Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования. НОУ «Первые шаги в науку»
статья на тему

Чекашкина Ольга Викторовна

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в НОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательская деятельность учащихся в системе дополнительного образования. НОУ «Первые шаги в науку»

Чекашкина О.В  -

МБОУ Инсарская СОШ №1

        На современном этапе развития школы ведущей целью обучения является воспитание творчески активного специалиста. Опыт работы в образовательном учреждении убеждает: путь к вершинам творчества следует начинать со школьной скамьи. Мотивацию к повышению знаниевого уровня школьника усиливает активная интеллектуальная деятельность, увлеченность учебными исследованиями и проектами

        Учебно-исследовательская деятельность, это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. Исследование, как деятельностный подход в обучении, включает в себя способы интеллектуального действия: анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, дедукция, индукция, абстрагирование, установление разных видов связи и, прежде всего, причинных. Исследовательское обучение не создает новых объективных научных данных, но моделирует научный поиск и приводит к субъективно новым научным знаниям у обучаемых.

        Одним из способов, способствующих пробуждению интереса к изучению школьных предметов, и, как следствие, повышению общего уровня подготовки и формированию научного мировоззрения, является привлечение учащихся к учебно-исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования. При реализации исследовательского обучения во внеурочное время, педагогу важно выполнить несколько условий:

- устранять внутренние препятствия творческим проявлениям учащихся: вселить в ребенка уверенность;

- уделять внимание при работе со школьниками развитию его подсознания: некоторые идеи могут на мгновение «показаться на поверхности», важно вовремя «заметить», чтобы впоследствии для ребенка что-то прояснить и использовать в будущем исследовании;

- воздерживаться от оценок, благодаря этому учащиеся могут расширять канал для потока идей. Больше внимания и времени уделять свободному размышлению над проблемой;

- давать учащимся больше возможности для умственной разминки, можно позволять разогревающие упражнения, даже не связанные с содержанием предстоящей деятельности;

- обеспечивать живость воображения, поддерживать проявления фантазии, свободных представлений в учебной обстановке, ибо они ведут к творческому мышлению;

- развивать восприимчивость, повышать чувствительность, широту и насыщенность восприятия – через рисование, образные размышления, использование метафор, упражнений на развитие наблюдательности и восприимчивости разных цветов;

- расширять у учащихся фон знаний – фактор появления новых идей;

- помогать учащимся «видеть» смыслы, чтобы они лучше уходили в творческую деятельность, участвуя в дискуссиях, ролевых играх, в анализе уроков и различных ситуаций;

- обязательно обучать школьников мыслительным операциям и их использованию в адекватных условиях.

        Учебно-исследовательская деятельность в школе рассматривается как проектно-организационная педагогическая модель, содержание которой заключается в том, что в рамках различных форм образовательной деятельности (элективные курсы, индивидуальные проекты, научное общество учащихся, летний профильный лагерь) учащиеся выполняют исследовательские работы.

        В МБОУ «Инсарская СОШ №1» учебно-исследовательская деятельность школьников осуществляется в рамках научного общества учащихся (НОУ) с 2003-04 учебного года. Основная цель НОУ - повышение общего уровня  знаний, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, подготовка к последующему продолжению образования. Задачи: развитие нестандартного мышления; подготовка учащихся к участию в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах; ознакомление с возможностями современных информационных технологий; воспитание самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, силы воли и умения работать в команде.

        Содержание деятельности НОУ отражено в курсах: «Введение в исследовательскую деятельность», «Исследовательская и проектная деятельность учащихся», «Формирование учебно-исследовательских навыков учащихся с использованием ИКТ». Работа строится по одноименным элективным курсам, утвержденным экспертным советом МРИО.

        Для организации учебно-исследовательской деятельности в школе существует современное научно-техническое обеспечение, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, ММ программ, Интернет. Для теоретической подготовки будущих исследователей организован элективный курс «Введение в исследовательско-проектную деятельность учащихся», где учащиеся знакомятся с этапами научного исследования и проектирования.

        Наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе - выбор темы исследования.  Довольно трудно находить интересные, перспективные темы для проведения исследования, обещающие интересные результаты. Мечта учителя – чтобы ученик сам нашёл такую тему для своего исследования. Но даже учителю это бывает трудно – очень часто оказывается, что полученный результат уже давно известен. Но и в этом случае, работа, проведённая по логике научного исследования, становится интересной, если она сформулирована и доказана учеником самостоятельно.

        Темы исследовательских работ подбираются согласно интересам и способностям учащихся. В процессе подготовки работы, учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления.

        При выполнении учебно-исследовательской работы, учащиеся получают неформальные и очень глубокие знания в соответствующей области науки, развивают творческие способности и навыки исследовательской деятельности, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на ежегодной школьной конференции. В апреле 2013 года проведена десятая по счёту научно-практическая конференция.

        Время показало, что работа НОУ важна не только нашей школе. С 2007 по 2009 годы, на базе МОУ «Инсарская СОШ №1», работала муниципальная экспериментальная площадка. Участниками программы опытно-экспериментальной деятельности стали:

- МУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования Инсарского муниципального района»;

 -  Управление по социальной работе администрации Инсарского муниципального района;

 - МУДОД «Инсарский районный Дом детского творчества»;

 - Научное общество учащихся «Первые шаги в науке» МОУ «Инсарская СОШ №1»;

- Координатор эксперимента - начальник МУ «Центр информационно-методического и технического обеспечения учреждений образования Инсарского муниципального района» Чапайкина О.Ф.;

- Координаторы и организаторы эксперимента - учителя МОУ «Инсарская СОШ №1» Чекашкина О.В., Чудаева Е.В.

        Исследовательская работа – деятельность творческая, как для учителя, так и для ученика. Творческий потенциал школьников повышается различными мероприятиями, в которых активное участие принимают участники НОУ. Это предметные недели и олимпиады. Только за последний месяц наши школьники приняли участие  в олимпиадах «Альбус» по различным предметам, в открытой олимпиаде школьников МГПИ. Число участников – десятки школьников. Например, в 2011-12 учебном году 83 ученика нашей школы приняли участие во Всероссийском конкурс ЧИП. Многие из них отмечены дипломами.

        Если в работе НОУ в 2003-04 учебном году принимали участие только старшеклассники, сейчас стали активно включаться младшие школьники и их учителя. Последняя НП конференция «Первые шаги в науке»  собрала в нашей школе 8 секций, среди них – 2 секции «Началочка».

        Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому  результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Следует отметить, что уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися  школы на различных конкурсах.

        Работа школьного НОУ нашла продолжение в Районных НП конференциях. В апреле 2008 года в нашей школе состоялась I Муниципальная научно-практическая конференция «Первые шаги в науке». В 2013 году состоялась пятая по счёту конференция. Сейчас можно с уверенностью отметить, что каждая из пяти конференций для многих школьников района явилось важным этапом их становления. Немного истории.

I районная научно-практическая конференция исследовательских,   проектных   и  творческих работ  учащихся «Первые шаги в науке – 2009»,  16 мая 2009 г., в МОУ «Инсарская СОШ №1» - 52 работы;

II районная научно-практическая конференция исследовательских,   проектных   и  творческих работ  учащихся «Первые шаги в науке – 2010»,  16 апреля 2010 г., в МОУ «Инсарская СОШ №1» - 54 работы…

V районная научно-практическая конференция исследовательских,   проектных   и  творческих работ  учащихся «Первые шаги в науке – 2013»,  3 апреля 2013 г., в МБОУ «Инсарская СОШ №1» - 90 работ.

        Коллектив нашей школы благодарен руководству района в лице отдела образования и дома детского творчества за поддержку работы учебно-исследовательской деятельности в нашей школе. Мы благодарим учителей и учеников школ района, принявших участие в Районных НП конференциях «Первые шаги в науке»!

          Хочется отметить отдельно учителей МБОУ «Инсарская СОШ №1», воспитавших участников и победителей конкурсов, олимпиад и  научно-практических конференций различного уровня:

Межрегиональный конкурс исследовательских работ «Дерево земли».

Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся  «Интеллектуальное будущее Мордовии».

Всероссийский детский  конкурс творческих работ учащихся  «Первые шаги в науке», проводимого системой «Интеграция».

Московский Международный форума «Одаренные дети».

Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «Национальное Достояние России».

Всероссийский конкурс творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке».

Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ учащихся «Первые шаги», клуб учителей «Доживем до понедельника».

Всероссийский фестиваль исследовательских и проектных работ учащихся «Портфолио».

        Огромная заслуга в данных победах Чудаевой Е.В., учителя математики и завуча МБОУ «Инсарская СОШ №1». В настоящее время к учителям энтузиастам учебно-исследовательской деятельности успешно присоединилась учителя начальной школы.

        Потребности современного общества и возможности нашего педагогического коллектива привели к организации на базе нашей школы экспериментальных площадок. В Инсарской СОШ №1 в 2012-13 уч. году работают 11 экспериментальных площадок (5 школьного уровня и 6 - муниципального).  Такие экспериментальные площадки как «Природа и культура родного края», «Проектная и исследовательская деятельность учащихся», «Этнокультурный компонент как средство формирования нравственных и патриотических качеств личности учащихся», «Здоровьесберегающие технологии как фактор сохранения здоровья учащихся и формирования культуры здорового образа жизни» работают в школе не первый  год. Участники данных экспериментов ежегодно показывают актуальность, своевременность, практическую целесообразность и результативность.

        Новыми экспериментальным площадкам являются такие, как «Использование интерактивной доски», «Построение образовательного пространства обучения младших школьников на основе системно-деятельностного подхода», «Внедрение компьютерной системы обучения в общеобразовательном учреждении», «Проект «Электронный дневник», «Современные подходы к организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями в условиях ОУ». Небольшой период работы этих площадок показал позитивные результаты. Руководители данных площадок провели районные семинары по ведению электронного дневника и обучению и проведению экзамена в компьютерной форме – КЕГЭ. Учителя, работающие в режиме дистанционного обучения, прошли курсы дистанционного обучения детей.

        Для дальнейшего совершенствования организации учебно-исследовательской деятельности школьников в системе дополнительного образования следует:

- применить в работе интерактивные доски, консультанты;

- уделить внимание проектным и исследовательским работам учащихся;

- обратиться к вопросам этнокультурного компонента в образовательном процессе;

- работать над созданием культурной и эмоционально-значимой среды для развития ребенка, например, при подготовке и проведении предметных недель в школе;

-  сотрудничать с учреждениями дополнительного образования.

        Время доказало: в каждом ученике живет интерес к открытиям и исследованиям, нужно только помочь детям проявить себя –  в этом состоит главная задача учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программ дополнительного образования детей «Первые шаги в электричество»

Программой предусмотренознакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения физических знаний на практике, формирование целостной естественнонаучной картины мира учащихся на осно...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»

Данная программа может быть использована  учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности,  а так же родителями при занят...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся в системе дополнительного образования"

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрашения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении....

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...

Стимулирование активной познавательной деятельности детей в системе дополнительного образования изобразительного искусства в школе на основе учебных проектов.

Метод творческих проектов - инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность. Задача проектов на дополнительных занятиях по ИЗО , как правило, практи...