Современные вызовы образованию
статья на тему

Галина Николаевна Бородина

В статье рассматриваются основные вызовы с которыми сталкивается современное педагогическое сообщество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бородина Галина Николаевна

АНО ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»

СОРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЮ

Сегодня мы живем в условиях перехода цивилизации в информационное общество. Процессы глобализации радикально меняют общество и предъявляют свои требования к образованию. Процесс этот настолько динамичен, что проблемы, с которыми столкнулось современное образование не могут быть решены быстро, безболезненно и однозначно.  Очевидно, что старая система образования не может быть эффективной, а вопрос о новой во многом остается дискуссионным. Связано это прежде всего с тем, что изменилась социально-психологическая сфера человека, а культурно-историческая среда, которая является источником развития личности, претерпевает существенные изменения. Сравнительно небольшой период времени, в течении которого информационная эпоха шагает по планете, не позволяет обобщить исследования ученых и однозначно ответить на вопрос о том какие требования предъявляет к человеку новая ситуация развития. Более того, смысл современного мира еще не до конца раскрыт в его содержательной характеристике и, следовательно, нельзя однозначно сформулировать требования, предъявляемые обществом к растущему человеку.

Остановимся подробнее на тех новых психолого-педагогических характеристиках школьников, которые крайне важно учитывать в образовательном процессе. Прежде всего необходимо указать на новый тип сознания и мышления, характерный для большинства молодых людей и обозначаемое как клиповое сознание, характеризующееся фрагментарностью. Это неизбежный результат развития современного общества с его глобальной информатизацией, и который является защитной реакцией организма на переизбыток информации. Данный термин обозначает тот тип мышления, при котором «человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов. Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы» [1]. Он ориентирован на восприятие зрительного и звукового восприятия информации, что приводит к снижению обдумывающего характера восприятия. Неспособность осмыслить мощный поток информации приводит к тому, что воспринимаются только сиюминутные образы, без осмысления их сути и смысла. Психологами отмечаются следующие особенности представителей данного типа мышления: быстрое включение в интересующую информацию и нацеленность на быстрый результат, фиксация внимания на информации не более 8 секунд, нетерпеливость, гиперактивность. Отсюда следует, что современные школьники нуждаются в концентрированных знаниях. Более того, они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на закрепление материала путем многократного повторения: как только суть изучаемого становится понятна, дальнейшее повторение одного и того же становится неуместным.

В данном контексте невозможно не упомянуть о необходимости разработки качественно новых учебников в которых будут учтены новообразования в различных сферах психики современных детей. Новое поколение учебников должно быть теснейшим образом связано с новейшими информационными технологиями.

 Одним из ключевых элементов нового педагогического мышления считается гуманизация, смыслом которого является развитие личности. Перед учителями стоит непростая задача поиска технологий, направленных на развитие системного, понятийного мышления. Ведь у современных подростков, не вовлеченных в культуру чтения книг, живущих в мире не извлеченных смыслов, выпадают звенья духовно-нравственного воспитания. Д.И. Фельдштейн указывает на то, что при существующей тенденции нацеленности школьников на хорошее здоровье, презентабельную внешность, эмоциональные и нравственные ценности – чуткость, терпимость, умение сопереживать – занимают последние места в иерархии ценностей. «Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций» [2].

Итак, очевидно, что сегодня мы имеем дело с другими детьми чем 20 лет назад. Современному педагогическому сообществу, ученым предстоит решить не простые, исторически и жизненно важные вопросы. Но дорогу осилит идущий.

Литература

  1. Кутузова Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). -Казань: Молодой ученый, 2018.-С. 6-8.
  2. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации развития // Педагогика.- №7.-2010. - С. 3-11

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество образования – ведущая парадигма современной системы образования

Важной целью, которой является обеспечение высокого качества обучающего процесса. «Наша новая школа» предусматривает новации в области оценки качества образования. Например, возможно появится до...

Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниенными возможностями здоровья

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства:задача инклюзивной школы - построить систему, которая удовлетворяет потребность каждого; в ...

Организация духовно-нравственного развития студентов СПО в условиях современных вызовов.

Духовно - нравственное воспитание начинается с рождения человека и идёт всю жизнь, через общение, трудовую деятельность, повседневные дела.  Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается...

Современные вызовы и угрозы. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения

Главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.Безопасност...

«Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в старших классах как условие обеспечения современного качества образования»

       В последние годы жизнь предъявляет школе определённые требования. В качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, спосо...

1.10-1.12 Сфера духовной культуры и её особенности. Наука в жизни современного общества. Образование и его значимость в условиях современного общества.

Презентация содержит минимум необходимых знаний для проведения уроков, консультаций и подготовки к экзаменам по теме "Сфера духовной культуры и её особенности", "Наука в жизни современн...