ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ - ЗАЛОГ ПРОДУКТИВНОСТИ ТРУДА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
статья по русскому языку на тему

Микитюк Лариса Геннадьевна

Благоприятный психологический климат на уроке - залог продуктивного труда всех участников образовательного процесса. Что способствует благоприятному психологическому климату на уроке?

 Конечно же,  доброжелательная обстановка: спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Наличие или отсутствие психологического комфорта на уроках оказывает влияние на состояние психики школьника, на его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.

Составляющие психологического комфорта на уроке: эмоциональность, интерес, мотивация, темп, завершённость действий, контакт, такт, творчество, активность… 

Не менее важным для благоприятного психологического климата на уроке является оценка. Важно, научить ученика объективно оценивать самого себя (через самооценку), своих товарищей (через взаимооценку), тогда и оценка его учителем или одноклассниками будет восприниматься адекватно.  

Поддерживать интерес у учащихся к уроку можно, варьируя методами, приёмами и формами обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_klimat_na_uroke.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ НА УРОКЕ - ЗАЛОГ           ПРОДУКТИВНОСТИ ТРУДА УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Благоприятный психологический климат на уроке - залог продуктивного труда всех участников образовательного процесса. Что способствует благоприятному психологическому климату на уроке?

 Конечно же,  доброжелательная обстановка: спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Наличие или отсутствие психологического комфорта на уроках оказывает влияние на состояние психики школьника, на его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость. [1, с.35].

Составляющие психологического комфорта на уроке: эмоциональность, интерес, мотивация, темп, завершённость действий, контакт, такт, творчество, активность… Учитель – носитель интересных идей, приятный собеседник, участник плодотворной дискуссии, координатор  различных проектов. Если урок интересен, а обстановка благоприятна, то и учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.[2, с.13].

Не менее важным для благоприятного психологического климата на уроке является оценка. Важно, научить ученика объективно оценивать самого себя (через самооценку), своих товарищей (через взаимооценку), тогда и оценка его учителем или одноклассниками будет восприниматься адекватно.  Ученик  более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Поддерживать интерес у учащихся к уроку можно, варьируя методами, приёмами и формами обучения. Под интересом в методическом плане  понимается такое  эмоциональное  отношение  учащихся  к  предмету,  которое  вызывает  у детей желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне  это  отношение  выражается  в  пытливости,  в  любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. В  развитии  интереса  школьников  к  предмету  немаловажное значение  приобретает  использование активных форм обучения, нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Вот наиболее распространенные типы нестандартных уроков, которые практикую:

1.Уроки - деловые игры

2.Уроки - соревнования

3.Уроки типа КВН

4.Компьютерные уроки

5.Уроки с групповыми формами работы

6.Уроки взаимообучение учащихся

7.Уроки - аукционы

8.Уроки-зачеты

9.Уроки - формулы

10.Уроки - конкурсы

11.Уроки - обобщения

12.Уроки - игры

13.Уроки семинары

14.Уроки – «круговая тренировка»

15.Уроки – проекты

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание, последовательность операций.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, но снять напряжение, чувствовать себя комфортно.  

Часто сделать урок интересным, динамичным, комфортным помогает игра. Пожалуй, игра является одной из наиболее эффективных форм создания психологического  комфорта школьников во время урока. С одной стороны,  решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Целенаправленное  введение  в урок  игр  повышает  эффективность обучения. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В игре проявляется  самостоятельность  и  творчество  каждого  ученика,  каждый работает в меру своих сил и способностей. Игры вызывают живой интерес к книгам,  полезным  занятиям,  учебным  предметам,  окружающей  жизни.  Они учат  жить  в  коллективе,  развивают  в  то  же  время  индивидуальные способности каждого ученика, его кругозор. [3, с.47].

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

                     Список литературы

1. Аграшенников А. А. Психология на каждый день. Советы, рекомендации, тесты. - М.: Вече, АСТ, 1997г.

 2. Леви В. Искусство владеть собой.- М.: изд. Знание, 1991 г.

 3. Охитина Л.Т. Психологические основы урока», М., изд. Просвещение, 1997 г. 4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос,1996г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод психологической помощи участникам образовательного процесса

Данная публикация составлена на основе краткого обзора литературы по использованию работы с песком в психолого-педагогической практике, а также отражает личный опыт автора по применению этой уникально...

Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)

В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...

Обобщение опыты педагога - психолога "Психологическая поддержка и сопровождение участников образовательного процесса"

данная информация пригодится педагогу - психологу для прохождения процедуры аттестации или для участия в различных профессиональных конкурсах....

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Игра как метод создания психологической комфортности участников образовательного процесса на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах...

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»

Сертификат участника Всероссийского вебинара «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАВ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО РЕЖИМА»...