Организация классного самоуправления
методическая разработка (5 класс) на тему

Ершенко (Паламарчук) Ольга Ивановна

Ученическое самоуправление в классном коллективе как способ воспитательного процесса

Ершенко О.И. ГБОУ СОШ№14 г.Севастополя

   Класс - первичный коллектив  школы, её основной структурный элемент и центр воспитательной работы. Однако, класс, как воспитательный центр и как учебный не всегда совпадают. Более того, чтобы класс выполнял воспитательную функцию, необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей. Класс является основой школьного самоуправления. Поэтому ученикам своего класса было  предложено попробовать свои силы в организации классных дел и приобрести первоначальные навыки в организации учебной и внеклассной деятельности. Среди ребят 5 «А» была проведена социометрия, психологический мониторинг ( автор Д.Ш.Матрос ) , определены личностные приоритеты, что помогло мне лучше узнать интересы учеников. Им было предложено попробовать объединиться в микрогруппы по интересам, т.к. истинное самоуправление рождается снизу (в классе), а потом формируется общешкольное самоуправление. В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учебы, адаптации пятиклассников к новым условиям, а также,  досуга учащихся.

Класс – группа микроколлективов, как было выявлено в результате социометрии. Поэтому и самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп. Учитывая интересы ребят и результат диагностик, были сформированы группы,  объединяющие 5-6 человек. Такие группы являются постоянным рабочим коллективом класса. При формировании групп учитывались такие принципы:

ü  дружба,

ü  место жительства,

ü  интересы,

ü  характер деятельности.

Высшим органом классного коллектива является собрание. Через собрание обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Первое полугодие пятого класса классные собрания проводила я сама как классный руководитель, параллельно приобщая более активных учеников. В конце года ребята должны будут самостоятельно организовать классное собрание. Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания, что удалось не сразу. Поэтому использую приём «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения. Таким образом, у учеников развивалась самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, они учились прислушиваться к мнению товарищей.

Структура классного самоуправления включает и исполнительные органы. Это Совет класса.  При нем формируются постоянные сектора:

·        Учебный сектор

·        Культурный сектор

·        Спортивный сектор

·        Трудовой сектор

·        Информационный сектор

·        Сектор правопорядка

                                                                              Сектор здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_klassnogo_samoupravleniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ученическое самоуправление в классном коллективе как способ воспитательного процесса

Ершенко О.И. ГБОУ СОШ№14 г.Севастополя

      Класс - первичный коллектив  школы, её основной структурный элемент и центр воспитательной работы. Однако, класс, как воспитательный центр и как учебный не всегда совпадают. Более того, чтобы класс выполнял воспитательную функцию, необходима деятельность в нём строго с позиции ребёнка, его интересов, дарований, склонностей. Класс является основой школьного самоуправления. Поэтому ученикам своего класса было  предложено попробовать свои силы в организации классных дел и приобрести первоначальные навыки в организации учебной и внеклассной деятельности. Среди ребят 5 «А» была проведена социометрия, психологический мониторинг ( автор Д.Ш.Матрос ) , определены личностные приоритеты, что помогло мне лучше узнать интересы учеников. Им было предложено попробовать объединиться в микрогруппы по интересам, т.к. истинное самоуправление рождается снизу (в классе), а потом формируется общешкольное самоуправление. В классе были определены направления работы, составлен план действий по организации коллектива, учебы, адаптации пятиклассников к новым условиям, а также,  досуга учащихся.

Класс – группа микроколлективов, как было выявлено в результате социометрии. Поэтому и самоуправление в классе начало формироваться в определённую систему благодаря функционированию таких групп. Учитывая интересы ребят и результат диагностик, были сформированы группы,  объединяющие 5-6 человек. Такие группы являются постоянным рабочим коллективом класса. При формировании групп учитывались такие принципы:

  • дружба,
  • место жительства,
  • интересы,
  • характер деятельности.

Высшим органом классного коллектива является собрание. Через собрание обеспечивается каждому ученику право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Первое полугодие пятого класса классные собрания проводила я сама как классный руководитель, параллельно приобщая более активных учеников. В конце года ребята должны будут самостоятельно организовать классное собрание. Сложность заключалась в том, что принятое на собрании решение должно быть кратким, конкретным и понятным каждому участнику собрания, что удалось не сразу. Поэтому использую приём «мозгового штурма», когда участники собрания разбиваются на группы, поручая одному из членов этой группы высказывать коллективное мнение о путях решения проблемы. После высказывания этих мнений создаются условия для оценки выдвинутых точек зрения, дискуссии, что приводит к максимальной включённости участников собрания в выработке решения. Таким образом, у учеников развивалась самостоятельность в принятии решения, навыки общения друг с другом, они учились прислушиваться к мнению товарищей.

Структура классного самоуправления включает и исполнительные органы. Это Совет класса.  При нем формируются постоянные сектора:

  • Учебный сектор
  • Культурный сектор
  • Спортивный сектор
  • Трудовой сектор
  • Информационный сектор
  • Сектор правопорядка
  • Сектор здоровья

Наряду с постоянными структурными подразделениями, создаются временные, подвижные группы, например штаб туристов, звенья милосердия, спортивные команды, трудовые бригады, советы друзей малышей, экологический дозор, в зависимости от проводимого или разрабатываемого мероприятия.

При создании временных органов самоуправления необходимо помнить следующее:

  • создание временных органов самоуправления определяется конкретной задачей, стоящей перед коллективом;
  • решение о создании этих органов принимается только ученическим коллективом;
  • в составе временных органов могут быть только те учащиеся, которые участвуют в решении данной конкретной задачи;
  • органы самоуправления должны отчитаться перед коллективом о выполнении поставленной задачи;
  • осуществив решение организаторской задачи, они прекращают своё существование.

Завершающим систему и важным её компонентом является поручение. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и в социально значимую деятельность. Наиболее эффективными в воспитательной работе являются групповые и коллективные поручения. Всякое поручение само по себе интересно, но придумать для него нестандартную и интересную форму можно и нужно всегда. Для того чтобы определить, какие поручения будут выполнять учащиеся в классе, им нужно вначале определить сферу приложения своих сил. Для определения  будущих поручений, ребятам были предложены опорные слова, которые являются знаковыми, например, библиотека, столовая, общественные организации, гардероб, спортивный зал,  совет школы,  редколлегия класса,  концерты, интеллектуальные марафоны и т.д. Затем ребята определили, с каким словом они хотят связать выполнение поручений в классе и решили, какое постоянное поручение в классе они хотели бы выполнять.

Вашему вниманию предлагается перечень  поручений, используемый в классе и в этом учебном году.

Перечень функциональных обязанностей (поручений)

Староста. Замещает классного руководителя в его отсутствие. Руководит Советом класса. Является представителем класса в школьных органах.

 Руководит сектором правопорядка. Выясняет, кто и по какой причине отсутствует. Отвечает за состояние дисциплины на уроке. Отвечает за сохранность классного журнала.

Ответственный за дежурство. Составляет график дежурства по классу, школе своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нём. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку. Контролирует работу дежурных, выставляет за неё оценки и сообщает всему классу

Ответственный за учебу. Руководит учебным сектором. Ежемесячно заполняет бланк рейтинга успеваемости: выписывает все текущие оценки учащихся по каждому предмету, подсчитывает общее количество оценок и средний балл с точностью до сотой. Составляет рейтинг успеваемости. Объявляет результаты рейтинга после каждого истёкшего месяца. Проводит мероприятия, связанные с познанием. Замещает старосту в его отсутствии.  

Главный по цепочке. Составляет «цепочку» оповещения в соответствии с местом жительства учащихся. Оформляет схему цепочки для каждого одноклассника. Обеспечивает передачу срочных сведений по телефону. Отвечает за связь непосредственно перед классным руководителем.

Главврач. Руководит сектором здоровья. Еженедельно проводит рейды-проверки наличия у одноклассников санитарно-гигиенических принадлежностей. Следит за внешним видом учащихся: причёской, состоянием одежды. Сообщает классу о результатах проверки. Проводит беседы о ЗОЖ.

Библиотекарь. Раздаёт учебники в начале года и составляет список книг, полученных в библиотеке. Контролирует сохранность книг: наличие обложки, чистоту страниц. Сообщает классу итоги проверки. Поддерживает связь со школьным библиотекарем. В конце года оценивает состояние учебников и обеспечивает передачу их в библиотеку.

Цветовод. Поливает цветы. Осуществляет лечебно-профилактические мероприятия: опрыскивание, рыхление, удаление больных растений.

Физорг.  Руководит спортивным сектором.  Помогает учителям в проведении физкультпауз во время урока. Поддерживает связь с учителем физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе  спортивных мероприятиях.

Трудовик. Руководит трудовым сектором.  Организует класс на общественно-полезный труд. Организует класс и распределяет фронт работ во время генеральной уборки. Отвечает за сохранность и ремонт мебели в классе.

Редактор.  Руководит информационным центром. Составляет в начале года примерный план выпуска тематических и праздничных стенгазет. Согласовывает план с классным руководителем. Тщательно отбирает и корректирует необходимый материал. Своевременно вывешивает стенгазету за 2-3 дня до праздника.

Затейник.  Руководит культурным сектором. Организует все культурно-массовые мероприятия.

Ребята стали более дружными, ответственными, инициативными, небезразличными к школьной жизни и жизни класса. В перспективе учащиеся класса должны научиться самостоятельному планированию внеклассной  работы, оформительским навыкам, умению организовать свой досуг и привлечь ребят к этой деятельности.Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Оно развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера их интересов. Классный руководитель должен помочь ребятам, поддержать их инициативу. Самое главное – классный руководитель должен видеть и маленький, и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация классного самоуправления как условие самореализации личности

Из опыта работы по организации самоуправления в классе....

Программа дополнительного образования "Организация ученического самоуправления в классном коллективе"

«Детское самоуправление – демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей». ...

Организация классного самоуправления

Жизнедеятельность классного коллектива осуществляется через организацию классного самоуправления, которое обеспечивает развитие самостоятельности, организаторских способностей обучающихся, форми...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реал...

«Организация ученического самоуправления в условиях формирования классного коллектива в 9 классе»

В разработке  даны этапы становления самоуправления на различных фазах формирования и  развития классного коллектива в 9 классе....

Воспитание общественной активности учащихся и организация классного самоуправления

Воспитание общественной активности учащихся и организация классного самоуправления...