Обобщение педагогического опыта "Дистанционное образова́ние в современных условиях"
статья на тему

Самый распространённый  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская работа не является для учителя чем-то таинственным и непостижимым.

В. А.  Сухомлинский

ТЕМА: Дистанционное обучение как средство развития индивидуальных способностей обучающихся.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

 Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей первой деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств.

Должны ли в обучении учитываться индивидуальные особенности?

Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди специалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения - массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику.

Все дети должны получать одинаковые «порции» учительских знаний. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий.

В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способность сопереживать, сострадать успехам и неудачам. Вспомним великого педагога Амонашлили Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.

В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Амонашвили считал, что учитель выступает как соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам..

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. С точки зрения И М. Подласого, “’педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем. чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности” .

Убедительно эту мысль выразил Гегель: «Своеобразие людей не следует ценить слишком высоко. Напротив, мнение, что наставник должен тщательно изучать индивидуальность каждого ученика, сообразоваться с нею и развивать ее, является совершенно пустым и ни на чем не основанным. Для этого у него нет и времени. Своеобразность детей терпима в семейном кругу, но в школе начинается жизнь по установленному порядку, по общим для всех правилам. Тут приходится заботиться о том, чтобы дети отвыкали от своей оригинальности, чтобы они хотели выполнять общие правила и усваивали себе результаты общего образования. Только преобразование души составляет воспитание».

Кроме того, в свете реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Внедрение современных образовательных технологий», особенно актуальной становится тема дистанционного образования как средства развития индивидуальных способностей обучающихся.

Дистанционное обучение открывает новые возможности, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. 

Самый распространённый  способ организации дистанционного обучения связан с использованием компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, прочих информационных ресурсов региональных сетей, а также сети Интернет. При такой организации предусматривается по возможности использование новейших средств телекоммуникационных технологий, в том числе и мультимедийных, всех информационных ресурсов Интернета, включая видео и аудио конференции.

Таким образом, актуальность темы обусловлена инновационностью обучения, как по форме, так и по содержанию.

 Эффективность дистанционного обучения зависит от:

  • подготовки  в полном объёме учебно-методической базы, доступной каждому участнику образовательного процесса – как педагогу, так и обучаемому;
  • оперативного контроля качества усвоения обучающимся учебного материала;
  • правильной организации сертификации знаний для каждой ступени дистанционного обучения;
  • индивидуального выбора и заинтересованности именно этой технологией обучения всеми участниками образовательного процесса.  

ЦЕЛЬ:

Целью изучения данного вопроса является:

  • теоретическое и практическое изучение принципов построения, организации и возможностей дистанционного обучения;
  • практическое овладение методов и способов создания учебно-методических материалов.

Достижение целей осуществляется в ходе решения следующих задач:

  • изучение современного зарубежного и отечественного научно-методического опыта;
  • овладение современными технологиями дистанционного обучения;
  • осуществление индивидуального подхода к обучению через разработку индивидуальных программ для детей- инвалидов;
  • обучение детей-инвалидов, находящихся на домашнем обучении;

ГИПОТЕЗА:

Основная гипотеза внедрения дистанционного обучения в мою практику: дистанционное обучение позволит перевести обучающегося из пассивной позиции в активную, дать ему свободу для проявления себя, возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Дистанционное обучение, согласно моим исследованиям, будет рассчитано на:

  1.  обучающихся с ОВЗ;
  2.  школьников, желающих приобрести новые знания;
  3.  участников олимпиад и конкурсов.

СРОКИ:  сентябрь 2018 г. – май 2020 г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • Качество участия учащихся в дистанционном обучения
  • Качество  участия учащихся в предметных конкурсах, конференциях.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗМЕНЕНИЙ:

  • Рост числа участников, призеров и победителей всероссийских  олимпиад.
  • Формирование прочных навыков информационно-коммуникативной деятельности..
  •  Развитие мышления, воображения, приобретения новых знаний, умений, навыков.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.

Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...

Обобщение педагогического опыта по теме: «Личностно-ориентированный подход как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики»

В современной педагогике появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности передачи знаний к изучению более глубоких оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение информационных технологий в формировании естественнонаучной картины мира у учащихся на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Особое место в учебном процессе занимают современные информационные технологии. Увеличивается объем накопленной информации, расширяются сферыеё применения. При этом ученики ежедневно пропускают ч...

Обобщение педагогического опыта по теме "Компетентностный подход как условие эффективной подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку "

Гипотеза: подготовка к ОГЭ станет более продуктивной, если реализуется на основе компетентностного подхода в обучении.Цель: повышение качества обученности на основе компетентностного подхода.Задачи:1)...

Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...