Технология критического мышления
статья на тему

Булгакова Наталья Геннадиевна

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был ещё несколько лет назад. Увеличилась нагрузка на учителя и ученика. Учителя методом проб и ошибок ищут способы сделать урок интересным. Как помочь ребёнку полюбить школу , полюбить учится?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему : «Технология критического мышления»

Подготовила:

Булгакова Наталья Геннадиевна

Учитель математики

Актуальность выбранной темы

Современный учебный процесс сильно отличается от того, который был ещё несколько лет назад. Увеличилась нагрузка и учителя и ученика. Учителя методом проб и ошибок ищут способы сделать урок интересным и помочь ребёнку полюбить школу , полюбить учится.

Современная система образования построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения. Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, умению работать с информацией, формированию критического и творческого мышления.

 Поэтому учителя должны создать условия для развития и реализации способностей всех учащихся: и с высоким учебным потенциалом, и с отсутствием интереса к учебе. Мы должны формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть ключевые компетентности, что и определяет современное качество образования.      Достижение данной цели не сводится лишь к усвоению конкретных знаний, а предполагает становление готовности выпускника к продолжению образования,  к успешности в условиях неопределенности современного мира. Формированию ключевых компетентностей  как раз способствует технология развития критического мышления.

      На своих уроках, например, я стараюсь использовать технологию критического мышления.  Данная технология основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана прежде всего на постановку проблемы и поиск ее решения. Критическое мышление есть мышление самостоятельное, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.  Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить . Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

 Итак, возникают вопросы - что необходимо для того, чтобы педагогические инновации стали инструментом педагогической практики?

      Может ли инновационная педагогическая технология развития критического мышления быть внедрена, например, на уроках математики?

Как разработать и провести интересный урок с использованием технологии развития критического мышления?

Как сделать так, чтобы такие уроки стали нормой, а не специально подготовленным  к какому-то случаю уроком?

 

1. 

1. Критическое мышление – мышление самостоятельное.

     Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других. Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате самостоятельного поиска и анализа.

2.Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

     Знания создают мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы сформировать собственную оценку, нужно переработать огромную информацию: факты, идеи, тексты, концепции.

3.Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

     Сторонники критического мышления считают, что следует заменить традиционное образование на «проблемно-постановочное», когда ученики работают над решением реальных, взятых из жизни проблем. Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы на основе собственного жизненного опыта, а затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставила им школа.

 4.Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

    Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет его разумными, обоснованными доводами. Аргументация будет более убедительна, если учитывается существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. При этом критически мыслящий человек старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.

5.Критическое мышление – мышление социальное.

     Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. В результате обсуждения, спора, обмена мнениями уточняется и углубляется индивидуальная позиция. Нет никакого противоречия в том, что, с одной стороны, говорится о независимости мышления, с другой – подчеркиваются социальные параметры критического мышления. В ходе продуктивного обмена мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других, толерантность, ответственность за собственную точку зрения. Таким образом, удается значительно приблизить учебный процесс к реальной жизни.

      Данная характеристика критического мышления позволяет сделать вывод о том, что критически мыслящий человек готов жить в современном мире, мире неоднозначном и меняющемся.

Технология КМ позволяет решать задачи:

-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической  и оценочной работе с информацией любой сложности;

-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

   

2.

Структура данной технологии состоит из трёх этапов: стадии вызова, стадии осмысления и стадии рефлексии. Это своеобразный алгоритм урока, который можно представить в виде таблицы:

Технологические этапы

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

Осмысление содержания:

Рефлексия:

- актуализация имеющихся знаний;

- пробуждение интереса к получению новой информации;

- постановка учеником собственных целей обучения.

- получение новой информации;

- корректировка учеником поставленных целей обучения.

- размышление, рождение нового знания;

- постановка учеником новых целей обучения.

Стадия вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им самим целей, подразумевая, что эти цели изначально будут приняты учащимися, как собственные. Но  учитель должен дать возможность ученику проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме. Это даст стимул для формулировки собственных целей. Именно эта задача решается на стадии вызова. Другой задачей этой стадии является активизация учеников.

Систематизация всей информации – очень важный аспект. Это позволит ученикам увидеть собранную информацию в укрупнённом виде.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение ценно».

Стадия осмысления содержания.

В процессе реализации смысловой стадии школьники получают новую информацию. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание восприятия учеником изучаемого материала. Именно эта задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это могут быть: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала.

Стадия рефлексии.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построения дальнейшего маршрута обучения. Данный этап активно способствует развитию навыков критического мышления. На стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям.

Таким образом, учитель, организуя образовательный процесс, вступает с учащимися в рефлексивное взаимодействие. И учитель, и ученик выступают в качестве партнёров по рефлексивному осмыслению подобного рода технологии.

Данная технология формирует:

- самостоятельность мышления;

- вооружает способами и методами самостоятельной работы;

- даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом;

- позволяет влиять на цели, способы, методы и результаты образовательного процесса.

   Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает сложный мыслительный процесс.

3.Приёмы технологии критического мышления:

1. Приём «Синквейн»

Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Слово происходит от французского “5”.

Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Например,

1. Теорема Пифагора
2. Строгая, логичная.
3. Строим, доказываем, вычисляем.
4. Квадрат гипотенузы – сумма квадратов катетов.
5. Прямоугольный треугольник.

2. Приём  «Толстые и тонкие вопросы».

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.
Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

3. Корзина идей.

4.Бортовой журнал.

 Простая форма бортового журнала

Что я знал по теме

Новое знание

Графическая форма

 

 

 

 

5. Ромашка Блума.

Таксономия вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял..?

Применение

Практические

Как можно применить..?

Что можно сделать из..?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если..?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь ?

6. Таблица ЗХУ.

7.Перепутанные логические цепочки.

8.Кластер.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".

Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

9. Инсерт –системная разметка для эффективного чтения и размышления.

I – interactive – «интерактивный» 
N – noting – «отмечая» 
– system – «системы»
E – effective – «эффективное»
R - reading – «чтение» 
T – thinking – «размышление»

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Вывод

Технология развития критического мышления – совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, что бы заинтересовать ученика, побудить в нём исследовательский интерес, творческую активность.

Роль учителя направлять усилия учеников в определённое русло, создавать условия, побуждающие к принятию самостоятельного мышления,  давать возможность самостоятельно делать выводы.

       Внедрение новых технологий в учебный процесс необходимо, они развивают личность ученика, его мышление и творческие способности; помогают достичь атмосферы доверия между учителем и учеником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...