"Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС и профстандарта педагога"
статья на тему
Материал мпредназначен для учителей истории и обществознания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС и профстандарта педагога
Автор: Пшеничная Е.С.,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №7
В настоящее время педагогическая деятельность в образовательных учреждениях характеризуется переходом к работе по федеральным образовательным стандартам, которые выдвигают новые требования к системе обучения. В соответствии с этими требованиями в школу должен прийти учитель с новым мышлением, способный реализовывать задачи выдвинутые ФГОС.
О специфике преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС не говорится ровным счетом ничего. Отсюда непонимание моих коллег, как реализовывать то, о чем не сказано. Целью данной моей работы является попытка найти пути решения проблем, поставленных новым образовательным стандартом перед учителями истории и обществознания так, чтобы социальные особенности, духовные традиции и культура российского народа не смогли бы потерять свои особенности.
Сейчас в системе современного образования курс истории и обществознания, как никогда актуален. Он занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, как еще одно средство общения, познания окружающего мира и расширения границ этого мира. Изучение истории и обществознания - эффективное средство социализации личности, интеллектуального развития ребенка, самовыражения, эмоционального и нравственного развития личности. Поэтому основным приоритетом обучения в школе должно являться сохранение функций этих предметов.
Итак, новые требования к образовательным результатам задают новые целевые ориентиры. Для достижения результатов требуется новый педагогический инструментарий. Сделать это старыми педагогическими способами невозможно, а это значит, что педагогам надо не только поменять элементы педагогической системы, но и пересмотреть всю систему своей деятельности, научиться проектировать урок в логике учебной деятельности: ситуация — проблема — задача — результат. Считаю, что на уроках истории и обществознания для решения этого вопроса необходимо применять метод проектов. Метод проектов позволяет творчески применить изученный материал, превратить уроки истории и обществознания в дискуссию, исследование.
Еще один актуальный вопрос введения ФГОС это то, что основой стандарта является системно-деятельностный подход в обучении. Данный подход заставляет пересмотреть способы взаимодействия с учеником в познавательном процессе. Целью обучения становится не передача определенной суммы знаний, а создание условий для максимального развития индивидуальности ребенка, его способностей, склонностей, интересов. Содержание образования в связи с этим отбирается на основе выделения компетенций, которые необходимы каждому человеку. Соответственно вычленяются проблемы, которые ученик должен научиться решать, и учебный материал группируется вокруг этих проблем. Меняется и роль учителя: из "транслятора" информации он превращается в организатора деятельности ученика. Соответственно и ученик не просто сидит, слушает и воспроизводит полученную информацию на уроке, а становится активным участником по приобретению и освоению этой информации. Ученик должен стать субъектом деятельности. В концепции ФГОС осуществляется "перенос акцента с изучения основ наук на обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук". Концепцией ФГОС фиксированного содержания образования не предусмотрено, ученик формирует его сам в процессе учения, и учитель должен идти от потребностей ученика в той или иной информации, а не к ученику. Учитель должен строить урок так, чтобы он учил решать проблемы. Для реализации этих задач на уроках истории и обществознания необходимо представлять ситуации в форме диалога, позволяющих выделить одну или несколько проблем по предъявленной тематике. Также можно использовать работу в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих ту или иную гипотезу, выдвинутую на уроке.
С определением новых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) встает вопрос об организации контрольно-оценочной деятельности. Эффективная оценочная деятельность учителя истории и обществознания предполагает наличие следующих компетентностей:
- умение выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям (технология "Портфолио", технология оценивания учебных достижений учащихся и др.);
- корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры (комплексная итоговая работа, уровневый подход к представлению планируемых результатов и др.);
- формировать оценочную самостоятельность учащихся.
Новое понимание образовательных результатов определяет необходимость обновления традиционной оценочной деятельности учителя истории и обществознания.
Необходимо упомянуть о том, что основой для достижения личностных и метапредметных результатов является организация внеурочной деятельности. За счет нее расширяется пространство взаимодействия участников образовательного процесса, появляется возможность для организации проектной и поисковой работы. Внеурочная деятельность позволяет создать условия для овладения учеником другими не учебными видами деятельности, которые научат его решать проблемы, развивать свои индивидуальные способности и возможности. Для наибольшей результативности в изучении истории и обществознания в качестве внеурочной деятельности необходимо использовать творческие, ролево-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Конечно, стремительные изменения в обществе требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача учителя истории и обществознания - подготовить выпускника, обладающего необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Чтобы выполнять все требования профстандарта, необходимо следующее:
- предоставить еще один кабинет истории;
- обеспечить необходимым оборудованием: по истории – исторические карты, видеотека, таблицы и схемы, дидактические материалы для проведения лабораторных занятий; по обществознанию – таблицы и схемы;
- обеспечить кабинеты ПК;
- провести курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию;
- предоставить возможность обучения по праву и экономике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преподавание истории и обществознания в условиях введения ФГОС
Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Как показал...
Методика преподавания обществознания в условиях внедрения ФГОС
В данной работе представлена подборка рабочих листов по обществознанию 5-6 классы к учебнику А.Кравченко. Задания в рабочих листах предполагают формирование предметных, метапредметных и личностных уме...
Статья "Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС"
Статья о специфике преподавания учебных предметов- истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС...
Специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС
Аннотация.В статье рассматривается специфика преподавания истории и обществознания в условиях внедрения ФГОС.Ключевые слова:история, обществознание, ФГОС.Annоtation.Thearticlediscussesthespecificsofte...
Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО
Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС ООО...
Особенности преподавания истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое общеобразовательное пространство. Сущность которой выражается в переориентации системы обр...
Системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС
« Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться».ДемокритПоследнее время в нашей жизни произошли бол...