Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника», 2014-15 учеб. г.)
рабочая программа на тему

Программа ознакомительного уровня для обучения учащихся 1-3 классов студии "Ника" по классу фортепиано.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ ЗДТДиМ

____________ О.Н. Сорокина

"____"______________20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Первые шаги. Фортепиано»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Направленность - художественная

Уровень - ознакомительный

Возраст учащихся – 1-3 классы

Срок реализации программы – 2 года

Авторы:

педагоги дополнительного образования

Кучкина Елена Александровна,

Гончаренко Ирина Витальевна,

методист

Максимкина Светлана Владимировна

МОСКВА - 2014

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Первые шаги. Фортепиано»

(Студия эстетического развития «Ника»)

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель методического  совета__________________/                               /

СОГЛАСОВАНО

Управляющим  советом

Протокол №_______

от"____"____________20__г.

Председатель управляющего  совета__________________/                               /



Предварительный просмотр:

ГБОУ ЗДТДиМ

Дополнительная общеобразовательная программа

«Первые шаги. Фортепиано»

(Студия эстетического развития «Ника»)

Содержание

1. Пояснительная записка                                                                            2-9 стр.

2. Учебно-тематический план                                                                  10-12 стр.

3. Содержание программы                                                                        13-21 стр.

4. Методическое обеспечение программы                                             22-28 стр.

5. Список литературы                                                                               29-31 стр.

6. Приложения                                                                                             32-39 стр.

1. Пояснительная записка

Направленность

Программа «Первые шаги. Фортепиано» является модифицированной, ознакомительного уровня 1-й ступени и имеет художественную направленность. Программа создана для комплексного обучения в студии эстетического развития «Ника». Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. N06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» и в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования детей внешкольные учреждения (СанПиН 2.4.4.1251-03 от 20.06.2003 г.)

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Музыкальное искусство, непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную стороны личности ребенка, играет огромную роль в формировании таких ее качеств как способности к творчеству, к сопереживанию, духовное богатство. С раннего детства у ребенка воспитывается способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное, стремление самому участвовать в создании прекрасного. Искусство совершенствует и развивает чувства людей, через него человек не только познаёт окружающую действительность, но и осознает и, утверждает себя как личность, так как искусство обладает таким воздействием на человека, которое помогает формировать его всесторонне, влиять на его духовный мир в целом.

Творчество - актуальная потребность детства. Все родители хотят, чтобы их дети были гениями. Каждый ребенок одарен своим особым даром и отличается от остальных. Фортепиано - это тот предмет, который поможет сделать ребёнка успешнее как в школе, так и в жизни.

Недавние исследования обнаружили связь между обучением игре на фортепиано и общими жизненными навыками у детей.

Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками, необходимыми для игры на этом инструменте.

Для начинающих игра на фортепиано может быть трудной задачей. Дети, которые занимаются обучением игре на фортепиано, учатся преодолевать эти трудности, обретают уверенность и способность решать многие проблемы в жизни, благодаря позитивному мышлению.

Игра на фортепиано требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не менее, исследования также показали, что игра на фортепиано повышает общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во время игры руки должны двигаться независимо друг от друга. Дети, которые проходят обучение, имеют большую проворность, чем остальные.

Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки. Необходимо научить ребёнка правильно распределять свое время, поэтому приходится часто, особенно, с младшими школьниками, составлять режим дня, чтобы ребенок успевал совмещать школьные задания, занятия спортом и задания по фортепиано. Было замечено, что учащиеся игре на фортепиано лучше концентрируются в классе и со временем входят в число лучших учеников в школе.

При обучении музыке у ребёнка развиваются математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того, музыкант, пусть даже начинающий, - это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.

На занятиях фортепиано ребенок знакомится с музыкальным языком, где, как и в литературном языке есть предложения, фразы, мотивы. Учится при помощи звуков произносить выразительно музыкальную фразу, передавая разные настроения. Описывая на первом этапе словами музыкальную пьеску, ребенок расширяет свой словарный запас, эмоционально реагируя на звучащую музыку. Замечено, что играющие и поющие дети лучше разговаривают и пишут.

Игра пьес разного характера и настроения позволяет осознавать связь музыки с жизнью, ведь в жизни рядом идут радость и грусть, веселье и печаль, серьезность и шаловливость.

Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От занятия к занятию ребёнок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.

В данной программе большое значение придается таким важным составляющим учебного процесса как заинтересованность учащегося, формирование его мотивации к музыкальной деятельности, соответствие учебного материала потребностям ребенка. В процессе работы в данных формах активизируются внимание и развитие музыкальных способностей учащихся, развивается их заинтересованность. Навыки, получаемые при этом учащимися, являются хорошей базой для их работы в таких формах, как разучивание и исполнение музыкальных произведений.

Отличительные особенности

Программа «Первые шаги. Фортепиано», являясь составной частью комплекса программ студии эстетического развития «Ника». Она учитывает взаимосвязь между обучением по предмету фортепиано и другими учебными предметами студии – групповым занятиям по предметам музыка, музыка в живописи и композиция.

Данная программа имеет ознакомительный уровень и является 1-й ступенью курса обучения игре на фортепиано. Большое внимание уделено таким формам работы по предмету фортепиано как музыкальная импровизация, транспонирование, сочинение музыки, чтение музыкального текста с листа и подбор музыки по слуху.

Цель: создание условий для формирования мотивации в обучении игре на фортепиано.

Задачи:

образовательные:

  • формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков о природе звука;
  • приобретение сведений по музыкальной грамоте в области тональностей, интервалов, аккордов;
  • ознакомление с основными жанрами музыки, со средствами музыкальной выразительности произведений;
  • обучение воспроизведению музыкальной мысли ритмически и в записи;
  • обучение анализу музыкальных произведений;
  • формирование пианистического аппарата учащихся и освоение ими основ фортепианной техники;
  • приобретение учащимися навыка самостоятельной работы над нотным текстом;
  • приобретение учащимися навыков музыкальной импровизации, транспонирования, подбора по слуху, чтения нот с листа;
  •  накопление опыта работы учащихся над художественным образом музыкального произведения, понимание содержания музыкального произведения и умение передать его в своем исполнении;
  •  расширение кругозора учащихся;
  • приобретение учащимися навыков сценической культуры;
  • знакомство с техникой безопасности (см. Приложение 1);

развивающие:

  • выявление и развитие музыкальных способностей детей, слуха, памяти, чувства ритма, музыкального мышления;
  • развитие двигательно-моторных навыков;
  • развитие любви к музыке, развитие интереса к занятиям, желания музицировать;

воспитательные:

  • формирование художественного вкуса и музыкальной культуры слушателя и исполнителя;
  • формирование у детей любви и интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений, воспитание;
  • воспитание любви к окружающему миру, чувства добра, отзывчивости, сопереживания;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, ответственности;
  • формирование чувства товарищества, дружелюбия

Возраст учащихся: 1-3 классы

Срок реализации: 2 года

Формы и режим занятий:

Года

обучения

Количество

занятий

в неделю

Количество

часов

в неделю

Количество

часов

в год

1-й и 2-й

года

2 раза

по 30 мин.

1 час

44 часа:

32 часа

аудиторных занятий и

12 часов

социальная практика (другие формы работы)

Основной формой работы с учащимися является индивидуальное занятие.

Учебная деятельность включает в себя:

а) музыкально-теоретическую подготовку – в объеме, необходимом для грамотного музыкального исполнительства; вопросы, связанные с общим музыкальным развитием и расширением кругозора учащихся;

б) практическую подготовку – исполнение музыкальных произведений, их разучивание, подготовительные упражнения.

Другие формы учебной работы (социальная практика) – различные концерты (с отбором номеров), музыкальные праздники, экскурсии по профилю предмета (на концерт, в театр и др.), подготовка и выступления на конкурсах, фестивалях        .

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения учащийся должен знать: 

  • регистры, названия октав;
  • скрипичный и басовый ключи;
  • запись нот малой, первой, второй октав;
  • деление длительностей и пауз;
  • такт, простые размеры;
  • знаки увеличения длительности;
  • штрихи;
  • динамические оттенки;
  • понятия темп, лад.

К концу первого года обучения учащийся должен уметь:

  • правильно сидеть за инструментом;
  • находить на клавиатуре звуки (в диапазоне: малая - вторая октавы);
  • воспроизводить ритмические рисунки в простых размерах (сочетание целой, половинной, четвертных и восьмых длительностей);
  • читать ноты (в диапазоне: малая - вторая октавы).
  • самостоятельно работать с нотным текстом;
  • подбирать по слуху мелодии с несложным аккомпанементом;
  • осмысленно и грамотно исполнять произведения репертуара.
  • показывать навыки сценической культуры.

К концу второго года обучения учащийся должен знать:

  • графические образы (секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд) и ритмические формулы;
  • способы транспонирования мелодии и легкие этюды;
  • способы подбора по слуху мелодии и нахождения к ним аккомпанемента на главных ступенях лада;
  • способы чтения с листа несложных пьес для двух рук в пятипальцевой позиции;
  • аппликатурные принципы гамм, аккордов и арпеджио.
  • культуру поведения на занятиях.

К концу второго года обучения учащийся должен уметь:

  • владеть элементарным звуковысотным слухом;
  •  владеть ладовым чувством (определение на слух - ладовой окраски, законченности или незаконченности музыкального построения);
  • владеть элементарным чувством ритма.
  • осмысленно и грамотно исполнять пьесы различных жанров, показывая эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;
  • транспонировать мелодии, легкие этюды и пьесы;
  • подбирать по слуху мелодии с развитым сопровождением (элементами голосоведения, обращениями трезвучий);
  • читать с листа пьесы и этюды для 1 класса;
  • освоить указанные в программе гаммы, арпеджио и аккорды.
  • проявлять интерес к музыкальным занятиям.

Способы проверки знаний

В течение года дважды учащиеся должны выступить на зачетах. Для развития интереса, любви к музицированию следует проводить с учащимися музыкальные праздники и игры. В каждом полугодии проводятся классные концерты с участием родителей, с музыкальными играми. Данные о развитии детей и усвоения ими учебного курса программы «Первые шаги. Фортепиано» педагог заносит в личную карточку.

Формой подведения итогов реализации программы могут быть выступления учащихся на концертах, академических зачетах, музыкальных конкурсах. По итогам зачета идет отбор учащихся для участия в отчётном итоговом концерте, который проводится в конце учебного года.

2. Учебно-тематический план

1 год обучения

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2. Упражнения на развитие музыкальных способностей:

- музыкальный слух;                                        

- чувство ритма;                                                                                      

- восприятие музыки;

- подбор по слуху.

10

2

8

3. Развитие пианистического аппарата:

- упражнения на столе;

- упражнения по постановке руки и посадки за инструментом;

- упражнение на освоение штрихов: non legato; legato; staccato.

4

1

3

4. Работа над музыкальными произведениями:

- ознакомление с произведением (с историей создания произведения и творчеством композитора), разбор текста;

- работа над техническими приемами: штрихами, ритмом, аппликатурой;

- работа над художественным содержанием и игра на память.

12

2

10

5. Нотная грамота и чтение нот с листа: 

- пространственная запись мелодической линии

2

1

1

6. Социальная практика.

12

2

10

7. Итоговые занятия.

2

1

1

Итого:

44

10

34

2 год обучения

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

2

1

1

2.Упражнения на развитие музыкальных способностей:

-музыкальный слух;                                      

 -чувство ритма;                                                                                    

-восприятие музыки;

-элементарная импровизация;

6

2

4

3. Развитие пианистического аппарата:

-упражнения для корпуса и рук;

-упражнения на координацию движений;

-упражнения по подбору аппликатуры.

8

2

6

4. Работа над музыкальными произведениями:

- ознакомление с произведением и разбор текста;

-работа над техническими элементами и отработка наиболее сложных эпизодов;

-работа над художественным содержанием: характером исполнения и музыкальным образом.

12

2

10

5. Нотная грамота и чтение нот с листа:

-пространственная запись мелодической линии;

-целостные звуковые комплексы.

2

1

1

6. Социальная практика.

12

2

10

7. Итоговые занятия.

2

1

1

Итого:

44

11

33

3. Содержание программы

1 год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: беседа об истории возникновения инструмента, знакомство с устройством пианино. Общая характеристика музыкальной культуры. Беседа по технике безопасности: поведение в кабинете, обращение с электроприборами, поведение на дорогах.

Практика: изучение внутреннего устройства фортепиано; прослушивание небольших музыкальных произведений в исполнении педагога.

2. Упражнения на развитие музыкальных способностей.

Теория: работа по развитию музыкальных способностей (слух, чувство метроритма). Изучение нот на нотоносце и нахождение их на клавиатуре. Использование игровых моментов в запоминании расположения нот на нотоносце: например, ноты живут на этажах и между этажами, «чердаке», «подвале» и т. д. Знакомство с понятиями темп, размер, такт, затакт. Знакомство с основными принципами и приемами подбора мелодий по слуху, функциями аккомпанемента, выбор одного из предложенных сопровождений к мелодии. Взаимосвязь звуковысотности и графического изображения. Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука).

Практика: пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). Выкладывание фишек на широком нотном стане. Отработка понятий темп, размер, такт, затакт в опоре на слово: подтекстовка музыкальной фразы, применение попевок. Подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним.

3. Развитие пианистического аппарата.

Теория: беседа с учащимися о важности правильной организации игровых движений на первоначальном этапе занятий. Объяснение правильной посадки за инструментом, контрольных положений корпуса, рук (не провисающие ниже клавиатуры локти), ног (стоят на полу, либо на подставке для ног). Постоянный контроль со стороны учащегося за постановкой руки на занятиях.

Практика: организация игровых движений при помощи раскрепощения корпуса обучаемого с помощью различных физических упражнений (мельница, колобок и т.д.). Выполнение упражнений на столе, в целях получения учащимися первоначальных навыков постановки руки и независимости каждого пальца (теремок, мальчик – с-пальчик и т.д.). Приобретение навыков игровых движений за инструментом на простейшем нотном материале (простые мелодии, попевки, упражнения на развитие движений каждого пальца и т.д.). Овладение начальными навыками игры: non legato, legato, staccato на простейших пьесах и упражнениях.

4. Работа над музыкальными произведениями.

Теория: ознакомление с художественным образом произведения на основе показа педагогом. Анализ произведения: композитор, эпоха, жанр, стиль, выразительные средства. Разбор формы произведения. Грамотный музыкально осмысленный разбор – основа для дальнейшей практической работы над музыкальным произведением. Разбор текста: ноты, длительности, ключевые знаки, штрихи, динамику, аппликатуру и т.д. Способы определения технически сложных мест, работа над динамикой. Особенности метроритма в данном произведении. Правила заучивания произведения наизусть. Формирование навыков звукового решения произведения исходя из его характера. Работа над развитием ассоциативного мышления, фантазии, умения образно рассказать об услышанной музыке, вызвать желаемую эмоцию. Словесное обращение к ассоциациям с природой, с настроением, пояснение характера музыки эпитетами, сравнениями. Проведение параллелей с другими видами искусства. Работа над развитием творческого начала в изучении произведения, воплощении замысла произведения.

Практика: разбор текста по частям: относительно законченными построениями. Определение тонального плана и ключевых и случайных знаков. Разбор партии каждой руки отдельно. Разбор технически сложных мест, подбор определенных упражнений, на отработку нужной аппликатуры, сочетание или смену штрихов или ритмического рисунка. Отработка метроритмической точности построений при помощи счета вслух с дроблением на «и». Соединение партий двух рук и заучивание наизусть. Работа над выразительностью исполнения музыкального произведения, качеством звучания, развитием слухового контроля. Обсуждение художественного образа разучиваемого произведения. Работа над пониманием смысла музыки, ее образного строя, обусловившего выбор определенных выразительных средств.

5. Нотная грамота и чтение нот с листа.

Теория: зрительное восприятие каждой ноты в связи с ее высотным и временным значением. Понятия: расположение нот на нотном стане, длительности и.т.д. Чтение нот. Установление прочной связи между слуховой, двигательной и зрительной реакцией при записи нот (слышу-пишу-вижу) и зрительной, слуховой и двигательной реакцией при игре на инструменте по нотам (вижу-слышу-играю).

Практика: работа с наглядными пособиями по изучению нотной грамоты (карточками, «нотным лото»). Изучение длительностей при помощи деления целого на несколько частей (карточки-пазлы). Формирование навыка чтения с листа на основе легкого материала. Работа над формированием навыка схватывать главное в тексте, неразрывно вести мелодию без поправок и остановок.

6. Социальная практика.

Теория: концертное выступление как завершающий этап работы над музыкальным произведением (показ своего отношения к исполняемой музыке и демонстрация полученных навыков, уровня владения инструментом). Побуждение учащегося к концертному выступлению, внимание воспитанию этики поведения на сцене, основы работы над преодолением сценического волнения, формирование навыков максимальной концентрации воли, внимания и слуха. Закрепление навыков использования опорных точек произведения в случае сбоя в игре на сцене. Подготовка к посещению музеев, спектаклей, музыкальных театров – общая культура учащегося.

Практика: работа над контролем звучания инструмента на сцене. Отработка навыков выдержки, уверенности, умению целостного охвата произведения. Обоснование и рекомендации к игре в знакомой обстановке среди семьи, друзей, как важного этапа при подготовке к выступлению на сцене. Посещение музеев, спектаклей, музыкальных театров, концертов.

7. Итоговые занятия.

Теория: подготовительная работа к итоговым занятиям, способы демонстрации знаний, умений и навыков, критерии оценивания.

Практика: выступление на зачетах: в 1 и 2 полугодиях учащийся исполняет 2 разнохарактерные пьесы; в 3 четверти - технический зачет, куда входит этюд и произведение для чтения с листа. Выступления учащегося на академических зачетах и концертах.

2 год обучения

1. Введение в предмет. Техника безопасности.

Теория: знакомство с предшественниками фортепиано: клавесин, клавикорд, орган; история создания фортепиано; пианино и рояль - сходство и различия.

внутреннее устройство фортепиано: дека, струны, молоточки, демпферы, педали и принципы их работы; изучение клавиатуры: клавиши, регистры, тембры, звуковысотность; понятия: тон, полутон; диез, бемоль, бекар; беседа по технике безопасности: поведение в кабинете, обращении с электроприборами, поведение на дорогах.

Практика: изучение внутреннего устройства фортепиано; прослушивание небольших музыкальных произведений в исполнении педагога.

2. Упражнения на развитие музыкальных способностей.

Теория: понятие мелодия - основа музыкальной ткани. Ритм - временное понятие музыки. Утверждение в сознании ребенка неразрывности музыки во времени. Формирование прочной связи: вижу - слышу - знаю, которая является основой успешного развития навыка «чтения с листа». Двухручная импровизация в рамках пентатоники. 

Практика: работа над мелодией, над логикой мелодического развития, над интонационным тяготением, кульминацией, сменой фаз эмоционального напряжения и ослабления. Упражнения по развитию метро-ритмического ощущения, основываясь на музыкальных примерах (танец, марш). Подбор по слуху музыки, нравящейся ученикам, популярной музыки, музыки из мультфильмов. Работа над развитием активного внутреннего слуха, хорошего слухового самоконтроля. Работа над развитием ассоциативного мышления ученика, выработки оркестрового, тембрового слуха.

3.Развитие пианистического аппарата.

Теория: создание единства слухового и двигательного аппаратов на основе точного ощущения кончиков пальцев, опоры пальцев, слухового внимания. Постановка четких задач в игре упражнений на координацию рук вне инструмента. Формирование навыка активного участия ученика в подборе умной, логичной аппликатуры - одного из важнейших элементов успешного исполнения произведения.

Практика: выполнение упражнений «Радуга», «Маятник», «Прогулка», «Паучок» и т.д., подробная работа с локтями, запястьем, пальцами. Непосредственная работа над постановкой рук: положение пальцев - «овальное окошечко», «бугорки», свод, упражнение с мячом, карандашом, работа над ощущением пальцев и погружением их в клавиатуру. Работа над формированием навыка самостоятельности рук – основы координации:

  • игра упражнений non legato в одной руке и одновременно legato в другой;
  • работа над фиксацией внимания на взаимосвязи и чередовании во времени обеих рук, моментов «дыхания» кисти.

Позиционная игра звукорядов мажора, минора, натуральных ладов, пентатоники, звукорядов с пропусками звуков, а также освоение переноса руки и подкладывание 1-го пальца. Работа над аппликатурой как предпосылка для преодоления технических трудностей.

4. Работа над музыкальными произведениями.

Теория: анализ произведения (определение тональности, размера, ритма, модуляций). Преодоление в работе небрежности, неряшливости, неточности в отношении ритма, нот, аппликатуры. Поддержание быстрого темпа обучения, неуклонного пополнения репертуара и разнообразия его новыми материалами, сведениями, приемами. Этюды на различные виды техники. Изучение музыкального репертуара по следующим направлениям:

  • примеры музыкального фольклора разных народов, его различные пласты, разнообразное вокальное и инструментальное претворение;
  • классическая музыка, наследие выдающихся композиторов;
  • музыка, отражающая интонационный «словарь» нашего времени (произведения современных композиторов, пьесы в джазовом, эстрадном стилях);
  • пьесы оригинального характера, включающие в себя не только игру на инструментах, но также  хлопки, притопы, ритмизованную речь, пение, различные шумовые эффекты.

Практика: упражнения на точность прочтения нотного текста, на развитие внимания, самоконтроля, формирование навыков самостоятельной работы над музыкальным произведением, охватывающей все детали текста. Упражнения на развитие технических навыков на основе этюдов и виртуозных пьес:

  • работа над развитием осознанного слухового отношения по преодолению технических трудностей;
  • формирование навыков доведения технической пьесы до законченности в подвижном темпе.

Работать над мелодией, как важнейшим средством выразительности. Формирование звукового баланса в руках при соотношении мелодии и аккомпанемента. Развитие  воображения через ассоциативные связи между характером музыки и явлениями, лежащими за ее пределами – в реальной жизни, в собственном опыте, в произведениях других видов искусства.

5. Нотная грамота и чтение нот с листа.

Теория: графическое изучение длительностей, пауз. Работа над совершенствованием умений ориентироваться в абсолютной (одиннадцатилинейной) нотации и специальных музыкальных знаках. Приёмы по формированию навыка чтения нот с листа на основе взаимодействия трёх моментов: видения в нотах, внутрислухового представления и чувства клавиатуры. Приобретение навыка «умных» рук, действующих в полной зависимости от нотной записи по принципу «вижу – играю».

Практика: чтение нот с листа. Выполнение упражнений на отработку навыка и умения (методика К. А. Цатуряна):

  • предварительное прочтение (простейший анализ) нотного текста глазами до его передачи на инструменте;
  • чтение целостных звуковых комплексов (графических символов), а не отдельных знаков;
  • смотрение вперед, безостановочное проигрывание;
  • игра, почти не глядя на руки, и ориентировка на клавиатуре вслепую;
  • воспроизведение завершенных музыкальных мыслей.

6. Социальная практика.

Теория: концертное выступление как завершающий этап работы над музыкальным произведением (показ своего отношения к исполняемой музыке и демонстрация полученных навыков, уровеня владения инструментом). Побуждение учащегося к концертному выступлению, внимание воспитанию этики поведения на сцене, основы работы над преодолением сценического волнения, формирование навыков максимальной концентрации воли, внимания и слуха. Закрепление навыков использования опорных точек произведения в случае сбоя в игре на сцене. Подготовка к посещению музеев, спектаклей, музыкальных театров – общая культура учащегося.

Практика: работа над контролем звучания инструмента на сцене. Отработка навыков выдержки, уверенности, умению целостного охвата произведения. Обоснование и рекомендации к игре в знакомой обстановке среди семьи, друзей, как важного этапа при подготовке к выступлению на сцене. Посещение музеев, спектаклей, музыкальных театров, концертов.

7. Итоговые занятия.

Теория: подготовительная работа к итоговым занятиям, способы демонстрации знаний, умений и навыков., критерии оценивания.

Практика: выступление на зачетах: в 1 и 2 полугодиях учащийся исполняет 2 разнохарактерные пьесы; в 3 четверти - технический зачет, куда входит этюд и произведение для чтения с листа. Выступления учащегося на академических зачетах и концертах.


4. Методическое обеспечение программы

Основные принципы обучения

Для успешного обучения необходимо соблюдение следующих  принципов.

1. Формирование предварительного слухового восприятия и представления последующим пояснением и осознанием. Доступность учебного материала обуславливается тем, что ребенок играет, записывает, читает только то, что он ранее уже усвоил в музыкально-слуховой деятельности (пел песни, хлопал ритм, выполнял звуковысотные задания).

2. Соответствие методов и приемов детской возрастной психологии.  Использование игровых форм в дошкольном возрасте, в начальных и средних классах – в нужных дозах, в старших классах – формы беседы с рассуждениями, анализа.

3. Дифференцированный подход к обучению. Путь работы с учеником должен определяться психологией усвоения и логикой развития каждого конкретного ученика.

4. Мотивированность действий ребенка. Следует развивать у ребенка не только умение "хорошо выполнить задание", но также и способность понимать и чувствовать – почему, зачем и как следует выполнить задание, и этим улучшать способности детей к обучению. Каждому педагогу необходимо обеспечить как можно большее количество концертных выступлений для своего учащегося. Прежде всего, важно качественно готовить учащихся к концерту, меньше фиксировать их внимание на проблеме волнения и прививать чувство радости от общения с залом.

5. Достаточно высокий уровень трудности обучения. Наряду с простыми заданиями должны быть и более сложные, требующие от ребенка напряжения умственных и эмоциональных сил для их выполнения. Преодоление трудностей придает интерес учению, стимулирует развитие познавательных и духовных сил учащегося. Необходимо предлагать ребенку повысить свой уровень подготовки путем участия в конкурсах и фестивалях.

6. Опережающее обучение. Необходимо создавать зоны ближайшего развития ребенка (Л. Выготский).

Методы организации и осуществления учебной деятельности

1. Практические методы

Основную роль в процессе обучения в классе фортепиано играет метод упражнения, прием формирования и закрепления навыка. Однако, повторы и тренировки в работе с детьми не должны превращаться в бесконечное повторение одного и того же. Нужно стараться связывать повторяющиеся упражнения с чем-то новым, дающим пищу уму и сердцу ученика.

Автоматизация технических навыков позволяет переносить внимание на решение новых исполнительско-творческих задач.

Дидактический прием расчленения задачи и поэтапного овладения элементами целого. Работа над музыкальным произведением делиться на три этапа: первый этап - знакомство с музыкальным произведением и его разбор; второй этап – преодоление, как более общих трудностей, так и частных, связанных с исполнением деталей; третий этап – собирание всех разделов произведения в единое целое, работа над ним. Однако работа над музыкальным произведением рассматривается, прежде всего, как приобщение учащегося к миру прекрасного, а так же, как шаг к раскрытию его творческой индивидуальности. Целью работы над музыкальным произведением должно быть содержательное, яркое, технически совершенное исполнение. Формированию навыка чтения нот с листа предшествует освоение некоторого количества графических символов, отражающих различные звуковысотные и ритмические явления нотной записи; проигрыванию пьесы на инструменте предшествует речевое произнесение ритмических фигур и названий нот, исполнение ритма по отдельности правой и левой руками в заданной последовательности; работе с гаммами, этюдами, пьесами предшествуют подготовительные к ним упражнения, что освобождает внутренние силы ученика при последующей работе для выполнения других задач.

2. Наглядные методы.

Работа с наглядными пособиями:

  • звуковысотной лестницей;
  • нотными станами (с различным количеством линеек) с передвижными нотами;
  • карточками с изображением целостных звуковых комплексов (графических силуэтов): интервалов, созвучий, ритмических фигур.

Показ педагогом способа исполнения музыкального произведения или упражнения.

Использование репродукций произведений изобразительного искусства, литературы.

Использование ручных знаков и движений тела учащегося для иллюстрации музыкальных явлений.

3. Словесные методы.

Объяснение, краткий рассказ, беседа, обсуждение, анализ.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

1. Создание благоприятной обстановки на уроке.

2. Создание ситуации удивления, восхищения.

3. Обращение к жизненному опыту учащихся.

4. Стимулирование интереса к музицированию.

5. Игровые формы обучения.

6. Создание ситуации успеха в учении.

Методы организации и осуществления концертной деятельности

В процессе обучения музыкантов формирование их профессионального мастерства в наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность проявлять свой художественно-творческий потенциал в музыкально-исполнительской деятельности.

Поскольку к публичным выступлениям могут быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности он ни обучался, приходится постоянно сталкиваться с подобного рода мероприятиями во время экзаменов, зачетов, итоговых занятий или конкурсов. Именно публичные выступления, являясь важным элементом учебного процесса, готовят музыкантов к будущей профессиональной деятельности. Сценический опыт, накопленный за годы учебы, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям имеет большое значение. Поэтому уже во время обучения учащимся предоставляется возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности, создаются особые психолого-педагогические условия в процессе их подготовки к выступлениям, что способствует формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний.

Особенно важно почувствовать детям, что они способны создавать новую положительную атмосферу. Детям во взрослом мире, как правило, не отводится роль влиятельного человека, а здесь они могут раскрыться, почувствовать свои силы. У детей часто бывает нестандартный, искренний взгляд на мир, который они могут выразить в музыке, если это поощряется и направляется педагогом. Незабываемое внутреннее ощущение, что тебя слушает целый зал останется на всю жизнь, а умение выступать впоследствии может стать примером для других жизненных ситуаций, где необходимо проявить свою уверенность и умение заставить себя слушать.

Процесс обучения в музыкально-исполнительском классе подтверждает, что отсутствие или недостаток возможности полноценной самореализации учащихся в открытых публичных выступлениях, свободных от академических рамок, существенно снижает результативность всей учебно-воспитательной деятельности. Для этого педагог создаёт обширное поле для творческой деятельности учащихся. С успехом применяются такие формы публичных выступлений, как классные концерты или концерты студии, тематические музыкальные вечера, концерты в школах и дошкольных учреждениях, участие в конкурсах как сольно, так и совместно с педагогом в проекте «Играем вместе», в составе семейного ансамбля и т.д.

Юный исполнитель испытывает на эстраде сильнейшее волнение, во многом связанное со сложностью и ответственностью выполнения художественных и исполнительских задач. Ему нужно преодолеть свои страхи, сомнения, неуверенность - утвердить себя как артиста. Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обретения собственного эстрадного опыта, а одним из важнейших критериев артистизма - умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло. Именно поэтому велика роль педагога-музыканта, который способен психологически подготовить учащегося к выступлению. Профессиональный и опытный педагог-музыкант никогда не выпускает неподготовленного учащегося на сцену, он хорошо знает, что это чревато негативными последствиями для всего будущего исполнительского становления юного пианиста. Он внимательно наблюдает за психологическим состоянием своего учащегося в период предконцертного режима работы и во время непосредственного выступления на сцене. На основе полученных наблюдений педагог планирует и корректирует последующий предконцертный режим работы, внося в него необходимые изменения и уточнения.

Сотрудничество педагога и родителей

В деле успешной работы с учащимся большое значение имеют сотрудничество и взаимопомощь педагога и родителей. Педагог не только обучает музыке, но и воспитывает музыканта. В этом сложном деле он работает согласованно, слаженно, рука об руку с родителями учащегося. Взаимопомощь педагога и родителей основывается на их доверии и уважении друг к другу. Родителей знакомят с системой преподавания и требованиями педагога и настраивают на серьёзное отношение ко всему. Родители, знакомые с музыкой или играющие на фортепиано, имеют возможность ближе подойти к работе своих детей. С некоторыми играющими родителями можно использовать такую форму работы, как «семейное музицирование», которое не только дает возможность совместного исполнения более сложных произведений, но и объединяет музыкальные воззрения целой семьи. Для повышения интереса родителей к успехам своих детей и других учащихся педагогу следует время от времени приглашать их на отчетные концерты своих учащихся, которые должны проводиться каждые полгода.

Структура занятия

Основной формой работы по предмету фортепиано, является индивидуальное занятие. Занятия проходят примерно по следующему плану:

  • проверка домашнего задания;
  • гимнастика на столе для формирования игровых движений пальцев и кисти;
  • упражнение на фортепиано legato в одной позиции;
  • упражнение в чтении с листа;
  • разучивание по нотам несложной пьесы;
  • импровизация на фортепиано;
  • исполнение педагогом доступной для ребенка музыки;
  • беседа по прослушанному музыкальному произведению;
  • объяснение домашнего задания.

Существуют и другие формы работы с детьми: концертное выступление, выступление на конкурсе или фестивале, посещение концертов, выставок, музеев и т.д.

Условия реализации программы.

Данная программа является составной частью комплекса программ эстетической студии «Ника», поэтому может быть реализована в условиях действия всего комплекса, так как необходим сенсорный, двигательный, слушательский опыт, а также музыкальное и эстетическое воспитание учащиеся приобретают на занятиях общемузыкального развития, изобразительного искусства, ритмике, композиции и других предметах.

Для проведения занятий в классе фортепиано необходимо следующее:

  • кабинет для индивидуальных занятий;
  • инструмент (пианино или рояль) в удовлетворительном состоянии, регулярно настраиваемый;
  • наглядные пособия: красочные, эмоциональные рисунки и репродукции картин; "лестница" и нотные станы крупного размера с нотами (изготавливаемые из бархатной бумаги), «нотное лото»; длинные и короткие палочки (деревянные) для ритмических упражнений; карточки с графическими символами различных явлений музыкального языка: карточки-пазлы для изучения длительностей; видео- и звукозаписи с песнями и музыкой из детских фильмов и мультфильмов;
  • библиотека нот и музыкально-справочных материалов.

5. Список литературы

Литературы для учащихся

  • Андреева М. А., Ермаков В. И., сост. Альбом юного музыканта для фортепиано, 1-2 год обучения – М, 1997
  • Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., 1996.
  • Артоболевская А.Д. Хрестоматия маленького пианиста. М., 2003.
  • Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Л., 1988.
  • Барсукова С.А., сост. Сборник пьес для фортепиано. 1—2 класс. Вып. 2. Ростов-на-Дону, 2004.
  • Барсукова С.А., сост. Хочу играть. Сборник пьес для фортепиано 1-2, 3-4 классы ДМШ – Ростов-на-Дону, 2012
  • Барток, Бела. Детям. М., 1982.
  • Барток, Бела. Микрокосмос. Вып. 1--6. Будапешт, 1981.
  • Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах
  • Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. СПб., 2004.
  • Гнесина Е.Ф. Фортепианная азбука. М., 1969.
  • Игнатьев В.Г., Игнатьева Л.В. Я музыкантом стать хочу. Вып. 1, 2. Л., 1989.
  • Катаргина О., сост. Фортепианная техника в удовольствие – 1, 2, 3 классы.  
  • Королькова И.С. Крохе-музыканту. Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2005. Вып.2. Ростов-на-Дону, 2004.
  • Милич Б., сост. Фортепиано 1, 2, 3 классы.
  • Соколов М.Г. и др. Современный пианист. Учебное пособие для начинающих. М., 1970.
  • Сонатины, рондо, вариации. Младшие классы.– Аллегро, М, 2009.
  • Тахтарова Н.В. Сборник пьес для фортепиано. Подготовительное отделение. Саратов, 2004.
  • Хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. Ростов-на-Дону, 2004.
  • Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Альбом ученика-пианиста – 1, 2, 3 классы.
  • Цыганова Г.Г., Королькова И.С., сост. Юному музыканту-пианисту – 1, 2, 3 классы.
  • Черни К., ред. Гермер. Этюды. М., 1971.
  • Черни К. Этюды соч. 299, 740.
  • Чернышков с., сост. На рояле вокруг света. Фортепианная музыка 20 века 1, 2, 3 классы.

Список литературы для педагогов

  • Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973.
  • Воспитание профессионального музыкального слуха. М., 1977.
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
  • Королёва Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001.
  • Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
  • Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
  • Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. Хабаровск, 1978.
  • Первые встречи с искусством. М., 1995.
  • Психология музыкальной деятельности. М., 2003.
  • Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.
  • Теория и методика обучения игре на фортепиано. М., 2001.
  • Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.
  • Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.

Интернет-ресурсы:

http:// nika-dvtv.ucoz.ru

Приложение 1

Техника безопасности

Для успешного освоения программы и предотвращения детского травматизма на занятиях должна соблюдаться дисциплина. Дети внимательно слушают педагога, открывают и закрывают инструмент только в присутствии педагога. Разговаривают спокойно, не кричат. В перерывах между занятиями и перед началом занятий не бегают по коридорам Дворца творчества, в кабинетах.

Дети должны аккуратно и бережно относиться к имуществу Дворца творчества, не ломать стулья и банкетки.  

                           

                                                                     

Приложение 2

Аттестация учащихся

1 год обучения

В течение года дважды учащиеся должны выступить на итоговых занятиях, показывая полученные знания, умения и навыки по предмету. Учащиеся выполняют различные задания. Результаты педагог заносит в специальную тетрадь.

Задания для учащихся

Развитие чувства ритма:

Чтение различных ритмических последовательностей на ритмические слоги с последующим их исполнением хлопками и т.п. Сочинение мелодии на заданный ритм. Эмоциональная окраска ритма.

Развитие музыкального слуха:

Пение песен со словами. Жестикуляционный диктант (показ направления движения мелодии). Выкладывание фишек на широком нотном стане. Подбор знакомых мелодий и аккомпанемента к ним.

Использование в упражнениях звукорядов различных ладов: мажора и минора, натуральных ладов, пентатоники.

Поиски звучаний - сочетания квинт и секст в секундовом, терцовом и др. соотношениях.

Транспонирование знакомых попевок, песен, легких этюдов и пьес.

Элементарная импровизация:

Выбор одного из предложенных сопровождений к мелодии.

Импровизация ритма на ударных или крышке фортепиано с последующим исполнением на заданных клавишах (2, 3, 4 звука).

Двухручная и четырехручная импровизация в рамках пентатоники.

Чтение с листа:

Графические образы: секунда, терция, квинта, трезвучие в гармоническом расположении; ритмические  фигуры

Игра вслепую. Чтение несложных пьес и этюдов в пятипальцевой позиции в абсолютной нотации. Уметь охватывать взглядом структуру записи.

Подбор по слуху:

Подбор по слуху музыки, нравящейся ученикам - популярной музыки, музыки из мультфильмов, услышанной на уроках по рисованию и ритмике --– мелодии и аккомпанемента к ней.

Обучение нотной грамоте:

Ориентирование на одиннадцатилинейном нотном стане.

Такт, тактовая черта, размер такта, реприза, знаки альтерации.

Запись длительностей и пауз: четвертных, восьмых, половинных и целых.

Знаки, связанные с динамическими оттенками: форте, пиано, крещендо, диминуэндо.

Обозначения щтрихов: легато, нон легато, стаккато, акцент.

Работа над музыкальным произведением:

В течение учебного года ученик должен:

  • подготовить 4—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений;
  • разучить 10—15 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта работы над художественным содержанием;

Формирование исполнительского аппарата:

Позиционная игра звукорядов мажора, минора, натуральных ладов, пентатоники, звукорядов с пропусками звуков. Перенос руки, подкладывание 1-го пальца.

Работа над беглостью (орнаментальные фигуры). Штрихи - нон легато, легато, стаккато. Игра квинт, терций, трезвучий с переносом руки на октаву.

Примеры репертуара для зачетов в течение года:

1.

  • Слонимский С. «Лягушки»
  • Моцарт Л. Менуэт Ре минор
  • Гаджибеков У. «Вечер настал»
  • Дюбюк А. Русская песня с вариацией
  • Гнесина Е. Маленькие этюды: №11

2.  

  • Барток Б. Песня
  • Кригер И. Менуэт Ля минор
  • Штейбельт Д. Адажио
  • Моцарт В. А. Аллегро Си-бемоль мажор
  • Шитте Л. Соч. 160. Этюд №22

3.  

  • Гедике А. Соч. 46 Ригодон
  • Беркович И. Вариации на тему «Во саду ли, в огороде»
  • Макаров Е. Финская песенка
  • Моцарт Л. Буре Ми минор
  • Черни К.– Гермер Г. Этюд № 15

4.  

  • Мясковский Н. «Беззаботная песенка»
  • Ванхал Я. Сонатина Фа мажор 1 часть
  • Гнесина  Е. «Кукушка»
  • Шале Х. Ф. Менуэт
  • Гедике А. Соч. з2, Этюд № 24

2 год обучения

Задания для учащихся

Развитие музыкальных способностей:

Проработка ритмических трудностей в разучиваемых произведениях.

Транспонирование одноголосных мелодий, фрагментов выученных пьес и этюдов.

Поиски звучаний – игра трезвучий в широком расположении в нескольких вариантах.

Подбор по слуху мелодий с сопровождением в виде трезвучий в широком расположении в нескольких вариантах.

Знакомство с аккордами на побочных ступенях.

Работа над музыкальными произведениями:

В течение учебного года ученик должен:

  • подготовить 6—8 различных по характеру произведений для экзаменационных и концертных выступлений: 2—3 пьесы, 2 этюда;
  • разучить 10—15 различных по характеру произведений для развития пианистических навыков и наработки опыта работы над художественным содержанием;

Чтение с листа:

Графические образы: секунда, терция, кварта, квинта, трезвучие; ритмические формулы.

Игра второго голоса в параллельном терцовом движении к предложенной мелодии.

Чтение несложных двухручных пьес в пятипальцевой позиции:

  • предварительный простейший анализ;
  • игра вслепую;
  • запоминание небольшого отрывка и исполнения его наизусть.
  • Чтение ритма изучаемых пьес и этюдов.

Техническое развитие:

Упражнения для освобождения от напряжения руки и ее частей. Пластические упражнения для пальцев и кисти на столе. Закрепление навыков игры non legato, legato, staccato, позиционной игры. Освоение элементов полифонической игры. Подготовительные упражнения к гаммам (подкладывание 1-го пальца). Игра гамм и трезвучий, распределенных между двумя руками. Работа над беглостью на основе орнаментальных фигур. Изучение 4—6 этюдов, сочетающих позиционную игру и последовательности с подкладыванием 1-го пальца.

Примеры  репертуара для зачетов в течение года:

1.

  • Гайдн Й. Два танца
  • Пёрселл Г. Ария Ре минор
  • Майкапар «Мотылёк»
  • Шпиндлер Ф. Сонатина До мажор
  • Гедике А. Соч. 32, Этюд № 7

2.  

  • Чайковский П. «Детский альбом»: «Старинная французская песенка»                          
  • Бах И. С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»: Менуэт Ре минор
  • Дварионас Б. Прелюдия
  • Благой Д. Маленькие вариации Соль минор
  • Лемуан А. Соч. 37, Этюд № 17

3.    

  • Рейхардт Й. Пьеса
  • Моцарт В. А. Вариации на тему из оперы «Волшебная флейта»
  • Ребиков В. «Кукла в сарафане»
  • Гендель Г. Ф. Сарабанда Ре минор
  • Беренс Г. Соч. 79, Этюд № 33

4.    

  • Хачатурян А. Андантино
  • Бах И. С. «Маленькие прелюдии и фуги»: Маленькая прелюдия До мажор № 2
  • Геворкян Ю. «Обидели»
  • Черни К.– Гермер Г. Этюд № 28


Протокол

результатов итогового занятия по предмету фортепиано

педагога____________________________________________________

 за                         полугодие                      учебного года

Ф.И.

учащегося

Критерии оценки

Сумма

баллов

Сред.

балл

Уровень

Качество исполнения

Передача музыкального образа

Технические сложности

Развитие пианистического  аппарата

Итого:

Низкий уровень         уч-ся

Средний уровень       уч-ся

Высокий  уровень      уч-ся

1 балл – слабо проявляется (низкий уровень - Н); 2 балла – проявляется на среднем уровне (С); 

3 балла – высокий уровень проявления (В).

Педагог дополнительного образования  __________________________________________/________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа «Музыкальный знайка. Фортепиано» (Студия эстетического развития «Ника» 2014-15 учеб. г.)

Программа студии "Ника" ознакомительного уровня для обучения фортепиано учащихся 3-4 классов....