Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в науку»
рабочая программа (9 класс) по теме

 

 

Данная программа может быть использована  учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности,  а так же родителями при занятиях с детьми по овладению навыками работы в области прикладного творчества и развития творческих способностей детей.

Новизна  предлагаемой программы заключается в создании банка алгоритмов выполнения изделий, привлечении родителей к совместному творчеству с ребенком, в подборе  и разработке  заданий творческого характера.

Научная новизна и практическая значимость состоит в поиске оптимальных форм организации учебной деятельности школьников, способствующих повышению творческих способностей учащихся.

Новизна - в разнообразии, более широком подходе к творчеству и созиданию, учащийся получает возможность получить и углубить свои знания, умения, навыки по наиболее понравившемуся виду деятельности.  Особое значение приобретают способ организации учебного процесса и  взаимодействие педагога и учащегося на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.a.nechunaeva_polnaya_pervye_shagi_v_nauku.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Государственное общеобразовательное учреждение

«Центр Образования №1085»

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«Первые шаги в науку»

разработана в  2006 году для кружка

проектной деятельности

«Поиск» на 1 год обучения

для учащихся  от 14 лет.

Составитель:

                                                                                      Нечунаева  Светлана Анатольевна.

Москва, 2006год

  В последнее время все больше и больше внимания в нашей стране уделяется проблемам технологического образования как в ВУЗах, так и в общеобразовательных школах. Обсуждаются современные теоретические и методические аспекты решения этих проблем, опыт внедрения технологии, рассматриваются вопросы творческого развития учащихся при выполнении проектов, формируются элементы технологической культуры школьника. Чем же обусловлен столь высокий уровень актуальности проблем технологического образования?

Внедрение и повышение уровня технологического образования, как и любого серьезного и многопланового начинания, отвечает потребностям современного общества. Так, в настоящее время остро ощущается потребность в решении задач стратегического развития страны,  а именно – в комплексной модернизации, подразумевающей не только экономическое и социальное развитие, но и развитие технологическое. Вопросы модернизации давно обсуждаются на уровне правительства страны, при этом создание прогрессивного инновационного общества ставятся в ряд приоритетных государственных задач. В июле 2006 года в Санкт-Петербурге в рамках саммита «Большой восьмерки» была выпущена резолюция «Образование для инновационных обществ в ХХI веке», провозглашающая следующее: «Мы будем способствовать формированию глобального инновационного общества посредством развития и интеграции всех трех элементов «треугольника знаний» (образование, исследования и инновации), крупномасштабного инвестирования в человеческие ресурсы, развития профессиональных навыков и научных исследований, а также путем поддержки модернизации систем образования, с тем, чтобы они в большей степени соответствовали потребностям глобальной экономики, основанной на знаниях».

Зарождающееся инновационное общество знаний должно обладать фундаментально новыми свойствами, способствующими ускорению внутренней социальной трансформации и ускорению экономического и научно-технического развития. Возникает необходимость формирования нового поколения, поддерживающего радикальные преобразования такого рода. В связи с этим, с каждым шагом вперед в новой политике развития стремительно возрастает роль научно - образовательных организаций как одной из важнейших ступеней в формировании технологически подготовленных кадров. Внедрение высоких образовательных стандартов призвано не только создавать достойную конкуренцию образованию в странах с высокой технологической культурой, но и работать в области развития творческих и интеллектуальных способностей нового поколения, посредством включения  учащихся в крайне востребованный созидательный труд.

В рамках данной стратегии, рассматриваемая программа должна рассматриваться как полноправный компонент фундаментального ядра содержания общего образования. Универсальность ее состоит в том, что любая деятельность, включая профессиональную, учебную, созидательную, преобразующую, должна осуществляться технологически грамотно, гарантируя тем самым достижение поставленной задачи наиболее оптимальным и экономичным путем. Для достижения таких результатов, учащийся должен обладать универсальными общетехнологическими знаниями и умениями, применимыми для решения исследовательских, поисковых и конструкторских проблем. В данных условиях одним из наиболее эффективных методов формирования высокого творческого потенциала учащихся является метод проектов.

Метод проектов является педагогически гибким, позволяя целиком охватить систему школьного учебно-образовательного процесса, решая не только задачи развития творческих способностей, но и проблемы социализации школьников, эстетического воспитания, жизненного и профессионального самоопределения, качественного изменения личности школьников в процессе обучения, а так же способствует значительной активизации деятельности учащихся. Такой подход предоставляет учащимся возможность принятия собственных решений и проявления способностей, помогает включиться в осознанный процесс выбора своего профессионального будущего и дальнейшей стратегии успеха. Таким образом, метод проектов  может стать для учащихся серьезной базой, помогающей сформировать широкий спектр навыков и умений, необходимых для решения любых сложных  жизненных задач. Являясь действенным методом для учащихся, творческий проект предоставляет широкие возможности и для педагога. Так, наряду с возможностью постоянного совершенствования процесса технологического образования, педагог получает возможность осуществления личностно-ориентированного подхода, эффективность которого доказывается получаемыми результатами. Кроме того, метод проектов, как широкий и достаточно разнообразный вид деятельности, может стать надежной платформой для организации педагогических исследований. Одним из видов таких исследований является педагогический эксперимент, в ходе которого создаются специальные экспериментальные ситуации для формирования заданного качества, моделируется педагогический процесс как образец для педагогической практики, появляется возможность его использования в различных условиях, а полученные таким образом данные, апробируются в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


Пояснительная записка

Новизна  предлагаемой программы заключается в создании банка алгоритмов выполнения изделий, привлечении родителей к совместному творчеству с ребенком, в подборе  и разработке  заданий творческого характера.

Научная новизна и практическая значимость состоит в поиске оптимальных форм организации учебной деятельности школьников  , способствующих повышению творческих способностей учащихся.

Новизна - в разнообразии, более широком подходе к творчеству и созиданию , учащийся получает возможность получить и углубить свои знания, умения, навыки по наиболее понравившемуся виду деятельности.  Особое значение приобретают способ организации учебного процесса и  взаимодействие педагога и учащегося на занятиях.

В настоящее время отечественная психология выделяет четыре основных вида деятельности: общение, игра, учёба, труд. Каждому возрастному периоду присуща ведущая деятельность.

Подростковый возраст включается в качественно новую систему отношений общения с товарищами и со взрослыми в школе. У ребенка в этом возрасте расширяется сфера деятельности, изменяется характер ее деятельности. Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, которая не является в этом возрасте ведущей.

Проблема состоит в заинтересованности учащихся в учебной деятельности средством проектов, в его стремлении занять определенное место в жизни. При этом возникает повышенная потребность оценить самого себя как полезного для общества. Это место подростка в обществе определяется степенью его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер.

  1. Цель :

Применение педагогической технологии, обеспечивающей развитие творческих способностей учащихся.

Сущность программы заключается в создании условий для развития творческих способностей учащихся методом проектной деятельности:

 -   овладение учащимися методами самостоятельной деятельности по самообразованию;

  1. помочь осознать учащимся мотивацию учения;
  2. развитие творческих способностей учащихся;
  3. повышение самооценки учащихся ( изготовление проектного изделия самостоятельно от идеи до ее воплощения в реальность);
  4. поднять имидж учителя (обучение школьников по передовой технологии).

Задачи:

1.    Развитие способностей учащихся решать творческие задачи:

  1. поиск и постановка проблемы творческой задачи;
  2. определение составных элементов задачи;
  3. определение взаимосвязи элементов проблемной ситуации;
  4. нахождение оптимального решения задачи;
  5. выдвижение нестандартной гипотезы.

2.  Развитие творческого подхода при изготовлении изделия.

3.  Повысить познавательную активность:

  1. стремление самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
  2. потребность непрерывно овладевать новыми знаниями и применять их в качестве средств преобразовательной деятельности.

4.  Включение в процесс обучения родителей.

5. Формирование трудолюбия, целеустремленности, ответственности, экономичности, стремления к созиданию.

6. Провести информационно-аналитические исследования по данной проблематике.

7. Проанализировать условия развития творческих способностей подростков на уроках по технологии;

8.  Разработать технологию испытания гипотезы и провести это исследование.

Воспитательные задачи - воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, культуры поведения и бесконфликтного общения.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих заключаются в охватывании большего количества видов деятельности , начиная с самостоятельной разработки проекта от идеи, заканчивая созданием конкретного товара или услуги;

 в возможности для детей познакомиться со всем процессом реализации идеи  в рамках одного образовательного учреждения;

позволяет ответить на вопрос: Каким образом совместить досуг школьников с необходимостью непрерывного творческого саморазвития?

Данная программа может быть использована  учителями трудового обучения, преподавателями дополнительного образования в их практической деятельности,  а так же родителями при занятиях с детьми по овладению навыками работы в области прикладного творчества и развития творческих способностей детей.

Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогике развития, в центре внимания которых - личность ребёнка, реализующего свои возможности. Программа нацелена на  индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребёнка. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при реализации идеи.

Образовательный курс программы рассчитан на 1 год. Возраст учащихся  в группе первого года обучения от 14 лет.

При оценке знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе, оценивается динамика личных достижений и удовлетворённости детей и родителей на основе собеседований. Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов. По окончании обучающего процесса учащиеся награждаются грамотами и подарками.

  1.                                            
  2. Трудоемкость работы

Для ученика – состоит в выборе форм и методов работы, в подборе дидактического материала, в оформлении пояснительной записки.

Для учителя – состоит в освоении различных видов декоративно-прикладного творчества, наличии желания работать по методу проектов.

Трудоемкость компенсируется положительными факторами:

  1. Возрастает способность учащихся выделять основные идеи, производить поиск деталей, устанавливать связь между элементами.
  2. Усваивается больший объем информации за меньший промежуток времени.
  3. Повышается интерес родителей к проблемам трудового обучения детей.
  4. Возрастает удовлетворенность учащихся от выполненной работы, так как в результате возникает реальный объект – готовое изделие.

Формы проведения занятий

- групповые

- индивидуальные с одарёнными детьми

- индивидуальные при подготовке к конкурсам

                                                Результативность

Творческая проектная деятельность школьников способствует формированию у них  адекватной самооценки, готовит к будущей профессиональной деятельности. В процессе выполнения проектов у учащихся формируются технологические культура, мышление, этика, повышается их технологическая образованность и грамотность.

     Кроме того:

  1. усиление познавательной активности;
  2. развитие творческих  способностей;
  3. положительная динамика качества знаний по предмету;
  4. высокие показатели участия в выставках – конкурсах различного уровня;
  5. усвоение большего объёма информации за меньший промежуток времени.

В результате обучения в течение учебного года по программе обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:

  1. поиск и постановка проблемы творческой задачи;
  2. определение составных элементов задачи;
  3. определение взаимосвязи элементов проблемной ситуации;
  4. нахождение оптимального решения задачи;
  5. выдвижение нестандартной гипотезы;

-     нахождение творческого подхода при изготовлении изделия;

  1.  самостоятельно выявлять потребности в информационном обеспечении деятельности;
  2. применять полученные новые знания в качестве средств преобразовательной деятельности;

-    проводить информационно-аналитические исследования по данной       проблематике;

-   разрабатывать технологию испытания гипотезы и проводить это исследование.

Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков, оценку умений и навыков допрофессиональной подготовки, качество индивидуальной работы. Оценка знаний и умений проводится с помощью опросов на каждом занятии, организовываются выставки творческих работ, выставки-конкурсы. Итогом работы учащихся является участие в конкурсах-выставках различного уровня: школьных, городских, областных, всероссийских.

Тематическое  планирование

Раздел

Тема

Кол-во часов

1 гр.

Кол-во часов

2 гр.

I

Введение

 

 Ознакомление с программами теоретического обучения по профессии. Правила техники безопасности на рабочем месте, электро- и пожаробезопасность.

Понятие успешности. Секрет успеха известных дизайнеров, политиков, бизнесменов.

1,5

1,5

2

2

II

Творческий проект

1

2

Введение в проектную деятельность.

Проектная деятельность как деятельностная технология обучения.

Введение. Метод проектов: основные признаки.

Виды самостоятельной, творческой работы учащихся.

Примеры детских проектов.

 

Этапы работы над проектом.

Условия применения. Требования к проектам.

Идеи проектирования.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

3

Методы творчества при проектировании

Творческие методы проектирования

 аналогия

ассоциация

эвристическое комбинирование

 антропотехника

неология, использование передовых технологий.

 Методы парадоксальных решений.

Методы пересмотра постановки задачи.

Практическая работа по упражнениям творческого мышления.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

Отработка отдельных навыков проектирования.

Необходимость планирования проектной работы.

 Этапы деятельности в логике дизайн - проектирования.

Упражнения для подготовки к выполнению самостоятельных проектов.

Учебный проект.

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

5

Проект как гипертекст

Строение проекта как гипертекста.  Его характеристика.

Постановка проблемы и рефлексивный анализ.

 Объективность и субъективность новизны проекта.

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

6

Реализация проектной деятельности, критерии оценки.

Временной режим проектной деятельности.

Обучение через проект. Межпредметные связи.

Отличие проекта от самостоятельной работы, реферата.

Суть пояснительной записки.

Составление  сценария защиты проекта.

Суть рефлексии. Критерии оценки проекта.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

7

Интегрированный проект на этапе предпрофильной подготовки.

Проектирование как метод познания на этапе профессионального самоопределения.

Потребность в осознании роли знаний в жизни и учении.

Проект как профессиональная проба: подробное знакомство с выбранной профессией.

1,5

1,5

1,5

2

2

2

8

Презентация дизайн – проекта.

Как сделать презентацию к уроку.

Визуализация.

Опорный конспект.

Типичные ошибки в создании презентаций.

Правила в дизайне презентаций.

Инструменты создания презентаций. Ресурсы изображений – заготовок.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

9

Подготовительный этап проекта

Выбор своей темы проекта, его обоснование.

 Формирование мотивов выполнения проекта.

Определение необходимого объема знаний, умений, навыков для осуществления проекта.

Составление плана работы по реализации проекта.

 Определение  необходимых материальных затрат на реализацию проекта.

Определение финансовых затрат для изготовления проекта.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

10

Конструкторский этап проекта

Варианты выполнения проекта, выбор оптимального.

  Сбор и обработка требуемой информации по различным источникам.

Разработка конструкции.

Изучение технологии изготовления задуманного объекта труда.

Разработка технологической документации.

 Подготовка необходимых материалов, оборудования, инструмента.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

2

11

Технологический этап проекта

Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна.

Текущий контроль и корректировка деятельности. Соблюдение правил техники безопасности.

Поэтапное изготовление объекта.

Проведение школьной выставки проектных работ.

1,5

1,5

15

1,5

2

2

16

2

12

Заключительный этап проекта

Самооценка качества выполненной работы. Рефлексия.

1,5

2

III

Защита творческих проектов

Защита творческих проектов.

6

6

IV

итого

102

136


Приведённый в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребёнка по собственной образовательной траектории.

Содержание программы

Для решения поставленных задач в содержании занятий выделяются три основных раздела:

1.   Введение в проектную деятельность.

2.   Творческий проект.

3.   Защита творческого проекта.

  В настоящее время в профессиональной деятельности различных сфер все большее внимание начинает  уделяться преимуществам использования системного, комплексного подхода к решению поставленных задач, что не могло не отразиться на учебном процессе в области технологического образования. Акцентирование внимания на индивидуальном подходе к поиску и решению существующих проблем позволило создать совершенно новый подход в обучении, способствующий интеграции знаний и развитию нелинейного, творческого мышления. Таким образом, учебное проектирование становится наиболее эффективным методом для решения задач, освещенных

данной учебной программой.

  1. Раздел «Введение в проектную деятельность» знакомит учащихся с общими принципами проектной деятельности в различных профессиональных сферах, а так же раскрывает потенциал возможностей для личностного развития и решения индивидуальных повседневных проблем. В ходе занятий учащиеся получают возможность познакомиться с  блестящими примерами применения проектных методов в жизни и карьере успешных людей, осознают важность комплексного подхода к решению поставленных задач и планированию успешного будущего.
  2. Раздел «Творческий проект» позволяет понять сущность проектной работы, основные этапы проектирования и способы представления результатов проделанной работы. В ходе занятий учащиеся осваивают применение методов творческого мышления, знакомятся с основами планирования деятельности, обучаются работе с различной информацией. На этапе технологической разработки происходит знакомство с профессиональными приемами, производством, материалами, проводится постоянная отработка конкретных практических навыков, знаний и умений. Практическая составляющая данного раздела заключается в выполнении упражнений по каждой теме, коллективной проработке тренировочного проекта и разработке и реализации индивидуального учебного проекта с последующей подготовкой к презентации результатов проделанной работы.
  3. Раздел «Защита творческого проекта» позволяет отработать навыки презентации продукта труда, самопрезентации и ораторского искусства, а так же выявляет творческий подход в ходе представления результатов проделанной работы. На данном этапе проект получает оценку экспертов, общества и позволяет учащимся перейти на новый уровень саморазвития.

Поурочное содержание программы

№ п\п

Тема

Содержание

I

Введение

1

Ознакомление с программами теоретического обучения по профессии. Правила техники безопасности на рабочем месте, электро- и пожаробезопасность.

Программа работы на учебный год. Обоснование важности проектной деятельности в различных сферах жизни человека. Проектная деятельность как комплексный подход к рению проблем. Повторение правил техники безопасности на рабочем месте, электро- и пожаробезопасность.

2

Понятие успешности. Секрет успеха известных дизайнеров, политиков, бизнесменов.

Понятие успешности в разные эпохи, образ успешного человека в современном мире, современные ценности. Презентация по теме: «Жизнь замечательных людей». Важность образования и постоянного саморазвития в условиях современности.

II

Творческий проект

1

Введение в проектную деятельность

1.1

Введение. Метод проектов: основные признаки.

1.2

Виды самостоятельной, творческой работы учащихся.

1.3

Примеры детских проектов.

2

Проектная деятельность как деятельностная технология обучения.

2.1

Этапы работы над проектом.

Знакомство с этапами работы над проектом. Краткое резюме каждого этапа. Продукт, получаемый на каждом этапе.

2.2

Условия применения. Требования к проектам.

Вариативность использования проектов в различных областях. обеспечение комплексного подхода. Знакомство с основами сситемного мышления и проектирования. Критерии оценки учебного проекта.

2.3

Идеи проектирования.

Общие приемы генерации идей. Метод «Списка 100».Необходимость составления банка идей и его дальнейшее использование. Примеры банков идей. Отбор идей для проектирования. Знакомство с методом «Матрицы принятия решения».

3

Методы творчества при проектировании

3.1

Творческие методы проектирования

Знакомство с принципами мышления, творческого мышления. Необходимость владения приемами творческого мышления в условиях современности.  Вклад Э. де Боно и Т.Бьюзена. Обзор ресурсов и источников информации по теме.

3.2

Аналогия

Суть и примеры применения метода «Аналогий». Принципы и способы поиска аналогий, составление банка аналогий по теме. Вопросы этики и авторского права при заимствовании и использовании существующих идей.

Практикум: Решение проблемы экономичного расхода воды в домашнем хозяйстве.

3.3

Ассоциация

Суть и примеры применения метода «Ассоциаций». Источники вдохновения современных дизайнеров, примеры успешных работ. Визуальные, звуковые, событийные ассоциации и их использование. Ассоциация как метод избавления от «страха чистого листа».

Практикум: подбор и модификация ассоциативных идей при проектировании детской мебели.

3.4

Эвристическое комбинирование

Суть и примеры применения метода «Эвристического комбинирования». Эвристическое комбинирование в моде и дизайне. Инструменты для повышения эффективности метода: генераторы случайных слов, бумажные «гармошки», изготовление набора случайных изображений, опорные вопросы для повышения количества комбинаторных вариантов.

Практикум: усовершенствование школьного или личного веб-сайта с помощью идей, полученных методом комбинирования.

3.5

Антропотехника

Человеческий фактор в проектировании. Знакомство с антропологией.  Примеры дизайнерских и антропологических исследований в учебных проектах. Суть и примеры применения метода «Антропотехники».

Практикум: составление сценария пользования школьным буфетом с выявлением особенностей и проблем, последующее составление ментальных карт.

3.6

Неология, использование передовых технологий

Источники информации о передовых технологиях. Прогнозирование появления новых технологий. Трендвотчинг и краудсорсинг. Понятие «концепта» и «концептуального проектирования».

Практикум: коллективная генерация идей на основе ранее изученных методов по теме: «Возможности использования термочувствительных тканей».

3.7

Методы парадоксальных решений.

Суть и примеры применения метода «Парадоксальных решений» в дизайне вещей, бизнес-решениях и решении повседневных жизненных проблем. Опорные вопросы для генерации  парадоксальных решений. Знакомство с отдельными приемами техники ТРИЗ.

Практикум: выявление противоречий в выбранной задаче с последующим применением метода парадоксальных решений.

3.8

Методы пересмотра постановки задачи.

Правила первоначальной постановки задачи, возможные трудности. Опорные вопросы для пересмотра постановки задачи. Примеры успешных решений в области науки и бизнеса, полученные методом пересмотра задачи.

3.9

Практическая работа по упражнениям творческого мышления.

Правила проведения коллективного и индивидуального «мозгового штурма». Коллективное решение проблемы методом «Шести шляп». Составление Mind Map (ментальной карты) по теме «Нестандартное использование пластиковых пакетов». Обсуждение полученного банка идей.

4

Отработка отдельных навыков проектирования.

4.1

Необходимость планирования проектной работы.

Основы личного планирования. Ошибки и примеры удачных решений. Использование основных инструментов планирования: обзор компьютерных программ, бумажных и электронных планировщиков, литературы и интернет-ресурсов. Способы организации личного времени с учетом особенностей деятельности и образа жизни. Общие принципы планирования индивидуальной и коллективной проектной работы.

Практикум: создание базовой формы для личного планирования времени на основе таблиц Microsoft Office Excel.

4.2

Этапы деятельности в логике дизайн - проектирования.

Базовая структура проекта и характеристика этапов. Модификация базового плана под поставленные задачи и условия. Примеры продуктов труда и критерии оценки, полученные по завершению каждого этапа.

Практикум:Построение предварительной диаграммы Ганта по этапам проекта в программе Microsoft Office Project.

4.3

Упражнения для подготовки к выполнению самостоятельных проектов.

Генерация идей с помощью ранее изученных методов и приемов. Составление ментальной карты по выбранной идее, составление мудборда, анализ существующих решений. Составление примерного плана работ по теме проекта.

4.4

Учебный проект.

Выполнение учебного проекта по теме: «Декорирование  городской квартиры к Новому году» или «Сценарий семейного празднования Нового года». На основании изученных приемов и техник.

5

Проект как гипертекст

5.1

Строение проекта как гипертекста.  Его характеристика.

Сущность гипертекстовой структуры. Преимущества гипертекста и его использование в различных сферах: Интернет, технологические карты, компьютерные программы, книги-игры, конспектирование и т.д. Повторение материала о составлении ментальных карт.

5.2

Постановка проблемы и рефлексивный анализ.

Важность правильного выявления проблемы. Примеры ситуаций с верным и неверным выявлением проблемы из практики пользователей техники ТРИЗ. Сущность и примерный порядок рефлексивного анализа.

5.3

Объективность и субъективность новизны проекта.

Понятие «объективности и субъективности». Инструменты оценки проекта и идеи: системы ранжирования и анализа.

6

Реализация проектной деятельности, критерии оценки.

6.1

Временной режим проектной деятельности.

Планирование проектной деятельности по выбранной теме на основе изученных приемов и инструментов. Оформление плана на бумаге или в электронном виде.

6.2

Обучение через проект. Межпредметные связи.

Необходимость использования межпредметных связей в проектной деятельности. Примеры интеграции знаний и различных дисциплин в ходе проектной деятельности:

Информатика:

-создание базовой формы для личного планирования времени на основе таблиц Microsoft Office Excel.

-построение диаграммы Ганта по проекту в программе Microsoft Office Project.

-создание ментальных карт в программах Cmap Tools, Mind manager

- создание презентаций в Power point и Adobe Photoshop

Литература и русский язык:

- написание пояснительной записки, сопроводительных текстов презентации и плакатов, создание эффектных заголовков;

Геометрия:

создание композиций, вычисление пропорций;

и т.д.

6.3

Отличие проекта от самостоятельной работы, реферата.

Сущность и цели реферата и различных видов контрольных работ. Проект как командная работа. Элемент самостоятельной работы при выполнении проекта.

6.4

Суть пояснительной записки.

Необходимость создания пояснительной записки. Пояснительная записка как метод структуризации информации и мини-исследование. Пояснительная записка как способ презентации проекта.

6.5

Составление  сценария защиты проекта.

Определение цели выступления по теме проекта. Анализ имеющихся материалов по теме проекта: пояснительная записка, презентация, плакаты и другие иллюстрационные материалы, банки идей и источников вдохновения, предварительные эскизы и т.д. Выявление наиболее сильных и слабых сторон проекта и сопроводительных материалов. Психология публичных выступлений и основы ораторского искусства. Изучение потенциальной слушательской аудитории: психотипы, предпочтения, интересы и т.д. Сбор информации по организационным вопросам: временные рамки, техническая оснащенность помещения, возможность размещения иллюстрационных материалов и макетов, и т.д. Составление ментальной карты на основе полученных данных, анализ.

Практикум: просмотр видеозаписей успешных и неприемлемых выступлений с последующим коллективным обсуждением. Составление личного сценария выступления.

6.6

Суть рефлексии. Критерии оценки проекта.

7

Интегрированный проект на этапе предпрофильной подготовки.

7.1

Проектирование как метод познания на этапе профессионального самоопределения.

Использование возможностей проекта для знакомства с профессией. Учебный проект как возможность прохождения этапов профессиональной деятельности при выполнении поставленных задач.

7.2

Потребность в осознании роли знаний в жизни и учении.

Процесс приобретения и последующего применения знаний и умений в условиях современности. Работа с информацией. Навыки работы с первоисточниками.

7.3

Проект как профессиональная проба: подробное знакомство с выбранной профессией.

Структура учебного и профессионального проектов. Профессиональные задачи на каждом этапе выполнения проекта. приобретение необходимых навыков и умений в процессе проектной деятельности. Проекты в составе профессионального портфолио.

8

Презентация дизайн – проекта.

8.1

Как сделать презентацию к уроку.

Постановка задач, определение целевой аудитории и последующее формирование концепта будущей презентации.

Поиск идей оригинальной подачи проекта. Творческий подход к содержанию презентации.

Практикум: генерация идей для формирования концепта презентации проекта.

8.2

Визуализация.

Основы психологии восприятия зрительной информации. Подбор визуального ряда . Привлечение и удержание внимания с помощью использования визуальных метафор, парадоксов и зрительных иллюзий. Виды визуализации в зависимости от типа представляемого проекта.

8.3

Опорный конспект.

Сущность опорного конспекта и его разновидности. Графический способ выражения мыслей и его преимущества. Ментальная карта как опорный конспект: преимущества при публичном выступлении. Правила составления опорного конспекта.

Практикум: составление опорного конспекта по прослушанному материалу.

8.4

Типичные ошибки в создании презентаций.

Примеры удачных и неудачных презентаций. Определение аудитории, стиля изложения и общего оформления презентации. Соблюдение социального и культурного факторов восприятия. Нарушение законов восприятия, композиции и колористики. Ошибки при работе со звуковым оформлением и видеоматериалами.

Практикум: написание мини-рецензии на предложенную учителем презентацию.

8.5

Правила в дизайне презентаций.

Использование законов психологии восприятия при создании презентации. Основы композиции, колористики и стилеобразования. Правила работы с текстом. Технические условия и ограничения, влияющие на дизайн презентации. Знакомство с основами инфографики.

Практикум: создание эскиза модульной сетки основного слайда на бумаге или в электронном виде.

8.6

Инструменты создания презентаций. Ресурсы изображений – заготовок.

Обзор компьютерных программ для создания презентаций. Вспомогательные инструменты, оборудование и материалы. Ресурсы изображений: клипарты, фотостоки, создание собственных банков изображений. Вопросы этики и авторского права при использовании заимствованных изображений. Альтернативные идеи изготовления презентаций.

9

Подготовительный этап проекта

9.1

Выбор своей темы проекта, его обоснование.

Индивидуальная работа по построению ментальных карт, выделение конкретной проблемы. Знакомство с примерами обоснования выбора темы при выполнении различных исследовательских и реферативных работ.

9.2

Формирование мотивов выполнения проекта.

Индивидуальная работа по формированию мотивов выполнения проекта. Оформление полученных результатов.

9.3

Определение необходимого объема знаний, умений, навыков для осуществления проекта.

Индивидуальная работа по формированию списка необходимых знаний навыков и умений с помощью изученных техник: ментальные карты, индивидуальный мозговой штурм по методу «Шести шляп», составление «Списка 100», применение приемов ранжирования.

9.4

Составление плана работы по реализации проекта.

Краткое описание общей концепции проекта. Индивидуальная работа по созданию базовой формы для личного планирования времени на основе таблиц Microsoft Office Excel. Построение диаграммы Ганта по проекту в программе Microsoft Office Project.

9.5

Определение  необходимых материальных затрат на реализацию проекта.

Знакомство с основами составления смет. Индивидуальная работа по определению  необходимых материальных затрат на реализацию проекта.

9.6

Определение финансовых затрат для изготовления проекта.

Адаптация типовых бизнес-планов под потребности конкретного проекта. Индивидуальная работа по расчету финансовых затрат.

10

Конструкторский этап проекта

10.1

Варианты выполнения проекта, выбор оптимального.

Индивидуальная работа по определению оптимального хода работ.

10.2

Сбор и обработка требуемой информации по различным источникам.

Критерии отбора источников информации. Способы структуризации информации и принципы ранжирования. Применение методов статистики и аналитики. Индивидуальная работа.

10.3

Разработка конструкции.

Изучение аналогов. Индивидуальная генерация идей на основе изученных методов. Концептуальное эскизирование и макетирование.

10.4

Изучение технологии изготовления задуманного объекта труда.

Изучение промышленных и кустарных методов производства объекта. Изучение производства аналогов. Поиск альтернатив при работе с необходимыми материалами и узлами конструкции.

10.5

Разработка технологической документации.

Создание индивидуальной технологической карты на основе данных, полученных в ходе исследования.

10.6

Подготовка необходимых материалов, оборудования, инструмента.

Поиск и подготовка необходимых материалов, оборудования, инструмента. Генерация идей по оптимизации процесса и рабочего пространства для наиболее эффективной работы.

11

Технологический этап проекта

11.1

Выполнение проекта с учетом требований технологии и дизайна.

Индивидуальная работа по теме проекта.

11.2

Текущий контроль и корректировка деятельности. Соблюдение правил техники безопасности.

Индивидуальная работа по теме проекта.

11.3

Поэтапное изготовление объекта.

Индивидуальная работа по теме проекта.

11.4

Проведение школьной выставки проектных работ.

Основные правила оформления экспозиций, макетов, и иллюстрационных материалов. Поиск идей эффектной подачи макета.

12

Заключительный этап проекта

12.1

Самооценка качества выполненной работы. Рефлексия.

III

Защита творческих проектов

Дидактические и методические приложения:

- библотека книг и журналов;

- инструкционные карты по композиции, колористике, художественному оформлению работ;

- каталог тканей;

- каталог отделочных материалов;

- каталоги обоев;

- каталог образцов по вязанию на спицах, по вышивке;

- схемы: по бисероплетению, вязанию на спицах , вышивке;

- тестовые задания: тесты Вильямса на определение творческих способностей;

- мультимедийные презентации;

- папка по технике безопасности;

- фотоуроки;

- сайт кружка "Радуга";

- папка-презентация готовых работ.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение,1982.

2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999.

3. Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. – М.: Педагогический поиск, 2009 – С. 144

4. Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов 111 междунар. научно-метод. конф. препод. вузов, ученых и специалистов. / Науч. ред. А.А. Червова. – Н.Новгород: ВГИПА,2002.  

5.  Головин С. Ю . Словарь психолога-практика. – Минск: Харвест, 2003 – С. 976

6. Дайри Н. Г.  Основное усвоить на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2005.

 7.  Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М.: 2008 – С. 210

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной  работы. – М.: Просвещение,2001.

9. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 2008 – С.205

10. Завельский Ю.В. Как подготовить современный урок.// Завуч. 2000. №4. – с. 94-97.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

12.Кириллова Г. Д.  Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980.

13. Кнолл, М. (2007). Метод проектов: профессиональное образование и возникновение метода, и международное развитие. Журнал Преподавателя Производственного Обучения, 34(3), 59-80. 

14. Knoll, M. The project method: Its vocational education origin and international development. Journal of Industrial Teacher Education, 34(3), 59-80. 2009 г.  

15.  Ксензова Г. Ю.   Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие.- М.: Пед. об-во России, 2000.  

16. Культура современного урока. / Под ред. Н.Е. Щурковой. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

17. Мак Мерри Ч. Обучение путем проектов. // Teaching by Projects. — New York, 2010 г.

18. Мастер-класс: подготовка учителя к успешной педагогической деятельности: методическое пособие / Под ред. Г. А. Русских. – Киров: ИУУ, 2000.

19. Машарова Т. В. Использование личностно-ориентированных технологий в образовании. Материалы семинара. – Киров, 2000.

20. Мелик-Пашаев А.А Педагогика искусства и творческие способности. – М.: Знание, 2001 – С. 96

21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия»,1999.

22. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. -- М., Российское педагогическое агентство, 1996, -- 374 с.

23. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России,2002.

24. Педагогический энциклопедический словарь.  – М.: Большая российская энциклопедия, 2002 – С. 527

25. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1976 – С. 280

26. Проблемы технологического образования в школе и ВУЗе.  Материалы XV Международной конференции по проблемам технологического образования школьников.  – М. :МИОО, 2009 -531стр.  

27. Развивающие педагогические технологии: проблемы, поиски, решения. Сборник научно-методических материалов. Киров: Издательский центр ИУУ,2009.

28. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1999.

29. Симоненко В. Д. Творческие проекты старшеклассников по технологии обработки ткани. – Брянск: НМЦ Технология, 1998 –С. 232

30. Симоненко В. Д. Творческие проекты учащихся 5-9 классов. – Брянск: НМЦ Технология, 1996 –С. 208

31. Туник Е.Е. Практикум по психодиагностике. Модифицированные креативные тесты Вильямса. – СПб.: Речь, 2003 - 96 стр.

32. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М.: Просвещение,1988.

33. Чупаха И. В, Пужаев Е. З., Соколова И. Ю.    Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно - практический сборник инновационного опыта. – М.: Илекса, 2001.

34. Шиянов Е.Н. , Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для пед. вузов. – М.: Академия,1999.

35. Щуркова Н.Е.   Когда урок воспитывает. – М.: Педагогика, 1981.

36. Яковлев Н. М.,  Сохор А. М.   Методика и техника урока в школе М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная дополнительная образовательная программа "Первые шаги"

Комплексная дополниетльная образовательная программа "Первые шаги" предназначена для использования в учреждениях дополнительного образования детей, где ведутся занятия с детьми в возрасте 3-4 лет, как...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника», 2014-15 учеб. г.)

Программа ознакомительного уровня для обучения учащихся 1-3 классов студии "Ника" по классу фортепиано....

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ХИМИЧЕСКИЙ КРУЖОК ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ

Предлагаемая программа химического кружка ориентирована на обучающихся 7 классов, т.е. возраста 13-14 лет, в котором интерес к окружающему миру особенно велик, а специальных знаний ещё не хватает. В с...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»

laquo;Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподавани...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир искусства для детей с ограниченными возможно-стями здоровья»

Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения изо...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Первые шаги в науку»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Первые шаги в науку»...