Первые шаги в науку
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Одинцова Ольга Александровна

С чего начать исследование ученикам? Именно поэтапным шагам в исследовательской работе школьников посвящена статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pervye_shagi_v_nauku.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

 (С чего начать исследовательскую работу школьников?)

Одинцова О.А., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкар

 «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы самой маленькой поисковой работы».                             А. Н. Колмогоров 

        Введение

«В настоящее время, несмотря на введение единых государственных экзаменов и соответствующие изменения целей и задач обучения, широким фронтом выступают инициативы российских педагогов в поддержку исследовательской деятельности школьников. В современном информационном обществе педагог должен не столько транслировать знания, сколько формировать у ученика умение самостоятельно эти знания найти.

        Проект ФГОС среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17 декабря 2010), содержит вполне однозначную установку на «…формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности, навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного и межпредметного учебного проекта».

        Исследовательские задачи давно используются как метод на уроках в общеобразовательной школе, даже в младших классах, они формируют навыки аналитической, познавательной деятельности. Наиболее распространенная форма в средней и старшей школе - это реферат, в процессе такой работы у учащегося формируются умения работать с информацией, формулировать цели исследования, обобщать собранные знания, применять дедуктивные и индуктивные методы рассуждения. Широко используются в практике образовательных учреждений проектные работы, различные виды учебных исследование. Научное исследование - высшая форма исследовательской деятельности, нацеленной на получение нового интеллектуального продукта». (Из статьи Левиной О.Г. «Кому и зачем нужна исследовательская работа школьников? или Исследовательская работа школьников: быть или не быть?»

         Основная часть

Создание исследовательской работы - это результат мыслительной деятельности, направленной на изучение конкретного объекта или явления действительности.

Научно-исследовательская деятельность представляет собой работу в четырех направлениях:

  • проведение исследования;
  • написание и оформление научно-исследовательской работы;
  • публичное выступление на конференции;
  • написание тезисов.

С чего начать исследование?

Исследование может начинаться:

  • с урока или прочитанной книги. Любая тема может найти продолжение в самостоятельном поиске материала, углублении знаний о том или ином явлении или событии;
  • с работы в школьном музее. Здесь предстоит кропотливая работа по собиранию материала о человеческих судьбах и вещей, окружающих человека в разные эпохи;

Шаг первый. Выбор темы.

При выборе темы необходимо обратить внимание на малоизученные проблемы сферы знаний, которая вас привлекает; на вопросы, еще не имеющие ответа или вызывающие дискуссии. Прежде всего надо задуматься: «Что исследовать? Почему именно это исследовать?»

Примеры тем:

  • Замки и ключи Древней Руси (на примере материалов из раскопок 2006-2007 гг. в Ярославле) – история
  • Новые возможности для определения коэффициента лобового сопротивления тел различной формы. Эксперимент с удаленным доступом – физика
  • К характеристике флоры школьного участка села Айкино Усть-Вымского района Республики Коми - биология

При выборе темы будущего исследования следует избегать таких, которые предполагают лишь сбор материала (например, «Названия конфет», «Названия хлебо-булочных изделий»). Эти темы можно было бы преобразовать в следующие: «Названия конфет, привлекающие покупателя», «Название продукта как средство воздействия на потребителя (на примере…)» и др.При формулировании темы исследования следует учитывать значимость проблемы и ее актуальнось. Самая распространенная ошибка при выборе темы – желание «объять необъятное». Тема должна быть конкретной. В исследовании может быть интересно все: свет, цвет, символика, пейзажи, портреты. Важно учитывать, чтобы исследование было не ради самого исследования, а имело какой-то практический результат, получение которого было бы интересно для ребенка и для окружающих его людей.

Название должно с большой долей точности отражать содержание работы. Норма слов от 8 до 16, включая предлоги, союзы и то, что указывается в скобках (на примере…, на основе…)

Шаг второй. Создание аппарата исследования, который будет отражен в такой части работы, как введение.

Обязательные элементы исследовательского аппарата:

  • определение актуальности и научной новизны будущего исследования (необходимо определить, какую новую научную информацию получил исследователь в ходе работы). Новизна может заключаться не только в проблеме, но и в материале, на котором проводилось исследование (например, исследование языка рекламы на материале региональной рекламы, выявление особенностей речевого поведения школьников определенного образовательного учреждения и др.)
  • формулирование целей и задач исследования. (Цель должна быть сформулирована конкретно, она должна отражать то,  что было предметом обсуждения и выяснения. Формулировка цели начинается отглагольными существительными: «разработка», «выявление», «обоснование», «определение» и т.д.). Каким образом будет достигнута цель – это и есть задачи работы. Задачи отражают этапы проводимого исследования. Как правило ставится от 3 до 5 задач. (Формулировка задач представляет собой инфинитивную конструкцию: «собрать», «описать», «выявить» и др.). В научной работе основная цель чаще всего бывает связана с выдвижением гипотезы. Гипотеза (от греч. «основание», «предположение») – недоказанное утверждение, предположение или догадка.
  • определение объекта и предмета исследования (Объект – это главное поле приложения сил ученых; то, к чему применяется исследование. Предмет – это свойство или характеристика объекта; то, что изучается в ходе исследования. (Например, тема работы «Исследование «флешмоба» как социально-культурного феномена»: объект – субкультура, предмет – флешмоб »; тема «Положение женщины в Древней Руси»: объект – древнерусское общество, предмет – социальный статус женщины и др.)
  • определение материала, на котором будет проводиться исследование (материалом могут быть отдельные языковые единицы (эмоционально окрашенные слова, жаргонные слова и др.), микроконтексты (заголовки, рекламные слоганы и др.), тексты (рекламные тексты, газетные статьи и др.), речь (телеведущих, старшеклассников и др.). При описании необходимо указать количество рассмотренных единиц или текстов, если для работы использовалась письменная речь. При работе с рекламными текстами, важно отметить количество текстов и где они были размещены.
  • определение методов исследования
  • Учёт
  • Опрос
  • Наблюдение
  • Опыты и эксперименты
  • Интервьюирование
  • Анкетирование
  • Сравнение
  • Анализ определённых событий, памятных дат, явлений и т.п.
  • Поиск достоверных источников информации (книги, встречи со специалистами и др.)
  • Математическое моделирование
  • Другие возможные пути исследования 
  • формулирование практической значимости проведенного изыскания. Например, в результате исследования эффективности воздействия рекламного текста за счет использования выразительных средств могут быть предложены конкретные рекомендации для копирайтеров, и в этом будет заключаться практическая ценность проведенного изыскания.

Пример:

Тема исследования «Эволюция дневникового жанра: от интимных альбомов до блогов (секция «культурология»)»

  • Актуальность и новизна – блог – новый вид дневника, который возможно использовать в образовательном процессе
  • Цель – исследование жанра дневника  от истоков до сегодняшнего дня и нахождение  оптимального способа применения виртуального дневника для самопознания и саморазвития
  • Задачи – проследить эволюцию и выделить основные характеристики дневникового жанра; рассмотреть и описать современные формы дневников.
  • Объект – дневниковый жанр
  • Предмет - блог
  • Методы- наблюдение, сравнение, сопоставление
  • Значимость – проследив развитие жанра дневника, я предлагаю модель блога (электронного дневника) в качестве эффективной среды для самопознания и саморазвития
  • Перспектива – сайт гимназии будет основан на блогах.

Шаг третий. Работа с литературой.

На этом этапе начинающему исследователю необходимо познакомиться с научной литературой по теме работы. Для этого следует отобрать книги, статьи, в которых рассмотрены понятия, являющимися ключевыми в формулировке темы. Результатом изучения научной литературы должна стать реферативная часть, которая будет содержать базовую информацию для исследовательской главы работы. Реферативная часть не может превышать одной трети от всего объема работы. При изложении материала необходимо делать ссылки на ту литературу, которая была изучена и переработана.

Шаг четвертый. Работа с языковым материалом.

Работа проводится в несколько этапов: сбор материала, классификация, описание, обобщение. Результаты проведенной работы размещаются в отдельном параграфе работы (приложении).

Шаг пятый. Написание заключения.

 Заключение – важная часть работы. В ней обобщаются все те наблюдения, которые были представлены в основной главе. Необходимо прописать выводы, которые возникли в ходе исследования в соответствии с поставленной целю работы. Автор может наметить дальнейшую перспективу исследования заявленной темы.

Шаг шестой. Оформление библиографии.

Обязательным компонентом научной работы является библиография. Список использованной литературы может включать не только ту литературу, которую цитировал учащийся, но и те работы, которые были косвенно использованы при проведении исследования.

Шаг седьмой. Оформление приложения.

Работа может содержать приложения, в котором следует представить тексты, послужившие материалом исследования; анкеты, заполненные респондентами; фотографии, диски и т.д.

Требования к структуре работы.

Научно-исследовательская работа должна содержать:

  • титульный лист
  • оглавление
  • введение
  • основную часть
  • заключение
  • список использованных источников и литературы
  • приложение (не обязательно)

Примеры оформления

(Оглавление может быть расположено как в начале работы, так и в конце. В него должны быть включены основные заголовки работы (введение, названия глав, параграфов, заключение, список литературы, приложения) и соответствующие. номера страниц.

Введение – первый раздел работы, который вводит читателя в курс дела. Обычно во введении содержится краткий обзор литературы  по теме исследования, который должен ознакомить читателя с проблемами в исследуемой области.

Основная часть  должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору и предлагаемых им методик исследования, обоснование выбранного варианта решения проблемы.

В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором (необходимо соотнести результаты с задачами, поставленными в начале работы), с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по практическому использованию исследования.

Оформление работы согласно требованиям.

Выступление на конференции. Продолжительность составляет около 10 мин.

Написание тезисов.  Цель написания тезисов – обобщить имеющийся материал, показать его суть, раскрыть содержание работы в кратких формулировках.

Использованная литература:

  1. О.Г.Левина. Первые шаги в науку. Как проводится исследование? Практическое руководство для школьников. –Ярославль, Провинциальный колледж, 2010
  2. Организация и методика научно-исследовательской деятельности школьников. - Ярославль: Провинциальный колледж, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги в науку

Развитие одаренности в каждом ребенке ,предоставление возможностей для самореализации ,одна из задач школы...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»

Данная программа может быть использована  учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности,  а так же родителями при занят...

Муниципальная конференция проектно-исследовательских работ учащихся «Первые шаги в науку»

Влияние комнатных растений на психологическое состояние человека...

Научная конференция "Первые шаги в науку"

Тема научной конференции "Леонардо да Винчи - художник или математик" (презентация)...

Научная конференция "Первые шаги в науку"

Тема научной конференции "Леонардо да Винчи - художник или математик" (конспект к уроку)...

Программа кружка "Первые шаги в науку" (5 -11 кл)

Данная программа расчитана на 30 часов....