Взаимодействие со СМИ как способ проявления и развития социальной активности педагогов и учащихся в оценке и решении экологических проблем
статья на тему

На сегодняшний день одна из принципиальных задач, стоящих перед
педагогическим сообществом, заключается в содействии гражданскому
становлению подрастающих поколений, формированию у них социально
необходимых знаний, умений и опыта, развитию социально-
коммуникативных навыков и социально значимых качеств. В этой связи все
большую значимость приобретают способы развития и проявления
жизненной позиции самого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_zhurnalistika._statya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Корягина Ольга Александровна, учитель биологии, методист ГБОУ гимназии №446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Взаимодействие со СМИ как способ проявления и развития социальной активности педагогов и учащихся в оценке и решении экологических проблем

Человек в наши дни живет во все более и более сложных условиях, когда в каждом конкретном случае нет и быть не может готовых решений, когда нужно их находить, принимать и нести за них ответственность.

 На сегодняшний день одна из принципиальных задач, стоящих перед педагогическим сообществом, заключается в содействии гражданскому становлению подрастающих поколений, формированию у них социально необходимых знаний, умений и опыта, развитию социально-коммуникативных навыков и социально значимых качеств. В этой связи все большую значимость приобретают способы развития и проявления жизненной позиции самого педагога. Согласно «Программе развития системы непрерывного педагогического образования» от современного педагога требуется правильно ориентироваться в сложных явлениях окружающей действительности, осознанно и ответственно относиться к происходящим изменениям, а также самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты (1).  

Важную роль в становлении и развитии социальной активности личности играют агенты социализации, не последнее место среди которых занимают СМИ. Большое внимание в последние годы уделяется развитию экологической журналистики в целом и детской экологической журналистики в частности.

Участие в решении сложнейших экологических проблем способствует решению педагогом целого ряда задач, касающихся как формирования личности ребенка, так и саморазвития  учителя (3).

Параллельно с процессом становления самой экологической журналистики, должен идти процесс становления компетентной аудитории, готовой воспринимать экологическую тематику, понимать ее и сотрудничать со СМИ по разным вопросам.

Задача  воспитывать самостоятельную личность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать, учитывать аргументы оппонента, выходит на одно из первых мест. Формирование и развитие социальной активности становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития.

Практика показывает, что на сегодняшний день задаче воспитания социальной активности уделяется недостаточно внимания. Вследствие этого значительная часть молодого поколения демонстрирует несформированность ответственности за свою деятельность, пассивное отношение к выработке современного мировоззрения и выбору жизненного пути, ограниченность возможностей для самореализации, пассивные формы проведения свободного времени и т.п. (2).

Современная образовательная деятельность, направленная на воспитание экологической культуры, должна быть организована с учетом интерактивных форм взаимодействия со СМИ. Особенностью взаимодействия со средствами массовой информации является ярко выраженный момент творчества, что делает такое взаимодействие крайне привлекательным для молодых людей.

В результате у участников образовательного процесса развиваются способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и их собственный опыт.

Таким образом, взаимодействие с современными средствами массовой информации можно рассматривать как способ формирования, развития и проявления социальной активности учащихся и педагогов.

Для обеспечения становления опыта сотрудничества образовательных учреждений со СМИ по экологической тематике необходимо осуществлять:

  • систематическое обогащение представлений учащихся о сущности экологической и журналистской деятельности;
  • включение образовательных учреждений в разнообразную работу, обеспечивающую приобретение опыта, практических умений по развитию сотрудничества со СМИ;
  • освещение значимых результатов деятельности.

На сегодняшний день можно говорить о том, что экологическая тематика в СМИ не адаптирована к детской и молодежной аудитории; возможности для обратной связи не предусмотрены. К этому следует добавить стрессорное нарастание информационных перегрузок, избыточность и хаотичность информации. Вместо того чтобы привлекать людей к заботе о состоянии окружающей среды, СМИ сегодня, напротив, снабжают читателя лишь негативной информацией, тем самым внушая им, что проблемы экологии решить невозможно. Журналисты, занимающиеся проблемами экологии, зачастую пишут занудно и наукообразно. Экологическая журналистика должна быть журналистикой лучшего будущего, а не проблем, унаследованных из прошлого.

Изменение ситуации имеет большое значение для решения проблем устойчивого развития, расширения аудитории СМИ, формирования и проявления социальной активности учащихся и педагогов.

По-видимому, вложение в экологическое образование детей, в развитие детской экологической журналистики сегодня не самый выгодный бизнес-проект.  Это не «деньги под фонарем». Но, во-первых, это вложение в будущее, вкладывать в детей всегда считалось очень благородным делом. А, во-вторых, отдаленная прибыль будет существенной. Кроме того, имеющийся опыт детских исследований в области экологии, а также опыт детской экологической журналистики нельзя недооценивать.

Вести экологическую работу исключительно в рамках урока сложно. Ресурсы дополнительного образования в данном случае неоценимы.

Нельзя забывать, что исследования, носящие локальный характер, способствуют решению глобальных проблем.

Взаимодействие школьников со СМИ может быть интересным и продуктивным для двух сторон.

В качестве примера  детской экологической журналистики можно привести газету, которая издается по итогам ежегодных экологических конференций, проводимых Ассоциацией гимназий стран Балтийского моря. Это пример международного сотрудничества. Каждый год конференцию проводит одна из стран. Дети и педагоги разных стран встречаются, обсуждают экологические проблемы, общаются, устанавливают контакты, по итогам работы издают газету.

Важным моментом в такой работе является общение педагогов. Мы должны обсуждать, как освещать те или иные проблемы, вырабатывать единые подходы,  создавать единое информационное пространство, готовить детей к общению, лишенному стереотипов прошлого.  

Детская экологическая журналистика может быть очень эффективной. У детей отсутствует страх выглядеть смешными, они имеют свежий взгляд на вещи, пытливый ум, им все кажется по плечу. Детская экологическая журналистика свободна от политики. Непосредственность в общении, прямота в постановке вопросов, требование понятных ответов – делает работу молодых журналистов очень продуктивной.

Активность личности формируется под воздействием воспитания и среды, в т.ч. и мультимедийной. СМИ должны формировать экологическую культуру, мотивировать детей  к экологической деятельности, способствовать развитию их коммуникативных качеств, освещать примеры успешной работы. Взаимодействие со СМИ, направленное на обсуждение и решение экологических проблем, позволит удовлетворить потребности подростка в самореализации и потребность общества в поколении с активной гражданской позицией, способствует накоплению и актуализации позитивного социального опыта каждого учащегося. Подобного рода сотрудничество может быть как нерегламентированным, спонтанным, естественным, так и системным. В этом случае необходима разработка структурно-функциональной модели взаимодействия субъектов по решению поставленных проблем; проектирование программы взаимодействия школьников со СМИ с целью становления активной гражданской позиции подростков, развития и проявления социальной активности педагогов. Такая постановка вопроса может оказаться очень перспективной.

Детская экологическая журналистика ставит перед собой те же проблемы, что и взрослая – достоверное экологическое информирование аудитории, экологическое образование людей и организация практического действия и общественного контроля за принятием и исполнением природоохранных мер. Важно, что какие бы практические вопросы ни затрагивала экологическая журналистика, она неизменно упирается в такие глобальные проблемы, как экологизация сознания, а решать эту проблему можно только работая с детьми.

Обращение к экологической тематике еще не делает журналистику экологической. Экологической она становится в случае, если экологические проблемы решаются с ее помощью. И в этом смысле деятельность детских объединений зачастую не уступает деятельности взрослых журналистов. Поэтому необходимо создавать детские экологические издания, находить место для публикации детских работ во взрослых изданиях, освещать проблемы и успешный опыт.

Таким образом, работа педагога, направленная на воспитание экологического сознания учащихся, личное участие в решении тех или иных экологических проблем,  многообразная общественно значимая деятельность обеспечивают развитие социальной активности как самого педагога, так и его учеников, совершенствование себя и окружающей действительности.

Библиография

  1. Алексашина И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб: Специальная литература, 2000. - 222с.
  2. Воробьев Ю.Л., Королев Б.Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2003. – 500с.
  3. Денисов В.Я. Экологическое воспитание молодежи// Успехи современного естествознания, 2006. – № 4 – 40-41с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Возрождение этнокультурных традиций как средство формирования гражданской и национальной самоидентичности и развития социальной активности учащихся и членов сельского сообщества"

Материал включает в себя полное описание совместного  проекта педагогов и учащихся МКОУ "Гауфская СОШ", направленного на возрождение национальных традиций немцев Сибири, сценарий этнокультурного ...

интегрированный урок по математике и экологии в 6 классе : Решение экологических проблем в Иркутской области с помощью действий с отрицательными и положительными числами».

-УМК для учащихся 6 классов общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурга.1. Тема урока: Решение экологических проблем ...

Самоуправление в классе как способ развития социальной активности учащихся

опыт работы по развитию классного самоуправления...

Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».

Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не мож...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Cтатья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...

Развитие социальной активности учащихся путем организации деятельности по привлечению учащихся к деятельности общественных объединений в рамках работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ ГБУ ДО «Молодежный творческий Форум Китеж п

Статья посвящена описанию опыта работы Клуба «Шаги в природу» отдела естественнонаучных программ по организации различных форм работы с учащимися по развитию социальной активности учащихся...