Главные вкладки

    Компьютерные игры и компьютерная аддикция у младших школьников
    статья на тему

    Чабан Любовь Александровна

    Часто педагоги и родители считают излишнее увлечение обучающихся компьютерными играми и Интернетом одной из причин негативных результатов обучения. Действительно, существует риск развития у детей компьютерной аддикции, но некоторые онлайн-игры оказывают и положительное влияние.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Компьютерные игры и компьютерная аддикция

    у младших школьников

    Часто педагоги и родители считают излишнее увлечение обучающихся компьютерными играми и Интернетом одной из причин негативных результатов обучения. Действительно, существует риск развития у детей компьютерной аддикции, но некоторые онлайн-игры оказывают и положительное влияние.

    Отличия компьютерных игр от традиционных

    В содержательном плане компьютерные игры во многом сходны с традиционными, но имеют и принципиальные отличия:

    • многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактических задач, как бы удерживая ребенка в «зоне ближайшего развития»;
    • «этапность», заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий этап без выполнения задания предыдущего уровня. В других играх можно в «меню» произвольно выбирать уровень сложности задания. В некоторых играх программа сама подстраивается под ребенка и предлагает ему новые задания с учетом его прежних ответов: более сложные, если задания выполняются успешно, и наоборот;
    • многие игры в отличие от традиционных содержат элементы случайности — в компьютерных программах этот технический прием широко применяется для придания игре новизны и неожиданности, как бы вдруг могут возникать новые персонажи, новые ситуации, неожиданные явления и взаимосвязи.

    Виды компьютерных игр

    Среди большого разнообразия компьютерных игр можно выделить следующие их виды: адвентурные, стратегии, аркадные, ролевые, 3D-Action, симуляторы, логические. Рассмотрим каждый из видов.

    Адвентурные игры (приключенческие). Оформлены как мультфильм, но с интерактивными свойствами — возможностью управления ходом событий. Для решения поставленных задач необходимо обладать хорошей сообразительностью и развитым логическим мышлением. Предполагают длительную работу за компьютером. Данный вид игр является мощным раздражителем, поэтому гиперактивным детям не рекомендуется в них играть.

    Стратегии. Основная цель — завоевание вражеских поселений, заключение необходимого союза, набор фиксированного количества очков, управление ресурсами, войсками, энергией и т. п. Развивают усидчивость, способность к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление. Не подходят детям младшего школьного возраста из-за большой продолжительности по времени.

    Аркадные игры. Для этих игр характерно поуровневое дробление хода действий, когда наградой и целью является право перехода к следующему эпизоду или миссии. Система набора очков и бонусов, предоставляемых за «особые заслуги», такие как быстрота прохождения, победа над сильным врагом, нахождение секретных дверей и т. п.

    Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

    Ролевые игры. Цель — отыскание определенного артефакта, человека или заклинания. Путь к достижению намеченной цели обычно преграждают враги, которых нужно победить в бою или обмануть хитростью. Главный принцип — использование нужного персонажа в нужном месте и в нужное время. Как и аркадные игры, тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

    3D-Action. Цель игрока в играх данного вида — уничтожить как можно больше соперников. Это сугубо развлекательный вид игр, в ходе которых развиваются моторные функции играющего. Данный вид игр считается жестоким и категорически запрещен для использования при работе с детьми.

    Симуляторы, имитаторы (авто-, авиа-, спортивный и т. п.). Позволяют попробовать свои силы в новых ситуациях. Тренируют глазомер, внимание, скорость реакции. Не рекомендуются гиперактивным детям. Необходим контроль времени со стороны взрослых.

    Логические. Головоломки, задачи на перестановку фигур, составление рисунка, обучающие чтению, письму и т. п. Как правило, разбиты на отдельные задачи, что позволяет регламентировать время работы ребенка на компьютере. Способствуют развитию мышления, памяти, внимания.

    При неправильном подборе игровых программ, в т. ч. основанных на агрессивности или чистой развлекательности, возможно такое нежелательное психологическое явление, как вытеснение интересов. Это может проявляться в нежелании ребенка общаться с друзьями, заниматься учебой, общественной жизнью, в «уходе» в виртуальный мир. Поэтому для работы с детьми начальных классов целесообразно использовать именно логические игры.

    Положительное влияние компьютерных игр на ребенка

    В младшем школьном возрасте компьютерные игры оказывают следующее влияние на ребенка:

    • Позволяют расслабиться. Смена деятельности является отдыхом, поэтому совершенно естественно, что дети после интеллектуальной или физической нагрузки с удовольствием играют в компьютерные игры, которые могут поднять настроение, помочь успокоиться и восстановить силы. Многие игры ярко иллюстрированы, интерактивны, с юмором, что создает положительный эмоциональный настрой во время игры.
    • Позволяют освоить различные формы общения. Младшие школьники любят играть в компьютерные игры вдвоем или в небольшой группе сверстников. В эти моменты общение у них разворачивается вокруг сюжета игры, происходит обмен эмоциональными состояниями, обсуждается содержательная сторона игры. Дети, обсуждая происходящее в игре, вырабатывают коллективное решение по поводу дальнейших действий игрока.
    • Оказывают психотерапевтическое воздействие. Многим детям они позволяют избавиться от чувства неполноценности: часто то, что не получается в реальной жизни, легко реализуется с помощью компьютера. Используя компьютер, многие младшие школьники начинают петь, рисовать, даже сочинять стихи. Учебные и игровые программы с доброжелательными героями поддерживают ребенка, внушают чувство доверия.
    • Позволяют ребенку моделировать различные реальные и предполагаемые жизненные ситуации. Подобные эксперименты дают возможность «проиграть» множество ситуаций, которые в последующем могут быть реализованы в жизни.
    • Помогают в самореализации. Одни дети предпочитают головоломки и логические игры, другим нравятся игры на быстроту реакции, третьих привлекают обучающие игры, четвертые любят раскраски и т. п.
    • Оказывают коррекционный эффект при работе с детьми с ОВЗ. Многие дети впервые начинают обучение с помощью ПК, им становится доступной большая часть информации, они осваивают речь, получают знания об окружающем мире и о себе. Компьютер можно эффективно использовать для коррекции речи, зрения, в работе с детьми с задержкой умственного развития.
    • Создают предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Игры могут обеспечивать переход от механического усвоения детьми знаний к овладению умением приобретать их самостоятельно. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств детей. В ходе компьютерных игр дети приобщаются к исследовательской работе, совершенно не замечая этого, у них развиваются умения получать, анализировать и интерпретировать информацию; создавать гипотезы и делать выводы; корректировать свои дальнейшие действия.

    Особенности выбора жанра и продолжительности

    компьютерных игр для младших школьников

    Чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра игры, содержание, систему управления, настройку интерфейса и уровня сложности. Нельзя играть в игры в ущерб другим занятиям.

    Для эффективного и правильного применения игровых программ с целью воспитания и развития детей, педагогам и родителям следует при выборе жанра игры учитывать возраст, темперамент и интересы ребенка.

    Для младших школьников лучше выбирать логические игры, игры-симуляторы, т. к. они непродолжительны по времени, направлены на развитие мышления, внимания, памяти, скорости реакции у детей.

    Оптимальный уровень сложности игры можно определить, наблюдая за реакцией детей в ходе выполнения игровых действий. Если ребенок перевозбужден, то следует снизить уровень сложности или вообще сменить игру на другой тип. Если ребенок стал излишне нетерпелив — нужно повысить уровень сложности.

    По времени игра для младших школьников не должна превышать 10–15 мин, либо должна предусматривать запись промежуточных результатов работы с последующей возможностью ее продолжения.

    При правильном подборе компьютерных игр и методов их применения у младших школьников развиваются внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляются интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

    Формы и стадии компьютерной аддикации

    у младших школьников

    Существование психологической зависимости от компьютерных игр и использования Интернета все еще вызывает сомнения у специалистов. В западных странах существует официальный термин«патологическое использование компьютера».

    Зависимость от компьютерных технологий (компьютерная аддикция) может быть выражена в двух формах:

    1) чрезмерная увлеченность компьютерными играми;
    2) интернет-зависимость (интернет-аддикция).

    Стадии компьютерной зависимости:

    • интерес — друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься;
    • втягивание — если нет возможности играть, становится скучно, грустно;
    • полная зависимость.

    Признаки компьютерной зависимости у ребенка:

    • ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
    • проводит за компьютером большую часть свободного время (6–10 ч в день);
    • провел хотя бы одну ночь у компьютера;
    • прогулял школу — сидел за компьютером;
    • приходит домой и сразу садится за компьютер;
    • стал хуже учиться, потерял интерес к учебным предметам;
    • практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
    • во время игры ребенок начинает разговаривать сам с собой или с героями игры, как будто они реальные;
    • забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
    • пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
    • трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии;
    • конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

    Психологические особенности компьютерных аддиктов

    Среди основных факторов, влияющих на развитие у детей компьютерной зависимости: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей и знакомых, эмоциональная подавленность.

    Перечислим возможные причины депрессивных отклонений у игровых компьютерных аддиктов:

    • наличие постоянной потребности в компьютерной игре и одновременно с этим невозможность полного удовлетворения этой потребности;
    • переживание практической бесполезности увлечения компьютерными играми и вследствие этого собственной бесполезности наряду с невозможностью прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости;
    • неадекватное отношение к себе.

    Особенность игровых аддикатов — социальная дезадаптация. Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют аддикты, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою.

    Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т. д. Ему приходится уничтожать компьютерных врагов, а те, в свою очередь, пытаются уничтожить его.

    Человек, находясь длительное время в такой среде, переносит ее законы на реальный мир: начинает чувствовать себя более уязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле.

    Правила компьютерной безопасности

    младших школьников

    • Время игры следует ограничивать:

    – для детей 6–7 лет — 10 мин;
    – для детей 8–11 лет — 15–20 мин;
    – для старшеклассников — до 30 мин в день.

    • Необходимо установить «закон расстояния»: для игровых приставок не менее 2 м, для персональных компьютеров — 30–40 см.

    • Необходимо соблюдать «временной закон» — не играть перед сном, сразу после еды и, разумеется, вместо сна, подвижных игр, помощи по дому, не сделанных уроков и даже просто прогулки на улице.

    • В комнате, где стоит компьютер, должно быть достаточно много живых растений и свежего воздуха.

    • Нужно контролировать содержание игр: исключать сюжеты с насилием, жестокостью, нездоровым азартом, оккультно-сатанинской тематикой и прочими нравственно отрицательными темами.

    Особенности и признаки интернет-зависимости

    Рассмотрим подробнее интернет-зависимость. Поведенчески интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя до 18 ч в день в виртуальной реальности.

    Чем же так притягательно нахождение в интернет-пространстве?

    Перечислим основные причины:

    • Интернет — это возможность анонимного общения;
    • возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в т. ч. возможность создавать новые образы «Я», вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире);
    • чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (нет необходимости удерживать внимание одного собеседника — т. к. в любой момент можно найти нового);
    • неограниченный доступ к информации.

    Признаки интернет-зависимости:

    Интернет-зависимость — это навязчивое желание войти в Интернет, находясь в офлайне, и неспособность выйти из Интернета, будучи в онлайне. Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 г. для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернета.

    • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
    • предвкушение следующего сеанса онлайн;
    • увеличение времени, проводимого онлайн;
    • увеличение количества денег, расходуемых онлайн.

    Выделяют следующие основные типы интернет-зависимости:

    • пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточность знакомых и друзей в Интернете, постоянные новые знакомства;
    • навязчивая потребность в Интернете — игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
    • информационная перегрузка — бесконечные путешествия по Интернету, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
    • игровая зависимость — навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

    В заключение предложим рекомендации для родителей, которые позволят избежать компьютерной зависимости у детей.

    Памятка для родителей обучающихся

    Рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников

    1. Общайтесь со своим ребенком «на одной волне». С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребенком, спрашивайте его мнение. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.

    Помните, что для ребенка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.

    2. Говорите с ребенком об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несет в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.

    3. Познакомьте ребенка с временными нормами использования компьютера (ведь все хорошо в меру). Ограничьте время, проводимое ребенком за компьютером, и не позволяйте ему играть в компьютерные игры за 1,5–2 ч до сна и особенно ночью.

    4. Осуществляйте «цензуру» компьютерных игр и программ. Научите ребенка использовать компьютер и Интернет в помощь учебе. Следите, в какие игры он играет. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем «бродилки» и «стрелялки». Если вы заметили, что ребенок начинает разговаривать с персонажами игр, прекратите игру.

    5. Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в его жизни появился какой-либо интерес, будь то театр, космос, динозавры.

    Обязательно ходите всей семьей в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.

    6. Приобщайте ребенка к домашним обязанностям.

    7. Культивируйте семейное чтение.

    8. Контролируйте круг общения ребенка, приглашайте его друзей в дом.

    9. Знайте место, где ребенок проводит свободное время.

    10. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребенка.

    11. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.

    12. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к традиционным играм.

    13. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.

    14. Не забывайте, что родители — образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребенка.

    15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми. Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение — лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребенка.

    И.С. Хирьянова, ст. преп. каф. предметных технологий начального и дошкольного образования факультета начального, дошкольного и специального образования ГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игра как средство экологического воспитания младших школьников

    доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

    Игры для обучения дошкольников и младших школьников английскому языку

    Игры помогут учителю в непринужденной обстановке обучить младших школьников и дошкольников английскому языку...

    Игра - средство развития двигательных качеств младших школьников

    Развитие двигательных качеств младших школьников посредством игры....

    Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий.

    Требования ФГОС к формированиюуниверсальных учебных действий.Сущность коммуникативных УУД. Пути и возможности формирования коммуникативных УУД при использовании дидактических игр в учебном процессе....

    педогогический опыт "дидактическая игра как средства познавательного интереса младших школьников на уроке казахского языка"

    Даннный материал является моей  творческой темой по которой работаю 4 год. по данной теме защищалась на конкурсе "Учительказахского языка 2013"...

    Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

    Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

    Влияние склонности к компьютерным играм на уровень тревожности у старших школьников

    Высокая тревожность у склонных к компьютерным играм старшеклассников - это и причина, и следствие склонности.  В том случае, если человек не обладает высокой тревожностью до начала увлечения, то ...