"Психологический климат педагогического коллектива"
методическая разработка на тему

Тютченко Вероника Валерьевна

Доклад на психолого-педагогическом семинаре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_klimat.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"

«Психологический климат педагогического

 коллектива»

Подготовила: воспитатель I квалификационной категории

Тютченко В.В.







Январь, 2019г.

Коллектив работников не может быть однородным. В его составе есть люди с различными характерами, взглядами, интересами, опытом, возрастом и т.д. Между отдельными членами коллектива иногда возникают недоразумения, которые касаются как личных, так и общих интересов. Но, все же спорные вопросы решаются доброжелательно, если нужно, то и коллективно, и тогда они не влияют отрицательно на трудовую жизнь коллектива. В таком случае говорят о благоприятном психологическом климате и слаженности в работе всех членов коллектива.

Что же такое психологический климат?

Так, советский психолог К.К. Платонов понимает под психологическим климатом общественные настроения. «К массовым явлениям, свойственным любым группам, относится общественное настроение. Оно то и создает в группе ее психологический климат. Основным фактором, вызывающим настроение, служат межличностные отношения», - пишет он.

Основоположник социальной психологии Е.С. Кузьмин значительно расширяет содержание этого понятия. По его мнению, «понятие психологического климата емкое, оно отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе».

Советский психолог Б.Ф. Ломов считает, что психологический климат включает в себя:

  • Систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба и т.д.);
  • Психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие и т.д.);
  • Систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

Итак, под психологическим климатом следует понимать эмоционально-психологический настрой педагогического коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Из наиболее важных форм проявления эмоционально-психологического климата в коллективе выступают совместимость, сработанность и сплоченность.

Под совместимостью принято понимать эффект взаимодействия людей, характеризующийся их максимальной удовлетворенностью друг другом.

Сработанность — процесс и результат взаимодействия людей, который характеризуется максимально возможным успехом деятельности при незначительных эмоционально-энергетических издержках.

Сплоченность коллектива является мерой упорядоченности, согласованности и устойчивости внутригрупповых и межгрупповых межличностных взаимосвязей, обеспечивающих стабильность и преемственность (традицию) жизнедеятельности коллектива.

Основными показателями положительного психологического климата является:

• удовлетворенность членов коллектива своим пребыванием в коллективе, процессом и результатами труда;

• признание авторитета руководителей;

• жизнеутверждающее настроение в коллективе;

• сплоченность и организованность членов коллектива;

• сознательная дисциплина;

• продуктивность работы;

• практическое отсутствие текучести кадров.

Психологический климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и, безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь, завтрашние взгляды и деятельность ученика. Если его не урегулировать в коллективе, то с большим трудом решаются  вопросы эффективной организации образовательного и воспитательного процессов. Если в коллективе  создана атмосфера поиска, радости, интереса, сотворчества – всё это является условием становления личности, коллектива, учреждения образования. От того, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения.

Климат в коллективе зависит от личностных интеллектуальных, эмоциональных, волевых черт характера его членов. Познавательная активность, чувство нового, изобретательность отдельных педагогов стимулируют педагогический коллектив к инновационной деятельности, к поиску новых технологий и утверждению истинных ценностей.

 Характер руководства, проявляющийся в том или ином стиле взаимоотношений между официальным руководителем и подчиненными, также воздействует на психологический климат коллектива. За руководителем признаётся право принятия значимых для коллектива решений. Именно руководитель, должен следить за эффективным использованием времени каждого педагога, созданием и использованием благоприятных условий труда и отдыха, заботиться о здоровье и всестороннем развитии каждого члена педагогического коллектива. В целях упорядочения труда педагога, прежде всего, необходимо правильно определять объем учебной нагрузки каждого педагога, составлять рационально продуманное расписание, четко распределять служебные обязанности между администрацией, между отдельными членами коллектива.

Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, но иногда на его фоне возникает опасность возникновения конфликтов. Конфликт — форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающая по причине несовпадения (столкновения) желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликты могут возникнуть на фоне нервозности, раздражительности и обидчивости, в коллективе могут присутствовать чувства тревоги, неудовлетворенности, усталости или страха, при неясных целях результатов всей работы и каждого рабочего дня.

И.П. Павлов считал людей наиболее сильными раздражителями, которые часто меняют настроение друг другу как в лучшую, так и в худшую сторону. Большинство людей, положительно влияют на окружающих своей моральной чистотой, чуткостью, знанием дела, стремлением постоянно оказать помощь. Они, как правило, своим присутствием улучшают настроение всем членам коллектива, с ними легко работается.

Но встречаются и такие, которые отрицательно влияют на самочувствие коллектива. Они отличаются резкостью, тревожностью, капризностью, не могут поддерживать нормальный психологический климат в коллективе. Это зависит от их   темперамента, характера, интересов и тому подобное. Конфликты порождают неприязнь, враждебность, апатию, что отрицательно отражается на психологическом климате  коллектива.

Есть деструктивные конфликты, которые создают напряжение в коллективе, осложняют межличностные и межгрупповые отношения. Но конфликты бывают и конструктивными, когда благодаря им вскрываются негативные взаимоотношения между членами коллектива, мешавшие работе, или конфликт разрывает состояние равнодушия и апатии, сложившееся в коллективе, побуждает к действиям, творческому поиску.

Для благоприятного психологического климата характерны доброжелательный стиль взаимоотношений, творческая атмосфера коллективного поиска эффективных методов и форм обучения и воспитания детей, единство педагогических требований, высокий уровень трудовой дисциплины и самодисциплины.

Только в коллективе педагог находит вдохновение, поддержку, сочувствие, без которых не может быть полного удовлетворения трудом, только в коллективе получает гарантию и помощь в случае неудач и ошибок. Здесь наблюдается четкая взаимосвязь: удовлетворенность трудом зависит от климата в коллективе, а одним из слагаемых здорового нравственно - психологического климата является удовлетворенность трудом.

Как известно, сплоченному коллективу всегда присущи взаимопомощь и взаимовыручка. Каждый считает за честь иметь поддержку коллектива, поделиться личными делами, посоветоваться, что-то обсудить.

Сплочение педагогического коллектива реализуется, прежде всего, в деятельности (профессионально-педагогической, общественной и др.), в общении. В коллективе должны создаваться  такие условия, чтобы ни один педагог не чувствовал себя одиноким среди своих коллег. Нельзя упускать из поля своего зрения характер межличностных отношений (симпатий, антипатий и др.), коммуникативных связей внутри групп, из которых коллектив неизбежно состоит или которые неизбежно образуются в нем в конкретной ситуации.

Сплочению педагогов в коллектив способствует проведение мероприятий, требующих общей ответственности. Очень важно, чтобы педагоги в этих делах смогли реализовать свои возможности, творческие черты своей личности. Это все успешно реализуется через применение нетрадиционных форм работы  с педагогами, таких как конкурсы педагогического мастерства, фестивали педагогических идеи и т.д. Именно при подготовке и проведении таких мероприятий ощущается настоящее единение всех членов коллектива: администрации, руководителей методических объединений, опытных педагогов и молодых специалистов.

Важная роль в формировании психологического климата принадлежит системе методической работы с педагогическим кадрами. Педагоги, объединенные общей продуктивной деятельностью, коллективным творчеством всегда выступают как команда единомышленников при решении коллективом каких-либо важных и сложных задач, в процессе их коллективной деятельности налаживается продуктивное взаимодействие между педагогами, складывается система конструктивного общения, а если и возникают конфликтные ситуации, то они решаются с наименьшим ущербом для психологического здоровья педагогов. Немаловажная роль в этом принадлежит руководителям методических объединений.

Содействуя становлению позитивного психологического климата в  коллективе необходимо также отмечать достижения педагогов.

В школе должна быть система материального и морального стимулирования творчески работающих педагогов, педагогов показывающих стабильные результаты в своей профессиональной деятельности. Для педагога важно не только материальное вознаграждение за работу, но он должен непременно получать удовлетворение от проделанной работы, чувствовать поддержку со стороны коллег, администрации. Эффективным  в этом плане является награждение педагогов Почетными грамотами, сертификатами, дипломами за успехи в профессиональной деятельности, а также юбиляров и награждение педагогов к профессиональному празднику.

Таким образом, можно сделать вывод, что если в педагогическом учреждении будет сформирован благоприятный психологический климат климат,  то это будет способствовать повышению уровня комфортности всех участников образовательного и воспитательного процесса процесса, развитию личности педагогов, их творческой активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе.

“Экспресс-методика” по изучению социально-психологического климата в коллективе....

Методика.Психологический климат классного коллектива (В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Материал в помощь воспитателю. Назначение: методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям - эмоциональному, моральному и деловому....

АНКЕТА «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КОЛЛЕКТИВЕ»

Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в вашем коллективе.Прочтите сначала предложенный текст слева, затем справа, и после этого знаком «+» отметьте в сре...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....