доклад на МО классных руководителей
методическая разработка на тему

Брюховецкая Марина Александровна

«Ребенок у компьютера: за или против?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017g_m.o.docx42.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа №8 VIII вида г.Лабинска Краснодарского края

ДОКЛАД

на тему:

«Ребенок у компьютера: за или против?»

(методическое объединение классных руководителей)

Подготовила: классный руководитель 8 класса - Брюховецкая М.А.

г.Лабинск

2017 г.

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой.

Часто приходится слышать такие вопросы: «А не опасен ли компьютер моему ребенку? Сколько времени можно проводить за ним? Не мешает ли он нормальному развитию детей?»

Попадая в компьютерную игру, дети создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления, как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6—7 лет.

Одна из важнейших функций компьютерных игр — обучающая. Поговорим об этом подробнее и посмотрим, что может дать компьютер по сравнению с живым учителем. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране — это не реальные вещи, а только их знаки. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т.е. понимание того, что существует несколько уровней реальности окружающего нас мира: реальные предметы и картинки, схемы; слова и уравнения; наконец, наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.

«Знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но I и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. О важности такого мышления и трудности его развития становится понятно многим родителям в период обучения детей счету или чтению «про себя» [2]. Ребенок продолжает шепотом произносить про себя прочитанный текст или перебирает собственные пальцы при счете.

Компьютерные игры облегчают переход психического действия внешнего свойства во внутренний процесс, так что самые простые мыследействия  становятся доступны уже детям 4—5  лет.

Однако чудо, совершаемое компьютером, на этом не заканчивается. Не j только психологи, но и родители, и воспитатели, занимающиеся с детьми  на компьютере,заметили, что в процессе этих занятий улучшаются их память и внимание. И это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов — Ж.Пиаже, А. Валлона, П.П.Блонского и др. — замечено, что у маленьких детей еще нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, т.е. запоминания с поставленной целью [1]. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоционально окрашенные случаи или детали, и здесь опять незаменимым помощником может оказаться компьютер, так как значимым и ярким становится содержание усваиваемого материала, чтоне только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.

Компьютерные игры развивают не только интеллект детей, но и их моторику, точнее, способствуют формированию моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.

Многие родители дошкольников жалуются на неуклюжесть своих детей, на то, что они с трудом повторяют сложные физкультурные упражнения. Некоторые дети даже к шести годам плохо воспринимают понятия право и лево. Такие недостатки не свидетельствуют об умственной отсталости или задержке развития, но и надеяться, что они пройдут сами собой, тоже не следует.

Почему же именно компьютер легко и быстро может помочь в преодолении такого сложного дефекта, для которого даже опытным психологам иногда нужно несколько месяцев? В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру руки, моторику. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация.

Почти все родители знают, как трудно бывает усадить малыша за занятия. На компьютере ребенок занимается с удовольствием. Это связано с тем, что компьютер сам по себе привлекателен для детей как любая новая игрушка. А какой же ребенок не любит играть?

Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, и лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольных памяти и внимания. Их развитие особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом обеспечивают психологическую готовность ребенка к школе.

Итак, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой

середине, о норме. Всякое лекарство может стать ядом, если его принимать в неразумных дозах. Нужно понять, что компьютер — это не волшебная палочка, которая за один час игры сделает ребенка сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют разумного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Существуют определенные ограничения во времени. Так, детям 3—4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 мин, а ребятам 6— 7 лет можно увеличить время ежедневной игры до получаса [3].

Погружаясь в компьютер, ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе

К сожалению, нередко встречаются дети, которые намного перешли грань разумного. Многочасовое сидение за компьютером может не только привести к ухудшению зрения ребенка, но и отрицательно сказаться на его психическом здоровье. При всем преимуществе  компьютерных игр они всего лишь создают иллюзию общения и не приводят к формированию навыков настоящего  общения. Особенно это опасно для застенчивых детей. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное  напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда его заменяет псевдо-общение. Компьютер дает возможность  перенестись в другой мир, который  можно увидеть, с которым можно поиграть. Погружаясь в него, ребенок все  больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Уход в искусственную реальность может сформировать у  него некую психологическую зависимость  от компьютера.

Нужно признать, что компьютер —  наше будущее. Работа на нем обучает  детей новому более простому и быстрому способу получения и обработки информации. С другой стороны,  нельзя уповать только на компьютер.

В развитии навыков реального общения компьютерные навыки могут играть только вспомогательную роль.

Памятка

Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа. В 12-14 лет увеличьте время за компьютером до 1,5 часов и только к 15-16 годам до 2 часов в день. Да и то не каждый день!!!Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а не находился прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Для этого лучше приобрести специальное компьютерное кресло. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Памятка

Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа. В 12-14 лет увеличьте время за компьютером до 1,5 часов и только к 15-16 годам до 2 часов в день. Да и то не каждый день!!!Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а не находился прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Для этого лучше приобрести специальное компьютерное кресло. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Памятка

Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа. В 12-14 лет увеличьте время за компьютером до 1,5 часов и только к 15-16 годам до 2 часов в день. Да и то не каждый день!!!Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а не находился прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Для этого лучше приобрести специальное компьютерное кресло. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Памятка

Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа. В 12-14 лет увеличьте время за компьютером до 1,5 часов и только к 15-16 годам до 2 часов в день. Да и то не каждый день!!!Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а не находился прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Для этого лучше приобрести специальное компьютерное кресло. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Памятка

Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа. В 12-14 лет увеличьте время за компьютером до 1,5 часов и только к 15-16 годам до 2 часов в день. Да и то не каждый день!!!Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а не находился прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Для этого лучше приобрести специальное компьютерное кресло. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.

Памятка

Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут - и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет - не более часа. В 12-14 лет увеличьте время за компьютером до 1,5 часов и только к 15-16 годам до 2 часов в день. Да и то не каждый день!!!Чтобы компьютер детям приносил только пользу, необходимо правильно обустроить рабочее место ребёнка. Во-первых, оно должно быть хорошо освещено, но не так, чтобы на монитор попадали блики от лампы или прямой солнечный свет. Стол, за которым сидит ребёнок, должен подходить ему по росту. Ноги ребёнка не должны «болтаться» или быть пожатыми под себя, потому лучше подставить под ноги подставку и следить за тем, чтобы ребёнок ровно держал спину и не задирал голову. Монитор лучше расположить так, чтобы взгляд на него падал немного сверху вниз, а не находился прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Для этого лучше приобрести специальное компьютерное кресло. Экран лучше всего расположить на расстоянии 70–и сантиметров от глаз ребенка. Врачи советуют ежедневно проводить в комнате с компьютером влажную уборку и проветривание, а ещё неплохо держать в комнате аквариум, который более полезен, чем кактус у монитора якобы впитывающий вредное излучение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"

Данная презентация соджержит основные положения доклада "Профориентационная работа классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки девятиклассников"...

Доклад для МО классных руководителей." КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГОМ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ."

Помощь классному руководителю при разрешении конфликтных ситуаций....

Доклад "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями"

Выступление на педагогическом совете (обобщение опыта работы с родителями учащихся)...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Роль классного руководителя в успешном воспитании личности»

Без похвал умирает душа,Жизнь не всходит в счастливом зените.Каждый молит без слов, чуть дыша:“Похвалите меня, похвалите!”Без похвал не пройти рубежа,Не добиться великих открытий.Просит сн...

Доклад на ШМО классных руководителей: «Взаимодействие классного руководителя и социального педагога в воспитании обучающихся».

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми....