Развитие проактивной личности средствами физической культуры
проект на тему

Токанина Ольга Николаевна

Разработка проекта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие проактивной личности средствами физической культуры.

Цель: формирование проактивной жизненной позиции как качество личности, как стиль поведения, которая играет немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья, а так же в создании потенциала для успешной самореализации школьников.

Задачи:

  1. Формирование зрелой личности, умеющей брать ответственность за свою жизнь;
  2. Создание потенциала для полноценного развития личности ребенка;
  3. Повышение функциональных возможностей организма;
  4. Снижение психического напряжения и повышение психо – эмоциональной устойчивости;
  5. Воспитание культуры движения, развитие творческих возможностей и эстетического восприятия.

Описание проекта.

Проблема укрепления здоровья населения в условиях современного общества с присущими ему особенностями социально-экономического, научно-технического развития имеет первостепенное значение для воспитания подрастающего поколения.

Сегодня уже бесспорен тот факт, что здоровье человека зависит, прежде всего, от меры его собственных усилий в направлении сохранения и укрепления здоровья. При этом чем раньше человек начинает проявлять заботу о своем здоровье, тем лучших результатов он достигает. Отсюда следует, что каждый, кто имеет отношение к воспитанию детей, должен иметь соответствующую подготовку в области формирования здоровья своих воспитанников.

Для успешной реализации основной образовательной программы ФГОС учащиеся должны уметь  принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств её осуществления, уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. Иначе говоря, у младших школьников в семье и в школе необходимо развивать проактивность. 

Обычно термин «проактивность» встречается в управлении и менеджменте, но согласитесь, вместо того, чтобы переучивать, перенастраивать уже взрослых и состоявшихся людей лучше активно формировать проактивное мышление с самого раннего детства.

Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность. Проактивный человек стремится стать субъектом, а не объектом действия. Его поведение обусловлено его же решениями, а не обстоятельствами. Он способен подчинять эмоции цели, проявлять инициативу и отвечать за себя.

Проактивность подразумевает, что человеческая жизнь зависит не от окружающей обстановки, государства, близких людей, а напрямую является следствием наших решений и выборов.

Проактивную жизненную позицию еще называют – взрослой, но воспитание такой позиции надо начинать с самого детства.

Первое условие развития проактивности - самоуважение... Оно во многом определяется воспитанием...

Представьте, как будут отличаться жизненные сценарии ребенка, которого с детства учили проактивности и того, кто во всех своих бедах винит других? В первом случае ребенок верит в то, что все вокруг – результат его действия (или бездействия). Каждый день он учится быть инициативным, использовать обстоятельства в своих интересах. Во втором случае ребенок на многое смотрит с позиции жертвы – «от меня ничего не зависит». Существует так называемая теория самореализующихся предсказаний. Психологический феномен, суть которого в том, что человек, убежденный в какой-либо информации, начинает непроизвольно вести себя так, что результаты его действий только способствуют подтверждению его убеждений. Другими словами – во что верим, то и получаем.

Мы не можем изменить других людей. Мы не всегда можем управлять обстоятельствами и событиями. Единственное, что нам действительно подвластно, - так это наши мысли и поступки. Вопросы, которые направляют наши усилия на то, что мы сами можем сделать, делают нас гораздо более эффективными, не говоря уже о том, что при этом мы становимся менее раздражительными и более счастливыми.

Решение этой проблемы требует нового подхода. Мы больше не можем спрашивать "Кто виноват?", "Почему они не могут нормально сделать свою работу?". Это некорректные вопросы. Они не только не решают проблему, но и вдобавок стимулируют негативное мышление и угнетают командный дух. 
Вместо этого стоит задавать себе правильные вопросы: "Как я могу улучшить ситуацию?", "Чем я могу помочь?", "Какой вклад я могу сделать?" И действовать соответственно. В результате проблемы начинают решаться, препятствия устраняются, улучшается качество обучения, усиливается командный дух и восприимчивость к переменам. 

Для развития проактивности учащимся необходимо научиться осознавать свои достижения, присваивать себе свои успехи.

Таким образом мы видим, что необходимо сформировать у учащихся привычку мыслить и действовать проактивно. Ведь многие из ошибок, ставших привычными с детства, сохраняются у человека на всю дальнейшую жизнь, создавая препятствия к успешной самореализации.

Мероприятия в рамках проекта.

 

Данный проект является долгосрочным и затрагивает очень многие сферы работы в школе с детьми и их родителями.  Я, как учитель физкультуры работаю в данном направлении:

- на уроках физической культуры;

- в системе дополнительного образования (секция «Фитнес»);

- организую соревнования и мероприятия спортивной направленности для учащихся начальной школы (веселые старты; скакалочные состязания; танцуй, пока молодой; последний герой, малые Олимпийские игры; дни здоровья);

- работаю с родителями в рамках занятий фитнес – аэробикой.

В рамках данного проекта на уроках физической культуры и во внеурочное время я, как учитель, стараюсь создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Первостепенной задачей учителя физической культуры должно быть  развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм а также  формам активного отдыха и досуга.

Физически активные дети незамедлительно откликаются и принимают участие во всех предложенных мероприятиях. Для детей, которые по различным причинам менее активные я подбираю задания средней активности, комбинированные с умственной нагрузкой (например: добежав до ориентира необходимо собрать пазл или слово из предложенных букв). Дети, которые по медицинским показаниям освобождены от физических нагрузок, они также принимают непосредственное участие и на уроках физической культуры и во внеурочных мероприятиях. Они являются судьями, помощниками, а также выполняют идеомоторные упражнения, то есть мысленно выполняемые упражнения. Идеомоторное выполнение упражнений приводит к менее выраженным, физиологическим изменениям в организме, чем при фактическом выполнении движения: к появлению токов действия в мышцах, к активизации дыхательной деятельности, кровообращения, обмена веществ и т. д.

Ну и конечно же абсолютно все дети с удовольствием выполняют активные или пассивные минутки релаксации, которые проходят под спокойную музыку  в середине или конце урока.

Важно научить школьников искать в различных ситуациях те аспекты, на которые можно повлиять.

На уроках   необходимо устанавливать связи изучаемых предметов с индивидуальным опытом учащихся, с жизненным контекстом, в целом, с жизнью. Основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека, в том числе его проактивности.

На уроках я использую задания, способствующие развитию проактивности:

  • предположительно описать будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных (индивидуальные беседы с детьми имеющими сложности при занятиях физкультурой);
  • составить план решения той или иной проблемы (обсуждение с детьми причин поражения в соревнованиях);
  • посмотреть на проблему глазами какого-либо человека, народа, подумать как кто-либо (использую при решении конфликтных ситуаций на уроке);
  • творчески преобразовать какие-либо явления; сконструировать новые идеальные объекты; применить новую структуру, новую функцию известного объекта в изменившихся условиях (задания творческого характера, например: придумать комбинацию упражнений с предметом, или скорректировать правила подвижной игры);
  • разработать и обосновать способ решения проблемного задания (капитаны команд должны продумать расстановку сил в соревнованиях);

При формировании проактивной позиции очень важно дать ребенку конструктивную обратную связь с помощью открытых вопросов.

Ключевые вопросы при анализе ситуации: «В чем состоит проблема?», «Какие аспекты действий участников вы считаете правильными?», «Что можно было сделать лучше?», «Как можно решить эту проблему?»

Учащимся нужно проанализировать обстоятельства, сформулировать собственное понимание ситуации, возможных причин возникновения ситуации, оценить действия участников, подготовить предсказания относительно вероятного, потенциального и желательного будущего ситуации, выработать рекомендации относительно поведения действующих лиц в ситуации.

Только после этого, можно поделиться своим мнением по той же схеме:

  • Описание ситуации (факт)
  • «Мне кажется, что у тебя здорово получилось…»
  • «Жаль, что не хватило времени на …»
  • «Наверняка в следующий раз ты….»    

Формирование проактивной жизненной позиции я продолжаю и в системе дополнительного образования с помощью занятий фитнесом.

Фитнес способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия фитнесом направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

 Все занятия проходят под музыкальное сопровождение, что является отличным способом творческого самовыражения и эмоциональной разгрузкой учащихся.

В рамках данного курса я использую такие средства как танец,  подвижные музыкальные игры, упражнения по системе Йозефа Пилатеса, стретчинг, дыхательная гимнастика, релаксация, упражнения с фитболами и степ-платформами.

Результатом данного курса являются показательные выступления на школьных мероприятиях и танцевальные флешмобы в рамках школы.

В заключении важно отметить следующее. Во-первых, развитию проактивности необходимо уделять внимание как в школе, так и дома. Во-вторых, способствовать формированию этого качества у детей может проактивный человек. Поэтому родителям и учителям самим важно мыслить и действовать проактивно.

Поэтому развитие проактивного мышления в рамках работы с детьми не заканчивается, свою работу я продолжаю и с родителями  воспитанников. По средствам занятий фитнесом и личных бесед и обсуждений в перерывах между тренировками, мы стараемся стать для наших детей личным примером проактивного мышления.

В рамках данного проекта, с родителями наших учащихся, мы встречаемся 3 раза в неделю. Мы обсуждаем волнующие вопросы и пути выхода из каких – либо сложных ситуаций, ну и конечно же занимаемся фитнес-аэробикой.

Среди многообразия видов физкультурной и спортивной деятельности «Фитнес-аэробика» объединяет возможность эффективного воздействия на физическое и психичекое состояние занимающихся.  По сути фитнес-аэробика — это вид спорта, зародившийся в фитнесе и впитавший в себя самые популярные и современные направления: классическая аэробика, степ, хип-хоп, фитбол – аэробика, зумба и т.д.

Занятия в этом направлении помогаю снять эмоциональное напряжение, накопившееся в течении трудового дня, и придя домой найти силы заняться продуктивной совместной деятельностью со своим ребенком.

Охват проекта: В реализации проекта задействовано 290 учащихся и 60 активных родителей.

Затраченные ресурсы: учебный год с сентября 2015 г. по июнь 2016 г.

Достигнутые результаты: - комплектование спортивного зала необходимым инвентарем (степ-платфомы, фитболы, гимнастические коврики);

- разработка нетрадиционных уроков физической культуры с использованием здоровьесберегающих технологий;

- показательные выступления на школьных мероприятиях;

- с каждым месяцем увеличивалось количество занимающихся в системе дополнительного образования;

- возросла активность родителей.

Хотите развивать в ребенке проактивность? Начинайте с себя.

Коротко о себе: Родилась и выросла в  городе Златоусте Челябинской области. С 9 лет занималась спортивной аэробикой. Закончила Златоустовский педагогический колледж, затем Челябинский университет физической культуры. В течении 8 лет работала в Златоустовском педагогическом колледже преподавателем ритмики, преподавала студентам колледжа теорию и методику физической культуры, теорию и методику системы Йозефа Пилатеса, готовила сборную команду колледжа по аэробике. С 2015 года в связи со сменой места жительства продолжила свою педагогическую деятельность учителем физической культуры в Свердловской школе имени М.П. Марченко. Так же работаю тренером – преподавателем в спортивном клубе «Олимпиец». На данный момент у меня I квалификационная категория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание личного опыта "Развитие интеллекта средствами физической культуры"

"Развитие интеллекта дошкольников средствами физической культуры"...

Методический материал "Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся на уроках физической культуры"

Традиционно считается, что цель физического воспитания состоит в развитии физических качеств учащихся и в укреплении их здоровья. Это совершенно справедливо с педагогической и медицинской точек зрения...

Методический материал «Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания у учащихся 5-7 классов на уроках физической культуры с помощью межпредметных связей»

В соответствии с разрабатываемой проблемой - повышение познавательного интереса, воспитание мотивов учения в использовании личностно-ориентированной технологии в преподавании физической культуры - ста...

Доклад на научно-практическую конференцию педагогических работников "Формирование культуры личности средствами физической культуры и спорта"

Тема работы "Физиологическая  оценка  нагрузки  школьников - фактор укрепления  здоровья".Цель работы - исследование нормирования физических нагрузок на основе теоретичес...

Социализация детей с задержкой психического развития средствами физической культуры.

В статье рассмотрены понятие социализации, особенности социализации детей, особенности социального развития детей с задержкой психического развития. Влияние физической культуры на внедрение детей с ЗП...

Развитие быстроты средствами физической культуры

Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. В вопрос...

Оздоровительная аэробика одно из средств физического развития обучающихся на уроках физической культуры в школе

Оздоровительная аэробика как средство физической культуры. В статье приводится комплекс упражнений по оздоровительной аэробике....