Игровые технологии на уроках
статья на тему

О игровых технологиях на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_na_urokah_matematiki.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроках математики

   Модернизация образования, национальный проект «Развитие образования» положили начало важным переменам в области образования и воспитания, в сфере формирования личности.

   В исследованиях последних лет учёными и практиками отмечается тревожная тенденция роста детей, имеющих отклонения в своём развитии, а среди них увеличение числа детей со сложной структурой дефекта. Нарушение речевого, психического, интеллектуального развития сопровождаются отклонениями в развитии зрительного, слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата, эмоционально - волевой сферы, что очень затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности.

   В настоящее время в стране существует дифференцированная сеть специальных школ для детей с ограниченными возможностями. В школах каждого типа обучение ведётся по специальным программам и методикам.

   Небольшая наполняемость учащихся в классах позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход, повышать качество знаний учащихся, раскрывать внутренний мир ребёнка. Дети, ощущая поддержку и помощь, чувствуют себя более уверенно, ярче раскрывают свои творческие возможности.

      Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой  проблемы воспитания  всесторонне  развитой  личности. Поэтому эта  проблема  в  школе  имеет  социальное,  педагогическое  и  психологическое  значение  и  обусловлена  задачами  современного  общества,  озабоченного  подготовкой  молодых  поколений  не  только  для  настоящего,  но  и  для  будущего.

   Что хотим?

   Хотим дать каждому ребёнку, с учётом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

   Наша задача научить учащихся учиться. Для этого необходимо  организовать  процесс  обучения  таким  образом,  чтобы  каждое  усилие  по  овладению  знаниями  протекало  в  условиях  развития  познавательных  способностей  учащихся,  формирования  у  них  таких  основных  приёмов  умственной  деятельности,  как  анализ, синтез,  абстрагирование, обобщение,  сравнение.  Школьников необходимо учить высказывать и  проверять  предположения,  догадки,  уметь  делать  обобщение  изученных  фактов,  творчески  применять  знания.

   Каковы же формы и виды значимой деятельности?

   Да любые!  Лишь бы каждый из подростков чувствовал, что в ней он нужен и конкретным людям и обществу. Именно как неповторимая индивидуальность.

  Многим детям особенно трудно  даётся  усвоение  программного материала  по  математике. Практика показывает, что если  у  детей  появляется  интерес  к  предмету,  то  и  значительно  повышается  их  познавательные  способности.

   Математика всегда была неотъемлемой  и существенной  составной  частью  человеческой  культуры,  она  является  ключом  к  познанию  окружающего  мира,  базой  научно – технического  прогресса  и  важным  компонентом  развития  личности.  Очень важно развивать в человеке способность  понимать  смысл  поставленной  перед  ним  задачи,  умение  правильно,  логично  рассуждать,  навыки  алгоритмического  мышления.  Каждому, с одной  стороны,  необходимо  умение  анализировать,  отличать  гипотезу  от  фактов,  критиковать,  схематизировать,  отчётливо  выражать  свои  мысли,  с  другой  стороны,  -  развить  своё  воображение  и  интуицию  ( пространственное  представление,  способность  предвидеть  результат  и  предугадать  путь  решения).  Иначе говоря, математика нужна для  интеллектуального  развития  личности

   Математика - наука « замечательная».  В ней нужно замечать, а для этого  следует  побуждать  учеников  к  поиску  истины.  Это значит, то  на каждом  этапе  школьного  математического  образования  нужно  учить  детей  наблюдать,  сравнивать,  замечать  закономерность,  формулировать  

гипотезу, учить  доказывать  или  отказываться  от  гипотезы.  Важно учить  школьников  самостоятельно  строить  определения  и  их  отрицания,  показывать,  что  в  математике  почти  ничего  не  нужно  зазубривать  -  следует  понять  и  научиться  применять,  и  тогда  всё  запомнится  само  собой.

   С целью развития  интереса  к  предмету  полезно  использовать  различные  формы  работы,  в  том  числе  и  игровую  форму.  В итоге повышается  интерес  к  урокам. Удивление и интерес вызывают у детей занимательные вопросы, задачи-шутки, ребусы, интересные задания.

   Из всего существующего многообразия различных видов игр  дидактические  игры  используются  в  качестве  одного  из  способов  обучения.  Дидактическая игра - это  вид  деятельности,  занимаясь  которой,  дети  учатся.  «Двойственная» природа игры -  учебная  направленность  и  игровая  форма -  позволяет  стимулировать  овладение  в  непринуждённой  форме  конкретным  учебным  материалом.

   Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая  отличается  от  другой  деятельности. Основными структурными  компонентами  дидактической  игры  являются:  игровой  замысел,  правила,  игровые  действия,  познавательное  содержание  или  дидактические  задачи,  оборудование,  результат  игры.

   В отличие от игр вообще дидактическая  игра  обладает  существенным  признаком  -  наличием  чётко  поставленной  цели  обучения  и  соответствующего  ей  педагогического  результата,  которые  могут  быть  обоснованы,  выделены  в  явном  виде  и  характеризуются  учебно-познавательной  направленностью.

   Игровой замысел - первый  структурный  компонент  игры  - выражен,  как  правило,  в  названии  игры.  Он  заложен  в  той  дидактической  задаче,  которую  надо  решить  в  учебном  процессе.  Игровой замысел часто  выступает  в  виде  вопроса,  как  бы  проектирующего  ход  игры,  или  в  виде  загадки.  В любом  случае  он  придаёт  игре  познавательный  характер,  предъявляет  к  участникам  игры  определённые  требования  в  отношении  знаний.

   Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют  порядок  действий  и  поведение  учащихся  в  процессе  игры,  способствуют  созданию  на  уроке  рабочей  обстановки.  Поэтому  правила  дидактических  игр  должны  разрабатываться  с  учётом  цели  урока  и  индивидуальных  возможностей  учащихся. Этим создаются условия для проявления  самостоятельности,  настойчивости,  мыслительной  активности,  для  возможности  появления  у  каждого  ученика  чувства  удовлетворённости,  успеха.

   Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим  поведением,  подчиняться  требованиям  коллектива.

   Существенной стороной дидактической игры являются игровые  действия,  которые регламентируются  правилами  игры, способствуют  познавательной  активности  учащихся,  дают  им  возможность  проявить  свои  способности,  применить  имеющиеся  знания,  умения  и  навыки  для  достижения  целей  игры.  Очень часто игровые действия предваряются  устным  решением  задачи.

   Учитель, как руководитель игры,  направляет  её  в  нужное  русло,  при  необходимости  активизирует  её  ход  разнообразными  приёмами,  поддерживает  интерес  к  игре,  подбадривает учащихся.

   Основой дидактической игры, которая пронизывает  собой  её  структурные  элементы,  является  познавательное  содержание.

   Познавательное содержание заключается в усвоении  тех  знаний  и  умений,  которые  применяются  при  решении  учебной  проблемы,  поставленной  игрой.

   Оборудование дидактической игры в значительной  мере  включает  в  себя  оборудование урока. Это наличие технических средств обучения,  наглядности:  таблицы,  модели,  а  также  дидактические  раздаточные  материалы,  флажки,  которыми  награждаются  команды  -  победители.

Для того, чтобы, учащимся было легче понять и запомнить материал, необходимо использовать различные формы выделения наиболее важного материала: подчеркнуть, обвести, записать крупно, другим цветом.

Формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы, модели геометрических фигур – несут в себе широкие возможности для проведения коррекционной работы в специальных школах. Использование занимательного материала с помощью компьютера служат формированию и коррекции как отдельных сторон познавательной деятельности, так и целостных процессов. С помощью компьютера можно максимально индивидуализировать объём, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость, занимательность.

   Дидактическая  игра  имеет  определённый  результат,  который  является  финалом  игры,  придаёт  игре  законченность.  Он  выступает  прежде  всего  в  форме  решения  поставленной  учебной  задачи  и даёт  школьникам  моральное  и  умственное  удовлетворение.

   Сочетание  всех  этих  элементов  игры  и  их  взаимодействие  повышают  организованность  игры,  её  эффективность,  приводя  к  желаемому  результату.

   Ценность  дидактических  игр заключается  в  том,  что  в  процессе  игры  дети  в  значительной  мере  самостоятельно  приобретают  новые  знания,  активно  помогают  друг  другу  в  этом.

   При использовании дидактических игр очень важно следить за  сохранением  интереса  школьников  к  игре.  При  отсутствии  интереса  или  угасании  его  ни  в  коем  случае  не  следует  принудительно  навязывать  игру  детям,  так  как  игра  «по  обязанности»  теряет  своё  дидактическое,  развивающее  значение.  При  потере  интереса  к  игре  учителю  следует  своевременно  принять  действия, ведущие  к  изменению  обстановки;   этому  могут  служить  эмоциональная  речь,  приветливое  отношение,  поддержка  учащихся.

   При  наличии  интереса  дети  занимаются  с  большой  охотой,  что  благотворно  влияет  и  на  усвоение  ими  знаний. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод, игровые моменты способствуют тому, что ученики проявляют интерес к изучаемому материалу, стремятся больше узнать. Интересная игра, доставившая  детям  удовлетворение,  оказывает  положительное  влияние  и  на  проведение  последующих  игр.  Средства и способы, повышающие эмоциональное  отношение  детей  к  игре,  следует  рассматривать  не  как  самоцель,  а  как  путь,  ведущий  к  выполнению  дидактических  задач. Математическая  сторона  содержания  игры  всегда  должна  отчётливо  выдвигаться  на  первый  план.  Только тогда игра будет выполнять свою роль в  математическом  развитии  детей  и  воспитании  интереса  их  к  математике.

   При организации дидактических игр с математическим содержанием  необходимо  продумывать  такие  вопросы:

1.  Цель игры.  Какие умения и навыки в области математики  школьники  освоят  в  процессе  игры?  Какому моменту игры надо уделить особое  внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при  проведении  игры?

2.        Какие  дидактические  материалы  и  пособия  понадобятся  для  игры?

3.        Как с наименьшей  затратой  времени  познакомить  ребят с  правилами    игры?

  1. На  какое  время  должна  быть  рассчитана  игра?
  2. Как  обеспечить  участие  всех  школьников  в  игре?

6.        Какие  изменения  можно  внести  в  игру,  чтобы  повысить  интерес и         активность  детей?

7.        Какие выводы  следует  сообщать  учащимся в  заключение  после  игры   (лучшие  моменты  игры,  недочёты  в  игре,  результат  усвоения  математических  знаний,  оценки  отдельным  участникам  игры)?

   В процессе  игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться,  мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.  Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

   Включение в урок дидактических игр и игровых моментов  делает  процесс  обучения  интересным  и  занимательным,  создаёт  у  учащихся  бодрое  рабочее  настроение,  превращает  преодоление  трудностей  в  успешное  усвоение  материала.

   Целесообразность использования дидактических игр  на  различных  этапах  урока  различна.  Игровые формы  занятий  чаще  применяют  при  проверке  результатов  обучения,  выработке  навыков,  формировании  умений.  В  ходе игры у учащихся вырабатывается целеустремлённость,  организованность,  положительное  отношение  к  учёбе.

   Коллективные игры в классе следует  разделять  по дидактическим  задачам  урока: игры  обучающие,  контролирующие,  обобщающие.

   Характерной особенностью урока с дидактической игрой является  включение  игры  в  его  конструкцию  в  качестве  одного  из  структурных  элементов  урока.

  Именно в игре дети учатся контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и (наверное, это главное) хотеть действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование своих действий превращает ребёнка в  сознательного субъекта своей жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

   Развивающиеся занятия, проводимые в игровой форме, направлены на развитие моторики, внимания, памяти, мышления, речи, творческих способностей. Игры и материалы подбираются с учётом возраста, потребностей, умениями, интересами ребёнка.

   Игра учит правильному отношению и к победе, и к поражению. Позволяет соединить обучение с развлечением. Позволяет «оживить» предмет.

   Наглядность, создаваемая компьютером, рисунок, схема, чертёж стимулируют воображение, интуицию ученика и являются прекрасным пособием в процессе обучения.

   Хорошим подспорьем в работе учителя может стать копилка дидактических игр по математике.

   Задания должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Смысл заданий должен быть понятен учащимся.
  2. Задания должны предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.
  3. Быть похожими на обычные математические задания.
  4. Ответы должны получаться быстро, вычисления должны выполняться устно.

Занимательные задания помогают усилить интерес учащихся к предмету, глубже понять роль математики в жизни, содействуют воспитанию коллективизма и товарищества.

 

Литература

1.   Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики. Учебное пособие. – Минск «Асар», 2003

2.   Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2007

3.   Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. Математика. – Волгоград «Учитель», 2007

4.   Сафонова В.Ю. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах. – Москва «МИРОС», 2003

5.   Шварцбурд С.И. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. – Москва «Просвещение», 1994

 6.   Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. –

       Москва «Просвещение», 1975.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

«Использование игровых технологий на уроках (на уроках английского языка)».

«В игре человек испытывает такое наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества»Ф. Шиллер...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

использование игровых технологий на уроках технологии

использование на уроках технологии...

Теоретические основы игровых технологий на уроках технологии.

Игровые технологии на уроках, как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Финальным структурным компонентом игры становится результат....