Самообразование как основа успешности педагога

Презентация доклада на педсовет...

ФОРМИРОВАНИЕ ДХОВНО-НРАВСТЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ИХ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ»

Актуальность проблемы в том, что все труднее становиться направить мысли и стремления  детей на путь познания и добра. Поэтому возникает острая необходимость просвещения учащихся с целью выработк...

"Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"

Доклад по теме "Самовоспитание и самообразование как основа успешности педагога и учащегося"...

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося.

Технологии управления и стимулирования процессов самообразования и самовоспитания педагога и учащегося. Работа в группах. Выступление на педсовете....