Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
материал по теме
Предварительный просмотр:
Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Участники: учителя
Время проведения: 1 час.
Оборудование:
Цель: организация взаимодействия педагогического коллектива по формированию благоприятного морально-психологического климата в школе.
Задачи:
- Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
План:
- Вступление.
- Игра “Рука”.
- Тест “Изучение морально-психологического климата в коллективе”.
- Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
- Игра “Автомобиль”.
- Загадка.
- Заключение.
Эпиграф
Как христиане, мы должны всю жизнь придерживаться поста, который я бы обозначил так: не есть ближнего своего.
А кто у нас не ест ближнего своего?
Между тем спокойствие души как раз в этом “вегетарианстве”: тогда ведь и ближний, если он не до конца испорчен, не будет есть меня.
Юрий Арбатов, писатель, драматург.
1. Вступление.
1.1. Ознакомление педагогического коллектива с планом проведения семинара, его целью и задачами.
1.2. Ознакомление педагогического коллектива с понятием “морально-психологический климат”.
1.3. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Более трети своей жизни мы проводим на своем рабочем месте. И от того, каким образом у нас сложатся взаимоотношения с окружающим нас рабочим пространством, социумом, зависит очень многое – и наше настроение, и наше здоровье, работоспособность, желание работать, инициативность, даже качество выпускаемого продукта. Процесс взаимодействия человека и организации двухсторонний, и каждый человек, приходя в организацию, привносит в нее что-то свое, немного видоизменяет ее, сам в свою очередь адаптируясь к царящему в ней климату и психологическому настрою. Не секрет, в одних организациях люди могут жить и развиваться годами, с гордостью приводя туда детей и внуков, с энтузиазмом рассказывают о царящих в коллективе обычаях, с удовольствием участвует во всех мероприятиях, вплоть до субботников, из такой организации они не уходят, даже если в другом месте и оклад больше, и должность выше и перспективней. И другой пример – постоянно меняющийся состав сотрудников, повышенная текучесть кадров, пессимизм и нежелание завтра вновь идти на работу. На рабочем месте царит подавленное настроение, желание как-нибудь досидеть, дотерпеть до конца дня. Отсутствие желания трудиться, бесконечные больничные, которые берутся по знакомству, а не из-за реального заболевания, мысленное отсутствие человека на рабочем месте – все это приводит к убыткам предприятия, а в конечном итоге – к увольнению сотрудника.
Человек подобен растению – в одном климате растет, в другом чахнет. Поэтому сейчас как никогда раньше обращается внимание на создание в коллективе благоприятных условий для развития человека, его роста, раскрытия его потенциала.
От состояния морально-психологического климата зависит эффективность групповой деятельности.
Важнейшие признаки благоприятного морально-психологического климата:
- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;
доброжелательная и деловая критика; - свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;
- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
Психологическая сказочная загадка. (М.Е.Литвак, 2000.)
Руслан уехал на войну. Людмила сошлась с Кощеем Бессмертным. Баба-Яга доложила об этом Руслану. Руслан неожиданно вернулся домой и расправился с Людмилой.
Определите степень виновности каждого из них в процентах. Решение может выглядеть следующим образом: Р – 20%, К – 30%, Л – 10%, Б – 40%.
Р - означает ревность, К – коварство, Л – любовь. Б – Баба-Яга.
В каждом коллективе может возникнуть такая ситуация, когда появляется чувство ревности или зависти, коварства или жажда мести, кто-то надевает на себя маску Бабы-Яги, а любви и гуманизму отводится лишь незначительная часть.
На сегодняшней встрече мы попытаемся изучить методоы и приемы по гармонизации взаимоотношений в коллективе и решить, что мы можем сделать для улучшения его морально-психологического климата.
Для начала мы предлагаем провести разминку о цели, которой сажем чуть позже.
Игра “Рука”. Все участники молча, глазами, должны найти себе пару. Ведущий через 30 сек. произносит: “Рука”. Все участники должны молча подойти и взять за руку человека, который составит с ним пару.
Ведущий подводит итог игры: “Надеюсь, все нашли друг у друга поддержку. Вот на кого мы можем опереться в трудную минуту”.
4. Изучение методов и приемов по гармонизации взаимоотношений в коллективе.
Что можно сделать для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе? (По материалам периодической печати).
Учитесь планировать. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой. Уделите планам некоторое время и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности или несоответствия вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для вас.
Будьте положительной личностью. Избегайте критиковать других. Учитесь хвалить других за те вещи, которые вам в них нравятся. Сосредоточьтесь на положительных качествах окружающих.
Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к расстройствам и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет вам принять их.
Избегайте ненужной конкуренции. В жизни много очень ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создает напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным.
Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, консультанта, психотерапевта, психолога, с которым вы можете быть откровенны. Это снимет ваше напряжение.
Регулярно делайте физические упражнения. Лучше следовать той программе, которая доставляет вам удовольствие.
Учитесь методам расслабления. Желательно под наблюдением специалистов.
Одним из важных факторов создания морально-психологического климата является осознание каждым учителем ответа на вопрос: «Зачем я работаю педагогом?»
Мотивация работы в школе у педагогов различна, но наибольшее предпочтение отдается передаче знания и опыта детям. Учителям интересна та или иная область знаний (математика, физика, художественная литература и т.д.). Педагоги чувствуют свою ответственность за будущее детей. Далее предпочтение отдается зарабатыванию денег и большому отпуску летом. Воспитывать детей нравится не многим педагогам.
Есть и другие причины, по которым учителя работают в школе (нравятся коллеги; самосовершенствование при работе с детьми; желание быть полезной и востребованной, а не просто бабушкой и мамой; общение с детьми; повышение своего интеллекта; работа в школе дисциплинирует, не дает расслабиться; просто нравится)
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Как правило, нестабильность психоэмоционального состояния определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них. Проявляется как недостаточный уровень самообладания, склонность к тревоге, некоторые трудности социальной адаптации.
Самооценка (самовосприятие) - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
Учителям, которые обладают позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают их как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.
С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, вегето-сосудистые расстройства и поведенческие срывы. Это сказывается на микроклимате в коллективе. Эти проявления лежат в основе психологического феномена синдрома хронической усталости и синдрома эмоционального выгорания.
Под хронической усталостью понимается специфический вид усталости, обусловленный постоянным эмоциональным контактом со значительным количеством людей. При синдроме хронической усталости человек страдает не просто от физического или нервного истощения, что время от времени испытывает каждый из нас, а от хронических стрессов нервной системы.
Если у Вас появилось непонятное ощущение вялости и упадка сил на протяжении последних двух или более недель; если ощущение усталости сопровождается ломотой в мышцах, болями, тошнотой, повышением температуры, депрессией или колебаниями настроения, то у Вас появляются симптомы синдрома хронической усталости.
Синдром хронической усталости – это заболевание, которое оставляет ощущение постоянного утомления. Развитию переутомления предшествует длительный период волевого усилия, умственного напряжения, работы в условиях переутомления. Большую роль в этом играет и отношение человека к работе: если выполняемый труд неприятен, то работоспособность, как правило, значительно снижается.
В практике выделяют следующие критерии диагностики СХУ:
- возникновение данного состояния связано с напряженной работой с перегрузкой;
- постепенный темп развития симптомов (вялость, раздражительность, агрессивность, апатия);
- четкие симптомы (небольшое повышение температуры, боль и першение в горле, боли в мышцах и суставах, расстройство сна, после которого он не чувствует себя отдохнувшим);
- снижение работоспособности;
- усиление усталости к вечеру вплоть до полного безразличия;
Другим не менее важным проявлением профессиональной деформации является синдром эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, журналистов – всех, чья деятельность невозможна без общения.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки”, или “освобождение” от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Лечение и профилактика Синдрома Хронической Усталости.
- Обеспечьте себе достаточный отдых. Недостаточный и нерегулярный сон может привести к истощению любого человека.
- Начните заниматься физкультурой. Следите за рациональным питанием.
- Пейте жидкость. Постарайтесь выпивать хотя бы восемь стаканов воды в день.
- Попробуйте взбодрить себя чем-нибудь. Часто оказывается полезным занять себя чем-либо для подъема настроения, например, послушать музыку или посмотреть кинофильм. Будет замечательно, если Вы сумеете уделить себе время взять отпуск, купить себе какую-нибудь обновку или заняться любимым делом, чтобы подстегнуть интерес к жизни.
- Научитесь планировать свои дела и выделять приоритеты. Большинство людей взваливают на себя слишком много дел и большую ответственность. Нагромождение проектов и обязательств, а также просто обдумывание их могут вызвать усталость. Хорошей стратегией является та, которая основывается на принципе “разделяй и властвуй”. Поделите свои задачи на части и поочередно занимайтесь решением только одной проблемы.
Стадии, аспекты и симптомы эмоционального выгорания
Существуют следующие стадии профессионального выгорания:
1 стадия:
- Начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; Специалист неожиданно замечает: вроде бы пока все нормально, но… скучно и пусто на душе;
- Исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности, возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: “Не лезьте ко мне, оставьте в покое!”.
2 стадия:
- Возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- Неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – в начале, это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем “вспышки раздражения”. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающий безопасный для организма уровень;
3 стадия:
- Притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру “уплощается”, человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- Такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск, интересы к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Три аспекта эмоционального выгорания:
- Снижение самооценки. Как следствие, такие “сгоревшие” педагоги чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
- Одиночество. Люди страдающие от эмоционального сгорания не в состоянии установить нормальный контакт с детьми, коллегами, преобладают объект – объектные отношения.
- Эмоциональное истощение, самоинизация. Усталость, апатия, депрессия, сопровождающая эмоциональное сгорание приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышению артериального давления, синдрому хронической усталости.
Симптомы эмоционального выгорания:
Психофизические симптомы:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (синдром хронической усталости);
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
- Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Резкая потеря или резкое увеличение веса;
- Полная или частичная бессоница;
- Постоянное заторможенное сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- Отдышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних телесных ощущений.
Социально-психологические симптомы:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- Постоянные переживания негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что “что-то не так, как надо”);
- Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что “не получится” и “я не справлюсь”;
- Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу “как не старайся, все равно ничего не получиться”).
Поведенческие симптомы:
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее все труднее и труднее;
- Человек меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- Постоянно, без необходимости берет работу домой, но дома ее не делает;
- Руководитель затрудняется в принятии решений;
- Чувство бесполезности, неверие в улучшение, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- Невыполнение важных, приоритетных задач и “застревание” на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- Дистанцированность от сотрудников, администрации, детей, повышение неадекватной критичности;
- Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
Упражнение выполняется несколько раз – сверху вниз. Выполняя упражнение, вы получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!”.
Появление СХУ, симптомов эмоционального выгорания – естественные явления в педагогической деятельности, результаты диагностики не должны Вас пугать, а лишь только насторожить и предупредить, что к себе надо относиться бережно, учиться преодолевать усталость, нервозность, противостоять стрессам.
Восстановление здоровья педагога – это не лечение, а управление механизмами, физического и психического состояния личности, способствующими формированию принципов здорового образа жизни, позитивного самоотношения, открытому взаимодействию с миром, готовности к изменениям.
Психологическими условиями восстановления здоровья педагогов являются развитие и формирование эмоциональной активности.
Релаксация.
2). Закройте глаза. Займите удобное положение. Сделайте 2-3 глубоких вдоха и выдоха. Вспомните ситуацию, в которой у Вас было хорошее настроение, и Вы ощущали себя победителем, у Вас всё получалось. Постарайтесь увидеть эту ситуацию как можно точнее, какое у Вас выражение лица? Где вы находитесь? Что Вас окружает? Кто рядом с Вами? Как Вы выглядите? Во что Вы одеты? Постарайтесь увидеть эту ситуацию, как можно точнее, рассмотреть все до мельчайших подробностей.
Постарайтесь услышать звуки, которые Вас окружают. Что это за звуки? Шум за окном? Голоса? Музыка? Постарайтесь услышать эти звуки, которые Вас окружают как можно точнее. Насладитесь ими. Постарайтесь почувствовать эту ситуацию. Почувствуйте, какая температура в помещении. Почувствуйте, как прикасается одежда к Вашему телу. Какие эмоции Вы испытываете в данный момент? Какие ощущения в теле возникают?
Задержите свое внимание на этих ощущениях, а затем представьте, как Вы сохраняете эти чувства. Насладитесь этими ощущениями. Потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза. Обратите внимание, как улучшилось Ваше настроение.
По данным английского психолога М. Аргайла, уровень здоровья и общей удовлетворенности жизнью коллектива оказывается тесно связан с такими факторами, как:
- наличие большого количества социальных связей и дружеских контактов. Люди меньше болеют, когда их социальные отношения отличаются доброжелательностью и приятностью. Хорошие взаимоотношения позволяют преодолевать стрессовые ситуации благодаря возможности обратиться за помощью к друзьям, в то время, как одинокие люди для борьбы со стрессом прибегают к курению, употреблению спиртных напитков, что рано или поздно ухудшает их состояние;
- крепкая семья и наличие в ней детей;
- интересная и любимая работа, приносящая моральное удовлетворение.
- активные занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, которые снижают уровень тревоги и депрессии, кровяное давление и риск сердечно-сосудистых заболеваний, нормализуют вес;
- особый склад личности, который характеризуется высокой убежденностью человека в своей значимости и нужности обществу, внутренним фокусом контроля, восприятием жизненных трудностей и проблем как источник для личностного роста.
. Игра “Автомобиль”. Инструкция. Представить наше образовательное учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Совместно выбрать один из вариантов. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске. Обсудить варианты. Сделать вывод: “Каждому в нашем коллективе есть достойное место”.
4. 3. Как располагать к себе людей
ОБ УМЕНИИ РАСПОЛАГАТЬ К СЕБЕ ЛЮДЕЙ
Американский психолог, Дейл Карнеги, предлагает несколько советов об умении располагать к себе людей:
- Проявляйте искренний интерес и внимание к другим людям. Вникайте во все.
- Будьте приветливы, доброжелательны, создавайте благоприятную атмосферу.
- Запоминайте имя человека и все, что можно о нем знать (его семейное положение, слабости, хобби и т.д.).
- Умейте терпеливо слушать других. Проявляйте внимание и сочувствие при слушании.
- Никогда не унижайте человека, даже если он не прав и оказался побежденным в споре.
- Дайте человеку почувствовать его значимость, подчеркните его компетентность, поощряйте, применяйте похвалу.
- Начинайте с искреннего признания достоинства человека.
- Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.
- Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
- Задавайте вопросы вместо того, чтобы отдавать приказания.
- Дайте возможность человеку спасти свое лицо.
- Хвалите человека за каждый, даже скромный, успех и будьте при этом искренни.
- Пользуйтесь поощрением. Сделайте так, чтобы недостатки, которые вы хотите в человеке исправить, выглядели легко исправимыми, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
- Делайте так, чтобы людям было приятно исполнять то, что вы хотите.
4. 4. Как по-философски относиться к жизни
13 фраз о жизни: Габриель Гарсиа Маркес
- Я люблю тебя не за то, кто ты, а за то, кто я, когда я с тобой.
- Ни один человек не заслуживает твоих слез, а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.
- Только потому, что кто-то не любит тебя так, как тебе хочется, не значит, что он не любит тебя всей душой.
- Настоящий друг – это тот, кто будет держать тебя за руку и чувствовать твое сердце.
- Никогда не переставай улыбаться, даже когда тебе грустно, кто-то может влюбиться в твою улыбку.
- Возможно, в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты – весь мир.
- Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было.
- Всегда найдутся люди, которые причинят боль. Нужно продолжать верить людям, просто быть чуть осторожнее.
- Стань лучше и сам пойми, кто ты, прежде чем встретишь нового человека и будешь надеяться, что он тебя поймет.
- Не прилагай столько усилий, все самое лучшее случается неожиданно.
Заключение. Мы попытались на сегодняшней встрече не только предложить рекомендации по улучшению морально-психологического климата в коллективе, но и создать позитивный настрой для успешного завершения этого учебного года.
В рамках современных подходов к психологии здоровья можно отметить следующие особенности личности, обуславливающие хорошее психическое и физическое самочувствие:
- Забота о самом себе и незабывание собственных интересов. Развитый культурный человек готов пожертвовать собой ради интересов тех, о ком и о чем он заботится, однако далеко не полностью и не ценой своего здоровья;
- Соблюдение в своем поведении норм и правил общественной морали. Как сказал классик: “Да, жалок тот, в ком совесть не чиста!”;
- Способность прочно стоять на своих ногах и брать ответственность за свою жизнь, не требуя особой поддержки от других людей и общественных организаций, умение брать ответственность за свои ошибки и не стремиться обвинять в них других людей или социальные условия;
- Устойчивость к фрустрациям, основанная на разрешении допускать ошибки как самому себе, так и другим людям;
- Гибкость и пластичность установок, основанная на открытости миру и изменениям, происходящим в нем, отказ от жестких и неизменных жизненных правил в отношении себя и окружающих;
- Принятие неопределенности и случайности в окружающей жизни, которые делают достижение жизненных целей в полном объеме проблематичным;
- Творческое и поисковое отношение, как к самому себе, так и к своему социальному окружению;
- Позитивное принятие самого себя таким, каков есть, но в то же время желание стать завтра немного лучше, чем сегодня. Отказ от оценки самого себя на основе внешних достижений или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни просто так, чем от свершения и достижения каких-то значимых результатов;
- Способность к аналитическому восприятию своих мыслей, чувств и поступков, умение оценивать их последствия в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей;
- Умение рисковать, понимание как стремление делать то, что хочется, доже, когда существует возможность неудачи, быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым;
- Стремление жить в сегодняшнем дне по известному принципу “здесь и сейчас” и в то же время планирование оптимального будущего;
- Отказ от нереалистического желания находиться в постоянной радости, быть предельно совершенным во всем и не иметь никаких забот, тревог, депрессий и раздражений;
- Воспитать в себе адекватные реакции на сложности жизни, которые включают в себя: печаль, а не депрессию из-за того, что должно было неминуемо произойти; расстройство и сожаление, а не чувство стыда и вины из-за того, что сделал что-то не так; раздражение, а не гнев из-за того, что кто-то поступает не так, как мне хочется, понимание того, что другой может поступать так, как сам считает нужным.
Никогда, никогда, никогда не сдавайтесь,
Как бы ни было трудно по жизни идти.
На колени упав, вновь с колен поднимайтесь,
Чтобы стиснув зубы до цели дойти!
Никогда, никогда никого не судите,
Да не будете сами судимы тогда.
Постарайтесь понять, а понявши, простите,
Бог обидчикам Вашим единый судья!
Никогда, никогда ни о чем не жалейте,
Пусть не всё, что хотели Вы сделать смогли.
Всё зависит от Вас: захотите, сумейте,
И преграды останутся все позади!
Никогда не жалейте о том то что было,
Дней минувших, увы, нам уже не вернуть.
Никогда не желайте того, что будет,
Дней грядущих ещё не известен нам путь.
Никогда, никогда не копите обиды,
Пусть обидчиков Ваших накажет судьба.
Не дано им понять, что других обижая,
Изначально они обижают себя.
Никогда, никогда не стесняйтесь любимым
Признаваться в любви и творить чудеса.
Пусть Любовью и Богом по жизни хранимы
В Вашем сердце живёт лишь одна доброта!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
WEB-газета как одна из форм информационного взаимодействия участников образовательного процесса
В статье рассказывается о моем опыте по созданию школьной web-газеты. Так же расматриваются другие виды информационного взаимодействия участников образовательного процесса....
Результаты исследовательско-экспериментальной работы «Школьная медиация как основа позитивного взаимодействия участников образовательного процесса» (июнь 2008 г.- декабрь 2010)
Шкльная медиация...
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока".
Выступление на педсовете"Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса – важнейшая составляющая современного урока"....
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ - ЗАЛОГ ПРОДУКТИВНОСТИ ТРУДА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Благоприятный психологический климат на уроке - залог продуктивного труда всех участников образовательного процесса. Что способствует благоприятному психологическому климату на уроке? Конечно же,...
Эффективное взаимодействие участников образовательных отношений
Особенности работы всех участников образовательного процесса...
Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса»
laquo;Система внеурочных воспитательных мероприятий в детском объединении как фактор создания благоприятного психологического климата»...
Использование онлайн-инструментов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Одной из задач национального проекта РФ «Образование» является «Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступ...
Комментарии
Использованная литература:
Использованная литература: Могила Ольга Ильинична, «Благоприятный морально-психологический климат в коллективе — основа эффективного взаимодействия участников образовательного процесса», 2005/2006 уч. год.