Организация классного самоуправления в 5 классе МБОУ «Барашевская СОШ».
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Елена Юрьевна Кузнецова

Выступление на педагогическом совете  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnoe_samoupravlenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»

Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.

Выступление на педагогическом совете

Организация классного самоуправления в 5 классе

МБОУ «Барашевская СОШ».

Классный руководитель:  Кузнецова Е.Ю.

2017-2018 учебный год

Самоуправление тесно связано с таким явлением, как лидерство в детской среде. От того, кто оказывает влияние на группу детей, кто выступает в роли организации, зависит успешность решения организаторских задач.

Активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания активности управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1)     ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа. 

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у детей формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива. В классном коллективе выбираются органы самоуправления по направлениям.

Третий уровень предполагает школьное самоуправление.

Так как я являюсь классным руководителем 5 класса, мы поговорим о первых двух уровнях самоуправления.

Возникает  проблема: как организовать учебную и внеучебную деятельность  учащихся, чтобы помочь адаптироваться на новой ступени обучения, обеспечить успешное развитие и саморазвитие, раскрытие возможностей каждого из них?  С одной стороны, переход учащихся на новую ступень обучения меняет организацию их учебной деятельности (увеличилось количество учебных предметов, новые учителя – новые требованиями). Процесс обучения потребовал больших усилий, более высокой самоорганизации. С другой стороны, физиологические изменения усиливают стремление к самоутверждению среди сверстников, представителей противоположного пола, мнение которых становится для ребёнка более значимым.

С чего начать работу?

Ученики:

  1. Наблюдение на уроках и внеурочное время;
  2. Диагностика (изучение межличностных отношений, личностных приоритетов, выявление лидерских и организаторских способностей, сработанности и совместимости).

Школа:

  1. Беседа с учителем, выпустившим ребят в 4 классе;
  2. Программа развития и план работы школы (учёт особенностей школы, сложившихся традиций);
  3. Сотрудничество с органами школьного самоуправления (Совет лидеров).

Родители:

  1. Анкетирование родителей (что хотят от школы в плане воспитательной работы, какие мероприятия, экскурсии, выезды, какую помощь могут оказать, интересы и склонности ребёнка).

Подготовительный этап.

Анализ данных позволил лучше узнать учеников, их интересы и склонности. Ребятам было предложено попробовать объединиться в микрогруппы по интересам, так как истинное самоуправление рождается снизу (в классе), а потом уже формируется общешкольное самоуправление.

В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учёбы, досуга.

Класс группа микроколлективов (результат диагностики). Самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп.

Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать.

Цели и задачи самоуправления в классном коллективе.

Цель: формирование  у учащихся готовности и способности к управленческой деятельности, создание отношений товарищества.

 Задачи:

  • приобретение детьми знаний, умений и навыков в планировании и организации деятельности;
  • создание условий для  равноправного сотрудничества всех учащихся класса;
  • воспитание ответственности, организаторских и творческих способностей учащихся, стремления к самореализации;
  • создание в классе микроклимата сотрудничества учеников, учителей, родителей.

Принципы  самоуправления в классном коллективе: 

1.     Принцип взаимодоверия;

2.     Принцип взаимопомощи;

3.     Принцип сотрудничества;

4.     Принцип сменяемости актива;

5.     Принцип единого планирования.

Структура классного самоуправления.

                  Ты-участник самоуправления в классе!

Принципы жизнедеятельности классного коллектива:

Познай себя – это интересно!

Сотвори себя – это необходимо!

Утверди себя – это возможно!

Прояви себя – это реально!

Цель классного самоуправления - формирование саморазвивающейся, активной, творческой, самостоятельной личности.

Высший орган самоуправления - классное собрание.

В его работе участвуют все учащиеся класса и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Классное собрание избирает:

• классный ученический совет, его председателя и заместителя;

• избирает представителей на школьную ученическую конференцию;

• решает вопросы жизни классного коллектива;

• утверждает общественные поручения;

• слушает отчеты об их исполнении;

• решает вопросы поощрения и порицания учащихся класса;

Староста  и заместитель старосты класса выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. Староста класса совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся и общешкольного плана внеклассных мероприятий); формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений.

Распределение общественных поручений происходит на первом же в учебном году классном собрании учащихся путем голосования. Поручения можно менять каждую учебную четверть, чтобы каждый учащий мог попробовать себя в различных ролях.

Итак, каждый сектор имеет свои функции и соответствующие им поручения. Делим класс на следующие сектора:

Староста  Курилкина Кристина и заместитель старосты Калабкин Петр класса являются главными помощниками классного руководителя в организации работы класс и отвечают за посещаемость в классе, ведут активность участия класса в мероприятиях.

1.Сектор «Образование» Мозеров Алексей - контролируют самоподготовку учащихся, выполнение домашнего задания и ведение школьного дневника. Принимает участие в подготовке тематических вечеров, предметных недель, конкурсов, викторин.

2. Сектор «Экологии  и чистоты» Бахлов Роман - отвечает за подготовку одноклассников к проведению санитарных дней  (чистота, проветривание, за выпуск листовок о здоровом образе жизни), разрабатывает мероприятия по уборке и озеленению территории школьного двора, контролирует озеленение класса, организовывает сборы макулатуры, контролирует наличие второй обуви.

3. Сектор «Креатив» Назарова Валерия - контролирует выпуск учащимися класса газет и плакатов к знаменательным датам и праздникам, выпуск предметных газет, а так же организует поздравление именинникам в дни рождения.                                                                                  4.Сектор «Культуры и досуга» Пазизина Ольга - способствует культурному и содержательному проведению досуга, организует культурно-массовые мероприятия в классе отвечает за организацию интеллектуальных игр, выставок, конкурсов вечеров, составление развлекательной программы.

5.Сектор «Информационный» -Чиркова Анна отражает итоги жизнедеятельности учащихся, осуществляет помощь в своевременном ведении информации до учащихся через социальную сеть Вконтакте.                                                                                                                   6.Сектор «Физкультуры и спорта» Кирюткин Владислав - формирует команду для участия в школьных соревнованиях, проведении «Дня Здоровья», организует спортивные мероприятия в классе, следит за наличием спортивной формы у учащихся на уроках физкультуры.                                                                                                                                                                                                                 7.Сектор «Труда и заботы». Макеева Валерия Обеспечивает участие класса в проводимых школой акциях милосердия и экологических акциях. Принимает активное участие в организации трудового воспитания, проведении трудовых десантов, субботников, следит и организует дежурство в классе.                                                                                                                                                                                                                                          8. Сектор «Питания». Ларькова Дарья отвечает за посещение одноклассниками школьной столовой.

        Высший орган классного коллектива, собирается 1 в неделю, на классном часе.

Цель: обеспечить каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решения по вопросам деятельности коллектива.

        Первое полугодие пятого класса собрания ведет его председатель -  классный руководитель, приобщая более активных учеников.  Он подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет отряда. В перспективе – вести собрание будет староста.

Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания.

Решение: использование приёма «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения.

Таким образом, у учеников развивается самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, умение прислушиваться к мнению товарищей.

В работе используются и другие методы:

·        Беседы.

·        Дискуссия, обсуждение.

·        Работа в парах.

·        Ролевые игры.

·        Работа в малых группах.

·        Практические задания.

Заключение.

Становление классного самоуправления – очень непростой и длительный процесс, требующий системной работы, творческого подхода, душевных сил.

        Конечно, не всё удаётся с первого раза, но результаты уже есть: ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к жизни школы и класса.

В перспективе учащиеся должны научиться самостоятельному планированию внеклассной  работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлекать ребят к этой деятельности.

Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов.

Задача классного руководителя -  помочь ребятам, поддержать их инициативу, видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация классного самоуправления как условие самореализации личности

Из опыта работы по организации самоуправления в классе....

Организация классного самоуправления

Жизнедеятельность классного коллектива осуществляется через организацию классного самоуправления, которое обеспечивает развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся, форми...

ДОКЛАД Тема: Работа по организации ученического самоуправления в классе.

ДОКЛАДТема: Работа по организации ученического самоуправления в классе....

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ

Формирование человека, умеющего строить достойную жизнь в достойном обществе, требует сегодня воспитания и развития таких качеств, как:творческая инициатива;умение ставить цели и достигать их;самостоя...

Организация классного самоуправления

Ученическое самоуправление в классном коллективе как способ воспитательного процессаЕршенко О.И. ГБОУ СОШ№14 г.Севастополя   Класс - первичный коллектив  школы, её основной структурный ...

Воспитание общественной активности учащихся и организация классного самоуправления

Воспитание общественной активности учащихся и организация классного самоуправления...